Направления исследований в рамках деятельностного подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления исследований в рамках деятельностного подхода.



 

1. Изучение непроизвольной памяти.

Непроизвольная память рассматривалось как побочный продукт другой деятельности. Т.е. испытуемые достигали определённых целей, а в качестве побочного продукта выступала фиксация некоторого материала.

 

Достижения в рамках этих исследований:

1) Эффективность мнемических процессов зависит от того, какое отношение запоминаемое событие имеет к деятельности. Если запоминаемый материал входит в содержание этой деятельности, то его запоминание будет эффективным. «Эксперимент с путём» Смирнова.

2) Лучше запоминается материал, который входит в цель деятельности испытуемого. Эксперименты Зинченко (!!!) с картинками и с числами.

3) Зависимость процессов непроизвольного запоминания от мотивов деятельности человека. Исследования с детьми.

4) Эффективность непроизвольного запоминания зависит не просто от мотивов деятельности, а от соотношения мотивов и цели.

 

2. Изучение произвольной памяти.

1) Констатация самого факта особых мнемических действий человека.

2) Мнемические действия формируются в ходе индивидуального развития субъекта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Школа Л.С. Выготского.

3) Средства памяти не просто развиваются в ходе онтогенеза, а существует определённая линия их развития, связанная с переходом от внешнего опосредования к внутреннему. Школа Выготского.

4) Существует возможность целенаправленного активного формирования у человека различного рода приемов, средств и способов запоминания. А.А. Смирнов.(ВОСПРОИЗВОДИЛИ ВСЕ ТО ЧТО ИМЕЛО ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПУТИ НА РАБОТУ)

 

1. БЫЛИ КАРТИНКИ ВНИЗУ ДВУХ ЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ЛЮДИ ЗАПОМИНАЛИ КАРТИНКИ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЧИСЛА(ХОТЯ ТАКОЙ ЗАДАЧИ ПЕРЕД НИМИ НЕ СТОЯЛО


Классификация видов памяти

 

Существует 4 основания для основания для классификации видов памяти.

I. Характер психической активности:

a. Двигательная (моторная). Предполагает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Основная функция – основа для формирования практических и трудовых навыков.

b. Эмоциональная память. Память на эмоции, чувства, эмоциональные состояния и т.д. Основная функция – сигнализирует о необходимости совершения каких-либо действий или торможении определённых форм активности. Вне зависимости от знака (положительная, отрицательная) информация запоминается одинаково хорошо. Не запоминается информация, нейтральная для личности. Первая закономерность: при спонтанном воспроизведении в первую очередь воспроизводится положительно окрашенная информация. Вторая закономерность: эмоциональная память влияет на другие виды памяти, в частности, на воспроизведение информации. Третий эффект: конгруэнтность настроения – совпадение состояния запечатления и воспроизведения. Четвёртый эффект: в случае повышенного возбуждения (характерного для ситуации стресса, волнения) следы памяти разрушаются.

c. Образная память. Это память на образы, представления, запахи, вкусы и т.п. Тесно связан с органами чувств. Она бывает: зрительная, слуховая (эти 2 вида имеют доминирующее значение в жизни человека и хорошо развиты), вкусовая, обонятельная, осязательная (развитие 3-х последних обусловлено индивидуальными особенностями, профессиональной деятельностью, компенсаторными способностями организма). Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память – яркая, наглядная память на образы (особенно развита у детей до 6 лет). Прочитать либо статью, либо книгу «Маленькая книжка о большой памяти» Лурии. 

d. Словесно-логическая память. Память на мысли, суждения, умозаключения. Присуща только человеку. Закономерность: в процессе своего развития (становления) словесно-логическая память опирается на двигательную, эмоциональную и образную, но в последующем начинает определять их функционирование и специфику. Эти виды памяти, согласно Блонскому, представляют собой ступени развития памяти в онтогенезе (двигательнаяà эмоциональнаяà образнаяà словесно-логическая).

II. Цели запоминания.

a. Непроизвольное. Отсутствует специальная цель запомнить.

b. Произвольное. Присутствует специальная задача на запоминание. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемическими действиями.

III. Наличие средств запоминания

a. Непосредственное. Средства запоминания отсутствуют.

b. Опосредованное. Предполагают наличие внешних/внутренних средств для запоминания.

