Документация системы менеджмента качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документация системы менеджмента качества



 

Состав и количество документации системы менеджмента качества зависит:

 

- от размера и вида организации;

 

- сложности и взаимодействия процессов;

 

- компетенции персонала.

 

Важнейшим документом системы менеджмента качества является «Политика в области качества», который формируется из стратегических целей и задач организации, принципов, на основе которых строится политика, а также способов и методов, с помощью которых она реализуется.

 

«Руководство по качеству» описывает в систематизированном виде действующую в организации систему менеджмента качества, ее содержание и структуру, схему управления и порядок ее применения.

 

Организационно-распорядительные документы устанавливают полномочия, функции, обязанности и ответственность подразделений и должностных лиц.

 

Методологические и рабочие инструкции описывают процессы, рабочие процедуры и организационно-техническое взаимодействие подразделений и персонала. Они устанавливают, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.

 

Стандарты предприятия создают нормативную базу для проведения работ в организации.

 

Рабочие и контрольные инструкции регламентируют порядок проведения работ непосредственными исполнителями.

 

Программы качества устанавливают механизм применения требований системы менеджмента качества к конкретным видам продукции.

 

Такая разветвленная структура документации обеспечивает функционирование системы качества на всех этапах жизненного цикла продукции (рис. 13.3).

 

Рис.13.3. Документация системы качества

 

Наличие на предприятии системы качества включает и различные методы контроля. Производитель обязан предусмотреть, чтобы поступающие на предприятие материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия не использовались и не обрабатывались до прохождения входного контроля или другой проверки в соответствии с планом по качеству и технической документацией. Продукция, поступающая по срочному заказу, должна регистрироваться и идентифицироваться, чтобы в случае некондиции можно было немедленно ее вернуть или заменить.

 

Производственный контроль предусматривает:

 

- проверку, испытание и идентификацию продукции в соответствии с планом по качеству или другими документированными процедурами;

 

- наблюдение за технологическим процессом и его регулирование;

 

- задержку продукции до завершения требуемых процессов контроля и испытаний или получения и проверки необходимых отчетов о результатах испытаний;

 

- идентификацию некондиционных изделий.

 

Технический контроль и испытания готовой продукции осуществляются предприятием в порядке и сроки, установленные в плане по качеству. Ни одно изделие не может быть отгружено до успешного завершения контрольных операций и получения необходимых данных. Результаты всех видов контроля - входного, производственного, готовых изделий - регистрируются как объективные свидетельства соответствия.

 

Производитель проверяет, обслуживает и поверяет контрольно-измерительное и испытательное оборудование (КИИО) независимо от того, является ли оно его собственностью, взято на прокат или предоставлено заказчиком.

 

Готовая продукция, успешно прошедшая технический контроль и испытания, отмечается маркировкой, пломбами, бирками, ярлыками и другими знаками. В регистрационной документации указывается орган, ответственный за контроль.

 

Некондиционные изделия также должны строго идентифицироваться, а затем изыматься, чтобы ошибочно не допустить их применения. Некондиционные изделия могут быть переделаны, отремонтированы или приняты без ремонта со скидкой в их цене, переведены в другую категорию для иного употребления, забракованы и отправлены в лом. Все процедуры, связанные с идентификацией, оценкой, изъятием некачественной продукции, оформляются документально, при необходимости документы предъявляются заказчику. Поставщик выявляет причины несоответствия, анализируя все процессы и операции, журналы и карты регистрации, отчеты по эксплуатации, рекламации потребителя; принимает меры по устранению или предупреждению этих причин и корректирует документацию.

 

Поставщик разрабатывает, документирует и осуществляет процедуры отгрузки, хранения, упаковки и поставки продукции, предусматривая использование таких методов и средств, которые не вызовут ее порчи и ухудшения качества.

 

Эффективное функционирование системы качества предполагает создание и эксплуатацию информационно-поисковой системы, в которую вносятся записи о всех работах, корректирующих действиях и полученных результатах в области качества. Заказчик имеет доступ к этим данным, если это оговорено контрактом.

 

Персонал, назначаемый для выполнения работ по качеству, аттестуется с учетом его образования, опыта и специальной подготовки. Если контрактом предусмотрено обслуживание в условиях эксплуатации, поставщик разрабатывает и осуществляет процедуры проверки обслуживания на соответствие заданным требованиям.

