Лекция 1. Психодиагностика как наука (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Психодиагностика как наука (1 час)



Доцент Покровская С.Е.

Лекция 1. Психодиагностика как наука (1 час)

План

1..Психодиагностика - наука о способах распознавания и измере­ния индивидуально-типологических особенностей человека.

2..Предмет, задачи, принципы и функции психодиагностики.

3.Основные понятия психодиагностики.

4.Связь психодиагностики с предметными областями психоло­гической науки.

5. Психодиагностическая технология: краткая характеристика.

6. Теоретические подходы к определению психодиагностики.

7.Нормативные предписания к психодиагностической деятельности. Этический кодекс психодиагноста.

8.Теоретические источники возникновения психодиагностики,
поясните их связь с психодиагностикой.

 

Предмет психодиагностики как научного знания. Психодиагностика –наука о способах распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Психологическая диагностика - современная, быстроразвивающаяся научная дисциплина и область психологической практики. Повышение интереса к ее проблемам, обусловлено развитием психологической службы, требованиями общества к подготовке специалистов для социально-психологической деятельности в системах образования, здравоохранения, центрах профессиональных и семейных консультаций.

Распознавание и измерение психологических свойств личности и особенностей интеллекта методами психодиагностики. Связь психодиагностики с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, психологией развития, социальной психологией и др. Связь психодиагностики с дифференциальной психометрией – наукой, разрабатывающей требования к измерительным психодиагностическим методам. Требования адаптации методов, интерпретации полученных данных, к процедуре разработки методов, применению математического аппарата для анализа получаемых данных. Основные понятия психодиагностики: диагностика, диагностическая категория, диагностические признаки, психологическое тестирование, психологический диагноз, психологический прогноз, интерпретация и др.

Современные тенденции развития психодиагностики. Цели и задачи современной психодиагностики, ее структура. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

 

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина -М.: Мос.гос ун-т, 1987. - 303 с.

5. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

6. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

7.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Гуревич, К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития / К.М. Гуревич // Вопросы психологии.- 1982.- № 1.- С.9-18.

 

 

Лекция 2. Методы психодиагностики и их классификация (1 час)

План

 

1. Основные группы методов в психодиагностике.

2. Критерии дифференциации методов в психодиагностике.

3. Типы диагностических методик.

     3.1. Психодиагностические высокоформализованные методы: тес­ты, опросники, проективные техники, психофизиологические ме­тоды.

     3.2 Методы малой формализации: метод наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

 

Классификация методов психодиагностики по И. Шванцаре, С.Л. Рубинштейну, Б.Г.Ананьеву, А.А. Бодалеву, В. В. Столину, В. К. Гайде. Автоконтроль по Д. Сепетлиеву. Критерии дифференциации методов психодиагностики. Психодиагностические высокоформализованные методы и методы малой формализации. Аспекты эффективного использования. Рубрикация картотечного описания методик. Оформление протоколов психодиагностического обследования в соответствии со стандартными требованиями. Анамнестический метод в современной психодиагностике. Виды психологического анализа, принципы сбора анамнеза.

