Виды учета и их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды учета и их характеристика



Виды учета и их характеристика

 

Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:

— оперативный;

— статистический;

— бухгалтерский.

Оперативный учетсистема текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.

Статистический учетсистема регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.

Бухгалтерский учетупорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Особенности бухгалтерского учета:

— документальное обоснование фактов;

— непрерывное и сплошное их отражение;

— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).

 

Тема 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

 

2.1. Роль бухгалтерского учета в системе управления организации

 

Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая исполь­зуется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:

— планировании целей действий;

— контроле за их выполнением;

— оценке принятых решений.

 

2.2. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета

 

В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет две основные функции:

— информационная;

— контрольная.

Информационная функция заключается в обеспечении учетно-экономической информацией принятие решений на различных этапах управления. Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.

Требования к бухгалтерской информации:

— объективность;

— достоверность;

— своевременность;

— оперативность.

Контрольная функция заключается в обеспечении правильности и законности определенных действий. Это системное наблюдение и проверка соответствия хозяйственной деятельности принятым управленческим решениям.

Три вида контроля:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Производными функциями от двух основных являются:

— обеспечение сохранности собственности;

— функция обратной связи;

— аналитическая функция.

 

2.3. Основные задачи бухгалтерского учета

 

Основные задачи бухгалтерского учета:

— своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, имущественном положении, доходах и расходах;

— обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, использовании ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами;

— своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций;

— выявление резервов хозяйственной деятельности организации;

— обеспечение информации для контроля исполнения налоговой политики.

 

2.4. Связь бухгалтерского учета и другими науками и функциями управления

Исторически и логически бухгалтерский учет «порожден» развитием теоретической базы ряда фундаментальных наук и в свою очередь «порождает» ряд других прикладных дисциплин (рисунок 2.1).


     
 
Рисунок 2.1. Взаимосвязь бухгалтерского учета с другими науками  

 


Тема 3

ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

Хозяйственные операции — составляющие хозяйственных процессов,

Их характеристика

 

Хозяйственная операция — это движение имущества (средств) организации, сопровождающееся сменой его форм. Она характеризуется признаками и показателями.

Признаки характеризует качественно (цена, норма, расценка и др.).

Показатели отражают количественную характеристику хозяйственной операции (натуральные, трудовой и денежный измеритель).

Факт хозяйственной деятельности охватывает все без исключения объекты и явления первичного бухгалтерского наблюдения.

Хозяйственная операция — частный, наиболее распространенный, случай факта хозяйственной деятельности.

Практика хозяйственной деятельности определила 3 совокупности хозяйственных операций:

— хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов;

— хозяйственные операции по производству продукции;

— хозяйственные операции по реализации продукции.

Каждая совокупность образует отдельный хозяйственный процесс.

 

 

Тема 4

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

Схема пассивного счета

Счет___________________________________

                                                                                (название)

Дебет                                                                                                                              Кредит

Запись операций по уменьшению источников (-) Остаток (сальдо) на начало месяца Запись операций по увеличению источников (+)
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций) Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций)
  Остаток (сальдо) на конец месяца

 

Примеры пассивных счетов: «Уставный фонд»;

                                             «Резервный фонд»;

                                             «Нераспределенная прибыль»;

                                             «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Конечное сальдо (Ск) в пассивном счете определяется по формуле:

Ск = С„ + Окд

 

 

Счет - Касса

 

Счет - Расчетный счет

Дебет Кредит   Дебет Кредит
НС = 0 4) 15 000   НС = 100 000 1)50 000
1) 50 000 5) 10000     3) 45 000 2) 30 000

 

 

Счет -Долги работникам

 

 Счет -Долги покупателей

Дебит Кредит

 

Дебит Кредит
2) 30 000 НС = 60 000 НС = 70 000 3) 45 000
4) 15 000       5) 10 000

 

В конце периода необходимо закрыть счета, для чего посчитать обороты и конечное сальдо.

Запись одной и той же суммы одновременно по дебету одного и кредиту другого счета позволяет вести контроль за прохождением сумм (оборотом) в хозяйственной деятельности предприятия. Цифры, перед суммами, которые заносятся на счета это порядковый номер регистрации документа в журнале хозяйственных операций.

 

 

Бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета с указанием их наименований и номеров. В плане счетов приводятся счета синтетического учета и субсчета.

План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета в любой организации.