 

При контроле технологических процессов и характеристик продукции целесообразно применять статистические методы.

 

Подготовка организации к сертификации

 

Внутрифирменные проверки (аудиты) системы качества проводятся с целью убедиться в результативности всех запланированных мероприятий. График проверок составляется в зависимости от состояния и важности работ на каждом участке. Результаты проверок регистрируются и представляются руководству для оценки и принятия корректирующих мер. После внутреннего аудита системы качества предприятие начинает готовиться к внешнему аудиту в целях сертификации на соответствие требованиям ИСО 9000.

 

При выборе сертификационного органа организация должна быть уверена в том, что сертификация будет проведена на высоком качественном уровне, а сертификационный орган и выданный им сертификат обладают достаточным имиджем.

 

Планирование процедуры сертификации следует начинать после выбора сертификационного органа. Процедура сертификации в достаточной степени стандартизирована и предлагается сертификационной службой. Сертифицируемая организация может повлиять на этот процесс, введя свои условия, например, по объему сертификационных услуг. Помимо собственно сертификации, это могут быть: предсертификационный аудит, предварительная оценка документации системы менеджмента качества, анализ слабых мест.

 

При планировании внутренних сроков мероприятий сертификации важно установить как можно более определенные временные ограничения и проинформировать о них персонал организации, который может быть привлечен к участию в этих мероприятиях. Это необходимо для того, чтобы обеспечить присутствие всех сотрудников, которых аудиторы сочтут необходимым привлечь для демонстрации функционирования элементов системы качества.

 

Планируя сроки сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификационный аудит нужно начинать не тогда, когда система менеджмента качества только введена в действие, а спустя некоторое время с начала ее эксплуатации, т. е. должен быть накоплен некоторый материал, характеризующий ее функционирование. Обычно считается, что свидетельством способности к сертификации должно быть доказательство, по крайней мере, одного случая выполнения каждого элемента и каждой инструкции системы менеджмента качества. Практика показывает, что этот период составляет в среднем около шести месяцев.

 

Наличие сертифицированной по ИСО 9000 системы качества на предприятии не является самоцелью. Во-первых, в ряде отраслей существуют свои специфические системы сертификации (например, в авиации, судостроении, фармакологии и т. д.). Во-вторых, сертификация по ИСО 9000 является необходимым, но недостаточным элементом конкурентоспособности. И в-третьих, признанные лидеры рыночной экономики создают собственные, более развитые и совершенные системы управления качеством. Но несомненно то, что отсутствие соответствующей системы качества лишает предприятия перспективы выжить в условиях жесткой конкуренции.

 

 

Глава 14

Организация работы по выполнению планов производства и реализации продукции

    

14.1. Изучение потребностей в продукции, выпускаемой предприятием

 

Главная задача предприятия - удовлетворить потребности общества в определенных видах продукции. Для того чтобы предприятие могло успешно функционировать, оно должно выработанную им продукцию продавать потребителю и направлять вырученные средства на решение производственных, технических и социальных задач. Получаемые при этом средства должны полностью возмещать все расходы на производственно-хозяйственную деятельность и обеспечивать прибыль.

 

В условиях формирования рынка и перехода к оптовой торговле средствами производства важной задачей предприятий становится изучение потребностей и спроса народного хозяйства, населения в той продукции, которая выпускается или может выпускаться данным предприятием. Изучение потребностей - это комплексная непрерывная деятельность, в ходе которой предприятие постоянно оценивает фактические и потенциальные возможности рынка, относящиеся к профилю продукции, выпускаемой предприятием. При изучении потребностей оценивается емкость как внутреннего, так и внешнего рынка; учитываются требования, предъявляемые к продукции потребителями, к ним относятся технические и экономические параметры изделий; определяются условия доставки продукции потребителю, сдачи ее в эксплуатацию и порядок обслуживания.

 

Располагая данными о потребностях, предприятие может сформировать представление о том, какую конкретно продукцию, где, по какой цене и на каких условиях оно может реализовать. Существуют различные способы изучения потребностей. К числу наиболее распространенных и эффективных следует отнести: анкетные опросы потенциальных потребителей, торговых предприятий и организаций материально-технического снабжения; интервью со специалистами; изучение конъюнктурных обзоров и т. д.

