Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления исследований в рамках деятельностного подхода. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Изучение непроизвольной памяти. Непроизвольная память рассматривалось как побочный продукт другой деятельности. Т.е. испытуемые достигали определённых целей, а в качестве побочного продукта выступала фиксация некоторого материала.
Достижения в рамках этих исследований: 1) Эффективность мнемических процессов зависит от того, какое отношение запоминаемое событие имеет к деятельности. Если запоминаемый материал входит в содержание этой деятельности, то его запоминание будет эффективным. «Эксперимент с путём» Смирнова. 2) Лучше запоминается материал, который входит в цель деятельности испытуемого. Эксперименты Зинченко (!!!) с картинками и с числами. 3) Зависимость процессов непроизвольного запоминания от мотивов деятельности человека. Исследования с детьми. 4) Эффективность непроизвольного запоминания зависит не просто от мотивов деятельности, а от соотношения мотивов и цели.
2. Изучение произвольной памяти. 1) Констатация самого факта особых мнемических действий человека. 2) Мнемические действия формируются в ходе индивидуального развития субъекта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Школа Л.С. Выготского. 3) Средства памяти не просто развиваются в ходе онтогенеза, а существует определённая линия их развития, связанная с переходом от внешнего опосредования к внутреннему. Школа Выготского. 4) Существует возможность целенаправленного активного формирования у человека различного рода приемов, средств и способов запоминания. А.А. Смирнов.(ВОСПРОИЗВОДИЛИ ВСЕ ТО ЧТО ИМЕЛО ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПУТИ НА РАБОТУ)
1. БЫЛИ КАРТИНКИ ВНИЗУ ДВУХ ЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ЛЮДИ ЗАПОМИНАЛИ КАРТИНКИ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЧИСЛА(ХОТЯ ТАКОЙ ЗАДАЧИ ПЕРЕД НИМИ НЕ СТОЯЛО Классификация видов памяти
Существует 4 основания для основания для классификации видов памяти. I. Характер психической активности: a. Двигательная (моторная). Предполагает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Основная функция – основа для формирования практических и трудовых навыков. b. Эмоциональная память. Память на эмоции, чувства, эмоциональные состояния и т.д. Основная функция – сигнализирует о необходимости совершения каких-либо действий или торможении определённых форм активности. Вне зависимости от знака (положительная, отрицательная) информация запоминается одинаково хорошо. Не запоминается информация, нейтральная для личности. Первая закономерность: при спонтанном воспроизведении в первую очередь воспроизводится положительно окрашенная информация. Вторая закономерность: эмоциональная память влияет на другие виды памяти, в частности, на воспроизведение информации. Третий эффект: конгруэнтность настроения – совпадение состояния запечатления и воспроизведения. Четвёртый эффект: в случае повышенного возбуждения (характерного для ситуации стресса, волнения) следы памяти разрушаются.
c. Образная память. Это память на образы, представления, запахи, вкусы и т.п. Тесно связан с органами чувств. Она бывает: зрительная, слуховая (эти 2 вида имеют доминирующее значение в жизни человека и хорошо развиты), вкусовая, обонятельная, осязательная (развитие 3-х последних обусловлено индивидуальными особенностями, профессиональной деятельностью, компенсаторными способностями организма). Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память – яркая, наглядная память на образы (особенно развита у детей до 6 лет). Прочитать либо статью, либо книгу «Маленькая книжка о большой памяти» Лурии. d. Словесно-логическая память. Память на мысли, суждения, умозаключения. Присуща только человеку. Закономерность: в процессе своего развития (становления) словесно-логическая память опирается на двигательную, эмоциональную и образную, но в последующем начинает определять их функционирование и специфику. Эти виды памяти, согласно Блонскому, представляют собой ступени развития памяти в онтогенезе (двигательнаяà эмоциональнаяà образнаяà словесно-логическая). II. Цели запоминания. a. Непроизвольное. Отсутствует специальная цель запомнить. b. Произвольное. Присутствует специальная задача на запоминание. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемическими действиями. III. Наличие средств запоминания a. Непосредственное. Средства запоминания отсутствуют.
