Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля ( Life Style Index , LSI ). Тест для диагностики механизмов психологической защиты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля ( Life Style Index , LSI ). Тест для диагностики механизмов психологической защиты.



 

 

 Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия

 

1. Психологическая защита личности может быть описана как выработанная в онтогенезе и присущая любому человеку стратегия бессознательного искажения аффективных и когнитивных аспектов тех ситуаций, которые несут угрозу сложившейся картине мира. При условии гибкости и умеренной эксплуатации психологическая защита имеет исключительно адаптивное значение.

2. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют богатый арсенал психологической защиты. Данный период в развитии детской личности можно считать сензитивным для становления защитных механизмов интеллектуализации, компенсации и формирования реакции.

3. У родителей отмечается явное преобладание защитного поведения по сравнению с детьми. Детская психологическая защита отличается большей интенсивностью. Таким образом, дети реже, чем взрослые, обращаются к психологической защите, но если используют ее, то есть большая вероятность сверхинтенсивной ее эксплуатации, что представляет угрозу психическому здоровью ребенка.

4. Под наибольшим влиянием психологической защиты родителей находятся их требовательность к ребенку и эмоциональная близость с ним. В малой степени зависят от нее строгость, сотрудничество с ребенком и воспитательная конфронтация. Наиболее благоприятно на воспитательном стиле у матерей сказывается защита по типу отрицания, у отцов - отрицание и защитная регрессия. Самым неблагоприятным в структуре отношений с детьми у матерей оказывается регрессия, у отцов - замещение. В целом, защитных механизмов, оказывающих негативное влияние на воспитательный стиль родителей, больше, чем влияющих положительно или не влияющих вообще.

5. Формирование психологической защиты ребенка не сводится к копированию доступного наблюдению защитного поведения родителей, а имеет более сложную природу. Психологическая защита родителей оказывает двойное влияние на генезис, детской защитной стратегии: во-первых, защитные реакции взрослых могут формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, защитные особенности взрослых первоначально могут способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

6. Фактор родительской строгости в отношении к ребенку оказался единственным фактором, который значимо отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Таким образом, слишком строгие родители 'заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты.

7. Самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий взрослых членов семьи играют негативно значимые для ребенка взрослые. Этот факт подтверждает теоретическое положение о том, что тревога и страх лежат в основе психологической защиты личности и являются ее непосредственным источником.

8. Условием адаптивного функционирования психологической защиты ребенка является невыход родителей за рамки приемлемого уровня интенсивности психологической защиты и их воспитательная мягкость.

 

 

 Матерей и отцов статистически достоверно отличает выраженность четырех из восьми механизмов защиты. Наибольшие отличия отмечены в использовании регрессии и интеллектуализации: матери несоизмеримо чаще используют защиту по типу регрессии, в то время как отцы больше склонны обращаться к механизму интеллектуализации 

Матерям в большей мере свойственно преобразование неприемлемых чувств в противоположные (формирование реакции). Отцы с той же степенью достоверности чаще обращаются к механизму вытеснения. По интенсивности использования психологической защиты - различий между отцами и матерями не наблюдается.

Нет достоверных различий между показателями защитных механизмов детей разного возраста в диапазоне от 5 до 9 лет. Уже к пяти годам дети имеют богатый арсенал механизмов психологической защиты: не зафиксировано таких механизмов защиты, которые вообще не используются детьми. Наиболее характерными для детей являются механизмы защиты интеллектуализация, компенсация и формирование реакции. Одним из ведущих факторов, лежащих в основе лидерства в защитной стратегии детей интеллектуализации, компенсации и формирования реакции является чувствительность детей дошкольного и младшего школьного возрастов к требованиям взрослых и потребность соответствовать их стандартам. Указанные способы защиты в большей мере, чем все другие, предполагают формы поведения, удовлетворяющие эту потребность. Таким образом, рассматриваемый период развития (старший дошкольный и младший школьный возраст) можно считать сензитивным периодом для развития указанных механизмов психологической защиты.

В целом детская система психологической защиты является гибкой и носит приспособительный характер, предполагая подстройку ребенка не только к своим переживаниям, но и к требованиям социума, в первую очередь, непосредственных воспитателей.

Сравнение особенностей психологической защиты взрослых и детей обнаруживает явное преобладание защитного поведения у взрослых по сравнению с детьми. Дети значительно реже, чем матери, используют такие защитные механизмы, как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение и формирование реакции, и реже, чем отцы, - такие механизмы, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция и интеллектуализация. Компенсация - единственный защитный механизм, который в равной степени используется взрослыми и детьми.