 

Каждый раз, когда возникает задача формирования плана поставок на следующий период планирования, необходимо изучить и проанализировать возможности реализации продукции в соответствии с выявленными потребностями. Здесь возникает реальная задача формирования плана поставок и его увязки с планом производства. При этом должно быть достигнуто такое положение, при котором удовлетворяются запросы потребителей по качеству и цене, по уровню сервиса, количеству и срокам поставки продукции и обеспечивается наиболее эффективное использование производственных процессов, мощностей и кадрового потенциала предприятия-поставщика.

 

В современных условиях важная роль в работе по изучению рынка, согласованию производства и сбыта принадлежит маркетингу.

 

Маркетинг - система организационных отношений субъектов рынка, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю и определяет организованность социального процесса, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.

 

Американская ассоциация маркетинга (АМА) признала за маркетингом более широкий диапазон: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощение замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

 

Если иметь в виду организацию как основной субъект рынка, то «маркетинг организации - это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей».

 

Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды и рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товара, планирование цены, обеспечение социальной ответственности корпораций или организаций.

 

По многим причинам один субъект обычно не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций, так как многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга.

 

Среда, в которой осуществляется маркетинг, подразумевает деление на пять частей: контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, уровень успеха или неудачи организации в достижении своих целей, обратные связи и адаптация.

 

Современный маркетинг рассматривается как начальный этап производственной деятельности, предшествующий разработке программы выпуска продукции.

 

Применение рациональных положений маркетинга на предприятиях способствует завоеванию конкурентных преимуществ, созданию и укреплению рыночных отношений, лучшему удовлетворению потребительского спроса.

 

 

14.2. Формирование плана производства и реализации продукции

 

Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

 

Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ и услуг и поставщиками материально-технических ресурсов. В качестве потребителей могут выступать предприятия различных отраслей народного хозяйства, органы материально-технического снабжения, торговые предприятия, иностранные фирмы.

 

Многообразие потребностей, возможности удовлетворения которых к тому же ограничены теми или иными объективными обстоятельствами, наиболее точно может быть выявлено в ходе заключения договоров между предприятиями, когда определяются детальный ассортимент и специфические свойства предлагаемой к производству (поставке) продукции. При этом учитывается, насколько обновляется продукция и улучшается ее качество, устанавливаются уровень цен и взаимная выгодность (приемлемость) их для поставщиков и потребителей, уточняются прогнозы спроса. Поставщик выясняет возможности обеспечения своего производства необходимыми видами сырья, материалов, комплектующими изделиями, оборудованием, а также кадрами для выпуска продукции требуемого качества и количества.

 

Составление производственной программы всегда сопряжено с рассмотрением различных вариантов структуры планируемой продукции путем сопоставления ее со спросом, а трудоемкости работ - с производственными мощностями и наличием трудовых ресурсов, с возможностью материально-технического обеспечения, особенно кооперированных поставок заготовок, полуфабрикатов, и, наконец, с выходом на контрольные показатели по объему продукции и реализации, себестоимости и прибыли, росту производительности труда и другим показателям.

 

Высокое качество продукции повышает эффективность ее потребления. Выбор в качестве оптимального такого варианта программы, который обеспечивает наибольший уровень удовлетворения потребностей общества, гарантирует высокий уровень реализации продукции и создает дополнительные финансовые возможности по развитию организации.

 

На основе плана реализации продукции (РП) рассчитывают план производства товарной продукции (ТП). План реализации продукции является базой для определения доходов предприятия и источником погашения его расходов. Расчет объемов реализации производится по каждому виду продукции с учетом изменений остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового периода.

