Наука конституционного права зарубежных стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука конституционного права зарубежных стран.



Наука конституционного права зарубежных стран.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права.

Конституционные принципы экономической структуры общества.

Конституционные положения о социальной структуре общества.

Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Форма и структура конституций в зарубежных странах.

Принятие, изменение и отмена конституций.

4. Классификация конституций зарубежных стран.

 

Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Конституция - фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) - реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.

Юридическая конституция - это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы - социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.

Расхождение между фактической и юридической конституциями - обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Конституции обладают рядом особых свойств:

1. Имеет высшую юридическую силу - т.е. главенствующая в системе национального права.

2. Прямое и непосредственное действие - это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.

3. Верховенство - положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.

4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.

5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.

6. Особый характер охраны Конституции.

7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.

 

Понятие партийных систем зарубежных стран.

Основные виды политических партий в зарубежных странах.

Функции и организационная структура политических партий.

4. Институализация политических партий.

 

Институт гражданства в зарубежных странах.

ЛЕКЦИЯ 6. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 


Понятие формы государства.

Понятие формы государства

В Конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного (территориально-политического) устройства, форма государственного (политического) режима. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом регулирования основных законов.

В теории государства и права используются различные классификации форм государства в зарубежных странах, в частности выделяются демократические государственные формы и формы авторитарные. Применяются так же более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно- демократическая и другие государственные формы.

Форма государства- это совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.

В науке конституционного права различают две основные формы государства- форму правления и форму государственного устройства, которые так же весьма разнообразны. Причины разнообразия форм государства многочисленны. Среди главнейших из них можно назвать следующие:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивости монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятые такими странами, как США, ФРГ, Швеция, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Национальный состав населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Влияние метрополии на избрание государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независемости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками.

 

Конституция США

Американский федерализм.

4. Местные органы власти и управления.

 

Конституция США

Одной из высокоразвитых зарубежных стран считается США - президентская республика с федеративной формой государственного устройства. Конституция США, принятая 17 сентября 1787 г. является "конституцией первого поколения" и по мнению большинства авторов является первой конституции, хотя данное положение в науке конституционного права не бесспорно. Конституция США - сравнительно краткий документ. Принята Конвентом 17 сентября 1787 года. В ней содержится приблизительно 7 тысяч слов. Она состоит из преамбулы, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делится на разделы.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 года и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 году. Конституция США - прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности, установила приоритет федерального права над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

В США существует двухпартийная система. Одной из главных партий является Республиканская партия, основанная в 1854 году. Республиканцы, которые с 1994 года имеют большинство в обеих палатах конгресса, выступают во внутренней политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам.

Вторая Демократическая партия возникла в 1828 году. Демократы, которым принадлежит пост президента, занимают противоположные позиции. Они пользуются поддержкой довольно разнообразных слоев населения, но по характеру своей деятельности это тоже партия монополистической буржуазии.

Американский федерализм.

Федерация в США не является и не может быть формой национально-государственного устройства, т.к. население США однонациинально по своему составу (индейцы, негры, чиканос - так называют граждан Америки мексиканского происхождения, - это не отдельные нации, а неотъемлемые части единой американской нации), и штаты не отличаются друг от друга по своему национальному составу.

Каждый штат имеет свою Конституцию, принятую независимо от федеральных властей.

Штаты имеют свое гражданство.

Конституции США записано, что "все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатов и того штата, где они проживают".

Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.

В процессе развития американской федерации непрерывно шла борьба двух тенденций: одна направлена на расширение компетенции федеральных органов, другая на сохранение и расширение прав штатов.

Давайте вспомним, когда мы рассматривали тему "Муниципальные системы зарубежных стран" и говорили об органах местного самоуправления, то отмечали, что правительство любыми путями стремится расширить сферу влияния над местными органами власти. Так и здесь федеральное правительство ежегодно предоставляет органам штатов значительные денежные субсидии на строго определенные цели (так называемые "дотации в помощь") и проверяет расходование этих субсидий.

Используя финансовую зависимость штатов от таких субсидий, федеральные власти получают возможность в какой-то степени контролировать деятельность властей штатов. Власти штатов иногда протестуют против расширения компетенций федеральных властей.

Конституция Великобритании.

Конституция Великобритании

Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел.

Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др.

Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах.

Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов).

Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются

Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

Конституция Германии.

Конституция Германии

Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия - парламентская республика, по форме государственного устройства федерация.

Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.

Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее.

Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд.

Конституция Франция.

Конституция Франция

Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства - сложное унитарное государство.

Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.

Конституция Франции не велика по объему.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства.

Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат).

Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.

Образование и правовые основы СНГ.

Конституции стран СНГ.

