Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Методологические основы национального воспитания↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 1 Вопросы для самоконтроля 1. Какова современная трактовка понятия «нация»? 2. Что означает термин «этнос»? 3. Что понимается под научной категорией «методология»? 4. Как трактуется понятие «методология науки»? 5. Что такое менталитет нации? 6. Почему национальная культура составляет методологическую основу национального воспитания? 7. Кем являлись жырау? 8. В чем особенность казахской философской мысли? 9. В чем заключается значимость для Казахстана идеи гражданской нации? 10. Чему служит общенациональная идея?
Использованная литература: 1. Педагогика: учебник. - Алматы, 2005. - 364с. 2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. - М., «Русский язык», 1983, с.815. 3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990. – с.19. 4. Барлыбаева Г.Г. Аль-Фараби и Абай: проблемы преемственности. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, №4, 2000. – с.19-22. 5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. – 428с. 6. Барлыбаева Г.Г. Философско-этический смысл воззрений казахских акынов и жырау. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, № 5, 2002. - с.9-19. 7. Нысанбаев А.Н., Кадыржанов Р. Общенациональная идея Казахстана как синтез гражданской и этнокультурной концепции национальной идеи. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.4-23. 8. Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. Основные проблемы поиска и разработки общенациональной идеи Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.54-71. 9. Кадыржанов Р. Гражданская нация, этнокультурная нация и общенациональная идея Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.72-133. 10. Шайкемелев М. Национальный характер и менталитет как предпосылки формирования общенациональной идеи Казахстана. Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.373-387. Дополнительная литература 1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор». - Астана, 26 октября 2009 года. 2. Акмамбетов Г.Г. Нравственное учение Абая// Известия Национальной академии наук Республики Казахстан – Алматы, 1995. 3. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. – Алматы, 1995. – 150с. 4. Нравственно-духовное просвещение. – Алматы: Фараби-фонд, 1995. – 338с.
ЛЕКЦИЯ 2 Тема: Национальное самосознание личности – цель национального воспитания Цель лекции: осознание студентами основных нравственных категорий национального воспитания, овладение знаниями и убеждениями, способствующими сознательному пониманию национальных ценностей, формированию ценностных ориентаций личности, развитию чувств патриотизма, гуманизма, национального достоинства. План: 1. Личность. Понятие личности. 2. Самосознание, национальное самосознание, их характеристика. 3. Национальное самосознание молодежи как фактор формирования ценностных ориентаций личности. 4. Семья - источник национального воспитания. Целью и результатом прогресса любого социального общества является человек, его духовное и интеллектуальное развитие, обогащение его возможностей и способностей. Возможные пути достижения этой цели исследуются в трудах Абая Кунанбаева, Аль Фараби, И.Алтынсарина, Г.- В. Гегеля, И.Канта и др. Проблема личности, являясь одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики, имеет различные аспекты, поэтому рассматривается различными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, этикой, педагогикой, детской и педагогической психологией и др. В российской психологии существуют различные подходы к изучению личности. Общеизвестны следующие подходы: подход Ананьева Б.Г. (личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества); подход Абульхановой К.А. (личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности); подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В.; подход Мясищева В.В.; подход Платонова К.К. (личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства); подход Узнадзе Д.Н. (личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер) и др. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др). Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое, в котором биологическое неотделимое от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и.т.п. Принято различать вопрос о сущности человека и вопрос о структуре личности. Сущность личности непосредственно выражается в его социальном качестве, то есть личность – это проявление социальной сущности человека. Но в понятии «личность» входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии: направленность, мотивация, способности, характер, темперамент. К социальным качествам личности относятся взгляды и убеждения, ее способности, потребности, интересы, моральные качества. Совокупность этих социальных качеств образуют личность. Личность - человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. В этом смысле понятие личности в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности включают в себя этический момент самоопределения. Личность характеризуется системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п., раскрывающихся в действиях и поступках /1,с.435/. Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования социума определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинить свое «Я» нравственному закону. Сознание – один из основных аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания «Я» с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесенность его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, «Я» в меняющихся актах осознания) /1, с. 68/. В процессе общения друг с другом у каждого субъекта так или иначе возникает вопрос о смысле собственного существования: Кто я? Что я значу в этом обществе, мире? В чем заключается истина моего бытия? Именно при решении этих вопросов, в попытках найти на них ответы и рождается самосознание той или иной личности. Рассмотрим понятие "национальное самосознание". Самосознание личности, как и его собственное отношение к самому себе, к обществу, миру, возникает лишь при определенных условиях, в том числе и национально-политическое и играет важную роль в жизни личности, нации, народности, национальной и этнической группы и государства. От него зависит дальнейшее определение тех ценностных качеств и ориентаций, которые будут направлять жизнедеятельность субъекта. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самой собой и общностью. В отношении понятия «нация» можно выделить два его основных значения. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Национальное сознание отражает обобщенные представления национально-этнической группы, а национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим, прежде всего, степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности, то есть национальное самосознание является ядром национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление зачатков национального самосознания происходило на обыденном этнопсихологическом уровне. Оно было связано с действием одного из базовых социально-психологических механизмов развития человеческого сознания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они». Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются такими факторами как особенности национального характера, уровень национальной культуры, а также политико-психологическая история общностей, так и форматом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем. Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Во-вторых, важным фактором национального самосознания личности является язык. В. И. Даль говорил, что на каком языке человек мыслит, той нации и принадлежит. Следующими компонентами национального самосознания являются культура, религия. Например, культуротворческая самоидентификация казахского этноса, как и других древнейших народов, осуществлялась через искусство. Кочевое общество казахов на протяжении его многовековой истории эволюционировало от матриархата к патриархально-родовому строю, от периода военной демократии к ранним формам феодализма. Но главная особенность кочевничества — специфический способ организации жизнедеятельности — практически не претерпел существенных изменений. Традиционное искусство казахов (музыкально-поэтическое, в частности айтысы и эпос, художественно-прикладное, декоративное) находилось на достаточно высокой ступени развития. В фольклорных произведениях утилитарная функция неотделима от эстетической. Но эстетическое — не только производное от практической полезности тех или иных предметов, явлений природы и общества. Оно является результатом синтеза, составляющего целостное мироощущение человеческой общности, в том числе этноса. Нельзя забывать о том, что казахи явились наследниками тех социокультурных общностей, в жизни которых ведущее место занимало кочевое хозяйство. Обобщая, следует отметить, что национальное самосознание — это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечеловеческую цивилизацию. Это осознание своего естественноисторического права на свободное, независимое существование. Этнос строит свою культуру, сообразуясь с потребностью обрести духовную гармонию между собой и окружающими и принадлежащими ему предметами. Иначе говоря, национальная культура в ее художественном и эстетическом измерении — это образная модель мироздания, космос, принятый и освоенный человеком, мир, очеловеченный и его историческая среда существования. С национальным самосознанием тесно связаны национальные ценности. Общеказахстанские ценности своими корнями уходят в насущные национальные нужды и интересы, черпаются из них. Их основное отличие от национальных ценностей заключается в том, что они выражают интересы не какой-то отдельно взятой национальности, а «всех народов, живущих на казахской земле». Это дает нам право характеризовать общеказахстанские ценности как высшую ступень в системе социально-политических ценностей страны. Национальное самосознание является продуктом этнической социализации и результатом освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа, т.