 

Остатки готовой продукции на складе (О ) и в товарах, отгруженных, но не оплаченных потребителем (O ) на начало планового периода, рассматриваются как ожидаемые. Они определяются на основании наличия остатков на момент расчета, анализа отклонений фактических остатков от нормативов и прогнозирования их изменения за счет предполагаемого выполнения плана реализации и выпуска продукции за период от момента расчета до начала планового периода.#S

 

Остатки готовой продукции на складе (О ) и в товарах, отгруженных (O ) на конец планового периода, определяются на основе норматива запаса продукции на складе в днях, а по товарам отгруженным - на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя.#S

 

Нормативный запас готовых изделий на складе и товаров отгруженных (Z ) рассчитывается исходя из длительности цикла подготовки изделий к отгрузке (Т ), стоимости среднедневного выпуска изделий (N ) и нормативного срока (Т ) от сдачи документов на инкассо в банк до поступления платежей на расчетный счет предприятия по формуле

 

                                               (14.1)

 

Нормативный срок Т складывается из времени обработки документов в банке поставщика и банке плательщика (примерно четыре дня), времени акцепта (три дня) и времени на двойной пробег документов, который зависит от дислокации и расстояния от завода-поставщика до предприятия-потребителя.

 

Расчет объемов отгрузки (ТО) и реализации (РП) продукции на плановый период можно выполнить по следующим формулам:

 

                              (14.2)

 

 

Например, если известно, что ТП = 25 812 тыс. руб., О = 2915 тыс. руб., O = 2476 тыс. руб.,#S О = 2350 тыс. руб., O = 2388 тыс. руб., то#S

 

ТО = 25 812 + 2915 - 2350 = 26 377 тыс. руб.;

 

РП = 26 377 + 2476 - 2388 = 26 465 тыс. руб.

 

 

14.3. Обеспечение производства материальными ресурсами

 

Материальные ресурсы приобретаются промышленными предприятиями на рынке товаров и услуг. Для этого нужно изучать конъюнктуру рынка, возможности потенциальных поставщиков, иметь информацию о движении цен. Необходимые ресурсы приобретаются предприятием непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе на ярмарках, аукционах и у оптовых сбытовых организаций материально-технических ресурсов, а также у других посреднических организаций. Такими посредническими организациями являются, например, товарные биржи, которые представляют собой коммерческие предприятия, осуществляющие реализацию однородных товаров с определенными характеристиками. Товарные биржи функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и других городах страны.

 

План материально-технического обеспечения предприятия предусматривает:

 

- определение общей потребности в материальных ресурсах;

 

- определение объема запасов материалов;

 

- расчет ожидаемых остатков материалов на конец года;

 

- установление объема завоза материальных ресурсов.

 

Исходными данными для составления плана материально-технического обеспечения являются: производственная программа, номенклатура материалов, нормы расхода, планово-расчетные цены и отчетные данные о расходе и остатках материалов на складах.

 

Потребность в основных материалах на программу (Р ) определяется прямым счетом (по изделиям, деталям, представителям и аналогам) путем умножения норм расхода материала (H ) на количество изделий по программе (N ) с учетом номенклатуры n, т. е.

 

 

 

Потребность в основных и вспомогательных материалах (Р’) на техническую подготовку производства и на техническое обслуживание производства определяется умножением программы или объема этих работ (N ) в условных измерителях (станко-час, ремонтная единица и др.) на норму расхода основных или вспомогательных материалов H по каждому наименованию материалов, т. е.

 

 

 

Обеспечение производства всей номенклатурой материальных ресурсов в значительной степени зависит от величины и комплектности производственных запасов на складах предприятий и объединений. На предприятиях и в объединениях уменьшение запасов сокращает расходы на их содержание, что способствует повышению прибыли и рентабельности производства. Поэтому разработка мероприятий по оптимизации запасов является одной из важнейших экономических задач.

 

Управление производственными запасами на промышленных фирмах и в компаниях предполагает выполнение следующих функций: разработку норм запасов по всей номенклатуре потребляемых организацией материалов; правильное размещение запасов на складах, входящих в состав объединения предприятий; организацию действенного оперативного контроля за уровнем запасов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния; создание необходимой материальной базы для размещения запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности.

 

Наиболее ответственной и трудоемкой из этих функций является нормирование запасов. Норма производственного запаса (Z ) устанавливается по следующей формуле:

 

                                                                                        (14.3)

 

где Z - текущий средний запас; Z - страховой запас; Z - подготовительный запас.

