Тема 9. Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии.



ЛЕКЦИЯ № 5

Определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», первичная и вторичная психопрофилактика. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи и сексуальной жизни. Пути сохранения и укрепления психического здоровья. Принципы психопрофилактики труда и быта, семьи. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время    представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования.

Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий    здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении    психического здоровья. Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Охрана психического здоровья населения касается многих сторон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особенностей и заканчивая условиями труда. Поэтому существуют различные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты человеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психического здоровья, в качестве необходимых условий для этого называется обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной

   переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной

  напряженности.

  Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека могут оказывать как сугубо личностные причины («биографические кризы»), так и социальные факторы. Личностные причины включают ситуации семейного (супружеские проблемы, измена, развод, болезнь или смерть супруга, другого родственника и др.) и бытового (жилищные и финансовые проблемы) характера. Среди факторов социальной среды, оказывающих деструктивное влияние на психику человека, выделяют:

• неблагоприятную экологическую обстановку;

• высокий темп жизни и урбанизацию;

 • усложнение профессиональной деятельности;

• сильную загруженность (перегруженность) работой;

• потерю или риск потери работы;

• большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);

• недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

Для поддержания психического здоровья и обеспечения необходимого уровня социальной и психологической адаптации необходимо стремиться к здоровому образу жизни, пропаганда основ которого, в соответствии с приказами Министерства здравоохранения, является обязанностью каждого медицинского работника. Формирование здорового образа жизни позволяет создать систему преодоления факторов риска.

Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

1) сознательную организацию условий труда, позволяющую,

по возможности, избегать психических и физических перегрузок;

2) чередование труда и отдыха с обязательным использованием выходных дней и отпуска по назначению;

3) рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;

4) достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;

5) регулярную сексуальную жизнь;

6) наличие увлечений (хобби), которые должны кардинально отличаться от профессии и в которых (желательно) должны быть задействованы различные стороны индивидуальности;

7) отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, другими психоактивными средствами, курения);

8) соблюдение правил личной гигиены;

9) бережное отношение к окружающей среде;

10) создание гармоничных условий в семье;

11) нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением (родственниками, соседями и т.д.);

12) активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;

13) избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий (частого посещения дискотек, просмотра телепередач и фильмов устрашающего содержания, перенасыщенных жестокостями, злоупотребления компьютерными играми и Интернетом и т.п.);

14) создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

• способность принимать реальность во всем ее многообразии;

• позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру     в целом;

• адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;

• принятие личной ответственности за свою жизнь, способность     делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;

• способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

• осознание проблемы зависимости и проблемы вины;

• осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;

• приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;

• формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;

• знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.

Следует, однако, помнить, что психика, субъективный мир человека не только чрезвычайно изменчивы, но и, что еще более важно, непрерывно обновляются, совершенствуются. Поэтому ставить знак равенства между психикой ребенка, подростка, юноши, человека зрелого и пожилого возраста вряд ли допустимо. По мнению Г.К.Ушакова (1984), полноценная систематика разделов психогигиены должна учитывать сравнительно-возрастные особенности психики на разных этапах жизни человека.

 

Психогигиена больного

Соблюдение психогигиенических требований обязательно во всех звеньях и на всех этапах медицинской помощи.

Уже сама атмосфера медицинского учреждения должна благоприятствовать более быстрому выздоровлению. Безусловно, казенная обстановка, являющаяся результатом недостаточной материальной обеспеченности медицины, серые обшарпанные стены, плохо вымытый пол, тяжелый запах, давно не стиранные медицинские халаты не могут не вызывать определенного эмоционального угнетения у пациента.

Пребывание человека в медучреждении не должно походить на заключение, когда препятствуют свободному перемещению пациентов в пределах отделения (просто потому, что это раздражает медперсонал), без необходимости ограничивают посещения их родными и друзьями, просмотр телепередач и т.д. Медицинский персонал при этом выступает не в роли верных помощников врача, заботящихся чтобы больной скорее выздоровел, а в роли бездушных привратников и распорядителей. Безусловно, медицинский персонал должен обеспечивать порядок в работе отделения, но при этом не должен относиться к пациентам высокомерно-снисходительно.