е. этносоциального воспитания. Наличие у человека системы национального самосознания, является важным критерием того, что он стал личностью, поднялся до определенного уровня социально-психологической зрелости. В национальном сознании можно выделить интеллектуальный, поведенческий, ценностно-мотивационный и социально-коммуникативный компоненты. Одним из результатов этнической социализации является формирование гражданской и этнической идентичности как личностных качеств студента. Воспитание национального самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную культуру, приобщение к ее ценностям. Таким образом, национальное самосознание - это интегративная личностная характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности. Основными механизмами, способствующими воспитанию национального самосознания студенческой молодежи, выступают механизмы приобщения к ценностям национальной культуры в ходе межкультурного диалога, противопоставления «мы - они», национальной (этнической) и культурной самоидентификации, приобщения к национальным традициям. Национальное самосознание как интегральное новообразование личности является важным средством сохранения нации, раскрытия ее творческих возможностей в строительстве свободного демократического общества, оно является продуктом этнической социализации и результатом освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа, т.е. этносоциального воспитания. Наличие у человека системы национального самосознания, является важным критерием того, что он стал личностью, поднялся до определенного уровня социально-психологической зрелости. В национальном сознании можно выделить интеллектуальный, поведенческий, ценностно-мотивационный и социально-коммуникативный компоненты. Одним из результатов этнической социализации является формирование гражданской и этнической идентичности как личностных качеств школьника. Воспитание национального самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную культуру, приобщение к ее ценностям. Как отмечается в Концепции национального воспитания студенческой молодежи Республики Казахстан: «Воспитание сегодня может стать неотъемлемым механизмом консолидации нации, и развития национального самосознания – явления, посредством которого каждый народ приходит к осознанию своей исторической судьбы, своего места и роли в развитии мировой цивилизации и культуры». Наряду с государством одним из главных элементов системы воспитания является семья. Семья во все времена обладала большими возможностями в решении вопросов воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в семье определяется ее спецификой как определенного устойчивого социального института, функционирующего на основе интимной близости людей, родственных связей, взаимной привязанности, ответственности, любви, общности быта и т.д., благодаря которым между членами семьи складываются и развиваются взаимные отношения. Семья выполняет важные функции, необходимые для жизни человека: 1. Репродуктивную; 2. Воспитательную; 3. Хозяйственно-экономическую; 4. Коммуникативную; 5. Конструктивную; 6. Организаторскую и др. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, осноованный на родственных чуствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р.Колтунова, Т.А.Маркова, А.Г.Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей сосстороны всех членов семмьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т.А.Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи образованию однопоколенной (нуклеарной). Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиция, опыт родителькой семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. В настоящее время нобходима ориентация личности на фамилистическую, «семьецентристскую» культуру, направленность на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи не являлось предметом самостоятельного научного исследования, хотя в этом имеется объективная необходимость. Как всякий организованный процесс семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношени воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания в семье, как и в вузе, составляет формирование нового типа личности, гражданина и патриота, востребованного в современных социокультурных условиях РК, формирование личности не только профессионально, но и социально компетентной, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Достижение этой цели возможно лишь в том случае если в вузе и в семье формируются мировоззрение, ценности, жизненные установки личности, если эта личность приобщается к национальной культуре и может воспроизводить её в своей дальнейшей жизнедеятельности. Эта цель достигается через осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, этическое воспитание. Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чуства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные неготивные пороявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитания. Вопросы для самоконтроля 1.Что такое личность? Дайте определение.
2.Рассмотрите сущность понятий «самосознание», «национальное самосознание», «национальные и общечеловеческие ценности».
3.Раскройте роль национального самосознания как фактора формирования ценностных ориентаций личности.
4.Назовите основные особенности и функции семейного воспитания как источника национального воспитания.
5.В чем проявляется сущность системы и стилей семейного воспитания?
6.Расскажите об основных национальных особенностях воспитания мальчиков и девочек в семье.