IV. Время хранения информации в памяти (3+1).

a. Кратковременная. Объем – 7+-2, ограничена небольшим временем хранения. Впервые измерен Джекобсом. Он же создал методику, позволяющую измерять объема памяти. Функция – первичная ориентировка в окружающей действительности. Информация сохраняется в кратковременной памяти достаточно долго при наличии нескольких повторений. Время хранения информации: сохраняется от 2-х секунд до нескольких часов.

b. Долговременная память. Считается, что она наиболее важная и сложная из всех систем памяти. Обладает неограниченным объемом и временем хранения информации. Существует проблема поиска информации в долговременной памяти. В неё хранится информации, имеющая стратегическое значение для личности. Виды долговременной памяти см. структурную теорию в когнитивной модели. Нет традиционных методик на изучение

c. Оперативная память. Система памяти, в которой сохраняется информация, необходимая для осуществления текущей деятельности, а также информация, которая в данный момент присутствует в сознании.

d. Промежуточная память. Существует на уровне гипотезы. До сих пор не нашла полного экспериментального подтверждения. Обладает большим объёмом, чем кратковременная и на достаточно длительный срок без повторения. Согласно гипотезе, перевод в долговременную память происходит в 2 этапа:

i. Логическая обработка информации. Происходит в период медленного сна.

ii. Перевод обработанной информации в долговременную память. Происходит в период быстрого сна.

 

 


Процессы памяти.

 

 

Запоминание

 

 

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала, путём связывания его с приобретённым ранее.

 

Запоминание бывает непроизвольное и произвольное.

 

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий, при этом само запоминание не является целью.

Факторы, определяющие эффективность непроизвольного запоминания:

1-4. см. деятельностный подход.

5. Материал, который имеет жизненно важное значение.

6. Материал, который вызывает интерес и эмоции.

 

 

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которой будет само запоминание.

 

Факторы, определяющие эффективность произвольного запоминания:

2. Четкая постановка задачи – запомнить материал чётко, полно, последовательно.

3. Уверенность человека в том, что он запомнит.

4. Перевод информации на другой язык.

5. Использование мнемотехнических приёмов (мнемотехник): метод пиктограмм, метод мест и др.

6. Использование рациональных приёмов запоминания (составление плана, схемы, разбивка на части и др.).

7. Осмысление материала (понимание)

8. Распределение повторений во времени является более эффективным, чем концентрация повторений на небольшом промежутке времени.


Сохранение и забывание

 

 

Сохранение – удержание информации в памяти и основа для воспроизведения информации.

 

Забывание – полная или частичная утрата информации. Или неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.

 

Забывание как процесс является целесообразным, т.к. предохраняет память от информационной перегрузки.

 

Факторы, влияющие на сохранение и запоминание информации:

· Включение информации в деятельность (àсохранение).

· Повторение информации (àсохранение).

· Наличие незаполненных временных интервалов, или наличие (отсутствие) промежуточной деятельности. Например, сон (àсохранение).

· Действие отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания материала затрудняют образование новых связей, снижая эффективность сохранения информации, или ослабляют ранее выработанные связи.

· Проактивное и ретроактивное торможение.

· Запредельное торможение корковых клеток. Является следствием их перенапряжения. Обуславливает снижение эффективности сохранения информации в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы клеток, воспроизведение будет происходить успешно.

· Интерференция. Наложение информации одну на другую.

· Работа защитных механизмов нашей психики. З.Фрейд. Механизм неохоты, забывание имён и др.

 

 

Механизмы забывание разрабатывались в ассоциативной психологии (помимо Фрейда). Эббингауз. Разработал кривую забывания информации (бессмысленные слоги).

 

Гештальт-психология.

По руководством К. Левина, Биренбаум исследовала забывание намерений. Выделила факторы, влияющие на забывание (выполнение) намерений.

Люди забывали свои намерения забывали в двух случаях, когда работали один, и когда делали монограмму.

Выполняя работу в группе, почти не забывали подписывать.

Факторы забывания намерения:

- Эмоциональная окраска намерения (приятное, неприятное, нейтральное).

- Значимость, важность намерения.

- Сфера жизнедеятельности, с которой связано намерение.

- Индивидуальные особенности личности (исполнительность, пунктуальность).

- Наступление соответствующего случая.

- Замещающее выполнение или частичное выполнение намерений (письменная фиксация).

- Наличие естественных противоположных потребностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.022 с.)