Для кодирования синтетических счетов используются двузначные номера, начиная с 01 по 99, серийно-порядковой системы нумерации.

Типовой план счетов включает следующие 8 разделов, в каждом из которых сгруппированы счета:

I. Внеоборотные активы                             V. Денежные средства

II. Производственные запасы                     VI. Расчеты

III.Затраты на производство                       VII. Источники собственных средств

IV. Готовая продукция и товары                VIII. Финансовые результаты

 

Типовой план счетов бухгалтерского учета позволяет:

— осуществлять централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

— контролировать правильность ведения учета, отчетности и использования имущества организаций;

— концентрировать информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных отраслей и организаций, что является основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях.

 

 

Тема 10

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Пример 2

АО ЛУЧ                          

Приходный кассовый ордер № 1 от 01.03.20...г.

Принято от АО АВС (можно указать фамилию представителя)

Оплата счета № 211 от 01.03.20…г за покупку товара

Сумма: 165 евро. Сто шестьдесят пять евро

Прилагается оплаченный счет (или другой документ, на основании которого происходит оплата)

Подпись лица, принимающего деньги

 На руки представителю фирмы выдается квитанция:

АО ЛУЧ                          

Квитанция к приходному кассовому ордеру № 1 от 01.03.20...г.

Принято от АО АВС (можно указать фамилию представителя)

Оплата счета № 211 от 01.03.20…г за покупку товара

Сумма: 165 евро. Сто шестьдесят пять евро

Подпись лица, принимающего деньги

 

Выдача денег из кассы осуществляется по расходному ордеру, в котором указывается когда, кому, на каком основании и сколько выдано денег. Расходный ордер подписывает бухгалтер и руководитель. Так же в расходном ордере указываются данные получателя денег и его подпись.

Пример заполнения расходного кассового ордера:

АО ЛУЧ

Расходный кассовый ордер №5 от 06.03.20…г

Выдано Иванову Ивану Ивановичу

Заработная плата за февраль

Сумма: 650 евро шестьсот пятьдесят евро

Подпись руководителя

Подпись бухгалтера

 Получено шестьсот пятьдесят евро

06.03. 20…г

Подпись получателя денег.

Если получатель денег стороннее лицо, то в расходном ордере указываются его данные, код, адрес.

 

Пример проводок по счету «касса», счет активный:  

 

1. С расчетного счета в кассу поступило 10 000 Дебет – касса                  10000

Кредит – расчетный счет   10000

 

2.Из кассы выплачена зарплата 5 000                Дебет – долги работникам   5000

Кредит – касса                       5000

3.Из кассы деньги переведены на расчетный счет 3000

Дебет: расчетный счет 3000

Кредит касса              3000

4. Покупатель оплатил счет за купленный товар в кассу в сумме 1000 руб.

Дебет касса                                   1000

Кредит долги покупателей         1000

 

Если фирма большая то, как правило, в такой фирме имеется касса и кассир. Предприятие должно обеспечить сохранность денег в кассе, т.е. должно быть соответствующее помещение, оборудование. Кассир должен вести кассовую книгу, в которой регистрируются все документы по приему и выдаче денег.

 

Виды инвентаризаций. Оформление, выявление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

 

Порядок проведения инвентаризации определяется самой организацией в ее учет­ной политике.

Инвентаризации могут быть следующих видов:

 

- полная охватывает все имущество; проводится перед составлением годового отчета;
- частичная инвентаризуются отдельные виды имущества;
- сплошная инвентаризуется все имущество у конкретного материально ответственного лица;
- выборочная проверяются некоторые (на выборку) ценности у конкретного материального лица;
- плановая проводится в соответствии с планом работы бухгалтерии организации;
- внеплановая проводится внезапно, по чьей-либо инициативе, по сигналам о злоупотреблениях материально ответственных лиц;
- необходимая проводится при смене материально ответственных лиц, переоценке, краже, стихийных бедствиях;
- повторная проводится при возникновении сомнений в качестве проведенной инвентаризации и в том, что материально ответственное лицо было информировано о дате инвентаризации и подготовилось к ней;
- контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончании и охватывает не менее 10% проверенных ценностей;
- перманентная (непрерывная) проводится согласно разработанному плану инвентаризации в течение года по отдельным видам имущества на различные даты.

Инвентаризационные описи поступают в бухгалтерию и на их основании составляются сличительные ведомости по установленным расхождениям. Сличительные ведомости подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Материально ответственное лицо дает комиссии подробное письменное объяснение о всех выявленных расхождениях (в срок 2-3 дня).

