Тема № 8 «анализ профессиональной деятельности медицинского работника» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8 «анализ профессиональной деятельности медицинского работника»



ТЕМА № 8 «АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА»

ЛИЧНОСТЬ МЕДРАБОТНИКА:

 

А) Профессиональная пригодность.

Человек, посвятивший себя медицине, должен иметь к ней призвание, так как оказание помощи другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно быть воспитано с детства. Только когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией.

Известный врач и писатель В.В.Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же, как и сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком – теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.

Пациент вправе ожидать от медперсонала искреннее желание помочь ему и убеждён, что по другому и быть не может, наделяя медработника наилучшими качествами. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины. Гуманизм, осознание долга, выдержка и самообладание в отношении с больными, совестливость всегда считались главными характеристиками медика.

Основные положения клятвы Гиппократа, великого врача и мыслителя античности, основоположника морально – этических и нравственных норм медицинской деятельности:

1.Уважение к жизни,

2.Запрет на причинения вреда больному,

3.Уважение к личности больного,

4.Врачебная тайна,

5. Уважение к профессии.

Согласитесь, что и в наше время эти положения не теряют своей актуальности.

Б) Общая и профессиональная культура.

Также можно отметить ряд черт личности, которые нужно воспитывать у медицинского работника:

- организованность в работе,

- любовь к порядку,

- аккуратность и чистоплотность.

 

Требование к личности медицинского работника оформились в специальном учении – медицинской деонтологии, науке о должном моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике медицинского работника (термин «деонтология» был введён английским философом И.Бентаном в 19 веке).

 В 1971г. Ван Ренселлером Поттером был введён термин «БИОЭТИКА». Биоэтика – это опыт философского и теоретического переосмысления так называемых проблемных ситуаций, комплекс проблем, связанных с умиранием человека, вмешательство в репродукцию человека и его генетический аппарат, трансплантация органов и медицинские эксперименты на человеке (последние могут проводиться только с добровольного согласия, что закреплено в Нюрнбергском кодексе 1974г.)

Базисные принципы биомедицинской этике:

- автономии,

- непричинения вреда,

- благодеяния и справедливости.

Как вы понимаете эти принципы?

В) Психологические типы поведения по И. ХАРДИ.

Мы с вами рассмотрели основные аспекты медицинской деятельности, каким должен быть медработник. А как же на самом деле? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Нам в этом поможет И.Харди в своей книге «Врач, сестра, больной», в которой он выделил, в результате наблюдений,  следующие психологические типы поведения медперсонала:

1.Практический,

2. Нервный,

3.Артистический,

4.Мужской,

5.Материнский.

Попробуйте проанализировать, а к какому типу вы себя отнесёте?

 

А) Причины.

Почему понимая нравственные нормы медицинской деятельности, мы часто встречаемся с грубостью, непониманием со стороны медиков. Что служит этому причиной?

Для описания влияния профессии на психическую жизнь профессионала введено специальное понятие – «профессиональная деформация» в 60-х годах 20 века. Исследования показали, что в профессиях типа «человек – человек» существует профессиональная деформация. Большое внимание этой проблеме уделяли Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдчиц(1998г.), Р.Конечный, М.Боухал(1983г.) В профессиях, связанных с взаимодействием человек – человек, профессиональная усталость – это, прежде всего усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей.

Причины:

1.Повышенная моральная ответственность,

2.Коммуникативная нагрузка, тесное общение в эмоционально - нагруженной атмосфере,

3.Сверхурочная работа, ночные дежурства,

4.Низкая стрессоустойчивость,

5.Высокая включённость в сопереживание,

6.Конфликты,

7.Отсутствие или недостаточное развитие психологических защит.

Б) Симптомы:

В результате действия этих причин развивается СХУ и СЭВ.

Синдром хронической усталости (СХУ):

 

Основные симптомы:

· развивается «астения переутомления» постепенно (в течение 6мес. от начала напряжённой работы),

· снижается работоспособность, эффективность труда,

· постоянная психотравмирующая ситуация в виде ощущения собственной  несостоятельности, и может привести к невротическому срыву,

· раздражительность (носит характер кратковременных вспышек),

· обидчивость, несдержанность

· ощущение вялости и усталости.

 

Дополнительные симптомы:

· головные боли,

· расстройства сна (гипо - или гиперсомния),

· снижение памяти, концентрации внимания,

· увеличение и болезненность шейных, затылочных и подмышечных лимфатических узлов,

· боли в горле, першение,

· субфебрилитет или озноб,

· миалгии,

· мигрирующие артралгии,

· быстрая физическая утомляемость и усталость,

· повышенная раздражительность депрессия и т.д.

 

  Синдром эмоционального выгорания (СЭВ):

Введён американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в 1974году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоциональной перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Медицинская профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Не случайно ещё в 17 веке голландским врачом Ван Туль - Пси была предложена эмблема медицинской деятельности – горящая свеча с девизом: «СВЕТЯ ДРУГИМ, СГОРАЮ САМ». Но это не значит опустошение и исчезновение сил, а постоянное собственное личное развития, удовлетворение от своего дела. При СЭВ наступает своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний, негативизм к пациентам, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности. Симптомы СЭВ во многом схожи с таковыми при СХУ.

