Тема 1. Предмет и социальные функции исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и социальные функции исторической науки



ТЕМА 10. ИВАН IV И ЕГО РЕФОРМЫ

Иван Васильевич родился в 1530 г. На престол он вступил в трехлетнем возрасте и правил Россией 51 год. В правлении Ивана Грозного выделяют следующие периоды.
I. Регентство (временное правление при малолетнем монархе) матери Ивана Елены Глинской (1533-1538).
II. Время боярского правления (1538-1547). В этот период за власть боролись группировки Шуйских, Бельских, Г линских.
В январе 1547 г. Иван IV достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». Принятие царского титула демонстрировало полную независимость Руси от Орды и равенство с ней. Данный титул подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие, позволял на равных вести дипломатические сношения с Западной Европой.
III. Реформы Избранной рады (1547-1560).
К 1547 г. вокруг Ивана IV сложился кружок советников, составивших неофициальное правительство России в конце 40-х - 50­е гг. ХVI в., - Избранную раду. Ее возглавили костромской вотчинник Алексей Адашев и придворный священник Сильвестр. В ее состав входили князь Андрей Курбский, митрополит Макарий. Избранная рада осуществила комплексную программу реформ.
1. Реформа центрального управления:
• увеличивается состав Боярской думы с целью ослабить влияние боярской аристократии;
• возникает новый орган управления, решавший важнейшие государственные дела - Земский собор - центральное общегосударственное сословно-представительное учреждение. В него входили представители боярства, дворянства и духовенства;
• создается система приказов - учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.
2. Реформы законодательной системы:
• 1550 г. - Земский собор принял новый Судебник - общегосударственный свод законов;
• 1550 г. - указ отменил местничество при прохождении военной службы;
3. Реформа местного самоуправления:
• отмена кормлений;
• власть в уездах перешла к губным, а там, где не было дворянского землевладения, - к земским старостам;
• расширяются полномочия городовых приказчиков.
4. Военные реформы:
• под Москвой посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения;
• составлено «Уложение о службе»: дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли как дворянин, так и боярин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно»;
• из нетяглых людей были созданы пехотные стрелецкие полки, что положило начало организации постоянного войска. Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями). За службу они получали хлебное, денежное и земельное жалование;
В результате реформ середины ХVI в. в стране складывается сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства.

ТЕМА 14. ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I. «ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО» В ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ. ПЕРВЫЕ ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ

Предпосылки преобразований сложились в России еще во второй половине XVIII в. К ним относятся:
1) активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;
2) интенсивное развитие торговли;
3) реформирование финансовой и налоговой системы;
4) переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
5) тенденция к абсолютизации верховной власти;
6) оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.);
7) реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков «иноземного строя»);
8) размежевание общества под влиянием западно-европейской культуры и церковных реформ Никона; появление национально­консервативного и западнического течений.
В 1689 г. Петр, достигнув совершеннолетия, женился на боярышне Е. Лопухиной. В лице Петра передовая часть русского общества видела царя-преобразователя, непримиримого борца со старыми, отжившими боярскими порядками и традициями. Отношения между Софьей и Петром обострялись из года в год и к лету 1689 г. стали такими, что открытое столкновение становилось неизбежным. В ночь на 8 августа 1689 г. тайные сторонники Петра донесли ему, что Софья готовит стрельцов к походу на Преображенское. Позже выяснилось, что слух был ложным, но, испугавшись, Петр поскакал в Троице-Сергиев монастырь, куда вскоре прибыли потешные войска. Назревала вооруженная борьба, в которой, однако, стрелецкие полки, поддерживавшие вначале Софью, не были склонны проливать за нее кровь и один за другим переходили на сторону Петра. Его поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх. Софья осталась без вооруженной поддержки. Она была заключена в Новодевичий монастырь в Москве. Трон перешел к Петру. Со смертью Ивана (1696) установилось единодержавие Петра.
