Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.



Конспект лекций

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.

1. Предмет истории экономических учений.

2. Методы  экономических исследований.

3.      Направления современной экономической жизни,

1. Под термином «экономика» одновременно понимается:

· совокупность производственных отношений; экономический базис об­щества;

· народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

· отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специ­фические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

2.Методами исследования экономической науки являются:

· экспериментальный метод - изучение поведения экономической систе­мы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов;

нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;

· гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;

· статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых эконо­мических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

· историко-модельный подход - представлениеэкономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый про­цесс, в историческом контексте;

· математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;

· метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный ха­рактер, при исследовании процессов экономики.

 3. К современным направлениям экономической мысли относят:

· неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

· неолиберализм - экономическое учение о государственном регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

· марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

У истоков классической политической экономии стоят У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция).

Развитие классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж. Б. Сей и Ф. Бастиа (Франция).

В понятие «богатство» включал не только деньги, но и все многообразие благ и вещей. Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по «истинной стоимости». В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.

Французская школа классической политической экономии, в отличие от английской, вела решительную борьбу с политикой меркантилизма.

Француз П. Буагильбер видел в деньгах причину нарушений справедливого обмена между товарами; англичанин У. Петти считал деньги двигателем развития экономики.

Французская классическая школа считала, что цель производства - по­требление, поэтому большее внимание уделяла изучению потребительной стоимости. Английская школа оценила значение капитализма в развитии производительных сил и взяла за основу меновую стоимость.

П. Буагильбер идеализировал сельскохозяйственное производство, а У.Петти был сторонником развития промышленности.

Французская школа выражала интересы мелкой буржуазии, а английская школа - промышленной буржуазии.

Тема 12.Теории конкуренции

1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

2. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон

  1. Эдуард Чемберлин (1899 - 1967) - американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского уни­верситета и, закончив ее, остается здесь преподавать.

В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической кон­куренции», который стал впоследствии классическим произведением. С1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономичес­кой теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации. В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратеги­ческой службы США.

 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чембер­лин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной систе­мы. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

· создание рынка одиноких товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;

· рынок дифференцированных продуктов - контроль продавцов над товара­ми, имеющими отличительные признаки.

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характе­ризуется следующим:

· число продавцов достаточно велико;

· каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на по­ведение конкурентов;

· товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают то­вары с торговой маркой конкретных продавцов;

· вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товаро-заменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

· манипулирование ценой - из-за монополизации рынка продавцом про­исходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чем-берлина);

· внесение качественных изменений в продукт;

· внедрение рекламы.

Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции. Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслу­живание покупателей.

2. Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983 гг.) - английский экономист. Окончила Кембриджский университет, а с 1965 по 1971 год занимала должность профессора в этом же университете. Мировую известность ей принесла книга под названием «Экономическая теория несовершенной конкуренции», вышедшая в 1933 году.

Общий подход к анализу макроэкономических процессов Дж. Робинсон заимствовала у Дж. М. Кейнса, подход к основным категориям анализа (прибыли, заработной плате, проценту, капиталу) — у А. Маршалла и Д. Рикардо. В теории несовершенной конкуренции Дж, Робинсон пыталась установить механизм формирования цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкурен­цию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышлен­ного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы об­разования монопольной прибыли,

В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равно­весного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуата­цию наемного труда.

При несовершенной конкуренции продукции выпускается меньше, чем при совершенной конкуренции. В итоге происходит рост цен, который является результатом:

· договоренности между фирмами;

·  ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.

Рост цен, по мнению Дж. Робинсон, требует обязательного вмешатель­ства государства в экономику с помощью мер налоговой и бюджетной политики.

Под монопсонией понимается тип рыночной структуры, при которой су­ществует монополия единственного покупателя определенного товара. Дж. Робинсон утверждала, что монопсонистом может выступить крупная фирма, использующая труд работников по навязанным им (работни­кам) условиям. В результате заработная плата может быть ниже предель­ного продукта, то есть налицо эксплуатация. Поэтому в данных условиях необходимо издать закон о минимальном размере заработной платы. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей обычную прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие эксплуатируют мелких собственников.

 Чистая монополия - это ситуация, в которой одна фирма является един­ственным производителем продукта, для которого нет близких замени­телей. Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Воз­никновение чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т. д. Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

 Олигополия - состояние на рынке при небольшом числе фирм-произво­дителей. Существование реальной олигополии Дж. Робинсон считала бо­лее распространенным, чем существование совершенной конкурен­ции и абсолютной монополии.

Особенностью монополистической конкуренции является взаимозави­симость между фирмами. Иными словами, олигополия существует, если число фирм в отрасли настолько мало, что при формировании ценовой политики одна из них должна принимать во внимание реакцию со сто­роны конкурентов.

 Дж. Робинсон исследовала возможность использования цены как инст­румента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Она ввела поня­тие «дискриминация в ценах» - деление монополией рынков на сегменты на основе эластичности спроса по цене. Монополист при выпуске ново­го товара сначала максимально завышает цену, обслуживая наиболее состоятельную часть потребителей. Затем он, постепенно снижая, цену, привлекает менее состоятельных покупателей, и при этом, несмотря на снижение цены, прибыль будет высока, поскольку спрос увеличится.

Конспект лекций

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.

1. Предмет истории экономических учений.

2. Методы  экономических исследований.

3.      Направления современной экономической жизни,

1. Под термином «экономика» одновременно понимается:

· совокупность производственных отношений; экономический базис об­щества;

· народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

· отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специ­фические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

2.Методами исследования экономической науки являются:

· экспериментальный метод - изучение поведения экономической систе­мы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов;

нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;

· гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;

· статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых эконо­мических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

· историко-модельный подход - представлениеэкономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый про­цесс, в историческом контексте;

· математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;

· метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный ха­рактер, при исследовании процессов экономики.

 3. К современным направлениям экономической мысли относят:

· неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

· неолиберализм - экономическое учение о государственном регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

· марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.023 с.)