Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследования памяти в рамках когнитивной психологии.
Теории: 1) Уровневой переработки информации. 1972 год. Крейк, Локхарт. В основу теории легли 2 работы: o П.И. Зенченко. o Модель аттинюатора Трейсмана.
Суть теории: переработка информации проходит ряд уровней. Качество запоминания материала определяется уровнем её переработки. Согласно авторам существует 4 уровня переработки информации. При этом информация последовательно проходит каждый уровень.
1 уровень. Первичный анализ сенсорных качеств объекта. 2 уровень. Распознавание отдельных признаков. 3 уровень. Семантическая обработка, или определение значения. 4 уровень. Самореференция, или соотнесение с «Я-системой».
2) Структурная модель памяти в когнитивной психологии (см. тетр.).
à Сенсорный регистр – открыт в 1960 г. Сперлингом – сверхкратковременное (зрительная информация сохраняется от 250 до 500 мс; слуховая – до 2-х секунд) хранилище информации очень большого объёма. При этом информация соответствует тому органу чувств, который её воспринимает, т.е. зрительная информация сохраняется в виде образов, слуховая в виде звуков, кинестетическая в виде тактильных ощущений. Работает автоматически, без усилий воли. Функции сенсорного регистра: - Предоставление возможности следующему блоку классифицировать поступающую информацию. - Отправление информации на дальнейшую переработку. - Обеспечивает переживание мира как непрерывной целостности.
Забывание информации в сенсорном регистре связано с интерференцией (новая информация вытесняет предыдущую).
Эксперимент Сперлинга с матрицами из букв. + эксперимент с матрицами из букв и звуковых тонов.
à Распознаватель – часть долговременной памяти, вынесенная вовне. Функция распознавателя заключается в превращении хаотичного потока информации в организованные, осмысленные единицы. Долговременная память предоставляет распознавателю инструменты, которые получили название схемы познания. 3 схемы познания (гипотезы) 1. Гипотеза эталонов. Сравнение осуществляется путём сопоставления информации с хранимыми в памяти эталонами. 2. Гипотеза прототипов. В памяти сохраняются не фиксированные эталоны, а некоторые обобщённые схемы, конфигурации, называемые прототипами.
3. Гипотеза признаков. Акт сравнения происходит путём сопоставления характеристик внешнего воздействия со списком признаков, которые хранятся в памяти.
à Рабочая память (кратковременная, оперативная). Начало исследований 1974 г. Хитч, Беддели, Стернберг. В рабочей памяти циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и информация, присутствующая в данный момент в сознании. Объём рабочей памяти ограничен. Информация удерживается до тех пор, пока идёт выполнение задачи. Затем она либо теряется, либо переходит в долговременную память. Информация может удерживаться путём повторения.
Эксперимент с названиями государств. Эксперимент с распределением информации при восприятии двух рядов чисел (последовательное восприятие).
Вывод о том, что в памяти есть 3 подсистемы: - Центральный исполнитель. Выполняет функцию управления двумя следующими подсистемами. - Фонологическая петля. «Место» работы с вербальной информацией. - Визуально-пространственная матрица. Место работы с визуальными образами.
Функции рабочей памяти: · Обеспечение текущей деятельности. · Подготовка информации к переводу в долговременную память. · Обеспечение связи памяти с другими психическими процессами (функциями) и внешним миром.
Дальше из рабочей памяти информация может перейти в долговременную память, либо уйти на выход (забыться).
à Долговременная память – постоянное хранилище информации. Считается, что объём этой памяти практически неограничен. Информация не забывается, но существует проблема – трудность нахождения информации – «Эффект верчения на кончике языка».
Виды долговременная память: 1) Процедурная – память на условные рефлексы, двигательные навыки и т.п. 2) Декларативная память – на различного рода представления: a. Семантическая (сохраняется информация, отражающая обобщённые знания о мире). b. Эпизодическая (хранятся эпизоды прошлого, локализованные во времени). c. Автобиографическая (сохраняются личностно-отнесённые события, состояния, которые определяют самоидентичность личности; особое положение в личной системе).
3 группы функций автобиографической памяти. - Интерсубъективная функция. Связаны с жизнью человека как частью социума. Передача опыта следующим поколениям, либо предсказание поведения других людей на основе своего прошлого опыта. - Интрасубъективные. Связаны с саморегуляцией личности. Построение стратегии жизни, выбор цели и тактик поведения, управление собственным настроением и др. - Экзистенциальные. Необходимы для понимания и переживания личностью своей уникальности. Определение смысла жизни, осознание уникальности своей жизни, самопознание и др. А также функция финальной интеграции личности (прохождение всей жизни «перед глазами» в момент угрозы для жизни).
Деятельностный подход к пониманию памяти.
ДОМА: Статьи Зинченко и Смирнова
Изучение памяти происходило в контексте анализа содержательной предметной деятельности человека. А также мнемические процессы изучались как особые виды действий человека.
Выготсткий, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.238 (0.007 с.) |