Упрощённая схема функционирования рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упрощённая схема функционирования рыночной экономики



Упрощённая схема функционирования рыночной экономики

налоги
«+» Излишки финансовых ресурсов
«–» Недостаток финансовых ресурсов
«чистые налоги»
предложение факторов производства
спрос на факторы производства
сбережения
кредит
расходы на потребление
заём
эмиссия
Рынок потребителей товаров и услуг
Фирмы
Государство
Финансовый рынок
Население (семейные хозяйства)
Рынок факторов производства (ресурсный)
спрос на товары и услуги
доходы от реализации
предложение товаров и услуг
плата за ресурсы
доходы населения

 

 

Национальные счета представляют собой систему взаимо­связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента ко­нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче­тов.

Составление основных счетов СНС, последовательно отра­жающих движение финансовых потоков и стоимости товаров и услуг через все стадии, воспроизводственного цикла, заверша­ется разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризу­ющих наличие, национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

Система национальных счетов методологически и инфор­мационно связана с другими разделами социально-экономи­ческой статистики. Методология построения СНС определяет, в частности, методологию исчисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов исполь­зуются в расчетах показателей СНС.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

исчисление обобщающих статистических показателей, ха­рактеризующих результаты экономической деятельности;

• исследование динамики макроэкономических показате­лей

• анализ макроэкономических пропорций.

Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделиро­вания макроэкономических процессов.

Данные системы национальных счетов и построенные на их основе модели применяются для обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: макро-, мезо- и микроуровне.

Основные принципы и правила построения российской си­стемы национальных счетов определяются международным методологическим стандартом СНС-93. Однако в отечествен­ной СНС учитываются особенности, как экономики, так и ин­формационной базы макроэкономических расчетов в России.

1. Теоретические основы построения и показатели СНС.

История СНС. Основные понятия и категории национального счетоводства.

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов ХХ столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики - после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран).

Построение СНС - результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах - статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики.

Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков, как К. Кларк, С. Кузнец, А. Маршал.

Второе - с полным основанием ассоциируется прежде всего с Дж. М. Кейнсом - одним из крупнейших экономистов ХХ в.
Р. Стоун (один из талантливых учеников Кейнса), Дж. Хикс, П. Хилл, лауреаты Нобелевской премии Я. Тинбе Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли:  Фриш, В. Леонтьев (создатель разновидности балансовых построений – метода "затраты-выпуск", в отечественной литературе названного межотраслевым балансом). В настоящее время межотраслевой баланс рассматривается как составная часть СНС.
В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС. Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.
СНС как метод исследования и информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям, центрам и высшей школе в их аналитической и методологической работе, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения молодежи конкретным приемам анализа в условиях рыночной экономики. Наконец в СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество, чтобы определить износы (квоты) страны на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
В отечественной статистике СНС (как адаптированная к национальным условиям СНС ООН) стала разрабатываться с начала 90-х годов и в настоящее время практически вытеснила разрабатывающуюся в течении многих десятилетий систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ).

       СНС и БНХ по отношению друг к другу представляют альтернативные системы балансовых построений и национального учета:

· СНС выступает в качестве макростатистической модели рыночной экономики;

· БНХ - система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно планируемой экономики.
   Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.
      1951-53 гг. комитет экспертов по рекомендации статистического комитета ООН руководство "Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН". Эта методология пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968 - 1991 гг. использовалась система ООН 63, с 1993 г. - ООН 93. В 1956 г. издается справочник ООН "Ежегодник по статистике национального счетоводства".
Система национальных счетов - макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (1 год, обычно).
  Макроэкономическое - всеобщий анализ экономического процесса.
  Бухгалтерское - двойная запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов.
Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.
Специальные исследования проблемы и перспектив применения показателей финансовой отчетности для СНС российскими экономистами до 1994 г. практически не проводились.