Иногда пациент, испытывающий выраженные болевые ощущения или тревогу и страх, не может четко изложить свои жалобы, что вызывает раздражение врача и затрудняет его общение с больным. Ригидная личностная установка врача, нежелание полностью и внимательно выслушать жалобы пациента, отсутствие эмоциональной реакции и, тем более, неуважительные высказывания в адрес больного способствуют дополнительной травматизации последнего.

Успешность лечения в значительной мере зависит от отношения самого больного как к конкретному врачу, данному медицинскому учреждению, так и к медицине в целом, а также от его стремления к выздоровлению. В этом плане важную роль играет прошлый опыт пациента, его личностная установка по отношению к медицинским работникам. К сожалению, иногда сам врач сознательно или неосознанно запугивает даже взрослых пациентов, допуская высказывания, имеющие элементы суггестии: «Почему так поздно обратились? Разве можно так запускать болезнь?!» и т.п. Страх и тревогу вызывает очевидное нежелание врача предоставить пациенту информацию

о состоянии его здоровья.

Значительное влияние (причем не всегда позитивное) на психическое состояние пациентов оказывает обсуждение врачами клинико-диагностических особенностей заболевания во время обходов, клинических разборов и консультаций. Надо помнить, что больной придает значение не только содержанию высказываний участников консилиума, но и психологическим нюансам их поведения. Использование специфических терминов, не понятных больному, без последующего объяснения их сути в доступной для него форме может привести к возникновению различных симптомов ятрогенной природы.

Наконец, важным звеном психогигиенических мероприятий, влияющих на эффективность помощи больному, является преодоление отчужденности и механистичности манипуляций, проводимых с диагностической и лечебной целями. Особенно это касается инструментальных методов, когда сложная аппаратура вызывает у пациента смешанное чувство почтения и страха. Если при проведении исследования или лечебной процедуры специалист сосредоточен лишь на аппаратуре и важных параметрах, забывая при этом, что перед ним конкретный человек со своими мыслями и чувствами, у пациента возникает тяжелое ощущение отчужденности, он начинает осознавать себя отвлеченным, как бы неодушевленным, объектом манипуляций. Поэтому важно, чтобы необходимая сосредоточенность на исследовании сочеталась с сопереживанием пациенту, уважением к его личности.

Под социальной реабилитацией, или реадаптацией, подразумевают создание необходимых условий жизни и быта (улучшение жилищных условий, материального обеспечения), восстановление нарушенных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться в общество, т.е. приводят к восстановлению его общественного положения.

Реабилитация требует большого напряжения воли и врача, и больного. Для успешной реабилитационной работы необходимо использовать все виды психического воздействия: книги, журналы, кино, психотерапевтические беседы, всегда учитывая при этом возможности больного, его интересы, интеллектуальный уровень и жизненные установки.

Психопрофилактика в профессиональной деятельности врача должна быть направлена на предупреждение профессиональных и личностных кризисов, профессиональной деформации личности и «эмоционального выгорания». В данном случае может помочь профессиональный отбор будущих врачей. Основой для его проведения служит изучение психологических особенностей, сопряженных с каждым конкретным видом деятельности, и профессионально важных качеств, необходимых для успешного овладения ею и работы по специальности (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998). При этом выявляются сложные, способные вызвать дезадаптацию личности

компоненты определенной деятельности, ее психотравмирующий потенциал.

Профилактика профессиональной деформации личности должна начинаться уже в процессе обучения студента-медика (углубленное изучение общей и клинической психологии) и продолжаться на протяжении всей дальнейшей практической деятельности.

 

 

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение), — «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 1872 г. В.Тьюком («Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца XIX века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине — рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно, нужно признать следующее определение: психотерапия — целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате — на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде (Рожнов В.Е., 1974).

С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. В древнеегипетском медицинском трактате (XVI в. до н.э.), названном «Папирусом Эберса», по имени немецкого египтолога Г.Эберса, нашедшего и опубликовавшего его в 1875 г., наряду с 900 прописями целебных снадобий и зелий приводятся слова заклинаний, которые необходимо произносить, прикладывая лекарства к больным местам. Представляет интерес содержание заклинаний: «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах! Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождений и заклинаний» (цит. по В.Е.Рожнову). Попытку дать научное объяснение психическим методам лечения попытался венский врач А.Месмер в конце XVII века. По его мнению, психическое воздействие связано с «магнетическим флюидом» — особой жидкостью, как бы разлитой во вселенной и обладающей способностью передаваться от одного лица к другому.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врчей ВА.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психичекого воздействия в лечении различных заболеваний.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «...зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив теорию физиологических механизмов сна, переходных (от сна к бодрствованию) состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда, его учеников и последователей.                                    

