Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды учета и их характеристикаСтр 1 из 14Следующая ⇒
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета: — оперативный; — статистический; — бухгалтерский. Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой. Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный. Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Особенности бухгалтерского учета: — документальное обоснование фактов; — непрерывное и сплошное их отражение; — применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Тема 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
2.1. Роль бухгалтерского учета в системе управления организации
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в: — планировании целей действий; — контроле за их выполнением; — оценке принятых решений.
2.2. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет две основные функции: — информационная; — контрольная. Информационная функция заключается в обеспечении учетно-экономической информацией принятие решений на различных этапах управления. Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Требования к бухгалтерской информации: — объективность; — достоверность; — своевременность;
— оперативность. Контрольная функция заключается в обеспечении правильности и законности определенных действий. Это системное наблюдение и проверка соответствия хозяйственной деятельности принятым управленческим решениям. Три вида контроля: 1) предварительный; 2) текущий; 3) последующий. Производными функциями от двух основных являются: — обеспечение сохранности собственности; — функция обратной связи; — аналитическая функция.
2.3. Основные задачи бухгалтерского учета
Основные задачи бухгалтерского учета: — своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, имущественном положении, доходах и расходах; — обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, использовании ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами; — своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций; — выявление резервов хозяйственной деятельности организации; — обеспечение информации для контроля исполнения налоговой политики.
2.4. Связь бухгалтерского учета и другими науками и функциями управления Исторически и логически бухгалтерский учет «порожден» развитием теоретической базы ряда фундаментальных наук и в свою очередь «порождает» ряд других прикладных дисциплин (рисунок 2.1).
Тема 3 ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Хозяйственные операции — составляющие хозяйственных процессов, Их характеристика
Хозяйственная операция — это движение имущества (средств) организации, сопровождающееся сменой его форм. Она характеризуется признаками и показателями. Признаки характеризует качественно (цена, норма, расценка и др.). Показатели отражают количественную характеристику хозяйственной операции (натуральные, трудовой и денежный измеритель). Факт хозяйственной деятельности охватывает все без исключения объекты и явления первичного бухгалтерского наблюдения.
Хозяйственная операция — частный, наиболее распространенный, случай факта хозяйственной деятельности. Практика хозяйственной деятельности определила 3 совокупности хозяйственных операций: — хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов; — хозяйственные операции по производству продукции; — хозяйственные операции по реализации продукции. Каждая совокупность образует отдельный хозяйственный процесс.
Тема 4 МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Схема пассивного счета Счет___________________________________ (название) Дебет Кредит
Примеры пассивных счетов: «Уставный фонд»; «Резервный фонд»; «Нераспределенная прибыль»; «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Конечное сальдо (Ск) в пассивном счете определяется по формуле: Ск = С„ + Ок-Од
Счет - Касса |
Счет - Расчетный счет | |||||||||||||||||||||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||||||||||||||||||||||||
НС = 0 | 4) 15 000 | НС = 100 000 | 1)50 000 | ||||||||||||||||||||||||
1) 50 000 5) 10000 | 3) 45 000 | 2) 30 000 |
Счет -Долги работникам | Счет -Долги покупателей | |||
Дебит | Кредит |
| Дебит | Кредит |
2) 30 000 | НС = 60 000 | НС = 70 000 | 3) 45 000 | |
4) 15 000 | 5) 10 000 |
В конце периода необходимо закрыть счета, для чего посчитать обороты и конечное сальдо.
Запись одной и той же суммы одновременно по дебету одного и кредиту другого счета позволяет вести контроль за прохождением сумм (оборотом) в хозяйственной деятельности предприятия. Цифры, перед суммами, которые заносятся на счета это порядковый номер регистрации документа в журнале хозяйственных операций.
Бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета с указанием их наименований и номеров. В плане счетов приводятся счета синтетического учета и субсчета.
План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета в любой организации.
Для кодирования синтетических счетов используются двузначные номера, начиная с 01 по 99, серийно-порядковой системы нумерации.