      Приоритет в исследовании системы национальных счетов принадлежит зарубежным ученым. Так, в трудах Р. Айзнера, Г.Андерсона, Э.Гила, М. Джильберта, Дж. М. Кейнса, Ф. Кенэ, Г. Кинга, К. Кларка, Д. Колдвелла, Ф. Котлера, С. Кузнеца, П. фон дер Липпе, А. Маршалла, Б. Нидлза, В.Петти, Н. Раглса, Д. Риса, Р. Стоуна, А. Смита, Р. Хойера и других экономистов со- держится разработка отдельных аспектов теории и возможных концепций подобной интеграции.
     К настоящему времени в отечественной экономической литературе получили отражение лишь отдельные аспекты реализации Государственной программы перехода на принятую в международной практике систему национальных счетов.

В частности, этой проблеме уделено внимание в трудах М. С. Абрютиной, Т. А. Агаевой, И. Ю. Баймуратова, А. С. Бакаева, С. М. Бычкова, Л. И. Володина, А. В. Грачева, Ю. А. Данилевского, Г. П. Ермошиной, Ю. Н. Иванова, В. С. Карагода, А. Н. Катаева, В. В. Ковалева, Л. А. Ковалева, И. А. Михайловой-Станюты, М. М. Новикова, B. Д. Новодворского, О. М. Островского, В. Ф. Палия, В. И. Петровой, А. Н. Пономаренко, О. М. Рыбаковой, Б. Т. Рябушкина, В. П. Сафроновой, Я. В. Соколова, С. А. Табалина, Т. А. Хоменко, Т. В. Хвостик, К.Г.Чобану, C. М. Шалигузова, А. И. Щириной и др.

Система национальных счетов в методологическом плане строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС. После принятия в 1993 г. пересмотренной версии системы национальных счетов, разработанной совместно ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом, Госкомстат России начал работу по приведению национальной методологии СНС в соответствие с новыми рекомендациями.

  

  В основе построения системы национальных счетов лежат та­кие понятия экономический теории, как производство, потреб­ление, накопление. Однако их содержание в некоторых случаях не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтер­ского учета. Например, в СНС используют понятие альтерна­тивных издержек производства, принятое в экономической теории, но оно не соответствует понятию издержек производ­ства в бухгалтерском учете. Определение величины показателя альтернативных издержек производства предполагает получе­ние оценки товаров и активов, использованных в процессе производства, по рыночным ценам, существовавшим в период производства. Этот способ оценки товаров и активов иногда рассматривают как оценку по издержкам их замещения. Непос­редственное применение данных бухгалтерского учета о стоимости использованных в производстве товаров и активов в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недо­оценке издержек производства в их экономическом понима­нии и искажению величин других показателей СНС (в частно­сти, прибыли).

Необходимым условием построения СНС является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребле­ние. На практике же у разработчиков СНС зачастую возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или опе­раций к той или иной категории, например, при отражении в СНС расходов на текущий и капитальный ремонт (потребле­ние или валовое накопление), подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Значение четкой классификации расходов определяется тем, что от категории, к которой они отнесены, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, ВВП (при разграничении промежуточного потребления и валового накоп­ления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления). Поэтому в целях обеспечения однозначного понимания ка­тегорий СНС ее разработчиками и пользователями в междуна­родном стандарте СНС-93 были сформулированы общие прин­ципы решения сложных методологических вопросов, согласо­ванные на международном уровне.

Использование стандартных определений и классификаций в СНС дает возможность получать сопоставимую информацию об экономической деятельности различных стран.

Рассмотрим основные понятия, методологические принци­пы и правила, используемые в системе национальных счетов.

Производственная деятельность в СНС определяется как де­ятельность, выполняемая под контролем хозяйствующего субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капита­ла, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому произ­водству.

Товары — это результаты труда, имеющие материально-ве­щественную форму, а услуги — результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребнос­ти и имеющие как материальный, так и нематериальный ха­рактер.

