Тема. Социальные действия и взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Социальные действия и взаимодействия



Тема. Социальные действия и взаимодействия

План:

1. Социальные действия: понятие, признаки, структура. Типология социального действия по М. Веберу;

2. Массовое сознание и массовые действия: определение, формы;

3. Особенности поведения индивида в толпе;

4. Социальные взаимодействия: определение, виды (формы).

Этапы соц. действия:

· Цель;

· Способ реализации цели;

· Средство;

· Результат.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в зависимости от степени рациональности поведения индивидов:

1. целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2. ценностно-рациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.) независимо от его успеха;

3. аффективное – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т.е. не подлежащее социологическому анализу;

4. традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и др. наук, но не социологии.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

 

2. Массовое сознание и массовые действия: определение, формы;

Сознание - высшая форма отражения объективного мира, продукт головного мозга человека. С его помощью человек способен активно и целенаправленно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии со своими интересами, формирование и реализация которых тесно связаны с общественными ценностями: знанием их и стремлением реализовывать в своей жизнедеятельности.

Сознание массовое – тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. Характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенным окостенением (стереотипами) – в других. Для массового сознания характерен сплав инноваций и традиций (так как оно всегда склонно к адаптации и освоению новых способов жизнедеятельности), которые в конкретный исторический момент определяют его состояние.

Массовое сознание определяет массовые действия. Они могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Формы массового действия: массовая истерия, слухи, паника.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

Паника – форма массового действия, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Обычные средства преодоления кризиса не применимы. Всеобщий страх, цепная реакция панических действий. Паника – характерна для толпы.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

• большие и малые;

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

• сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

• контактные и неконтактные (дисперсные);

• спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

• социально однородные и неоднородные.

Однако это - теоретическое разделение. В политической практике, особые виды и разновидности масс выделял В.И. Ленин, исходя из реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-первых, он различал прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтральные, неопределившиеся массы. Во-вторых, в его работах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и нерешительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике. Во-первых, это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа - понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы».

Во-вторых, это так называемая «собранная публика» - от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию - основа объединения публики....под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции».

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки. «Несобранная публика - это лищь «поляризованная масса», то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга».

Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность - то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

 

Социальные взаимодействия

Тема. Социальные действия и взаимодействия

План:

1. Социальные действия: понятие, признаки, структура. Типология социального действия по М. Веберу;

2. Массовое сознание и массовые действия: определение, формы;

3. Особенности поведения индивида в толпе;

4. Социальные взаимодействия: определение, виды (формы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.008 с.)