b. Опосредованное. Предполагают наличие внешних/внутренних средств для запоминания. IV. Время хранения информации в памяти (3+1). a. Кратковременная. Объем – 7+-2, ограничена небольшим временем хранения. Впервые измерен Джекобсом. Он же создал методику, позволяющую измерять объема памяти. Функция – первичная ориентировка в окружающей действительности. Информация сохраняется в кратковременной памяти достаточно долго при наличии нескольких повторений. Время хранения информации: сохраняется от 2-х секунд до нескольких часов. b. Долговременная память. Считается, что она наиболее важная и сложная из всех систем памяти. Обладает неограниченным объемом и временем хранения информации. Существует проблема поиска информации в долговременной памяти. В неё хранится информации, имеющая стратегическое значение для личности. Виды долговременной памяти см. структурную теорию в когнитивной модели. Нет традиционных методик на изучение c. Оперативная память. Система памяти, в которой сохраняется информация, необходимая для осуществления текущей деятельности, а также информация, которая в данный момент присутствует в сознании. d. Промежуточная память. Существует на уровне гипотезы. До сих пор не нашла полного экспериментального подтверждения. Обладает большим объёмом, чем кратковременная и на достаточно длительный срок без повторения. Согласно гипотезе, перевод в долговременную память происходит в 2 этапа: i. Логическая обработка информации. Происходит в период медленного сна. ii. Перевод обработанной информации в долговременную память. Происходит в период быстрого сна.
Процессы памяти.
Запоминание
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала, путём связывания его с приобретённым ранее.
Запоминание бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий, при этом само запоминание не является целью. Факторы, определяющие эффективность непроизвольного запоминания: 1-4. см. деятельностный подход. 5. Материал, который имеет жизненно важное значение. 6. Материал, который вызывает интерес и эмоции.
Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которой будет само запоминание.
Факторы, определяющие эффективность произвольного запоминания: 2. Четкая постановка задачи – запомнить материал чётко, полно, последовательно. 3. Уверенность человека в том, что он запомнит. 4. Перевод информации на другой язык. 5. Использование мнемотехнических приёмов (мнемотехник): метод пиктограмм, метод мест и др. 6. Использование рациональных приёмов запоминания (составление плана, схемы, разбивка на части и др.). 7. Осмысление материала (понимание) 8. Распределение повторений во времени является более эффективным, чем концентрация повторений на небольшом промежутке времени. Сохранение и забывание
Сохранение – удержание информации в памяти и основа для воспроизведения информации.
Забывание – полная или частичная утрата информации. Или неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.
Забывание как процесс является целесообразным, т.к. предохраняет память от информационной перегрузки.
Факторы, влияющие на сохранение и запоминание информации: · Включение информации в деятельность (àсохранение). · Повторение информации (àсохранение). · Наличие незаполненных временных интервалов, или наличие (отсутствие) промежуточной деятельности. Например, сон (àсохранение). · Действие отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания материала затрудняют образование новых связей, снижая эффективность сохранения информации, или ослабляют ранее выработанные связи. · Проактивное и ретроактивное торможение. · Запредельное торможение корковых клеток. Является следствием их перенапряжения. Обуславливает снижение эффективности сохранения информации в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы клеток, воспроизведение будет происходить успешно. · Интерференция. Наложение информации одну на другую. · Работа защитных механизмов нашей психики. З.Фрейд. Механизм неохоты, забывание имён и др.
Механизмы забывание разрабатывались в ассоциативной психологии (помимо Фрейда). Эббингауз. Разработал кривую забывания информации (бессмысленные слоги).
Гештальт-психология. По руководством К. Левина, Биренбаум исследовала забывание намерений. Выделила факторы, влияющие на забывание (выполнение) намерений. Люди забывали свои намерения забывали в двух случаях, когда работали один, и когда делали монограмму. Выполняя работу в группе, почти не забывали подписывать. Факторы забывания намерения: - Эмоциональная окраска намерения (приятное, неприятное, нейтральное). - Значимость, важность намерения. - Сфера жизнедеятельности, с которой связано намерение. - Индивидуальные особенности личности (исполнительность, пунктуальность). - Наступление соответствующего случая. - Замещающее выполнение или частичное выполнение намерений (письменная фиксация). - Наличие естественных противоположных потребностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.022 с.) |