Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра общей и региональной экономики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЭКОЛОГИЯ (учебно-методический комплекс)
Кемерово 2003
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЭКОЛОГИЯ (учебно-методический комплекс) Кемерово 2003 Составитель: доцент кафедры общей и региональной экономики Кемеровского государственного университета, к.г.н. Мекуш Г.Е.
Экология (учебно-методический комплекс) / Сост. Мекуш Г.Е. – Кемерово: КемГУ, 2003 – 84 стр. В составе пособия опорные конспекты лекций, материалы к практическим занятиям, рабочая программа, а также вопросы к итоговому зачету.
Целью данного учебно-методического пособия является помощь студентам в освоении материала по курсу «Экология». В составе пособия опорные конспекты лекций, рабочая программа, а также вопросы к итоговому зачету.
Утверждено и рекомендовано Утверждено: методической для издания на заседании комиссией экономического кафедры общей факультета. и региональной экономики. Протокол № от Протокол № 10 от «» _______________ 2003 г. «28» июля 2003г. Председатель метод. комиссии, Зав. кафедрой, д.э.н., профессор к.э.н., доцент
В.С. Сурнин ______________ О.Н. Козлова СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ. 3 ВВЕДЕНИЕ. 4 ТЕМА 1. Предмет и задачи экологии. Основные законы и принципы экологии 5 ТЕМА 2. Биосфера как область взаимодействия общества и природы.. 13 ТЕМА 3. Окружающая среда, здоровье и риск. 25 ТЕМА 4. Риск и его оценка. 37 Тема 5.Экологический фактор и его влияние на состояние. 46 здоровья населения Кемеровской области. 46 ТЕМА 6. Глобальная экология. 57 ТЕМА 7. Глобальная экологическая безопасность. Концепция устойчивого развития 62 ТЕМА 8. Киотский протокол и формирование международного экономического механизма обеспечения качества окружающей среды.. 68 Практическое занятие №1. 77 Практическое занятие №2. 80 ВОПРОСЫ.. 82
ВВЕДЕНИЕ
«Не навреди, человек, ни березе, ни морю, Влажной тропинке и птице, летящей во тьму. Вместе со всею немыслимой мощью Не навреди ненароком себе самому. Не обольщайся цифирью немедленных выгод, Реки корежить и горы срывать погоди. Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть, Лучше остынь и подумай, не навреди»
Роберт Рождественский «Не навреди, человек»
Учебное пособие предназначено для изучения вузовского курса «Экология» с акцентом на самостоятельное изучение и использование активных методов (разбор конкретных ситуаций, решение практических задач и т.д.). Этим целям служат: лаконичная, с использованием графического материала, таблиц, иллюстраций форма изложения текстового материала, который дополнен вопросами и заданиями для самопроверки и контрольными тестами. Перед Вами рабочая тетрадь, которая должна использоваться на каждом занятии по курсу «Экология» и состоит из: – опорных конспектов лекций; – рабочей программы со списком литературы по каждой теме; – материалов для практических и семинарских занятий; – вопросов к итоговому зачету. Содержание учебного пособия согласуется с вузовским общеобразовательным стандартом Российской федерации. Одновременно автор стремился учесть опыт преподавания аналогичного курса в российских и зарубежных университетах, а также современные тенденции мировой эколого-экономической науки. В настоящее время предмет «Экология» читается студентам разных специальностей с учетом специфики будущей профессии. Готовя данное учебное пособие к печати, автор старался учесть особенности преподавания предмета для студентов экономических специальностей классического университета и, в то же время, не потерять целостности его понимания.
ТЕМА 1. Предмет и задачи экологии. Основные законы и принципы экологии Основные законы экологии. 3. Основные правила и принципы экологии. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современные разделы экологии. Ученые – основоположники экологии как науки (Э.Геккель, Ю.Одум, В.Шелфорд, В.И.Вернадский, В.В.Докучаев, В.Н.Сукачев, М.Бигон и др.). Основные законы и принципы экологии. Закон минимума (Ю.Либих,1840г.). Закон толерантности (В.Шелфорд, 1913г.). Обобщающая концепция лимитирующих факторов (Ю.Одум). Закон конкурентного исключения. Основной закон экологии. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь состояния природной среды с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе. Экологическое мировоззрение.