Тесты интеллекта. Опросники. Проективные методики. Первые тесты интеллекта: шкала интеллекта Бине-Симона и ее адаптация – шкала Стенфорд-Бине. Монометрические тесты интеллекта: Прогрессивные матрицы Равена, Культурно-свободный тест интеллекта, тест общих способностей Г.Ю. Айзенка. Тестовые батареи интеллекта: тест структуры интеллекта Амтхауэра, Школьный тест умственного развития (ШТУР), Краткий ориентировочный тест, Шкалы интеллекта Векслера. Мультикультурное тестирование: Культурно-свободный тест интеллекта, Прогрессивные матрицы Равена. Опросник «Шестнадцать личностных факторов». Проективная методика «Тест рисования Гудинаф–Харрис».Функционально-уровневый подход как методология диагностики когнитивных процессов в структуре интеллекта. Уровни диагностики когнитивных процессов: сенсорно-перцептивный и собственно когнитивный.Диагностика сенсорно-перцептивного уровня. Диагностика ощущений, восприятия, информационного поиска и внимания. Методика изучения зрительного восприятия («Шкалы приборов»). Исследование восприятия пространственных отношений (тест «Компасы»). Методика исследования восприятия времени. Методика исследования целостности восприятия формы Т.Н. Головиной. Методика «Информационный поиск». Исследование объема внимания (методика «Точки»). Методика Б. Бурдона для исследования концентрации и устойчивости внимания (Корректурная проба). Корректурна проба с кольцами Ландольта. Вариант корректурной пробы на фрагменте связанного текста (методика Г. Мюнстерберга). Методика исследования устойчивости внимания, работоспособности и утомляемости «Счет по Крепелину». Методика исследования концентрации и устойчивости внимания «Перепутанные линии». Методика исследования устойчивости внимания и работоспособности в динамике «Таблицы Шульте». Модификация таблиц Шульте – методика «Красно-черная таблица» Ф.Д. Горбова для оценки переключения внимания. Учет возрастных особенностей при построении и разработке диагностических методик для исследования и обследования сенсорно-перцептивных процессов. Функционально-уровневый подход как методология диагностики когнитивных процессов в структуре интеллекта. Уровни диагностики когнитивных процессов: сенсорно-перцептивный и собственно когнитивный.Диагностика сенсорно-перцептивного уровня. Диагностика ощущений, восприятия, информационного поиска и внимания. Методика изучения зрительного восприятия («Шкалы приборов»). Исследование восприятия пространственных отношений (тест «Компасы»). Методика исследования восприятия времени. Методика исследования целостности восприятия формы Т.Н. Головиной. Методика «Информационный поиск». Исследование объема внимания (методика «Точки»). Методика Б. Бурдона для исследования концентрации и устойчивости внимания (Корректурная проба). Корректурна проба с кольцами Ландольта. Вариант корректурной пробы на фрагменте связанного текста (методика Г. Мюнстерберга). Методика исследования устойчивости внимания, работоспособности и утомляемости «Счет по Крепелину». Методика исследования концентрации и устойчивости внимания «Перепутанные линии». Методика исследования устойчивости внимания и работоспособности в динамике «Таблицы Шульте». Модификация таблиц Шульте – методика «Красно-черная таблица» Ф.Д. Горбова для оценки переключения внимания. Учет возрастных особенностей при построении и разработке диагностических методик для исследования и обследования сенсорно-перцептивных процессов. Диагностика когнитивного уровня. Диагностика памяти, мышления, воображения и речи. Методы исследования непроизвольного запоминания: методика П.И. Зинченко. Методы исследования произвольной памяти: метод удержанных членов ряда (метод напряжения памяти Джекобсона, методика «Память на числа», методика «Память на образы»); метод попарного воспроизведения и парных ассоциаций; метод выучивания; метод тождественных рядов, или метод узнавания (методика «Узнавание фигур»). Методы исследования опосредствованного запоминания: метод опосредствованного запоминания по Л.С. Выготскому, «Пиктограмма». Исследование оперативной памяти: методика «Оперативная память». Исследование типа памяти. Исследование логической памяти методом рассказа.Методы исследования мыслительных операций: методики «Сравнение понятий», «Выделение существенных признаков», «Классификация понятий», «Пословицы и метафоры». Методы исследования логического мышления: методики «Простые аналогии», «Сложные аналогии», «Количественные отношения», «Числовые ряды», методика Э.Ф. Замбацявичене. Методы исследования воссоздающего и творческого воображения. Методы исследования невербального воображения: тест «Круги». Методы исследования невербального воображения: метод трех слов (тест Масселона). Методы исследования речи: методика Эббингауза, Гейдельбергский речевого развития тест.Учет возрастных особенностей при построении и разработке диагностических методик для исследования и обследования памяти, мышления, воображения и речи.

 

 

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина -М.: Мос.гос ун-т, 1987. - 303 с.

5. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

6. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

7.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.

10. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.

11. Семенова, В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – С. 80–196.

12. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страус, Дж. Корбин. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 49–96с.

13. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич- М.: Институт общегуманитарных исследований,2001. - 352 с.

