Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Искусство спора (2ч.)
1. Понятие спора. Классификация споров. 2. Культура спора. 3. Важнейшие тактики и приемы спора. 4. Ошибки и уловки в споре. 5. Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов. Владение полемическим мастерством предполагает: во-первых, понимание сущности спора, его разновидностей; во-вторых, умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы; в-третьих, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента; в-четвертых, умение убеждать, т.е. вселять в собеседника уверенность в том, что истинность тезиса, выдвигаемого вами, доказана; в-пятых, знание и использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника; в-шестых, соблюдение основных требований культуры спора. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже. Обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения («Культура русской речи» п/ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева). Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. При этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны («Русский язык и культура речи» п/ред. В.И. Максимова). Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем; дискуссия – вид спора, в ходе которого рассматривается какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения; дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Споры диалектические и эристические. Классификация споров. Факторы, влияющие на характер и особенности спора: цель, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. Виды спора по цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора; по количеству участников: монолог, диалог, полилог; по форме проведения спора: устный и письменный; споры организованные и неорганизованные.
Предпосылки возникновение спора: сформирована и получила всеобщее признание важная проблема; предложено хотя бы одно решение этой проблемы. Участники спора: пропонент и оппонент. Две основные стратегии спора: конструктивная и конфликтная. Тактика пропонента («нападение»): прямое обращение к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми доказательствами; прием «опроса-допроса»; использование «вопросов-капканов». Тактика оппонента («защита с переходом в наступление»): метод «да, но …»; «метод кусков»; «метод суммирования». Структура вопроса: матрица – информация, на которой основан вопрос, информация, которая в нем содержится; неизвестная переменная вопроса – информация, на отсутствие которой указывается в вопросе. Классификация вопросов: ли-вопросы (Правда ли, что Билли Гейтс является основателем компании …?) и что-вопросы (что? где? когда? сколько? какой? для чего?); простые (Каковы финансовые активы вышей компании? – одна матрица и одна неизвестная переменная) и сложные (Каковы финансовые и материальные активы вашей компании? Кто и когда создал вашу компанию?) вопросы; открытые (как? почему? каким образом? зачем? – нуждаются в объяснениях, в развитии) и закрытые вопросы (кто? когда? где? который? – требуют односложного ответа); корректные (правильные) и некорректные (Кто был первым императором США? Как вам нравится этот банк? Сколько весит мысль об одном долларе?) вопросы; благожелательные и неблагожелательные. Виды ответов («ошибка многих вопросов», иронизирование над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Ответы: истинные/ложные, прямые/косвенные, краткие/развернутые, полные/неполные. Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» (цель - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности); «возвратный удар» (приём бумеранга), подхват реплики; атака вопросами; «апелляция к публике» (цель – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы); «довод к человеку» (оцениваются достоинства и недостатки человека).
Уловки в споре: «оттягивание возражения» - позволительная уловка (задаются уточняющие вопросы, начинают ответ издалека, начинают опровергать второстепенные аргументы); ставка на ложный стыд (Вам, конечно, известно, что наука давно установила … Неужели вы до сих пор не знаете?), «подмазывание аргумента» (Вы, как человек умный, не станете отрицать … Человек недостаточно образованный не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы …), ссылка на возраст (Вот доживите до моих лет, тогда и судите), образование (Сначала получите диплом, а потом и поговорим), положение (Займете мое место, тогда и рассуждать будете), «карманный» аргумент (перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда), «чтение в сердцах» (Вы говорите из жалости к нему. Вы преследуете личные интересы), оскорбления и др. План анализа техники спора · Определите вид спора. · Охарактеризуйте предмет спора. · Охарактеризуйте тезис и контртезис. · Охарактеризуйте основные качества участников спора. · Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана каждым, что преобладает: доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение, принуждение? · Какие аргументы для доказывания и опровержения используются оппонентами сильные или слабые? · Какие приемы защиты в споре использует каждый из оппонентов: ирония, юмор, сатира, убийственный аргумент, эффективное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, возвратный удар (бумеранг), подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа, сведение к абсурду, опровержение ложного тезиса фактами, аргумент к авторитету и др.? · Какие вопросы использовались оппонентами в споре? · Какие виды ответов использованы в споре? · Какие уловки были использованы каждым из оппонентов? Какие из них дозволенные? какие недозволенные? Как оппоненты разоблачали эти уловки? · Как завершается спор?
Литература 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001. Раздел 5. 2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. 3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред М.И. Максимова. М., 2000. Гл. IV. 4. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998. Раздел V.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.007 с.) |