Закон минимума
Закон толерантности
Законы – афоризмы
Литература
Вернадский В.И. Биосфера. Различные издания. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни.– М.: ВИНИТИ, 1995. – 471с. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 1988. – 240с. Моисеев Н.Н. Собр. соч.: В 3-х т / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304с. Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 1999. – 280с.
Рис. 4. Эволюция экосистемы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система – это совокупность элементов, определенным образом связанных и взаимодействующих между собой.
С И С Т Е М А
ВХОД ЗАКОН ПОВЕДЕНИЯ ВЫХОД
С В О Й С Т В А
Рис. 5. Общая схема системы |
Отличительные черты любой системы:
1. Наличие у нее входа и выхода.
2. Зависимость выходной величины от входной через закон поведения системы.
3. Любая система является открытой.
4. Иерархическая соподчиненность элементов в системе.
Например, в экологии:
Особь
Популяция
Сообщество Экосистема Рис. 6 |
Литература
Вернадский В.И. Биосфера. Различные издания.
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. – М.: ВИНИТИ, 1995. – 471с.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М: Центр, 1988. – 240с.
Моисеев Н.Н. Соб. Соч. в 3-х томах / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997.
Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304с.
Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 1999. – 280с.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1973.
ТЕМА 3. Окружающая среда, здоровье и риск
Основы рекреалогии.
Понятие «здоровье» и «среда». Среда обитания человека, разнообразие условий (природные и социально-экономические). Изменения, вызванные факторами окружающей среды.
Факторы повышенной опасности и здоровье человека. Факторы риска: химические, физические, курение, алкоголь, пищевые добавки и др.
Физические факторы (ионизирующее излучение, шум, землетрясения и др.) и здоровье человека. Химические факторы (вредные химические вещества, в воде и воздухе, продуктах питания) и последствия их воздействия. Токсичные вещества и следствия их воздействия (канцерогены, мутагены и т.д.). Методика исследования воздействия токсичных веществ «доза-отклик». Биологические факторы (болезнетворные бактерии и вирусы, пыльца растений, паразиты и нападения голодных животных). Следствие культурной деятельности человека (условия труда и быта, курение, алкоголь, вождение автомобиля и др.). Экопатологии. Базовые потребности и качество жизни. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Условия воспроизводства здорового потомства. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Жизнь в агро-, урбоэкосистемах; жизнь в экстремальных условиях. Экология человечества. Демографические показатели здоровья населения. Качество жизни, экологический риск и безопасность.
Демографические показатели здоровья населения. Основы рекреалогии как здорового образа жизни. Оценка состояния здоровья через индексы общественного здоровья. Рекреационные ресурсы и их оценка. Оценка состояния здоровья и биологического возраста человека.
Хотя состояния их здоровья различаются коренным образом, у богача и бедняка есть нечто общее – оба умирают преждевременно. Богач умирает от болезни сердца или рака, а бедняк – от диареи или воспаления легких. Теоретическая медицина может в значительной степени снизить смертность, обусловленную этими заболеваниями, однако в половине развивающихся стран мира отсутствует какая-либо медицинская помощь… Уильям У. Чендлер | |
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. |
Здоровье с точки зрения: - Философии – соотношение категорий количества и качества; - Юридической – возможность реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им; - Социально-экономической – критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей; - Частной – уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. |
Категория «Окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. | |
Природные факторы: - гипобария, гипоксия; - усиление ветрового режима, солнечной и ультрафиолетовой радиации; - частота и разнообразие стихийных бедствий; Социально-экономические факторы: - Производственные отношения; - Условия труда; климатические, геологические, биологические особенности и условия труда. |