В интенсивности использования психологической защиты дети отличаются лишь от матерей, но отличие это имеет уже противоположный знак: интенсивность детских защит значимо выше. Матери, таким образом, используют МПЗ чаще, чем дети, но и оказываются более способными располагать их в диапазоне приемлемого функционирования. Дети же реже, чем взрослые в целом, обращаются к психологической защите, но если используют ее, то есть большая вероятность сверхинтенсивной ее эксплуатации, что представляет угрозу психическому здоровью ребенка. Таким образом, можно говорить как о большей развитости психологической защиты у зрелой личности, так и о большей уязвимости детской личности в отношении собственного неадекватного защитного поведения.

 

Чувствительность к психологической защите таких характеристик детско-родительских отношений, как требовательность, контроль над ребенком, эмоциональная близость с ним и удовлетворенность складывающимися отношениями, универсальна, т.е. обнаруживается во всех родительских группах. Другие же характеристики подвержены влиянию защитных механизмов у одних родителей и нечувствительны к особенностям психологической защиты - у других.

Матери и отцы в силу своих поло-ролевых особенностей могут актуализировать в общении с детьми различные аспекты одних и тех же механизмов психологической защиты. Благодаря этому один и тот же защитный механизм может играть разную роль при организации детско-родительского взаимодействия у матерей и отцов. К примеру, защита по типу регрессии играет у них в определенной мере противоположную роль: смягчающую - у отцов (усиливает принятие ребенка и снижает требовательность) и ужесточающую - у матерей (усиливает строгость и снижает эмоциональную близость с ребенком).

Все механизмы защиты можно условно разделить в зависимости от модальности их влияния на стиль взаимодействия с ребенком. Так, часть механизмов оказывает преимущественно благоприятное воздействие на отношения с ребенком, часть - пагубное, влияние других механизмов неоднозначно. Установлено, что и у матерей, и у отцов наиболее благоприятно на воспитательном стиле сказывается защита по типу отрицания, так как способствует принятию ребенка, установлению с ним доверительных отношений, общей удовлетворенности. Детско-отцовским отношениям благоприятствует, кроме того, защитная регрессия, которая положительно связана с принятием ребенка. Зато у матерей данный способ защитного поведения является, напротив, самым неблагоприятным в структуре их отношений с детьми: он положительно коррелирует с фактором строгости и отрицательно - с факторами эмоциональной близости с ребенком и удовлетворенности отношениями. У отцов самым дезорганизующим механизмом защиты является замещение: способствует воспитательной непоследовательности и конфронтации, препятствует установлению доверительных отношений с ребенком. Проведенный анализ показывает, что защитных механизмов, оказывающих негативное влияние на воспитательный стиль родителей, больше, чем влияющих положительно или не влияющих вообще.

Анализ корреляций между показателями интенсивности родительских защитных механизмов и их воспитательным стилем обнаруживает принципиально разный характер этих связей у матерей и отцов. У отцов, как и предполагалось, сверхинтенсивная эксплуатация психологической защиты отрицательно сказывается на характере отношений с ребенком снижает требовательность к нему, что в дальнейшем способствует развитию у ребенка защитной агрессии), а защита низкой интенсивности играет в большей мере позитивную роль (положительно связана с требовательностью и воспитательной последовательностью).

У матерей же ни минимальный, ни даже высокий уровень функционирования психологической защиты не оказывает такого влияния на организацию отношений с ребенком, как уровень социально-нормативный. Причем характер этого влияния нельзя рассматривать как благоприятный, поскольку предполагает повышение основных факторов гиперопекающего стиля, а именно, тревожности за ребенка и контроля, и ослаблению одной из самых важных для гармоничных детско-родительских отношений характеристик - принятия ребенка. Если учесть, что социально-нормативный уровень интенсивности защитных механизмов, по определению, свойственен большинству матерей и обусловлен социо-культурными особенностями общества, то полученные результаты дают основание утверждать, что сами по себе социальные условия нашего общества не способствуют установлению гармоничных отношений в семьях между матерями и детьми.

Сочетание у взрослых в одной и той же семье определенных механизмов психологической защиты может давать эффекты взаимного усиления или взаимной компенсации. При эффекте усиления некоторые сочетания защитных механизмов могут повышать вероятность создания гармоничных отношений взрослых с детьми (например, защитное отрицание матери в сочетании с отрицанием отца) или, наоборот, неконструктивных отношений (например, механизм регрессии матери в сочетании с вытеснением отца). Компенсирующий эффект может проявляться в случае, когда негативные последствие защитной активности одного родителя нейтрализуются позитивными последствиями психологической защиты другого (так, недостаток воспитательной последовательности в результате частого обращения отца к замещению может быть компенсирован, если для матери характерно отрицание). Скорее всего, усиливающий эффект будет наблюдаться и при определенных наложениях защитных механизмов у одного из родителей. Эффект компенсации в данном случае не столь вероятен, так как личность родителя становится носителем противоположных тенденций и предсказывать результат соответствующей внутренней борьбы без дополнительных исследований было бы поспешным.

