Многоуровневая модель объектов информационной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многоуровневая модель объектов информационной безопасности



Для организации нет ничего опасней в сфере безопасности, как формальное следование предложениям по использованию тех или иных продуктов и услуг без разработки качественной и адекватной политики безопасности, разработки и внедрения в повседневную практику комплекса организационных, административных и технических мер, а главное без осознания в общем комплексе задач организации роли и места службы безопасности. Затронутые в статье вопросы пока плохо осознаны специалистами в сфере безопасности и административного управления. Однако это не означает, что их не нужно анализировать, а тем более, ставить соответствующие задачи перед фирмами-разработчиками.

Рис. 1. Семиуровневая модель объектов информационной безопасности. Актуальные для разных уровней угрозы, агенты этих угроз, методы защиты, критерии оценки эффективности принципиально различаются

Анализ ИТ-инфраструктуры организации позволяет выделить семь уровней технологий и реализуемых ими процессов, для которых принципиально различаются актуальные угрозы, агенты этих угроз, методы защиты, критерии оценки эффективности и, наконец, терминология.

Эта модель несколько условна. Не во всех случаях наличествуют не все обозначенные уровни, однако в большой организации, владеющей собственной корпоративной сетью, все уровни прослеживаются совершенно определенно.

Как правило, предложения по очень хорошим, эффективным и сертифицированным средствам обеспечения безопасности не выходят за III уровень и защищают от угроз, исходящих от субъекта НСД.

Однако парадокс ситуации заключается в том, что наиболее опасным субъектом угроз в организации является легальный пользователь, допущенный к ее ресурсам. (В частности, это подтверждает статистика по преступлениям в банковской сфере.) Значение субъекта легального доступа резко возрастает от III к VI уровню — именно там, где практически нет специальных средств защиты и вся безопасность базируется на настройках систем управления доступом, аудита, обеспечения целостности программ и штатности выполняемых бизнес-процессов.

На устойчивость обеспечивающих безопасность настроек влияет их доступность большому числу администраторов систем и программистов. Так как степеней свободы у специалистов данной категории много, а мониторинг их деятельности, как правило, весьма слаб, в этой зоне налицо отсутствие «прозрачности» и высокая степень риска. Иными словами, на этих уровнях резко возрастает роль «человеческого фактора», самой нестабильной и изменчивой составляющей во всей совокупности проблем, влияющих на безопасность.

Еще тяжелее ситуация на VII уровне. Здесь царит так называемый «пользователь», т. е. тот самый «субъект легального доступа», о котором так много говорилось в этой статье. Для него компьютер — не более чем вспомогательный инструмент на его рабочем столе, со средствами НСД он сталкивается только при наборе пароля на вход и при его замене, в чужие каталоги не лазает, о проблемах настроек маршрутизаторов сети и сетевой безопасности понятия не имеет. Кроме того, как правило, он располагает разнообразными средствами коммуникаций (факс, телефон, электронную почту, Internet) и, само собой, может скопировать данные на отчуждаемый носитель. ИТ-служба постоянно заботится о том, чтобы предоставить ему еще больше услуг, больше удобств. Совсем иная картина в сфере безопасности. Подразделение безопасность информационных систем доступные ему инструменты уже применило; все остальное, как правило, формально не подпадает под его компетенцию. В компетенцию какой службы попадает проблема злоупотребления легальным доступом? Тут нет готовых решений. К сожалению, тут можно дать рекомендации лишь общего характера.

В организации должна существовать детальная административная политика в отношении персонала. Эта политика должна подробно регламентировать и минимизировать права доступа сотрудников к информации, цели этого доступа, требования по регламенту использования доступной информации.

Административная политика должна подкрепляться не менее детальным аудитом действий пользователя с доверенной ему информацией. Таким аудитом должны быть охвачены не одни пользователи, но все, кто имеет легальные права доступа к информации, настройкам оборудования, базам данных, операционным системам и т.д.

Расхождение административной политики и аудита означает наличие "конфликта интересов" организации и ее сотрудника.

Необходимо соблюдение принципа "прозрачности": сотрудник должен внятно объяснить все свои действия с информацией, выявленные системой аудита.

Должен существовать свод корпоративных морально-этических требований, четко регламентирующих правила поведения сотрудника, позволяющих выявить "конфликт интересов" и дающих возможность руководству применить, в случае необходимости, административные меры взыскания.

С персоналом должна проводиться воспитательная работа, целью которой является выработка у людей этики корпоративного поведения и отношения к ресурсам организации.

Для организации нет ничего опасней в сфере безопасности, как формальное следование предложениям по использованию тех или иных продуктов и услуг без разработки качественной и адекватной политики безопасности, разработки и внедрения в повседневную практику комплекса организационных, административных и технических мер, а главное без осознания в общем комплексе задач организации роли и места службы безопасности. Затронутые в статье вопросы пока плохо осознаны специалистами в сфере безопасности и административного управления. Однако это не означает, что их не нужно анализировать, а тем более, ставить соответствующие задачи перед фирмами-разработчиками.

 


Тема 1.3 «Угрозы, их виды»

 

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, которая должна обеспечивать:

   целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а     

                                           также неавторизованного создания или уничтожения

                                           данных.

   конфиденциальность информации и, одновременно, ее

   доступность для всех авторизованных пользователей.

Следует также отметить, что отдельные сферы деятельности (банковские и финансовые институты, информационные сети, системы государственного управления, оборонные и специальные структуры) требуют специальных мер безопасности данных и предъявляют повышенные требования к надежности функционирования информационных систем, в соответствии с характером и важностью решаемых ими задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.005 с.)