В СНС проводится четкое различие между внутренней (на­циональной) экономикой и "остальным миром". Для понимания различий между этими категориями необходимо рассмот­реть следующие понятия: "экономическая территория", "центр экономического интереса", "резидент".

Под экономической территорией понимается географичес­кая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды и континен­тальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посоль­ства, консульства, военные или научные базы и т. д.).

В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

Хозяйственная единица имеет центр экономического инте­реса на экономической территории страны, если она владеет помещением иди землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (как правило, не менее одного года).

  Резиденты — хозяйственные единицы, которые имеют центр экономического интереса на экономической территории страны, Резидентами страны считаются находящиеся на ее эконо­мической территории длительное время иностранные компа­нии и банки, а также не являющиеся самостоятельными юри­дическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Сотрудники иностранных посольств, (кроме персонала из местного населения, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие во­енные базы на территории данной страны, а также лица, про­ходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны не являются рези­дентами;

  Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятель­ность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

  Важными понятиями СНС являются также ''поток" и "запа­сы". Показатели потоков характеризуют величины экономичес­ких процессов за определенный период (например, производ­ство товаров и услуг, выплаты заработной платы и т. п.), а показатели запасов — состояние объекта на конкретную дату - начало или конец рассматриваемого времени (например, на­личие основных фондов на начало года и т. п.).

Потоки вызывают изменения в запасах. Между показателя­ми потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: ве­личина запаса на конец периода равна величине запаса на на­чало периода плюс (или минус) поток. Например, величина запаса капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

  Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков, или круго­оборота, продукции, доходов и расходов, Применяемой в опи­сании и анализе макроэкономических процессов.

В СНС проводится различие между потоками товаров и ус­луг и потоками доходов: движение товаров и услуг и движение доходов отражается в различных счетах и таблицах. При этом разграничиваются доходы, полученные от производства това­ров и услуг, и доходы, полученные в результате перераспреде­лительных процессов. Кроме того, в СНС различают текущие и единовременные (капитальные) затраты: они также отража­ются в различных счетах и таблицах:

Одной из основополагающих категорий СНС является эко­номическая операция, под которой понимается экономический поток, представляющий собой взаимодействие двух институ­циональных единиц, осуществляемое по взаимному соглаше­нию (например, купля и продажа товаров и услуг). Большин­ство операций предполагает наличие встречных штоков между участниками, т. е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Действия, предпринимаемые одной экономической единицей в одностороннем порядке, но оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются операциями и относятся в СНС к другим потокам.

  Операции без компенсаций, т. е. без встречного потока това­ров, услуг и т. д., — это трансферты. Иными словами» транс­ферт представляет, собой операцию, когда одна институцио­нальная единица предоставляет товар, услуги, финансовый или нефинансовый актив другой единице, не получая от нее воз­мещения в виде товара, услуги или актива.

Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СНС:

границы производства, производственная деятельность включает:

а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений).

В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.

Деятельность, не включаемая в границы производства в СНС Деятельность, включаемая в границы производства в СНС
1.Домашние услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства 2.Ремонт потребительских товаров длительного пользования владельцами 3.Ремонт жилья, выполняемый жильцами (текущий ремонт) 4.Использование потребительских товаров длительного пользования 5.Поставки внутри заведения 6.Действие внешних факторов (загрязнение окружающей среды) 7.Взятки и вымогательства 8.Кражи продукции 9.Арендные услуги по использованию рыночными производителями собственных зданий 1.Домашние услуги, оказываемые наёмным работником, оплачиваемым в натуральной или денежной форме 2.Ремонт потребительских товаров длительного пользования мастерскими 3.Ремонт жилья, выполняемый домовладельцами (капитальный ремонт) 4.Производство товаров для собственного потребления домохозяйствами 5.Поставки между заведениями 6.Незаконное производство 7.Скрытое производство 8.Арендные услуги по использованию нерыночными производителями собственных зданий

 

Основными принципами и правилами отражения экономи­ческих операций в СНС являются бухгалтерский принцип двой­ной записи каждой операции и правило учета операций по начисленным, а не по фактически полученным суммам.