Особенности воздействия факторов окружающей среды привели к существенным изменениям: - ускорился темп динамики заболеваемости, инвалидности, смертности, физического развития; - произошли демографические изменения – постарение, сдвиги в структуре смертности; - определился ряд заболеваний, имеющих высокие уровни риска (сердечно-сосудистые, несчастные случаи, травмы, онкологические); - выделилась группа ранее редко встречавшихся заболеваний (эндокринные, аллергические, врожденные пороки); - выровнялись показатели здоровья во всех специальных группах; - определились многофакторность влияний и необходимость системного подхода к профилактике. |
Таблица 1
Динамика заболеваемости населения в городах России с повышенным загрязнением воздуха в 1987—1989 гг., число случаев на 100 тыс. человек
|
Факторы повышенной опасности – это опасность травмы, заболеваний, экономического ущерба или ухудшения качества окружающей среды. | |
Наиболее распространенные факторы: - физические (ионизирующее излучение, шум, землетрясения, ураганы, торнадо, пожары, наводнения); - химические (вредные химические вещества в воздухе, воде, продуктах питания); - биологические (болезнетворные бактерии и вирусы, пыльца растений, паразиты и нападения голодных животных; - следствие культурной деятельности человека (условия труда и быта, курение, алкоголь, вождение автомобиля, небезопасный секси нищета). | |
Влияние ионизирующего излучения на человека: 1. генетические повреждения (врожденные патологии)). 2. соматические повреждения (лейкемии, выкидыши, катаракты, раковые заболевания). |
Ионизирующее излучение бывает: 1. природное или фоновое (космические лучи, радон-222, горные породы и почвы). 2. искусственное (рентгеновские лучи, телевизор, атомные электростанции, самолет). |
Рис. 7 | |
Рис. 8 |
| ||||||||||||||||||||||||
Рис. 9 | ||||||||||||||||||||||||
Основные источники потенциальной опасности в России: 1. предприятие по производству расщепляющегося материала для ядерного оружия – Арзамас-16, Челяюинск-40, красноярск-45, Томск-7…; 2. 11 атомных электростанций; 3. 15 тысяч предприятий, использующих радиоактивные материалы. | ||||||||||||||||||||||||
Рис. 10 | ||||||||||||||||||||||||
Токсичное вещество – это химическое вещество, вредное для людей и других живых организмов. | ||||||||||||||||||||||||
Последствия воздействия токсинов: - острые – протекают быстро при высокой дозе (ожоги, сыпь, судороги, смерть). - хронические последствия (раковые, сердечные, легочные, генетические заболевания), воздействия токсинов малыми дозами, но многократно. | ||||||||||||||||||||||||
Смертельная доза – это количество исследуемого вещества на единицу массы тела испытуемых животных, приводящее к гибели всей испытуемой популяции за определенный промежуток времени. | ||||||||||||||||||||||||
Канцерогены – факторы, вызывающие раковые заболевания. | ||||||||||||||||||||||||
Всего лишь 10% из 70000 используемых химических веществ прошли соответствующие испытания на наличие канцерогенов. | _______________________________ | |||||||||||||||||||||||
Ежегодно на рынок поступает до 1000 новых химических веществ. | ||||||||||||||||||||||||
Испытание одного химического вещества на токсичность может стоить 200000 до 1 млн. долл. | ||||||||||||||||||||||||
Вещества-канцерогены: асбест, мышьяк, кадмий, бензол, табачная смола, сажа. | ||||||||||||||||||||||||
Мутагены вызывают мутации – наследственные изменения в ДНК в генах, расположенных в хромосомах (гемофилия, анемия, синдром Дауна, маниакально-депрессивный психоз). | ||||||||||||||||||||||||
Вещества-мутагены: бенз-а-пирен, кофеин, озон, растворители клея. | ||||||||||||||||||||||||
Терратогены вызывают врожденные дефекты, наблюдаемые у 2-3% детей. | ||||||||||||||||||||||||
Вещества-терратогены: мышьяк, кадмий, свинец, ртуть, кофеин, снотворные препараты, ионизирующее излучение. |
3. Основы рекреалогии
Рекреалогия – это наука о здоровом образе жизни. Рекреация – восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, архитектурных и исторических памятников, музеев и т.д. | |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает состояние здоровья через индексы общественного здоровья: · доля в ВВП на нужды здравоохранения; · доступность населения к первой медицинской помощи; · обеспечение населения безопасным водоснабжением; · удельный вес лиц подвергнутых иммунизации; · степень обслуживания квалифицированным персоналом в период беременности и при родах; · состояние питания детей; · уровень детской смертности и продолжительность здоровой жизни; · уровень грамотности взрослого населения. | |