Свое решение комиссия отражает в протоколе, где указываются причины и ви­новники недостач и потерь, указываются меры их устранения. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. Он выносит окончательное решение.

Результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета в том месяце, когда была закончена инвентаризация. Ее результаты регулируются в следующем порядке:

- излишки имущества и денежных средств принимаются к учету как внереализационные доходы, т.е. отражаются по дебету счетов их учета и кредиту счета «Внереализационные доходы и расходы»;

- недостачи имущества в пределах норм естественной убыли учитывают в затратах производства;

- недостачи денежных средств и имущества сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или других источников возмещения.

 

 

Тема 17

РЕГИСТРЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

Бухгалтерского учета

 

Методологические основы организации бухгалтерского учета определяются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и нормативно-правовыми актами. Общее методологическое руководство и управление системой бухгалтерского учета в республике осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает положения, инструкции, указания по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают инструктивные материалы по отдельным вопросам бухгалтерского учета и формированию показателей отчетности для подведомственных организаций.

Основными принципами организации бухгалтерского учета являются:

— непрерывность деятельности организации;

— достоверность формируемой информации;

— предусмотрительность (осторожность);

— преобладание содержания над формой;

— сопоставимость получаемой из учета информации;

— нейтральность информации, обеспечиваемой бухгалтерским учетом;

— обеспечение контроля соответствия доходов и расходов (условие начисления, т.е. отнесения к соответствующему отчетному периоду независимо от оплаты);

— обеспечение возможности признания и оценки имущества (оценка имущества по функциональной роли для определения влияния его стоимости на финансовые результаты — основные средства и материалы).

Для осуществления указанных принципов необходимо рационально организовать бухгалтерский учет. Это означает такое его построение, когда достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда. Этому содействуют следующие условия:

— глубокое изучение специфики производственных и организационных условий для хозяйствования организации;

— определение реального объема и характера работ;

— постоянное изучение законодательных и нормативных документов по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, ценообразования и другим сферам экономики и юриспруденции;

— формирование учетного аппарата и организация его работы.

Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:

— централизованно, т.е. весь цикл учетных работ осуществляется в бухгалтерии организации;

— децентрализованно, т.е. определенная часть учетных работ осуществляется в структурных подразделениях организации.

Руководство работой бухгалтерской службы осуществляет главный бухгалтер, который в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.7) наделен определенными правами и обязанностями.

 

 

Виды учета и их характеристика

 

Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:

— оперативный;

— статистический;

— бухгалтерский.

Оперативный учетсистема текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.

Статистический учетсистема регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.

Бухгалтерский учетупорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Особенности бухгалтерского учета:

— документальное обоснование фактов;

— непрерывное и сплошное их отражение;

— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).

 

Тема 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

 

2.1. Роль бухгалтерского учета в системе управления организации

 

Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая исполь­зуется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:

— планировании целей действий;

— контроле за их выполнением;

— оценке принятых решений.

 

2.2. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета

 

В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет две основные функции:

— информационная;

— контрольная.

Информационная функция заключается в обеспечении учетно-экономической информацией принятие решений на различных этапах управления. Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.

Требования к бухгалтерской информации:

— объективность;

— достоверность;

— своевременность;

— оперативность.

Контрольная функция заключается в обеспечении правильности и законности определенных действий. Это системное наблюдение и проверка соответствия хозяйственной деятельности принятым управленческим решениям.

Три вида контроля:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Производными функциями от двух основных являются:

— обеспечение сохранности собственности;

— функция обратной связи;

— аналитическая функция.

 

2.3. Основные задачи бухгалтерского учета

 

Основные задачи бухгалтерского учета:

— своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, имущественном положении, доходах и расходах;

— обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, использовании ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами;

— своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций;

— выявление резервов хозяйственной деятельности организации;

— обеспечение информации для контроля исполнения налоговой политики.

 

2.4. Связь бухгалтерского учета и другими науками и функциями управления

Исторически и логически бухгалтерский учет «порожден» развитием теоретической базы ряда фундаментальных наук и в свою очередь «порождает» ряд других прикладных дисциплин (рисунок 2.1).


     
 
Рисунок 2.1. Взаимосвязь бухгалтерского учета с другими науками  

 


Тема 3

ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.101 с.)