Исследования памяти в рамках когнитивной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования памяти в рамках когнитивной психологии.



 

Теории:

1) Уровневой переработки информации.

1972 год. Крейк, Локхарт. В основу теории легли 2 работы:

o П.И. Зенченко.

o Модель аттинюатора Трейсмана.

 

Суть теории: переработка информации проходит ряд уровней. Качество запоминания материала определяется уровнем её переработки.

Согласно авторам существует 4 уровня переработки информации. При этом информация последовательно проходит каждый уровень.

 

1 уровень. Первичный анализ сенсорных качеств объекта.

2 уровень. Распознавание отдельных признаков.

3 уровень. Семантическая обработка, или определение значения.

4 уровень. Самореференция, или соотнесение с «Я-системой».

 

2) Структурная модель памяти в когнитивной психологии (см. тетр.).

 

à Сенсорный регистр открыт в 1960 г. Сперлингом – сверхкратковременное (зрительная информация сохраняется от 250 до 500 мс; слуховая – до 2-х секунд) хранилище информации очень большого объёма. При этом информация соответствует тому органу чувств, который её воспринимает, т.е. зрительная информация сохраняется в виде образов, слуховая в виде звуков, кинестетическая в виде тактильных ощущений. Работает автоматически, без усилий воли.

Функции сенсорного регистра:

- Предоставление возможности следующему блоку классифицировать поступающую информацию.

- Отправление информации на дальнейшую переработку.

- Обеспечивает переживание мира как непрерывной целостности.

 

Забывание информации в сенсорном регистре связано с интерференцией (новая информация вытесняет предыдущую).

 

Эксперимент Сперлинга с матрицами из букв. + эксперимент с матрицами из букв и звуковых тонов.

 

    à Распознаватель – часть долговременной памяти, вынесенная вовне. Функция распознавателя заключается в превращении хаотичного потока информации в организованные, осмысленные единицы.

Долговременная память предоставляет распознавателю инструменты, которые получили название схемы познания.

3 схемы познания (гипотезы)

1. Гипотеза эталонов. Сравнение осуществляется путём сопоставления информации с хранимыми в памяти эталонами.

2. Гипотеза прототипов. В памяти сохраняются не фиксированные эталоны, а некоторые обобщённые схемы, конфигурации, называемые прототипами.

3. Гипотеза признаков. Акт сравнения происходит путём сопоставления характеристик внешнего воздействия со списком признаков, которые хранятся в памяти.

 

    à Рабочая память (кратковременная, оперативная). Начало исследований 1974 г. Хитч, Беддели, Стернберг.

В рабочей памяти циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и информация, присутствующая в данный момент в сознании.

Объём рабочей памяти ограничен. Информация удерживается до тех пор, пока идёт выполнение задачи. Затем она либо теряется, либо переходит в долговременную память.

Информация может удерживаться путём повторения.

 

Эксперимент с названиями государств. Эксперимент с распределением информации при восприятии двух рядов чисел (последовательное восприятие).

 

Вывод о том, что в памяти есть 3 подсистемы:

- Центральный исполнитель. Выполняет функцию управления двумя следующими подсистемами.

- Фонологическая петля. «Место» работы с вербальной информацией.

- Визуально-пространственная матрица. Место работы с визуальными образами.

 

Функции рабочей памяти:

· Обеспечение текущей деятельности.

· Подготовка информации к переводу в долговременную память.

· Обеспечение связи памяти с другими психическими процессами (функциями) и внешним миром.

 

 

Дальше из рабочей памяти информация может перейти в долговременную память, либо уйти на выход (забыться).

 

à Долговременная память – постоянное хранилище информации. Считается, что объём этой памяти практически неограничен.

Информация не забывается, но существует проблема – трудность нахождения информации – «Эффект верчения на кончике языка».

 

Виды долговременная память:

1) Процедурная – память на условные рефлексы, двигательные навыки и т.п.

2) Декларативная память – на различного рода представления:

a. Семантическая (сохраняется информация, отражающая обобщённые знания о мире).

b. Эпизодическая (хранятся эпизоды прошлого, локализованные во времени).

c. Автобиографическая (сохраняются личностно-отнесённые события, состояния, которые определяют самоидентичность личности; особое положение в личной системе).

3 группы функций автобиографической памяти.

- Интерсубъективная функция. Связаны с жизнью человека как частью социума. Передача опыта следующим поколениям, либо предсказание поведения других людей на основе своего прошлого опыта.

- Интрасубъективные. Связаны с саморегуляцией личности. Построение стратегии жизни, выбор цели и тактик поведения, управление собственным настроением и др.

- Экзистенциальные. Необходимы для понимания и переживания личностью своей уникальности. Определение смысла жизни, осознание уникальности своей жизни, самопознание и др. А также функция финальной интеграции личности (прохождение всей жизни «перед глазами» в момент угрозы для жизни).

 

Деятельностный подход к пониманию памяти.

 

ДОМА: Статьи Зинченко и Смирнова

 

Изучение памяти происходило в контексте анализа содержательной предметной деятельности человека. А также мнемические процессы изучались как особые виды действий человека.

 

Выготсткий, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.238 (0.007 с.)