 

Лекция 3. Психометрические основы психодиагностики Стандартизация (2 часа)

План

1.Психологический тест как объективное измерение

2.Этапы стандартизации

3.Определение статистической нормы
4.Социально-психологический норматив

5..Понятие и факторы надежности психодиагностических методик­

6.Определение надежности измерительного инструмента

7. Определение стабильности изучаемого признака

8.Определение константности

 

Основные психометрические требования и проблемы. Измерения в психодиагностике и измерительные шкалы. Проблема меры в психометрике. Понятие о «нормальном распределении». Понятие о репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм. Условия достижения объективности. Понятие о стандартизации психологического теста. Этапы стандартизации. Валидность, ее типы, виды. Этапы валидизации теста. Надежность теста, ее критерии. Методы оценки надежности – ретестовый метод, надежность взаимозаменяемых форм, метод расщепления. Индекс надежности –коэффициент внутренней согласованности теста. Валидность и надежность. Точность и однозначность теста. Методы определения.

Создание надежного и валидного психодиагностического инструментария — стандартизированные психологические тесты и руководства. Необходимость и актуальность постановки вопроса. Три уровня обязательности соблюдения норм. Комментарии как уточняющие сведения. Составные части теста: общая характеристика и требования к ним. Руководство к тесту. Стимульный материал и его описание. Регистрационный бланк. Ключи и шаблоны для проверки правильности ответов.

Требования к руководству теста. Сведения о процедуре разработки теста. Требования к применению теста. Данные по обработке и интерпретации результатов тестирования. Общие требования к информации, содержащейся в руководстве. Информация для выбора теста, применения и сравнения. Доступность и необходимость сопровождения теста руководством. Пересмотр руководства к тесту. Наименование теста. Сфера применения. Требования к квалификации пользователя.

Сведения о процедуре разработки теста в руководстве к тесту. Процедура создания теста. Теоретическая основа и парадигма исследователя. Цели и сферы приложения. Требования к тестовым заданиям (пунктам). Правила адаптации переводного теста. Общие характеристики методики. Надежность и ошибка измерения. Внутренняя согласованность. Ретестирование. Сравнимость форм. Валидность (обоснованность) теста. Валидность по критерию. Содержательная валидность. Конструктная валидность.

Сведения о процедуре применения теста. Условия и ситуации тестирования. Квалификационная характеристика экспериментатора. Конфиденциальность и анонимность. Основные этапы процедуры обследования. Инструкции и инструктаж обследуемых. Требования к процедуре выставления баллов по тестовым заданиям. Сведения о процедуре обработки и интерпретации тестовых результатов. Нормированно-референтная интерпретация. Критерии подхода. Меры оценивания. Типичные ошибки.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина -М.: Мос.гос ун-т, 1987. - 303 с.

5. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

6. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

7.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.

10. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.

 

 

Лекция 4. Методологические основы и технологии оценки психического развития ребенка (2 часа)

План

1.Системность в структуре психического развития ипсиходиагностического обследования ребенка

2.Практическая реализация принципа динамическогоподхода в диагностике.

3.Особенности проведения обследования детейразного возраста

 

 

Отражение представления о системности в структуре психического развития и практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике. Оценка психического развития как поэтапная технология диагностической деятельности психолога. Особенности проведения обследования детей разного возраста.

Технология проведения углубленного психологического обследования. Подготовка к проведению обследования. Психологический анамнез. Построение диагностической гипотезы. Тактика психологического обследования. Типологический психологический диагноз как итог оценки психического развития ребенка.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина -М.: Мос.гос ун-т, 1987. - 303 с.

5. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

6. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

7.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

8. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

9. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

10. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.

11. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.

 

 

Лекция 5. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста (2 часа)

План

1.Особенности психодиагностики психического развития детей дошкольного возраста.

2.Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста.

3. Диагностика познавательной феры иинтеллектуального развития детей дошкольноговозраста (шкала умственного развития Д.Векслера, А. Бине-А.Симона).

4.Возрастной социально-психологический норматив (К.М.Гуревич, Е.И.Горбачева).

5.Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста с взрослыми исверстниками.