В) Профилактика.

Повышение стрессоустойчивости, умение восстанавливать потраченные силы (см.прил №2).

 

 

Приложение №1

Приложение №2

Рекомендации по профилактике синдромов, влияющих на профессиональную деформацию:

· В рамках профессиональной деятельности подбирайте работу, соответствующую вашим склонностям,

· Повышение квалификации и уровня профессиональной компетентности – мощный фактор профилактики,

· Периодически меняйте свой режим работы. Если обнаружите у себя признаки эмоционального истощения, режим работы должен быть изменён как можно скорее, а время пребывания на работе сокращено до разумных пределов, не угрожающих здоровью и психологическому комфорту,

· Необходим регулярный достаточный, полноценный отдых со сменой обстановки и особенно с активными видами отдыха: путешествия, прогулки, аэробика, плавание и т.д.,

· Не переносите ваше рабочее напряжение и проблемы на взаимоотношения с близкими, но и не позволяйте домашним проблемам влиять на качества вашего общения с коллегами и пациентами,

· Умейте расслабляться! Для этого воспользуйтесь методиками восстановления эмоционального равновесия:

- рукоделие,

- музыка,

- декламация стихов

- танцы,

- баня,

- массаж,

- душ,

- кино, театр, выставки,

- бокс с невидимым противником,

- посещение магазина или парикмахерской,

- логический самоанализ событий,

- выращивание цветов,

- общение с домашними животными,

- читайте сказки,

- рисуйте, выразите своё внимание на листе бумаги,

·   Учитесь отдыхать от общения, создавать полосы молчания, хотя 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой, приёмы которой являются прекрасным преодолением стрессов, нервного напряжения и укрепления здоровья.

 

· Поиграйте словами. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны», замените в своих мыслях это слово другим, «я хочу», «я согласен или согласна»,

 

· Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжёлых ситуациях есть позитивные моменты, найдите их. Несмотря ни на что, у вас есть дела, которые получаются хорошо,

·  Не следует думать, что можно жить жизнью других людей. Необходимо жить вместе с ними, помогая и принимая помощь.

ПОМНИТЕ! ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ!

ВЫБЕРИТЕ И ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ ВАМ, И ПОЧУВСТВУЙТЕ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ!

ТЕМА № 8 «АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА»

ЛИЧНОСТЬ МЕДРАБОТНИКА:

 

А) Профессиональная пригодность.

Человек, посвятивший себя медицине, должен иметь к ней призвание, так как оказание помощи другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно быть воспитано с детства. Только когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией.

Известный врач и писатель В.В.Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же, как и сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком – теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.

Пациент вправе ожидать от медперсонала искреннее желание помочь ему и убеждён, что по другому и быть не может, наделяя медработника наилучшими качествами. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины. Гуманизм, осознание долга, выдержка и самообладание в отношении с больными, совестливость всегда считались главными характеристиками медика.

Основные положения клятвы Гиппократа, великого врача и мыслителя античности, основоположника морально – этических и нравственных норм медицинской деятельности:

1.Уважение к жизни,

2.Запрет на причинения вреда больному,

3.Уважение к личности больного,

4.Врачебная тайна,

5. Уважение к профессии.

Согласитесь, что и в наше время эти положения не теряют своей актуальности.

Б) Общая и профессиональная культура.

Также можно отметить ряд черт личности, которые нужно воспитывать у медицинского работника:

- организованность в работе,

- любовь к порядку,

- аккуратность и чистоплотность.

 

Требование к личности медицинского работника оформились в специальном учении – медицинской деонтологии, науке о должном моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике медицинского работника (термин «деонтология» был введён английским философом И.Бентаном в 19 веке).

 В 1971г. Ван Ренселлером Поттером был введён термин «БИОЭТИКА». Биоэтика – это опыт философского и теоретического переосмысления так называемых проблемных ситуаций, комплекс проблем, связанных с умиранием человека, вмешательство в репродукцию человека и его генетический аппарат, трансплантация органов и медицинские эксперименты на человеке (последние могут проводиться только с добровольного согласия, что закреплено в Нюрнбергском кодексе 1974г.)

Базисные принципы биомедицинской этике:

- автономии,

- непричинения вреда,

- благодеяния и справедливости.

Как вы понимаете эти принципы?

В) Психологические типы поведения по И. ХАРДИ.

Мы с вами рассмотрели основные аспекты медицинской деятельности, каким должен быть медработник. А как же на самом деле? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Нам в этом поможет И.Харди в своей книге «Врач, сестра, больной», в которой он выделил, в результате наблюдений,  следующие психологические типы поведения медперсонала:

1.Практический,

2. Нервный,

3.Артистический,

4.Мужской,

5.Материнский.

Попробуйте проанализировать, а к какому типу вы себя отнесёте?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.027 с.)