 

Текущий запас создается по каждому виду материалов для обеспечения производства материалами в перерывах между двумя очередными поставками и изменяется от максимальной величины в момент поставки до минимальной к моменту следующей поставки. Его размер определяется величиной среднего интервала поставки (t ) и среднесуточного расхода материала (W ):

 

                                                                                                        (14.4)

 

Интервал поставки зависит от особенностей получения материально-технических ресурсов, норм отпуска продукции, грузоподъемности транспортных средств, возможностей использования складской формы снабжения и т. д.

 

Страховой запас рассчитывается в определенной пропорции к текущему запасу (например, 50%) или расчетным путем по следующей формуле [4]:

 

                                                     (14.5)

 

где t - фактический интервал 1-й поставки, дн.; B - размеры партий поступающих материалов в 1-й поставке, натуральные единицы; i - порядковый номер поставки рассматриваемых материалов; m - число поставок материалов.

 

Подготовительный запас создается на время подготовки поступившего материала к производственному потреблению (в размере 1-3-дневной потребности). В отдельных случаях возникает необходимость создания специальных подготовительных запасов (сушка пиломатериалов, комплектование продукции и т. д.), их величина определяется конкретными расчетами.

 

Расчетные нормы запасов могут выражаться в абсолютных (тонны, штуки, метры, рубли и др.) и относительных (дни, проценты) единицах измерения. Переход от одних единиц измерения к другим по каждому виду материалов осуществляется по следующим формулам [4]:

 

                   (14.6)

 

где Z , Z - абсолютные запасы в натуральном и стоимостном измерении; Z - относительная норма запаса, дн.; Ц - цена единицы измерения материала.

 

Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделений промышленной фирмы предполагает выполнение следующего комплекса работ, включающего: плановое установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование); подготовку материальных ресурсов к производственному потреблению; отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место их непосредственного потребления либо на склад цеха, участка; оперативное регулирование снабжения в условиях совершенствования технологических режимов, конструкторской и нормативной документации; строгий учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях промышленной фирмы.

 

Для планового установления заданий по снабжению производственных цехов и участков используется лимитная система на основе расчета максимальных количеств материальных ресурсов для каждого цеха, участка на определенный период (квартал, месяц) с выпиской лимитных карт или групповых лимитных ведомостей. Расчет лимита (Л) осуществляется по формуле

 

 

 

где Р - потребность цеха в выполнении производственного задания; Р - потребность цеха в изменении незавершенного производства; Н - норматив цехового запаса данного материала; О - расчетный ожидаемый остаток данного материала в цехе на начало планового периода.

 

 

14.4. Формирование и регулирование запасов материалов

 

Запасы на предприятии представляют собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях их технологической переработки.

 

Наличие запасов на предприятии обусловлено двумя основными причинами:

 

1) несоответствием объемов поставки объемам разового потребления. Материалы могут поступать на предприятие в строго определенных количествах. С другой стороны, в данный момент может быть потреблено также определенное количество материала. Несоответствие этих объемов является одной из важнейших причин образования запасов. Так, если материал поступает в размере 5 т, а среднесуточный расход равен 500 кг, то создается десятидневный запас;

 

2) разрывом во времени между моментами поступления материала и его потребления. Действительно, поставка сырья, материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему видов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и других ресурсов.

 

Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасов. Это - сезонные колебания цен; снижение транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции при приобретении товаров большими партиями и др. В связи с этим возникает вопрос, может ли предприятие обойтись без производственных запасов? Очевидно, может, если отсутствуют причины, побуждающие к этому. Как известно, на предприятии не создаются запасы газа, энергии, так как в любой момент времени оно может получить эти ресурсы в необходимом количестве.

 

Таким образом, запасы на предприятии создают уверенность в его бесперебойной работе, снижают транспортно-заготовительные расходы и потери, связанные с остановкой производства. Вместе с тем содержание больших запасов приводит к значительным расходам, которые обусловлены тем, что из оборота предприятия отвлекаются значительные средства, растут затраты по хранению и содержанию запасов. Это противоречие вызывает необходимость установления оптимального размера производственных запасов.

 

Производственные запасы предприятия подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные.

 

Текущие запасы необходимы предприятию для обеспечения бесперебойной работы в интервале между двумя поставками и связаны с возможностью производства продукции партиями оптимального размера. Эта часть запаса образуется в условиях равномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов поставки и разового потребления, а также задержек, связанных с движением материалов.