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимания болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты, Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.                                                

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействие должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента. Известный отечественный психиатр

В.В.Ковалев (1972), занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врача, беседа о характере заболевания, особенностях его течения, лечебые назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели — формированию у пациента адекватной реакции на болезнь (нормосоматонозогнозии) и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания, закреплению патологических проявлений. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Некоторые врачи рассматривают психотерапию как «обучение» больного специальным формам поведения в определенных ситуациях и умению управлять своими вегетативными и эмоциональными реакциями. Это достигается при помощи ряда методик, которыми владеют специалисты. Однако не этому процессу обучения принадлежит решающая роль в психотерапии. Психотерапевтическое воздействие, как принято считать в настоящее время, должно быть направлено на коррекцию нарушенного отношения личности к своему здоровью и микросоциальному окружению.

Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:

• осознание больным своей роли в успешном лечении и реабилитации;

• коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);

• стимуляция активности больного в преодолении заболевания;

• создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.

Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудовых компонентов последней. Важное значение имеют нормализация эмоциональных реакций на проявления болезни, устранение или ослабление эмоциональной напряженности, тревоги, страха. Все это повышает психологическую устойчивость больного. Достижению этих целей способствует благоприятный психологический климат в лечебном учреждении, разумное позитивное влияние на больного его родных, близких, друзей, а также медперсонала и соседей по палате. При эффективном применении всех мер психотерапевтического воздействия у больного улучшается настроение, исчезает недоверие к методам обследования и лечения, боязнь их и появляется надежда, а затем и уверенность в выздоровлении.

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема 9. Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии.

Дисциплина: Модуль 2. Практические аспекты медицинской психологии

План занятия: занятие по овладеванию студентами новых знаний                                        

                      по основам практической медицинской психологии.

Форма работы: групповая.

Время: 2ч.

Цель:

· Проанализировать условия труда и быта, особенности семейных и брачных  взаимоотношений

· Определить факторы,   негативно  влияющие  на психическое здоровье.

· Сделать выводы о путях первичной или вторичной психопрофилактики,             реабилитации для больных с разными заболеваниями             

Задача: ознакомить и сформировать знания о практических аспектах

        медицинской психологии

Учебные вопросы:

1. Определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», первичная и вторичная психопрофилактика. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи. Пути сохранения и укрепления психического здоровья. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.

2. Психотерапия как отрасль медицинской психологии и медицины. Основные современные методы психотерапии. Принципы психотерапии. Непрямая психотерапия, плацебо.

3. Методы и техники проведения рационального убеждения, сугестии в состоянии бодрости, ауторелаксации. Показания и противопоказания для проведения гипносугестии, индивидуальной  и групповой рациональной психотерапии, методов психоаналитической и психодинамической психотерапии, аутопсихотерапии (аутотренинг и медитативные техники), гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, арт-терапии. Психотерапия в  работе врача общей практики. Психотерапевтическая коррекция отношения к болезни. Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Учебная литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Практическая патопсихология:   

Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Волков В.Г. Стрелис А.К., Караваева Е.В. Тетенев Ф.Ф. Личность пациента  

и болезнь.Томск. Медицина, 1995.-328с.

3. Гавенко В.Л. Витенко И.С, Самардакова Г.О. Практикум из медицинской  

психологии. Харьков: Регион-информ. 2002. 

4. Зейгарних Б.В. Патопсихология. Учебник.-М.: МГУ, 1986.-448с

5. Кабанов М.М., Личко А.Е.. Смирнов В.М. Методы психологической 

диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина. 1983.-312с

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебн. для студ. мед. вузов. — СПб.,   

2000.

7.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980.

8. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасаркого. - СПб: 

Питер, 2002. -960с

9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре. У. Бауманна. СПб.: Питер, 

2002.-1312с

10.Клиническая психология / Сост. И общая редакция Н.В. Тарабриной. –

СПб.: Питер. 2000. -352с

11.Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.- 

СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-608с

12.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1983.