Петр окружил себя способными, энергичными помощниками, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А.М. Головин, Г.И. Головкин, братья П.М. и Ф.М. Апраксины, А.Д. Меншиков.
Одной из важнейших задач, стоявших перед Петром, было продолжение борьбы с Крымом. Было решено овладеть Азовом - турецкой крепостью в устье Дона. В 1695 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота Азов не был взят.
Потерпев неудачу под Азовом, Петр принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено около 30 крупных судов, спущенных вниз по Дону. Вдвое была увеличена сухопутная армия. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью укрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог. Однако для борьбы с Турцией и Крымом сил у России было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за 2 года) на средства помещиков и купцов и занялся поиском союзников в Европе. Так родилась идея «Великого посольства», проходившего с 1697 по 1698 гг. Его целями были создание антитурецкой коалиции, ознакомление с политической жизнью Европы, изучение зарубежных ремесел, быта, культуры, воинских порядков. Великими послами были назначены генерал- адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр.
За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, бывшую в то время крупнейшей державой Европы (флот ее составлял 4/5 европейского флота), Англию и Австрию. Участники посольства встречались с князьями и монархами, изучали корабельное дело и другие ремесла. В ходе «посольства» Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка для борьбы за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство 1701 - 1714 гг. - борьбой за обширные владения в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II.
Летом 1698 г. Петру пришлось прервать поездку. В Вене он получил секретное донесение о стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне в районе г. Истры под Москвой). Более сотни стрельцов казнили, многие из них были сосланы в различные города.
Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь стрельцов с реакционным московским боярством и царевной Софьей. Казнили более 1000 стрельцов. В казнях участвовал сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре. Стрелецкое войско было расформировано, силы боярской оппозиции подорваны.

ТЕМА 16. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

Начиная с 1708 г., Петр I приступил к осуществлению комплекса административных реформ, в результате которых сложилась централизованная система управления страной. Ее структура, функционирование, бюрократический характер оставались в общих чертах неизменными вплоть до начала ХХ века.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточивалась в руках царя (с 1721 г. - императора). В 1711 г. учреждается Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Члены Сената назначались царем. Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В петровское время Сенат становится высшим органом исполнительной и судебной власти. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, осуществлявший контроль за деятельностью всех правительственных учреждений через назначаемых в них прокуроров. Прокуроры осуществляли гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий. Одновременно существовала и система негласного контроля. Его осуществляли фискалы.
В 1717 - 1721 гг. Петр заменил старую систему приказов коллегиями, ведавшими определенными сферами управления. Всего коллегий было одиннадцать. Важнейшие из них - коллегия иностранных дел, военная, адмиралтейская, камер-коллегия (контролировала сбор доходов), штатс-коллегия (расходы государства), вотчинная (дворянское землевладение), мануфактур- коллегия (промышленность, кроме горно-металлургической), берг- коллегия (горно-металлургическая промышленность). Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов. Наряду с коллегиями продолжали действовать и некоторые приказы. Делами политического сыска ведал Преображенский приказ. В 1718 г. его функции перешли к Тайной коллегии.
Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений.
В систему коллегий входил также Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковной и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия. Был разработан Устав духовной коллегии, автором которого стал церковный деятель, политик и публицист Феофан Прокопович. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода. Члены Синода назначались царем из числа духовенства. Учреждение Синода, с последующим подчинением его Сенату, ставило церковь под полный контроль государства.
С целью укрепления власти на местах в 1708 - 1710 гг. проводилась областная реформа. Страна делилась на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская) во главе с губернаторами. В рамках губернии губернатор был наделен всей полнотой административной, судебной и военной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В 1719 г. вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция (их было создано 50). Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов оставалось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы обращались непосредственно в коллегии и Сенат.
В развитии промышленности в петровский период можно выделить два этапа:
1) до 1715 г. В это время основателем мануфактур выступала казна; продукция предназначалась главным образом для военных нужд (металлургия, сукноделие, парусно-полотняное производство);
2) в 1715 - 1725 гг. мануфактуры основывали преимущественно частные лица; появляются предприятия, выпускающие изделия для населения: игральные карты, краски, курительные трубки, шелковые ленты.