Образование и правовые основы СНГ

Содружество независимых государств было образовано в декабре 1991 года. 8 декабря 1991 года президентами РСФСР, Украины и Беларуси был подписан договор об образовании СНГ. 21 декабря 1991 года число государств-учредителей СНГ возросло до 11. Данный договор, а также Декларацию об образовании СНГ в г. Алма-Ате подписали президенты всех бывших республик СССР, кроме Грузии, а также Литвы, Латвии и Эстонии. В 1994 году Грузия присоединилась к данной договоренности. В январе 1993 года принят Устав СНГ, согласно которому данное содружество это региональная международная межправительственная организация, призванная обеспечить межгосударственное сотрудничество по самому широкому кругу вопросов. Основными органами управления СНГ являются: Совет глав государств участниц СНГ, Совет глав правительств участниц СНГ. Кроме этого в рамках СНГ функционируют и другие органы: Межпарламентская Ассамблея, Межгосударственный экономический комитет, советы глав МВД, МИД, совет руководителей вооруженных сил стран участниц СНГ, Экономический Суд СНГ и др. В рамках СНГ принимаются правовые акты. Так, например, 26 мая 1995 года заключен договор "О сотрудничестве в охране границ государств-участников СНГ, с государствами, не входящими в Содружество", 2 апреля 1996 года заключен договор "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях", 19 января 1996 года принята Концепция по предотвращению и урегулированию конфликтов на территории государств, входящих в СНГ".

2. Конституции стран СНГ. Во всех государствах СНГ приняты Конституции. На референдуме приняты конституции: Белоруссии (1996г.), Азербайджана (1995г.), Армении (1995г.), Казахстана (1995г.), Киргизии (2003г.), Таджикистана (1992г.). Парламентом приняты конституции: Украины (1996г.), Грузии (1995г.), Туркменистана (1992г.), Узбекистана (1991г.), Молдавии (1994г.). Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Во всех конституциях государств-участников СНГ провозглашен демократический, правовой, социальный и республиканский характер государственности. Конституции являются относительно жесткими, т.к. для внесения поправок требуется либо квалифицированное большинство голосов в парламенте, либо поправка принимается на референдуме. В некоторых странах могут быть созданы специальные органы для этой цели.

3. Высшие органы государственной власти государств, входящих в СНГ. Президентскими республиками юридически являются: Грузия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Узбекистан. В этих государствах президенты являются главами исполнительной власти. Другие государства являются полупрезидентскими, хотя роль президентов и в этих странах достаточно высокая. Все президенты избираются народом, кроме Молдавии, где глава государства избирается парламентом. Срок президентских полномочий, как правило, 5 лет. В Молдавии и России - 4 года, В Узбекистане - 7 лет, в Туркменистане - президент выбран пожизненно. Правительства формируются в основном президентами этих государств. Парламенты почти во всех странах избираются по смешанной системе, как правило на 5 лет. В Украине, Армении, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Молдавии - парламенты однопалатные. В других государствах - двухпалатные. Во всех государствах, входящих в СНГ существуют Конституционные и Верховные суды. В Белоруссии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане имеются и Высшие экономические (хозяйственные) суды. Высшие административные суды созданы в Армении (Совет правосудия) и Туркменистане (Высший суд справедливости).

4. Государственное устройство государств, входящих в СНГ. Все государства СНГ являются унитарными по своему политико-территориальному устройству, кроме России, которая является федеративным государством. Среди унитарных образованы сложные унитарные государства, в состав которых входят одна или несколько автономных территорий. К ним относятся:

1. Украина, в составе которой находится автономная республика Крым.

2. Азербайджан, в составе которого находится Нахичеванская автономная республика.

3. Грузия, в составе которой находятся автономные республики Абхазия, Аджария и Южная Осетия.

4. Таджикистан, в состав которого входит Горно-Бадахшанская автономная область.

5. Узбекистан, в составе которого находится автономная республика Каракалпакстан.


ЛЕКЦИЯ 17. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИЯМ

 


ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК НАУКА,
ОТРАСЛЬ ПРАВА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 


1. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?

2. Каковы функции конституционного права в национальном праве.

3. По каким критериям принято делить право на отрасли?

4. Определите понятие и содержание предмета отрасли конституционного права.

5. Назовите общие и специфические признаки норм конституционного права.

6. Дайте понятие конституционно-правовых отношений. Определите круг субъектов конституционно-правовых отношений.

 


ТЕМА 2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
СТРОЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 


1. Дайте определение конституционно-правовым основам общественного строя.

2. Что такое конституционный строй.

3. В чем отличие между принципами и основами конституционного строя.

4. Каковы функции конституционного строя.

5. В чем различие социальных и экономических основ общественного строя.

6. Какие статьи и разделы конституций в зарубежных странах посвящены конституционным основам общественного строя. Приведите необходимые примеры.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: НОРМА 2009.

2. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М.: ПРОСПЕКТ, 2007.

3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М: ЮристЪ, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Белоусов М.С. Конституционное право зарубежных стран. 2009 // Каталог ЭБС.

2.  Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М: Юнити-Дана, 2008.

3. Бромхед П. Эволюция британской конституции. М.,1978.

4. Виноградов В.Д. Партия и власть// вестник СПб университета (серия право). 1992, №3.

5. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехиформирования// Вопросы философии. 1991, №7.

6. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества// Государство и право. 1994, №7.

7. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М., 1977.

8. Ильинский И.П. Партийная система ФРГ. М., 1983.

9. Ильинский И.П., Мишин А.А., Энтин Л.М. Политическая система современного капитализма. М., 1983.

10. Ковлер А.И. Франция: партии и избиратели во Франции. М., 1984.

11. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. М., 1960.

12. Марченко М.П. Политическая система современного буржуазного общества. М., 1981.

13. Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976.

14. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

15. Орлов А.Г. Политические системы стран Латинской Америки. М., 1982.

16. Политическая система современного капитализма. Отв. Ред. И.П. Ильинский. М., 1984.

 

Наука конституционного права зарубежных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.062 с.)