13.Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб., 1998.

14.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. -

М.-Л., 1996.

15.Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. есть нем. Киев: Высшая   

школа. 1981.- 390 с.

16.Лурия Р. А. Внутренняяя картина болезни и ятрогенные заболевання.  

(Изд. 4-ое)  Москва. Медицина. 1977. - 12с.

17.Мягков И.Ф.. Боков С.Н. Медицинская психология: основы  

патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.:1 здателъство  

корпорация «Логос».!999. -232с

18.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, г- М., 1998.

19.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

20.Нейропсихология: Учебник для вузов 3-е изд. / Е.Д. Хомская. СПб.: 

Питер. 2003. -496с 

21.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В

 2 т. - М., 2000.

22.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.

23.Тополянский В.Д., Струковская. Психосоматические расстройства. —

М, 1988.

24.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. —

Будапешт, 1988.

         

Дополнительная литература

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М., 1998.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.

Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные

социальные проблемы. — Ростов-на-Дону, 1996.

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. — М., 1999.

Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматоформные психические расстройства. — М., 2000.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков.-Л., 1983.

Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б.Смулевича. — М., 2000.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1978.

 

 

Определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», первичная и вторичная психопрофилактика. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи и сексуальной жизни. Пути сохранения и укрепления психического здоровья. Принципы психопрофилактики труда и быта, семьи. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время    представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования.

Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий    здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении    психического здоровья. Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Охрана психического здоровья населения касается многих сторон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особенностей и заканчивая условиями труда. Поэтому существуют различные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты человеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психического здоровья, в качестве необходимых условий для этого называется обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной

   переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной

  напряженности.

  Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека могут оказывать как сугубо личностные причины («биографические кризы»), так и социальные факторы. Личностные причины включают ситуации семейного (супружеские проблемы, измена, развод, болезнь или смерть супруга, другого родственника и др.) и бытового (жилищные и финансовые проблемы) характера. Среди факторов социальной среды, оказывающих деструктивное влияние на психику человека, выделяют:

• неблагоприятную экологическую обстановку;

• высокий темп жизни и урбанизацию;

 • усложнение профессиональной деятельности;

• сильную загруженность (перегруженность) работой;

• потерю или риск потери работы;

• большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);

• недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

Для поддержания психического здоровья и обеспечения необходимого уровня социальной и психологической адаптации необходимо стремиться к здоровому образу жизни, пропаганда основ которого, в соответствии с приказами Министерства здравоохранения, является обязанностью каждого медицинского работника. Формирование здорового образа жизни позволяет создать систему преодоления факторов риска.

Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

1) сознательную организацию условий труда, позволяющую,

по возможности, избегать психических и физических перегрузок;

2) чередование труда и отдыха с обязательным использованием выходных дней и отпуска по назначению;

3) рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;

4) достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;

5) регулярную сексуальную жизнь;

6) наличие увлечений (хобби), которые должны кардинально отличаться от профессии и в которых (желательно) должны быть задействованы различные стороны индивидуальности;

7) отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, другими психоактивными средствами, курения);

8) соблюдение правил личной гигиены;

9) бережное отношение к окружающей среде;

10) создание гармоничных условий в семье;

11) нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением (родственниками, соседями и т.д.);

12) активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;

13) избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий (частого посещения дискотек, просмотра телепередач и фильмов устрашающего содержания, перенасыщенных жестокостями, злоупотребления компьютерными играми и Интернетом и т.п.);

14) создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

• способность принимать реальность во всем ее многообразии;

• позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру     в целом;

• адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;

• принятие личной ответственности за свою жизнь, способность     делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;

• способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

• осознание проблемы зависимости и проблемы вины;

• осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;

• приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;

• формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;

• знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.

Следует, однако, помнить, что психика, субъективный мир человека не только чрезвычайно изменчивы, но и, что еще более важно, непрерывно обновляются, совершенствуются. Поэтому ставить знак равенства между психикой ребенка, подростка, юноши, человека зрелого и пожилого возраста вряд ли допустимо. По мнению Г.К.Ушакова (1984), полноценная систематика разделов психогигиены должна учитывать сравнительно-возрастные особенности психики на разных этапах жизни человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.128 с.)