Учет подобных сочетаний важен в прогнозировании и диагностике воспитательных проблем конкретной семьи и особенностей личностного развития ребенка. При этом следует учитывать защитные стратегии не только родителей, но и других взрослых членов семьи, имеющих реальное влияние на ребенка.

Исследование проблемы формирования психологической защиты ребенка позволило установить, что усвоение и переживание детьми доступного наблюдению защитного поведения родителей не приводит к непосредственному копированию соответствующих механизмов психологической защиты, а находит свое отражение в генезисе защитных механизмов другого качества, что говорит о сложном характере интериоризации детьми родительского влияния.

Полученные результаты позволяют предположить, что психологическая защита родителей оказывает влияние на детскую психологическую защиту в двух направлениях. Во-первых, непосредственно: защитные реакции взрослых могут формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и способствовать развитию тревоги, провоцирую тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, опосредованно: первоначально они участвуют в специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

На становлении системы психологической защиты ребенка отражаются защитные особенности всех категорий взрослых членов семьи, но наибольшую роль играет защитное поведение отцов и негативно значимых взрослых. Этот факт наглядно демонстрирует неправомерность игнорирования роли отцов в становлении личности ребенка.

Исследование роли системы взаимоотношений родителей с ребенком в построении его психологической защиты показывает большее влияние воспитательного стиля мам (восемь корреляционных связей по сравнению с четырьмя у отцов).

При этом из десяти параметров детско-материнских отношений для построения системы психологической защиты ребенка важными оказываются пять: требовательность, строгость, контроль, тревожность за ребенка, удовлетворенность отношениями с ним. Интересен тот факт, что значимыми со стороны матери являются не факторы эмоциональной кооперации с ребенком, каковыми являются эмоциональная близость, сотрудничество, принятие, а факторы управления им, т.е. требовательность, строгость, контроль. Со стороны же отца большую роль играют как раз эмоциональные факторы: принятие ребенка и сотрудничество с ним.

Строгость родителей, проявляющаяся обычно в разных формах наказания (от простого повышения голоса до побоев), по результатам нашего исследования, занимает особое положение в процессе формирования детской психологической защиты. Во-первых, излишняя строгость матерей и негативно значимых взрослых развивает у ребенка неосознанное стремление искать более слабые объекты для того, чтобы выместить свой гнев и обиду на воспитателя (связь с защитным замещением ребенка обнаружена у строгих мам и негативно значимых взрослых). Во-вторых, фактор строгости оказался единственным фактором, который значимо (при р = 0,05) отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Это подтверждается и соответствующими корреляционными связями: у матерей - положительной - с высокой интенсивностью детских защит, у негативно значимых взрослых -отрицательной - с низкой интенсивностью.

Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты. Данный факт подтверждает идею ряда исследователей о том, что страх наказания со стороны воспитателей становится одной из ведущих причин зарождения психологической защиты в детском возрасте.

В целом, анализ влияния поло-ролевых особенностей родителей на организацию детской психологической защиты показал, что защитные проявления отцов больше сказываются на этом процессе, чем защитные проявления матерей. В то же время защитные механизмы ребенка более чувствительны к специфике детско-материнских отношений, чем детско-отцовских.

Анализ проблемы с учетом фактора эмоциональной значимости для ребенка его непосредственных семейных воспитателей выявил, что самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий взрослых членов семьи играют негативно значимые взрослые. Речь идет о воспитателях, которые, независимо от наличия или отсутствия у ребенка положительных чувств к ним, вызывают у него сильные негативные переживания (тревогу, страх, нежелание общаться). Такая закономерность согласуется с теоретическими положениями психоаналитиков о том, что тревога и страх лежат в основе психологической защиты личности и являются ее непосредственным источником.

Таким образом, воспитательная мягкость родителей и невыход их за рамки приемлемого уровня интенсивности психологической защиты могут быть расценены как залог адаптивного функционирования психологической защиты ребенка.

Исследование показало, что одним из самых сложных для понимания генезиса механизмов психологической защиты является детская проекция. На ее развитие влияют самые неожиданные факторы, например, социально-нормативный уровень интенсивности защитных реакций негативно-значимых взрослых или наличие отношений сотрудничества между отцом и ребенком. Данный факт наводит на мысль о необходимости поиска социально-психологических закономерностей генезиса и функционирования психологической защиты, а следовательно, организации изучения данного феномена не только в рамках психологии личности и клинической психологии, но и в других отраслях психологической науки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.022 с.)