Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль государства в переходе к устойчивому развитиюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим роль государства в переходе на новую цивилизованную парадигму развития? Тем более, что государственность до сих пор развивалась стихийно. До сих пор юридическая наука, да и другие дисциплины, изучающие государство (философия, социология, политология и др.), исходили из того, «что развитие общества и всех его институтов, включая государство и право, - это естественно-исторический процесс, протекающий по объективным законам. Целенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопично». Однако переход к устойчивому развитию всей цивилизации — это не только движение мирового сообщества к заранее поставленным ориентирам, но и планомерное эволюционноеизменение государственно-правового процесса. Именно государству предстоит целенаправленно и планомерно изменять свои функции, приближаясь к образу «устойчивого будущего». Юридические и иные науки о государстве, приняв иной принцип исследовательской и практической деятельности, должны будут создать совершенно новый образ государства, которое, на наш взгляд, окажется главным «действующим лицом» в переходе мирового сообщества к устойчивому (управляемому) развитию. Вот почему новая парадигма потребует не только усиления роли государства при переходе к устойчивому развитию, но и целенаправленного реформирования государственности по заранее разработанному наукой плану. В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому развитию, важная роль отводится государству. Прежде всего, речь идет о гарантии безопасности в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах. Подлинно стабильное государство может существовать лишь в модели цивилизации с устойчивым развитием. Это не означает, что современные государства не должны стремиться к стабильности и безопасности, поскольку модель устойчивого развития пока не реализована в глобальном масштабе. Движение любого государства к стабильности и безопасности — это естественный процесс, но другое дело, что длительное время эта стабильность не может быть обеспечена даже для самых благополучных государств планеты. Если же государства и общества избрали путь устойчивого развития в рамках глобальной модели, то их стабильность и безопасность «гарантированы» самой этой моделью. Однако переход к устойчивому развитию наиболее эффективен для стабильных государств. Поэтому стабильность должна достигаться через создание государственно-правовой базы для реализации политики перехода той или иной страны к устойчивому развитию. Только обеспечив свою стабильность и безопасность, государство может начать принимать адекватные меры по переходу на новую цивилизованную модель. Разумеется, подчеркивая усиление роли государства, вовсе не считается, что все время перехода к устойчивому развитию должно пасть именно на него. Без взаимодействия правового государства с «открытым гражданским демократическим обществом» вряд ли произойдет эффективный переход к устойчивому развитию. В связи с этим бывший председатель Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию С. Шмидхейни отмечает: «Одними правительственными решениями невозможно реализовать концепцию устойчивого развития, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создать предпосылки и условия, в которых она будет развиваться». Согласно официальным документам государственное управление предполагает для перехода к устойчивому развитию разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составной компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. Вместе с тем разработка этих документов требует дополнительных теоретических исследований. Имеющиеся на сегодня наработки в области государственного строительства пока не могут стать базой для государственного управления переходом к устойчивому развитию. Вот почему необходимо поднимать вопросы, связанные не просто с очередными перестройками в системе государственной службы, а с пониманием природы государства в экологическом ракурсе, перспективами эволюции российской государственности под влиянием перехода к устойчивому развитию, а также с трансформациями феномена государственности в глобальном плане. Переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе, вероятно, будет происходить при участии всех государств планеты. Именно государства окажутся наиболее стабильными центрами управления, через которые и будет проходить главная магистраль движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Ведь сильное правовое государство обладает главными рычагами управления, которые необходимы для конструирования того будущего, которое связывается с устойчивым развитием. С учетом этого можно утверждать, что роль государства и государственных механизмов управления (регулирования) в условиях формирования открытого гражданского общества будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели. Не только в России, но и в мире в целом предполагается формирование новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», и «экологического», и «устойчивого», которое само подвергнется изменениям под влиянием перехода на путь устойчивого развития. Такое государство обязано не только эффективно организовывать жизнь людей, удовлетворять их разумные жизненные потребности, гарантировать права и свободы каждого человека, но и заботиться об обеспечении таких же возможностей для всех последующих поколений в этом государстве. Приоритетными в деятельности государства должны стать вопросы безопасности, сохранения природной среды, устойчивого освоения природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто выполнить, ибо государства всех предыдущих моделей в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих законах, но никогда не реализовывали их, либо считали, что они не требуют соответствующего законодательного оформлени я и их выполнение как бы само собой разумеющееся. Отметим также, что у государства уже появляются новые функции, которые, по существу, еще не стали предметом исследования в теории государства. К их числу относятся информационная функция, конверсионная, космическая и ряд других. Именно эти функции, появившиеся в последние десятилетия, оказывают наибольшее влияние на новый образ государства. Постоянно возрастающая роль новых функций обуславливает постепенную эволюцию государства, которое все в большей мере воспринимает ноосферные цели и ценности и превращается в государство устойчивого развития(«ноосферное государство»). Модель такого государства еще предстоит разработать. Здесь нужно будет учесть и те усиливающиеся тенденции в развитии государств мира, которые могут способствовать как их переходу на путь устойчивости, так и формированию новой модели государства, адекватного ноосферной цивилизованной парадигме. Формирование новой модели государства, которую уместно назвать ноосферной моделью, должно происходить в результате уже идущих процессов, способствующих переходу к устойчивому развитию, а также возможных в будущем преобразований, которые соответствуют новой модели «устойчивого» государства. Новая модель государства, приемлемая для целей устойчивого развития, может сформироваться лишь в том случае, если все страны мира договорятся об обеспечении всеобщей безопасности, ибо без этого глобальный переход к устойчивому развитию невозможен. Пока же, строя отношения друг с другом, государства руководствуются, прежде всего, интересами собственной безопасности. Обеспечение безопасности человечества и человека достигается на основе трех основных концепций: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска. Область применения концепций и степень их общности различаются. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее: - концепция устойчивого развития - формулирует мировое сообщество, реализуют отдельные государства; - концепция приемлемого риска - государство и государственные органы соответственно; - концепция оправданного риска - отдельный человек в отношении добровольного риска и государственные органы в части социально-экономических компенсаций за вынужденный риск. Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике «приемлемого» риска потребовал коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: концепция «реагировать и выправлять» нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике «абсолютной» безопасности, заменяется в политике «приемлемого» риска на концепцию «предвидеть и предупреждать» такие изменения в окружающей среде. Он потребовал проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой основе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти. Переход в политике обеспечения безопасности от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска, к принципу «приемлемого» риска - это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды отводится роль «индикатора» устойчивого развития нашей страны, а процессу обеспечения безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населения (качества жизни) при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды. Именно так рассматривается проблема управления процессом перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Для широкой пропаганды основных принципов устойчивого развития можно использовать следующие формы: - разъяснение и пропаганда с помощью средств массовой информации, включая телевидение, радио, печатные органы, Интернет; - всесторонняя подготовка будущих руководителей различных сфер экономики и политики; - включение вопросов устойчивого развития в программы школ, вузов, специальных учебных заведений; - поощрение разнообразных детских экологических движений, поддержка экологических клубов; - активизация участия населения в неправительственных организациях, поддерживающих идеи устойчивого развития, в обсуждении этих важных проблем; - подготовка высококлассных специалистов в области экологического менеджмента и экологического аудита, которые бы хорошо ориентировались в вопросах концепции устойчивого развития. В первую очередь, успех пропаганды зависит от грамотных педагогов, которые непосредственно могут передавать свои знания, умения учащимся. В дальнейшем научно подготовленные кадры будут строить свою деятельность, исходя из полученных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.195 (0.007 с.) |