Международный методологический стандарт СНС-93 реко­мендует использовать следующую систему цен для оценки ре­зультатов экономических операций: рыночные цены конечно­го потребителя, цены производителя и основные цены.

Товары и услуги, использованные на цели конечного и про­межуточного (производственного) потребления, а также на цели накопления, оценивают в рыночных ценах конечного потреби­теля, включающих все налоги на продукты,  торговые и транс­портные наценки.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой сто­имость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конеч­ного потребителя.

  Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах. Цены производителя (в отличие от цен конечного потребителя) не включают торгово-транспортных наценок и налога на добавленную стоимость (НДС). Основные цены (в отличие от цены производителя) не включают никаких налогов на продукты, но учитывают субсидии на продукты.

Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены произво­дителя и основной цены может быть представлена следующим образом:

Цена конечного потребителя — НДС — Налоги на импорт — Торгово-транспортная наценка = Цена производителя;

Цена производителя — Налоги на продукты, включенные в цену производителя (за исключением налогов на импорт) + Субсидии на продукты = Основная цена.

   

  Вопросы контроля:

1. СНС-?

2. Что относится к основным понятиям СНС?

3.  ВВП?

4.  ВНП?

5.  Охарактеризуйте основные этапы становления СНС.

6.  Какая система применяется сегодня?

7.  Баланс народного хозяйства?

8. Сравните СНС и платежный баланс.

9.  Товар?

10.  Услуга?

11.  Сравните их.

12. Что входит в рамки производства СНС?

Задания:

№1.

Выберите виды деятельности, относящиеся к производству в СНС:

1.Мама обучает ребёнка английскому языку:

2.Владельцы дачного участка, сдающие его на лето в аренду, ремонтируют и перестраивают садовый домик:

3.Ребёнок занимается музыкой с временно поселившейся в доме его родителей студенткой консерватории - приятельницей их знакомых из другого города;

4.Глава семьи ремонтирует антикварную мебель:

5.Домашняя хозяйка выращивает на собственном дачном участке и консервирует на зиму овощи:

6.Общество с ограниченной ответственностью незаконно производит алкогольную продукцию:

7.Владелец большегрузного автомобиля занимается перевозками мебели по заказам без получения лицензии:

8.Организация врачом стоматологического кабинета в собственной квартире в целях осуществления частной практики:

9.Организация мастерской-ателье художником-любителем в собственной квартире:

10.Поставки овощей, выращенных теплицей электромеханического завода, для заводского профилактория:

11.Работники трикотажного комбината реализуют вынесенные ими изделия на рынке:

12.Автолюбитель ездит на работу на собственном автомобиле:

13.Весенний паводок уничтожает посевы озимых;

14.Ферма отгружает навоз для использования в качестве удобрения на собственном отдыхающем выпасном лугу;

15.Рэкетиры контролируют торговое предприятие;

16.Автолюбитель обращается в сервисный центр для диагностики состояния автомобиля перед техосмотром;

17.Косметический ремонт квартиры жильцами ведомственного жилого фонда.

№2.

Среди приведённых ниже экономических агентов выберите нерезидентов РФ.

1. Отделение химического концерна Bayer (Германия) в Москве.

2. Продавец-вьетнамец, реализующий привезённые им товары на вещевом рынке.

3. Белорусский студент, обучающийся в МФТИ.

4. Бригада турецких строителей, реставрирующая памятники архитектуры в Санкт-Петербурге по межправительственному соглашению 1997 года.

5. Посол Украины в РФ.

6. Посол России в Великобритании.

7. Офицер российской военной базы на Кубе.

8. Эксперт фирмы L"Oreal (Франция), ежемесячно приезжающий в Россию в командировку.

9. Российский гражданин, отправившийся в кругосветное плавание на парусной яхте.

10. Водитель российского трейлера, командированный на 2 года для перевозки товаров по маршруту Киев-Лодзь.

