Адаптация детей раннего возраста к условиям доу как психолого-педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу как психолого-педагогическая проблема



Введение

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из главных задач в работе коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумариной, А.В.Мудрика, И.П.Подласого, Е.А.Ямбурга и др.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Адаптация может сопровождаться нервными и эмоциональными расстройствами. Художественная деятельность позволяет детям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами.

В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

Различные виды изобразительной деятельности помогают ориентироваться в новой для ребенка ситуации общения, составляют преимущественный вид детской деятельности в раннем возрасте, способствуют снятию тревожности, агрессии. Кроме того, занятия рисованием, лепкой, способствуют интенсивному развитию эмоционального мира и общения, отвечают психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

Следовательно, возникает необходимость в обосновании возможностей использования изобразительной деятельности в адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

На основании вышеизложенного нами была определена проблема исследования: каковы педагогические условия использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Решение данной проблемы составляет цель исследования на этапе написания курсовой работы №1.

Объект исследования – адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследования – педагогические условия использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с объектом и предметом

нами были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие «адаптация»;

- выделить виды адаптационного процесса;

- выявить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- изучить факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду;

- выявить особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста;

- изучить возможности использования изобразительной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ  

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет успешной при следующих условиях:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Развитие художественной деятельности, как способа успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

 


Работа с песком.

a) рисование на песке;

b) создание из песка фигурок с помощью формочек;

c) создание из песка горок, ямок и т.д.

Аппликация.

a) знакомство с материалом (бумага цветная, клей, ножницы);

b) приклеивание готовых деталей;

c) разрезание бумаги

Лепка из теста.

a) знакомство с материалом (тесто);

b) простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание колбасок, шариков, отщипывание).

 

Продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут), сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам.

Работа педагога основывается на следующих принципах:

           не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является лишь направляющим.

 проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

Рекомендации для выбора используемого материала. Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей - цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки.

Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т.д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как пи хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Итак, в содержание изобразительной деятельности входит масса интересных развивающих приемов и техник: лепка рельефная и предметная, лепка с элементами конструирования, лепка из солёного теста (тестопластика) или пластилина, аппликация (бумажная пластика), аппликация с элементами рисования и на основе рисунка, аппликация-заполнение и выкладывание готовых форм, моделирование, рисование пальчиками или ватными палочками, кисточкой с элементами аппликации, отпечатками ладошек, рисование предметное, рисование с элементами аппликации, коллективная композиция и использование самых разных природных и бытовых материалов.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают творчество и способствуют успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

Заключение

 

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Цель нашей работы стало изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, радость, удивление, интерес от знакомства с новым - обстановкой, деятельностью.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Давыдова О.И., Зубова Г.. Арнаутова Е.Калинина Р., Семенова Л.. Яковлева Г.) было выделено три фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.


Список литературы

1. Айсина, Р., Дедкова, В., Хачатурова, Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;

2. Бурно, Е.М. Терапия творческим самовыражением / Е. М. Бурно. - М.: Медицина, - 1989.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные методики рисования в детском саду/Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий 2003, 2008г. - 88с.

5. Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.

6. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

7. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.

8. Зубова, Г., Арнаутова, Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.

9. Изотерапия. Методические рекомендации/сост. Фатеева Т.Ф. – Киселёвск, 2010. – 17с.

10. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. - с.2-11.

11. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

12. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселёва. -СПб., 2008. – 75с.

13. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.Л. Коломинский. - Минск: Политиздат, 1969. - 298 с.

14. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.

15. Куркина, И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. 2000. №6

16. Монина, Г.Б. Лютова, Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. – М.: Речь, 2002. – 238 с.

17. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.

18. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина. М., Просвещение, 1981. – 133c.

19. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

20. Обухова, Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2007. – 530 с.

21. Остер, Дж., Гоулд, П. Рисунок в психотерапии / Дж. Остер, П. Гоулд. - М., ЭКСМО, 2000. – 197с.

22. Павлова, Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. – 2007. – № 2.

23. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с.

24. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам/ Ю.А. Прлуянов. - М.; Андреевский флаг, 2000. – 112с.