Политика Петра I в области экономики определялась учением меркантилизма (учение, поощрявшее развитие промышленности и накопление средств внутри страны за счет активного баланса внешней торговли - преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну). Практическим воплощением данного учения являлась политика протекционизма, имеющая целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары. Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф 1724 г., согласно которому, чем больше товаров производили русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе аналогичных товаров.
До 1717 г. единственным средством поощрения привлечения купеческих капиталов в сферу производства была передача купцам на льготных условиях казенных заводов. 1717 - 1725 гг.: государство отказалось от монополии внешней торговли, освободило от службы владельцев мануфактур, предоставило им в 1721 г. права покупать и закреплять за предприятиями крепостных. Тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности. Другим источником обеспечения предприятий рабочей силой было закрепление за мануфактурами беглых крестьян - указом 1722 г. мануфактуры получили право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, сформировались категории приписных и посессионных крестьян.
Особенно быстрыми темпами в первой четверти XVIII в. развивалась металлургия. К середине века Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место в мире по производству металла. В центре страны наибольшее распространение получили текстильная (суконная, полотняно­парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли промышленности: судостроение (в Петербурге,
Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве).
В итоге преобразований во многом была преодолена технико­экономическая отсталость России. Однако в экономической характеристике страны решающее значение имела не промышленность и городское население с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживавшими рост производительных сил.
Основная цель социальной политики Петра I состояла в усилении роли, места и значения дворянского сословия. Расширяется дворянское землевладение. Одновременно расширяются права дворян на землю. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, а также предписывалось передавать поместья старшему сыну. Консолидации дворянского сословия способствовала также «Табель о рангах» 1722 г., вводившая новый порядок прохождения службы. Основным критерием продвижения по службе становится не знатность, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов. «Табель о рангах» предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе и обер-офицерского чина (начиная с прапорщика) по военной они становились потомственными дворянами, приобретая тем самым все привилегии этого сословия.
Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении в 1718 - 1724 гг. переписи мужского населения, с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью, в результате чего практически удвоилась сумма собираемых налогов. В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясачные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн душ мужского полу. Г осударственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк. После проведения переписи населения в стране была введена паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения. Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Она ужесточила борьбу с бегством крестьян.
В 1721 г. был введен регламент Главного магистрата, который разделил всех городских жителей на две категории: регулярных и нерегулярных. Регулярные делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры; вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население получило название «подлых людей». Это позволило значительно расширить инициативу и активность купечества и предпринимателей, а также ремесленников.
Активная внешняя политика Петра I, проводимые им реформы привели к ухудшению положения тяглого населения, росту повинностей, а также к усилению оппозиции петровским реформам со стороны родовитого боярства. Это привело к росту числа народных восстаний, крупнейшими из которых были Астраханское восстание (1705-1706) и восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708).
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло выражение в трудах историков. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. «Для этого он (Петр - авт.) готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, он был готов истребить и уничтожить как государственный деятель» (С.Ф. Платонов).
С другой стороны, итогом деятельности Петра I, по мнению ряда историков, стало создание «регулярного государства», то есть государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастает роль монарха, его влияние на все сферы государства.
Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации - дух законной свободы и гражданственности - был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей».

ТЕМА 34. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ (ОСЕНЬ 1917 - 1918 гг.)

Захват власти большевиками требовал преобразования системы управления страной и проведения экономических реформ. Необходимо также было решить вопрос о продолжении участия в Первой мировой войне или выйти из нее.
Создание нового аппарата управления На II съезде Советов 26 октября был избран новый состав ВЦИК и сформировано большевистское правительство - Совнарком. Только в декабре 1917 г. ряд постов в правительстве получили левые эсеры. При Совнаркоме 2 декабря 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) под председательством Н. Осинского (В.В. Оболенского), с 23 марта 1918 г. - В.П. Милютина, с 3 апреля - А.И. Рыкова. На ВСНХ возлагалась организация народного хозяйства и государственных финансов.