Оздоровление – процесс превентивного создания человеком в самом себе максимально разнообразных «образов» жизни, системы адекватного поведения в непредвиденных условиях и ситуациях. | |
Рекреационные ресурсы – часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающая отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. | |
Рекреационная емкость – максимально допустимая нагрузка на данную территорию при осуществлении рекреационной деятельности. | |
Оценка рекреационных ресурсов: – технологическая; – физиологическая; – психологическая. | |
Предельные антропогенные нагрузки на рекреационные системы: 1. Пляж – 5 кв. м на человека; 2. Водные объекты · технологический критерий – 300-500 чел/га · психологический критерий – 100-200 чел/га; | |
3. Катание на лодке – технологический критерий – 2-5 чел/га; – психологический критерий – 0.5 чел/га | |
4. Размещение палаточных лагерей на побережье: · технологический критерий – 250-300 палаток на 1 га; · психологический – 15-20 палаток на 1 га. Лес · сосновый – 0.5-1 чел/га; · хвойный – 1-2 чел/га; · смешанный 2-3 чел/га; · широколиственный 3-5 чел/га; · луг 10-20 чел/га. Психологический критерий для любого леса 0,5-1 чел/га. |
Литература
Веденин Ю.А., Мирошниченко Н.Н. Оценка природных условий для организации отдыха // Изв. РАН. – Серия География. – №4, 1969.
География рекреационных систем СССР. – М., 1982.
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. – М.: ВИНИТИ, 1995. – 471с.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 1988. – 240с.
Зайцев В.И., Михайлуц А.П. Гигиеническая оценка загрязнений окружающей среды при многолетней эксплуатации сосредоточенных химических предприятий. – Кемерово: 2001. – 192с.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ./ Под ред. Ягодина Г.А. В 3-х т. – М.: Прогресс, Панге», 1993.
Моисеев Н.Н. Собр. соч.: В 3-х т. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997.
Никаноров А.М., Хорунжая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304с.
Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
ТЕМА 4. Риск и его оценка
Факторы риска и рак
Ключевую роль в возникновении и развитии рака играют факторы окружающей среды и образа жизни – 80 – 90% |
Рак и курение
Более 1 млрд. человек ежегодно выкуривает более 5 млрд. сигарет. Удваивается через 30 лет. |
Ежегодно более 3 млн. курильщиков умирает преждевременно. |
Пример: в США смертность от курения в 8 раз превышает смертность от аварий на транспорте и в 7 раз погибших в девятилетней войне во Вьетнаме. |
От курения погибают больше, чем от алкоголя и наркотиков вместе взятых, при том, что в США самая высокая излечиваемость рака. | |
Выход: 1. Запрет рекламы табачных изделий. 2. Запрет продажи сигарет до 21 года. 3. Занесение никотина в список наркотиков 4. Отмена всякой финансовой помощи производителям табака и сигарет. 5. Удорожание стоимости сигарет. 6. Запрет на импорт табака. |
Рак и питание
Неправильное питание дает до 30% летальных исходов от рака | |
Основной фактор риска – это жирная пища. Общее количество жиров в пище не должно превышать 30%. Пища с высоким содержанием жиров почти основной фактор риска при раке молочной железы, простаты, поджелудочной железы и почек. Риск рака высокий в странах с преобладанием в пище жиров, низкий – с преобладанием растительной пищи. |
Литература
Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
Ваганов П.А., Ман-Сунг Экологический риск.- Спб., 1999.
Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / Перевод с англ. А.Н. Сальниковой, С.С. Шалыпиной. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 272с.
Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 1977.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ./ Под ред. Ягодина Г.А. В 3-х т.– М.: Прогресс, Пангея, 1993.
Моисеев Н.Н. Собр. соч.: В 3-х т. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 380с.
Кг/год
Таблица 4
Нагрузка на объекты окружающей среды в 2001 г. в Кемеровской области
|