№3.

По следующим условным данным определите выпуск видов дея­тельности, включаемых в границы производства в СНС (млн. руб.):

1) бесплатные домашние услуги— 200;

2) платные домашние услуги — 40;

3) ремонт потребительских товаров владельцами — 350;

4) ремонт потребительских товаров бытовыми учреждениями -220;

5) ремонт жилья, выполняемый жильцами — 850;

6) ремонт жилья, выполняемый собственниками — 390;

7) производство товаров домашними хозяйствами —280, в том числе для собственного потребления 160;

8) бесплатные коллективные услуги, оказываемые государством обществу— 135;

9) продукты и услуги, обмененные по бартеру — 30;

10) продукты, переданные производителями работникам в каче­стве оплаты труда— 830;

11)  скрытое производство — 70;

12) бесплатные услуги государства в области здравоохранения, образования, культуры — 170;

13) кражи продукции, взятки и вымогательства —60;

14) производство военной техники —45;

15) товары, производимые одним заведением и поставляемые другому заведению— 290.

 

№4.

Имеются данные по валовому выпуску товаров (в млрд.руб.). Определить ВВ в основных и рыночных ценах. Чему равны чистые налоги на продукты?

1. ВВ                                 5000

2. Налоги на продукты    200

3. Субсидии на продукты 300

№5.

Заполните таблицу.

ПЕРИОД СОБЫТИЯ
Начало XX в.  
конец 30-х - первая половина 40-х годов XX в.  
1919-1935 г.  
1936 г.  
1947 г.  
1951г.  
1952 г.  
1953 г.  
1968 г.  
1970,1979 гг.  
1992 г.  
1993 г.  
1995 г.  

 

Тип функционирования

  Принципиальная функция Принципиальные ресурсы
Нефинансовые предприятия Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Выручка от продажи товаров и услуг
Финансовые предприятия Производство финансовых рыночных услуг: аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, страхование (т.е. перевод индивидуального риска в коллективный) Средства, получаемые от принятых финансовых обязательств, проценты, премии по контрактам, страховые взносы
О граны государственного управления Производство нерыночных услуг для коллективного потребления и осуществления операций по перераспределению национального дохода и богатства Обязательные налоги на единицы других секторов, получаемые прямо или косвенно
Частные некоммер- чески e организации,  обслужнващие домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доход от собственности
Домашние хозяйства: - как потребители - как предприниматели Потребление Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов Выручка от продажи своей продукции
"Остальной мир "

Не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами, он группирует иностранные единицы (нерезиденты), т.к. они осуществляют операции с отечественными институционными единицами (резидентами данной страны)

 

Сектор "Нефинансовые предприятия " охватывает институци­ональные единицы, основной функцией которых является про­изводство товаров и нефинансовых услуг для продажи по це­нам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет поступлений от реализа­ции произведенных товаров и услуг. В этот сектор входят нефи­нансовые предприятия независимо от форм собственности (го­сударственные, частные, коллективные и т. д.).

В сектор "Финансовые учреждения " входят институциональ­ные единицы, занятые финансовыми операциями и операция­ми по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности. Под финансовыми операциями на коммерческой основе по­нимается деятельность коммерческих кредитных учреждений, осуществляющих преимущественно финансовое посредничество и вспомогательную финансовую деятельность. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет принятых обязательств   и полученных процентов. К страховым учреждениям относят государственные и частные страховые компании, занимающиеся всеми видами страхования. Их ресурсы складываются в основном за счет страхо­вых премий.

Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюд­жета государственные учреждения (в области управления, фи­нансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны» поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

В данный сектор входят также государственные внебюджет­ные фонды, Ресурсы этих институциональных единиц образуют­ся за счет, обязательных платежей, производимых учреждения­ми, предприятиями, организациями и физическими лицами, принадлежащими к другим секторам, а также за счет доходов от собственности.

Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домаш­ние хозяйства " включает институциональные единицы, кото­рые:

а) предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяй­ствам в области здравоохранения, образования, культуры, ис­кусства, религии, отдыха, развлечений;

б) обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т. д.). Ре­сурсы этих организаций складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

В секторе "Домашние хозяйства" институциональной еди­ницей является домашнее хозяйство — физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и име­ющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потре­бителями, а некоторые занимаются и производственной дея­тельностью в форме не корпоративных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами, как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства, Ресурсы данного сектора составляют оплата труда наемных работников, трансфертные платежи (пен­сии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, до­ходы от собственности (проценту по вкладам и др.).

Сектор "Остальной мир " состоит из резидентов других стран, которые заняты операциями с резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отно­шений, связывающих национальную экономику данной стра­ны с "остальным миром".

Третьей важнейшей группировкой, используемой в СНС, является классификация экономических операций.

В се экономичес­кие операции подразделяются на три группы.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу про­изводства, обмена и использования товаров и услуг в отраслях и секторах экономики. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде и ранее.

Операции с доходами операции, которые осуществляются для распределения и перераспределения добавленной стоимости отечественных хозяйственных единиц и зарубежных произ­водителей, а также для перераспределения доходов.

Операции финансовыми инструментами приобретение фи­нансовых активов и принятие финансовых обязательств институ­циональными единицами в различных секторах экономики.

Для анализа Экономической деятельности страны система обобщающих статистических показателей, характеризующих группы экономических операций, представляется в виде опре­деленного набора счетов и таблиц.

СНС-93 предполагает составление следующих основных сче­тов: счетов товаров и услуг; счетов производства; счетов обра­зования, распределения, перераспределения и использования доходов; счетов операций с капиталом; финансового счета. Их можно сгруппировать следующим образом:

• счета для пяти институциональных секторов внутренней экономики;

счета для отраслей экономики;

• сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

• счета для отдельных видов экономических операций;

• счёта "остального мира".    

 

Вопросы контроля:

1) Для чего необходимы классификации в СНС?

2) Что является основными структурными элементами системы национальных счетов?

3) Экономические операции?

4) Экономические агенты?

5) Объекты экономических операций?

6) Какие группы экономических операций вы узнали?

7) Охарактеризуйте структуру экономической системы.

8) Сектор - …?

9) Отрасль - …?

10) Какие основные счета СНС?

Задания:

· ВСР по предложенным темам

· Составить кроссворд по данной теме

· Составить презентацию

 

 

Национальное имущество

  Основные фонды

Оборотные средства

Запасы имущества у населения Природные ресурсы, учтённые и вовлечённые в экономический оборот Здания (кроме жилья) Оборотные фонды Фонды обращения Мебель Лесные ресурсы Сооружения Сырьё Товарные запасы Посуда Земельные ресурсы Жилища Материалы Отгруженные товары Автомобили Водные ресурсы Машины и оборудование   Инструменты со сроком службы более года Топливо Инструменты со сроком службы менее года Прочие запасы товаров в сфере обращения Одежда Месторождения полезных ископаемых различной степени разработанности   Рабочий и продукивный скот Незавершённое производство   Обувь   Многолетние насаждения Готовая продукция       Прочие основные фонды           Семена, корма      

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН в СНС используется трёхуровневая классификация экономических активов.

Финансовые активы (financial assets) выделяются по признаку наличия контрагента - институциональной единицы, для которой рассматриваемый элемент является пассивом.

Следует отметить, что для финансовых пассивов используется аналогичная классификация: каждому виду активов, т.е. требований, противостоит соответствующий пассив, т.е. обязательство (кроме монетарного золота и специальных прав заимствования МВФ, которые существуют только в виде актива).

Чистые финансовые активы оцениваются как разница между финансовыми требованиями и обязательствами экономического субъекта.

Расчёты показателей наличия нефинансовых активов проводят на уровне отдельных экономических субъектов, секторов экономики и страны в целом по средним рыночным восстановительным ценам.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.247 (0.178 с.)