7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую возглавил Ф.Э. Дзержинский. В своей деятельности ВЧК и созданная в январе 1918 г. советская милиция нередко допускали превышение полномочий. 11 февраля 1918 г. была восстановлена смертная казнь, что способствовало эскалации террора.
Были сформированы и вооруженные силы новой власти:
15 января 1918 г. Ленин подписал декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально она создавалась на добровольных основах, но уже летом 1918 г. была введена всеобщая воинская повинность. 29 января 1918 г. создан Красный флот.
Учитывая популярность в обществе идеи Учредительного собрания, большевики вынуждены были пойти на его созыв. Совнарком решил открыть Учредительное собрание 5 января 1918 г., однако накануне 3 января было принято постановление ВЦИК, гласившее, что вся полнота власти в Российской республике принадлежит Советам и советским учреждениям. Данное постановление лишало Учредительное собрание всякого смысла. На первом заседании Учредительного собрания большевики и поддерживавшие их левые эсеры оказались в меньшинстве (около 35 % голосов). 6 января 1918 г. Учредительное собрание было разогнано большевиками.
10 января 1918 г. в том же здании Таврического дворца, где заседало Учредительное собрание, открылся III съезд Советов. На съезде была утверждена в качестве конституционного документа «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Проходивший с 4 по 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, закрепившую установление в стране диктатуры пролетариата в форме Советов, основой советской власти был объявлен союз рабочих и крестьян, закреплялось равноправие всех народов России. Высшим органом государственной власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ВЦИК - законодательный, исполнительный, контролирующий орган в период между съездами. ВЦИК формирует СНК - правительство РСФСР.
Важнейшей задачей, стоявшей перед страной, был выход из Первой мировой войны. С декабря 1917 г. в условиях перемирия шли мирные переговоры Советской России с Четверным блоком в Брест-Литовске, к которым отказались присоединиться страны Антанты. Переговоры с Германией, вначале успешные, вскоре зашли в тупик. 10 февраля 1918 г. переговоры были прерваны. После этого германское командование заявило о прекращении перемирия и возобновлении с 12 часов 18 февраля военных действий. Наступление германских войск было поддержано на Украине войсками Украинской Народной Республики, в Белоруссии - 1-м Польским корпусом легионеров, в Закавказье - турецкими войсками, а с 28 февраля - австро-венгерской армией.
Совнарком РСФСР в ночь с 18 на 19 февраля направил правительству Германии радиограмму о согласии подписать мир. Однако немецкие войска продолжили наступление и 25 февраля захватили Ревель (Таллинн), 28 февраля - Псков, 4 марта - Нарву. Советская делегация во главе с Г.Я. Сокольниковым 3 марта 1918 г. подписала мирный договор с Четверным союзом. Граница прошла в районе Пскова - Могилева. Россия теряла Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум на Кавказе, Моонзундские острова. Россия обязывалась демобилизовать армию, очистить от своих войск Украину, Финляндию, Эстляндию, Лифляндию и Аландские острова. Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами.
Проходивший 6-8 марта 1918 г. VII экстренный съезд РСДРП(б) утвердил после жарких споров брестский мирный договор. На этом же съезде было решено партию из РСДРП(б) переименовать в РКП(б) и перенести столицу государства из Петрограда в Москву ввиду сохранения военной опасности. Решение о ратификации Брестского мира принял 14 марта 1918 г IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов. Ярыми противниками подписания мира были левые эсеры, которые после его ратификации заявили о своем выходе из правительства. На V съезде Советов левые эсеры еще раз попытались выступить против Брестского мира, получив отпор, они покинули съезд и 6 - 7 июля 1918 г. подняли мятеж - попытались установить свою власть в Москве. В течение нескольких часов мятеж был ликвидирован. Социально-экономические преобразования в стране
• Согласно Декрету о земле от 26 октября 1917 г. навсегда отменялась частная собственность на землю. III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. принял «Основной закон о социализации земли», в котором утверждался принцип уравнительного землепользования.