25. Прохорова, А. Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // «Мама и малыш», 2004, №5. – с. 5-9

26. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7

27. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 1988. - 125 с.

28. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.

29. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка /Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 235 с.

30. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.

31. Смирнова, Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации)/ Е.О. Смирнова. - Изд-во МГППУ, 2004. – 315 с.

32. Степанова, Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. -1998. - №5. - с.39-54.

33. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.

34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.

35. Урунтаева, Г.А.Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.

36. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду /Т.И. Чиркова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 290 с.

37. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б Шапарь. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. – 430 с.

38. Шипицина, Л.М., Хилько, А.А., Галлямова, Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова. - C - Петербург, Речь, 2005. – 182 с.

39. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.


 

Занятие (лепка из теста) «Домик для зайчика»

Цель: Формировать умение скатывать кусочки теста ладошками на дощечке. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие.

Материал: вертикальные ёлочки, «осенние листочки», мягкая игрушка зайчик, зонтик, пластилин, доски, салфетки, кусочки морковки на разносе.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в осенний лес погуляем. Смотрите, как здесь красиво! Ёлочки растут, под ногами листья жёлтые, красные лежат. Походите по ним, послушайте, как они шуршат.

Мы листочками шуршим,

Ш-ш-ш,

Нагуляться мы хотим,

Ш-ш-ш,

Наступаем ножками,

Ш-ш-ш,

И шуршим немножко мы,

Ш-ш-ш.

Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик есть! Спрячемся под зонтиком и не намокнем под дождём! Ой, слышите, кто-то плачет? Поищите, под ёлочки загляните. (Дети находят мокрого плюшевого зайку). Ребята, да он весь мокрый! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый? (дождик намочил). Да, у нас зонтик есть. Мы можем под зонтом укрыться. Или дома от дождя можем спрятаться, или в детском саду. А у зайчика ни зонтика, ни домика нет. И когда в лесу идёт дождь, зайка всегда мокрый. Жалко его! (Заяц чихает). Вот заболел, наверно. Давайте ему домик слепим. Садитесь за столы.

(У каждого ребёнка по несколько кусочков теста). Воспитатель согревает и разминает кусочки теста, показывает способ катания брёвнышек, поощряет детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: «Что лепим? Для кого?»). После того, как все брёвнышки готовы, воспитатель вместе с детьми строит домик для зайчика.

Воспитатель: Смотрите, зайчик повеселел, улыбается. Домик готов. Осталось только крышу сделать (крыша делается из картона).

Заяц (подпрыгивая): У меня красивый дом,

Тёплый дом, крепкий дом,

Мне не страшен дождь и гром,

Дождь и гром, дождь и гром.

Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас морковкой.

Занятие (аппликация) «Тучки по небу гуляют...»

Цель: Повышать у детей произвольность действий - выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите - папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети - маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части листа капли дождя: «Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть вверх, чтобы не поранить деревья».

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

 

Введение

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из главных задач в работе коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумариной, А.В.Мудрика, И.П.Подласого, Е.А.Ямбурга и др.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Адаптация может сопровождаться нервными и эмоциональными расстройствами. Художественная деятельность позволяет детям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами.

В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

Различные виды изобразительной деятельности помогают ориентироваться в новой для ребенка ситуации общения, составляют преимущественный вид детской деятельности в раннем возрасте, способствуют снятию тревожности, агрессии. Кроме того, занятия рисованием, лепкой, способствуют интенсивному развитию эмоционального мира и общения, отвечают психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

Следовательно, возникает необходимость в обосновании возможностей использования изобразительной деятельности в адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

На основании вышеизложенного нами была определена проблема исследования: каковы педагогические условия использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Решение данной проблемы составляет цель исследования на этапе написания курсовой работы №1.

Объект исследования – адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследования – педагогические условия использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с объектом и предметом

нами были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие «адаптация»;

- выделить виды адаптационного процесса;

- выявить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- изучить факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду;

- выявить особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста;

- изучить возможности использования изобразительной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ  

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет успешной при следующих условиях:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Развитие художественной деятельности, как способа успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

 


Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ как психолого-педагогическая проблема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.074 с.)