Защита гражданского населения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита гражданского населения.



  Исключительно важным элементом принципа защиты жертв вой­ны является между народно-правовая охрана гражданского населения. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения.Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной катего­рии участников вооруженного конфликта и непосредственно не прини­мающие участия в военных действиях. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное населе­ние указывалось еще в Петербургской декларации об отмене упот­ребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отме­чалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил не­приятеля». В последующем это положение нашло подтверждение и дальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 года. Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года, а также в Дополнительных протоколах 1977 года. В частности, в ст. 51 Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нор­мы основывается на учете исторического опыта современных воору­женных конфликтов, свидетельствующих о возрастающих масшта­бах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди граж­данского населения — 5 процентов, то во Второй мировой войне во­енные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди граж­данского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские — 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израи­ля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения уве­личился до 95 процентов

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданскою населе­ния должна обеспечиваться и на временно оккупированной против­ником территории, даже если оккупация не встретит никакого во­оруженного сопротивлений. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, то есть где такая власть установлена и в состоянии действовать.

Оккупационные власти в соответствии с нормами международно­го права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный поря­док и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы-Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц. равно как и религиоз­ные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к ок­купанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как пра­вило, мирным договором.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение граж­данского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящи­еся на оккупированной территории, только с учетом нужд граждан­ского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирована (высылка) гражданского населения из оккупирован­ной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может произ­водиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенно­го оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера, В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в та­ком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительству­емых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольно­го поступления его в армию неприятельского государства.

Международное право, применяемое в период вооруженных кон­фликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сто­рона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответствен­ности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международ­ного права окружающей среды, то есть среды обитания гражданско­го населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 года впер­вые в международном гуманитарном праве закреплена норма, которая предписывает при ведении военных, действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременною и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или. как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

Тема 6 Защита прав женщин и детей

 

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.006 с.)