• 14 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК приняли положение о рабочем контроле над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов.
• 14 декабря 1917 г. ВЦИК принял декрет о национализации банков, в апреле 1918 г. - внешней торговли, в мае - промышленных предприятий.
• 30 октября 1917 г. был опубликован декрет о 8-часовом рабочем дне; введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, безработицы; бесплатным стало медицинское обслуживание и обучение в школах. Повышалась заработная плата рабочим и служащим, на 100% увеличивались пенсии по инвалидности рабочим.
• В декабре 1917 г. был утвержден Кодекс законов о труде.
• Издается Декрет о браке и семье, устранивший неравноправное положение женщины.
Данные меры были объективно необходимы и способствовали росту популярности большевиков, однако далеко не все из них имели финансовое подкрепление в условиях растущей инфляции.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Само понятие «история» в переводе с греческого означает «повествование о том, что узнано». Перевод этого слова помогает нам понять и содержание науки истории. История - это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. История изучает развитие человеческого общества как единый противоречивый процесс. Она является одной из гуманитарных наук, которые занимаются исследованием человеческой природы и призваны облегчить человеку самопознание и показать пути к самосовершенствованию. Как говорил известный французский историк и историософ М. Блок, история - это наука о человеке, «о людях во времени».
История позволяет благодаря объективному изучению, систематизации и обобщению огромного массива самого разнообразного материала свести отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию. Со становлением исторической науки появилась реальная возможность увидеть прошлое человечества не как случайное и хаотическое скопление отдельных, не связанных между собой явлений и процессов, а обнаружить их взаимообусловленность, их корни и истоки, понять причины и мотивы движения истории, ее логику и смысл. Историческая наука существует как бы в двух срезах: с одной стороны, в виде событийно-повествовательной, или нарративной истории, истоки которой ведут к бытоописательству, освещению отдельных событий, фактов, биографий исторических личностей, с другой - в виде теоретического, сущностного исследования проблем исторического процесса, выявления в конкретно-историческом развитии общих закономерностей и особенностей, определения типов, путей, стадий и форм исторической жизни. Следует также учитывать, что история - это представление о прошлом, соответствующее достигнутому уровню знаний. Поскольку общество постоянно находится в движении, в развитии, то соответственно изменяются, не могут стоять на месте и способы его познания.
Одной из задач исторического познания общества является раскрытие закономерностей функционирования и развития исторических явлений и процессов. Закономерность же - это прежде всего повторяемость. Однако особенность общественно­исторического развития состоит в том, что конкретные исторические ситуации и связанная с ними деятельность людей индивидуальны, и в таком виде, как они совершались, не воспроизводимы. Но, во-первых, есть сферы, где аналогичная деятельность повторяется в новых условиях. Во-вторых, есть общественные задачи, требующие долговременного решения. В-третьих, есть принципы и методы решения тех или иных задач, которые могут быть применены в различных условиях.
История выполняет ряд социально значимых функций. К ним относятся познавательная, интеллектуально-развивающая, практическо-политическая, мировоззренческая. История обладает огромным воспитательным воздействием, формирует патриотизм, позволяет познать нравственные ценности в их развитии, знакомит с деятельностью великих личностей, позволяет разобраться в пороках общества и критически оценивать его современное состояние.
Важнейшими методологическими принципами, позволяющими объективно осветить развитие общества, являются следующие:
• принцип историзма, согласно которому все исторические явления должны рассматриваться в соответствии с конкретной обстановкой, в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• принцип социального подхода, предполагающий анализ экономических и политических процессов с учетом интересов различных слоев населения;
• принцип всесторонности изучения, предполагающий использование как можно более полной и достоверной информации о прошлом, рассмотрение всех сфер жизни общества в их взаимосвязи.
Использование этих принципов позволяет обеспечить достоверность и научность проводимых исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.013 с.)