 

Анализ и применение диагностического инструментария оценки эмоциональной сферы дошкольника: тревожности, страхов (разных групп), агрессивности; эмоциональной расположенности или замкнутости, фрустрированности; наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка. Использование проективных методов исследования при изучении эмоциональной сферы.

Диагностика способности к общению и межличностных отношений. Социометрия и оценка группы. Межличностные отношения ребенка в семье и патохарактерологические развития личности: по типу «кумира семьи», по типу «золушки», в условиях гиперопеки, в условиях гипоопеки, в условиях непоследовательного и противоречивого воспитания. Диагностика межличностных отношений в семье, проективное интервью с ребенком о семье. развития ребенка дошкольного возраста. Возрастные особенности детей дошкольного возраста и связанные с этим трудности психодиагностики. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям дошкольного возраста. Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Психодиагностика личностных качеств и отношений ребенка и родителей. Технологии психодиагностической работы. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста.

Диагностика познавательной сферы: базисные характеристики познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления); экспериментально-психологическое исследование нарушений познавательной деятельности: уровня зрительного, предметного, слухового и тактильно-кинестетического; внимания и его показателей; состояние памяти зрительной и слуховой модальности, состояние мыслительных операций: классификации и группировки, сравнения, нахождение аналогий и вскрытие закономерностей. Диагностика умственного развития и общих способностей: подготовленности функционирования мышления в пределах возрастного социально- психологического норматива (К.М.Гуревич, Е.И.Горбачева). Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Диагностика интеллектуального развития.

Диагностика личностной и волевой сферы: самооценка как компонент самосознания; воля и волевые нарушения: поэтапно от момента постановки цели до ее достижения. Развитие произвольности. Дифференциальная диагностика речи, речевых нарушений и оценка коммуникативного поведения. Оценка экспрессивной речи.

 

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.

10. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.

11. Степанов, С.С.Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. – М.:ТЦ «Сфера», 2004. - 96 с.

12. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич- М.: Институт общегуманитарных исследований,2001. - 352 с.

Лекция 6. Методы определения готовности детей к обучению в школе (2 часа).

План

1. Диагностические подходы к оценке готовности ребенка к школе: системный, комплексный и эклектичный.

2.  Использование в диагностике готовности детей к обучению в школе различных компонентов: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физиологическая, психологическая и социальная Н.Я. Кушнир.

 

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Подходы к оценке готовности ребенка к школе: системный, комплексный и эклектичный. Различные классификации компонентов школьной готовности (личностная, интеллектуальная, социально-психологическая (Е.И.Рогов), физиологическая, психологическая и социальная (В.Д.Шадриков, Н.В. Нижегородцева). Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе: диагностика уровня развития познавательных процессов, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности ребенка. Выяснение общей осведомленности детей об окружающем мире. Наиболее часто используемые диагностические процедуры.

Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

Теоретические проблемы диагностики готовности ребенка к школе. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина для выявление уровня развития предпосылок к учебной деятельности. Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления: методики «Образец и правило» А.Л. Венгера, «Лабиринт».Использование в диагностике готовности детей к обучению в школе различных компонентов: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физиологическая, психологическая и социальная Н.Я. Кушнир.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я.Кушнир. – Мозырь, 2002, – 126с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.

10. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.

11. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич- М.: Институт общегуманитарных исследований,2001. - 352 с.

 

План

1.Психологические особенности подросткового возраста и их учет в процессе психодиагностического исследования.  

2.Психологические особенности раннего юношеского возраста и их учет в процессе психодиагностического исследования.

3.Рекомендации по психодиагностике подростков и юношей.

 

Психологические особенности подросткового возраста и необходимость их учета в процессе психодиагностического исследования. Психологические особенности юношей и девушек старшего школьного возраста и необходимость их учета в процессе психодиагностического исследования.

Особенности психодиагностической работы с подростками. Рекомендации по психодиагностике детей подросткового возраста. Особенности психодиагностической работы с юношами и девушками старшего школьного возраста; рекомендации по их диагностике. Методы психодиагностики познавательной сферы подростков и юношей. Методы изучения личности школьников средних и старших классов. Методы изучения межличностных отношений.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.