Типовой план счетов включает следующие 8 разделов, в каждом из которых сгруппированы счета:
I. Внеоборотные активы V. Денежные средства
II. Производственные запасы VI. Расчеты
III.Затраты на производство VII. Источники собственных средств
IV. Готовая продукция и товары VIII. Финансовые результаты
Типовой план счетов бухгалтерского учета позволяет:
— осуществлять централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
|
— контролировать правильность ведения учета, отчетности и использования имущества организаций;
— концентрировать информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных отраслей и организаций, что является основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях.
Тема 10
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Пример 2
АО ЛУЧ
Приходный кассовый ордер № 1 от 01.03.20...г.
Принято от АО АВС (можно указать фамилию представителя)
Оплата счета № 211 от 01.03.20…г за покупку товара
Сумма: 165 евро. Сто шестьдесят пять евро
Прилагается оплаченный счет (или другой документ, на основании которого происходит оплата)
Подпись лица, принимающего деньги
На руки представителю фирмы выдается квитанция:
АО ЛУЧ
Квитанция к приходному кассовому ордеру № 1 от 01.03.20...г.
Принято от АО АВС (можно указать фамилию представителя)
Оплата счета № 211 от 01.03.20…г за покупку товара
Сумма: 165 евро. Сто шестьдесят пять евро
Подпись лица, принимающего деньги
Выдача денег из кассы осуществляется по расходному ордеру, в котором указывается когда, кому, на каком основании и сколько выдано денег. Расходный ордер подписывает бухгалтер и руководитель. Так же в расходном ордере указываются данные получателя денег и его подпись.
Пример заполнения расходного кассового ордера:
АО ЛУЧ
Расходный кассовый ордер №5 от 06.03.20…г
Выдано Иванову Ивану Ивановичу
Заработная плата за февраль
Сумма: 650 евро шестьсот пятьдесят евро
Подпись руководителя
Подпись бухгалтера
Получено шестьсот пятьдесят евро
06.03. 20…г
Подпись получателя денег.
Если получатель денег стороннее лицо, то в расходном ордере указываются его данные, код, адрес.
Пример проводок по счету «касса», счет активный:
1. С расчетного счета в кассу поступило 10 000 Дебет – касса 10000
Кредит – расчетный счет 10000
2.Из кассы выплачена зарплата 5 000 Дебет – долги работникам 5000
Кредит – касса 5000
3.Из кассы деньги переведены на расчетный счет 3000
Дебет: расчетный счет 3000
Кредит касса 3000
4. Покупатель оплатил счет за купленный товар в кассу в сумме 1000 руб.
Дебет касса 1000
Кредит долги покупателей 1000
Если фирма большая то, как правило, в такой фирме имеется касса и кассир. Предприятие должно обеспечить сохранность денег в кассе, т.е. должно быть соответствующее помещение, оборудование. Кассир должен вести кассовую книгу, в которой регистрируются все документы по приему и выдаче денег.
|
Виды инвентаризаций. Оформление, выявление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Порядок проведения инвентаризации определяется самой организацией в ее учетной политике.
Инвентаризации могут быть следующих видов:
- полная | охватывает все имущество; проводится перед составлением годового отчета; |
- частичная | инвентаризуются отдельные виды имущества; |
- сплошная | инвентаризуется все имущество у конкретного материально ответственного лица; |
- выборочная | проверяются некоторые (на выборку) ценности у конкретного материального лица; |
- плановая | проводится в соответствии с планом работы бухгалтерии организации; |
- внеплановая | проводится внезапно, по чьей-либо инициативе, по сигналам о злоупотреблениях материально ответственных лиц; |
- необходимая | проводится при смене материально ответственных лиц, переоценке, краже, стихийных бедствиях; |
- повторная | проводится при возникновении сомнений в качестве проведенной инвентаризации и в том, что материально ответственное лицо было информировано о дате инвентаризации и подготовилось к ней; |
- контрольно-перепроверочная | проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончании и охватывает не менее 10% проверенных ценностей; |
- перманентная (непрерывная) | проводится согласно разработанному плану инвентаризации в течение года по отдельным видам имущества на различные даты. |
Инвентаризационные описи поступают в бухгалтерию и на их основании составляются сличительные ведомости по установленным расхождениям. Сличительные ведомости подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Материально ответственное лицо дает комиссии подробное письменное объяснение о всех выявленных расхождениях (в срок 2-3 дня).