 

Подготовительные запасы выделяются из производственных для обеспечения бесперебойной работы в период, необходимый для подготовки материалов к использованию и доставки их на рабочие места.

 

Сезонные запасы обусловлены сезонными колебаниями в объеме производства или потребления. Эти запасы предназначены для удовлетворения прогнозируемого (сезонного) увеличения спроса, а также некоторой разгрузки предприятия на период отпусков.

 

Гарантированные запасы необходимы для обеспечения работы предприятия на случай возможных перебоев в снабжении или колебаний в объеме производства. С помощью этих запасов компенсируются отклонения фактического спроса от прогнозируемого, фактического объема выпускаемой продукции от запланированного и отклонения в сроках исполнения различных операций от плановых.

 

Производственные запасы учитываются в трех взаимосвязанных измерителях: а) натуральном; б) днях обеспеченности; в) стоимостном выражении.

 

Для определения размера запаса в днях обеспеченности необходимо его натуральный размер разделить на среднесуточный расход. Стоимостное выражение запаса определяется как произведение натурального объема на договорную цену.

 

Деление запаса на отдельные части связано с необходимостью организации их контроля и пополнения.

 

В зависимости от используемых при этом методов выделяются различные системы регулирования запасами.

 

Под системой регулирования запасами понимается комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок.

 

Для управления производственными запасами их нормы устанавливаются в следующих трех диапазонах:

 

1) максимальный запас, равный сумме гарантированного, подготовительного запасов и максимального текущего запаса. Его размер устанавливается для контроля за сверхнормативными ресурсами;

 

2) средний или переходящий запас, равный сумме гарантированного, подготовительного запасов и половине текущего. Величина этого показателя соответствует нормативному размеру запаса;

 

3) минимальный запас, равный сумме гарантированного и подготовительного запасов. Снижение запасов до этого уровня является сигналом экстренного их пополнения.

 

В процессе управления запасами важно установить момент, или точку заказа и требуемое количество материалов.

 

Точка заказа представляет собой установленный максимальный уровень запаса, при достижении которого подается заказ на поставку очередной партии материальных ценностей. Размер заказа - это то количество материалов, на которое должен быть сделан заказ для пополнения их запаса. Если минимальный запас достигнут в момент получения новой партии, запас достигает максимального уровня.

 

Расчет максимального и минимального уровней запасов имеет значение только при установлении или пересмотре точки заказа и размера заказа. В противном случае их определение не имеет смысла, так как не указывает на то, когда и какие действия должны быть предприняты по пополнению запасов.

 

Регулировать размер заказа можно изменением объема партий, интервала между поставками или изменением объема и интервала поставки.

 

В зависимости от этого в практике управления запасами используется две основные системы:

 

1) система с фиксированным размером заказа;

 

2) система с фиксированной периодичностью заказа.

 

Система с фиксированным размером заказа предусматривает поступление материалов равными, заранее определенными оптимальными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера запаса на складе до установленного критического уровня - точки заказа (рис. 14.1). Интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсивности расхода (потребления) материальных ресурсов.

 

Рис. 14.1. Система с фиксированным размером заказа

 

Уровень запасов, соответствующий точке заказа, равен ожидаемой потребности в течение времени отставания поставки от времени заказа плюс гарантийный запас

 

                                                                                        (14.7)

 

где  - запас точки заказа;  - среднесуточный расход материала;  - период упреждения заказа; q - гарантийный запас.

 

При этом условно принимается, что интервал времени между подачей заказа на поставку и поступлением партии на склад  является постоянным. Задача управления запасами сводится к тому, чтобы по фактическим данным об их движении определить точку заказа и оформить заявку на поставку необходимых материалов.

 

Достоинство данной системы заключается в том, что материал поступает одинаковыми партиями, поэтому снижаются затраты по доставке и содержанию запасов. Однако при этом требуется систематический непрерывный контроль запасов, что увеличивает издержки, связанные с их регулированием. Использование системы с фиксированным размером заказа наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

 

- запасаемые товары у потребителя составляют лишь небольшую долю продукции, выпускаемой поставщиком;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.148 с.)