 

План

1.Мотивационно-потребностная сфера – внутренняя основа активности, саморегуляции личности.

2.Структура и иерархия мотивационно-потребностной сферы личности

3.Методы и методики исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы личности.

4.Возрастные аспекты психодиагностики мотивационно-потребностной сферы

 

Мотивационно-потребностная сфера личности как внутренняя основа активности. Структура и иерархия мотивационно-потребностной сферы личности. Индикаторы диагностики мотивационно-потребностной сферы. Диагностика иерархии потребностей. Понятие направленности личности и его диагностика. Диагностика ценностных ориентации личности. Диагностика мотивации. Диагностика познавательной потребности, интересов и склонностей личности. Возрастные аспекты психодиагностики мотивационно-потребностной сферы.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.

 

План

1.Специфика психодиагностического исследования личностных свойств взрослых людей.

2.Оценка типологических свойств и особенностей темперамента.

3.Методы изучения характерологических особенностей взрослого человека.

4.Многофакторные опросники для комплексной оценки личности.

 

Специфика психодиагностического исследования личностных свойств взрослых людей и цели диагностики на разных возрастных этапах.Многомерная диагностика личности: история, цель, основные подходы. Многофакторные модели личностных черт и методики многофакторной диагностики личности. Подход к личности с позиции факторного анализа. Этапы факторно-аналитической процедуры. Сравнительный анализ 3-х, 16-ти, 5-ти факторных моделей личности. Принципы описания и интерпретации личностного профиля. Использование графологического анализа в диагностике личности. Оценка типологических свойств и особенностей темперамента. Методы изучения характерологических особенностей взрослого человека. Многофакторные опросники для комплексной оценки личности.

 

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.

 

 

План

1.Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей.

2.Диагностика стенических и астенических эмоций.

3.Эмпатия и методы ее диагностики.

4.Концептуальные подходы к диагностике мотивации.

 

Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей..

Диагностика стенических и астенических эмоций. Эмпатичность, ее уровни и методы диагностики. Методика диагностики эмпатических способностей личности В.В.Бойко. Диагностика сформированности и уровня проявления волевых качеств.

Концептуальные подходы к диагностике мотивации. Экспресс-диагностика мотивов, потребностей, целей. Методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича.

Определение способов разрешения человеком жизненных проблем: уровень субъективного контроля (УСК), Дж. Роттера (адапатирован Е.Ф. Бажиным, С.А.Голынкиной, А.М.Эткиндом); выход из трудных жизненных ситуаций. Диагностика мотивации аффилиации (ТМА) А. Мехрабиана, адапт. М.Ш. Магомед-Эминова. Диагностика мотива достижения успеха (ТМД) А. Мехрабиана, адапт. М.Ш. Магомед-Эминова.

Диагностика чувства беспомощности.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.

 

 

План

1.Предмет и задачи исследования нравственной сферы взрослого.

2.Диагностика отношения к себе и к партнеру по общению.

3.Стиль общения как фактор успешности поведения человека в коллективе или микросреде.

4.Обзор методов изучения нравственной сферы личности.

5.Методики диагностики нравственной сферы взрослого.

 

Психодиагностическое поле личности. Предмет и задачи исследования нравственной сферы взрослого. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Обзор методов изучения нравственной сферы личности. Методики диагностики нравственной сферы взрослого. Диагностика отношения к самому себе и к партнеру по общению. Диагностика общительности. Стиль общения как фактор успешности поведения человека в коллективе или микросреде. Изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Оценка способов реагирования в конфликте. Опросник оценки способов поведения и конфликтной ситуации К. Томаса.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири Исследование особенностей ситуации на поведение личности. Влияние социально-психологических установок на поведение человека. Методика выявления социально-психологических установок. Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Рисунок семьи» В. Хьюлса Прогнозирование поведения в семье. Социометрия и оценка группы. Социометрический тест Дж. Морено.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.

5. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: тео­рия и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.

6.  Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономаре­ва, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с

7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.

9. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.

 

 

План

1.Основные задачи психодиагностики в связи с профессиональной консультацией.

2. Понятие «профессиональной направленности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.2 с.)