Свое решение комиссия отражает в протоколе, где указываются причины и виновники недостач и потерь, указываются меры их устранения. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. Он выносит окончательное решение.
Результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета в том месяце, когда была закончена инвентаризация. Ее результаты регулируются в следующем порядке:
- излишки имущества и денежных средств принимаются к учету как внереализационные доходы, т.е. отражаются по дебету счетов их учета и кредиту счета «Внереализационные доходы и расходы»;
- недостачи имущества в пределах норм естественной убыли учитывают в затратах производства;
- недостачи денежных средств и имущества сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или других источников возмещения.
Тема 17
|
РЕГИСТРЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Бухгалтерского учета
Методологические основы организации бухгалтерского учета определяются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и нормативно-правовыми актами. Общее методологическое руководство и управление системой бухгалтерского учета в республике осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает положения, инструкции, указания по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают инструктивные материалы по отдельным вопросам бухгалтерского учета и формированию показателей отчетности для подведомственных организаций.
Основными принципами организации бухгалтерского учета являются:
— непрерывность деятельности организации;
— достоверность формируемой информации;
— предусмотрительность (осторожность);
— преобладание содержания над формой;
— сопоставимость получаемой из учета информации;
— нейтральность информации, обеспечиваемой бухгалтерским учетом;
— обеспечение контроля соответствия доходов и расходов (условие начисления, т.е. отнесения к соответствующему отчетному периоду независимо от оплаты);
— обеспечение возможности признания и оценки имущества (оценка имущества по функциональной роли для определения влияния его стоимости на финансовые результаты — основные средства и материалы).
Для осуществления указанных принципов необходимо рационально организовать бухгалтерский учет. Это означает такое его построение, когда достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда. Этому содействуют следующие условия:
— глубокое изучение специфики производственных и организационных условий для хозяйствования организации;
— определение реального объема и характера работ;
— постоянное изучение законодательных и нормативных документов по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, ценообразования и другим сферам экономики и юриспруденции;
— формирование учетного аппарата и организация его работы.
Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:
— централизованно, т.е. весь цикл учетных работ осуществляется в бухгалтерии организации;
— децентрализованно, т.е. определенная часть учетных работ осуществляется в структурных подразделениях организации.
Руководство работой бухгалтерской службы осуществляет главный бухгалтер, который в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.7) наделен определенными правами и обязанностями.
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:
— оперативный;
— статистический;
— бухгалтерский.
Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.
Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
— документальное обоснование фактов;
— непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Тема 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
2.1. Роль бухгалтерского учета в системе управления организации
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:
— планировании целей действий;
— контроле за их выполнением;
— оценке принятых решений.
2.2. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет две основные функции:
— информационная;
— контрольная.
Информационная функция заключается в обеспечении учетно-экономической информацией принятие решений на различных этапах управления. Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.
Требования к бухгалтерской информации:
— объективность;
— достоверность;
— своевременность;
— оперативность.
Контрольная функция заключается в обеспечении правильности и законности определенных действий. Это системное наблюдение и проверка соответствия хозяйственной деятельности принятым управленческим решениям.
Три вида контроля:
1) предварительный;
2) текущий;
3) последующий.
Производными функциями от двух основных являются:
— обеспечение сохранности собственности;
— функция обратной связи;
— аналитическая функция.
2.3. Основные задачи бухгалтерского учета
Основные задачи бухгалтерского учета:
— своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, имущественном положении, доходах и расходах;
— обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, использовании ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами;
— своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций;
— выявление резервов хозяйственной деятельности организации;
— обеспечение информации для контроля исполнения налоговой политики.
2.4. Связь бухгалтерского учета и другими науками и функциями управления
Исторически и логически бухгалтерский учет «порожден» развитием теоретической базы ряда фундаментальных наук и в свою очередь «порождает» ряд других прикладных дисциплин (рисунок 2.1).
|
Тема 3
ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.101 с.)