Литература
1. «Казахстан». Национальная энциклопедия Т 5./ Гл. ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная редакция «Казак энциклопедиясы», 2006-560 с 2. Педагогика.Курс лекций. Учебник. – Алматы, «Print – S», 2005 3. Скворцов Л.В. Культура самосознания. – М., 1989. – С. 131-132. 4. Скворода И.А. Национальные и общечеловеческие интересы: социально-психологические проблемы. – М., 2006. – С. 157. 5. Муналбаева У.Д. Научно-практические основы этносоциального воспитания современных школьников. - Алматы, 2009.
ЛЕКЦИЯ 3 План 1. Этническая социализация как один из аспектов социализации 2. Мультикультурализм, диалог культур как принципы этнической социализации личности 3. Этнокультурная компетентность, пути её формирования.
Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете процесс социализации и его взаимосвязь с этнической социализацией? 2.Дайте объяснение социализации как процессу, условию, проявлению и результату социального формирования личности. 3.Дайте определение понятиям «идентификация», «этническая идентичность». 4.Опишите роль этнического фактора в жизни человека. 5.Перечислите функции этнической социализации. 6.Дайте объяснение мультикультурализму как принципу этнической социализации. 7.Дайте объяснение диалогу культур как принципу этнической социализации. 8. Дайте определение понятию «этничность» и охарактеризуйте её функции. 9.Значение этнокультурной компетентности в развитии личности. 10. Особенности формирования этнокультурной компетентности в различные возрастные периоды развития личности.
Обязательная литература 1. Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 10-34. 2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В.Н. Гурова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. 3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 308-333. 4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психол., 1996 № 1.- С. 131-143. 5. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе.// Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 83-95. 6. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов/ Под ред. Л.М. Дробижевой и др. - М.: Мысль, 1996. С.296-367. Дополнительная литература 1. Образование: скрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997. 2.Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005.№ 3 - с. 35- 42. 3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособ. / Под ред.Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2008. 4. Формирование смысложизненных ориентаций личности как фактор профилактики социальных отклонений молодежи / Отв. ред. В.А. Попов -Владимир: ВГПУ, 2008. 5. Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 35—48. 6. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 103-122.
ЛЕКЦИЯ 4 План 1. Глобализация как фактор, влияющий на межкультурный диалог 2. Культурное наследие народа Казахстана и его роль в национальном воспитании молодежи. 3. Ценностные ориентации современной молодежи. Молодежная политика в РК. 4. Молодежная субкультура. Молодежные организации в РК.
1. Глобализация как фактор, влияющий на межкультурный диалог народов Казахстана, и национальное воспитание. В истории человечества всегда имели место взаимовлияния, взаимосвязи и взаимодействия между культурами различных стран мира. В начале третьего тысячелетия эти взаимовлияния усилились благодаря явлениям глобального характера. Глобальными явлениями, по мнению В.С. Кукушина, можно рассматривать достижения, открытия, изобретения, которые теряют свою «территориальную» принадлежность, т.е. локальность, и становятся достоянием всего человечества. Глобализационные процессы нарастают в связи с новыми экономическими формами международного сотрудничества, усилением информационных потоков, потребностью к усвоению опыта иных культур, тягой к новизне и переменам. В настоящее время с ускоренными темпами развития информационных технологий возросла возможность людей устанавливать контакты, получать необходимую информацию, не переходя за пределы территориальной принадлежности. Многими исследователями отмечается уплотнение и сжатие временного пространства. То есть если раньше человек мог общаться с людьми из других стран только с помощью писем, телеграмм и т.д. то в настоящее время общение людей не ограничивается ни временем, ни расстоянием. Современному человеку благодаря развитию электронной техники и телекоммуникационных сетей в режиме on - line открываются большие возможности общения с людьми из любой точки земного шара. То есть глобализационные процессы ставят каждого человека в такую позицию, когда он чувствует себя частицей мирового сообщества. Что такое глобализация? Как она влияет на развитие каждой страны и человечества в целом? Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р.Робертсона, который в 1985 году дает свое толкование этому феномену. С середины ХХ века различные аспекты этого феномена изучались такими исследователями как Д.Белл, П.Дракер, Л.Туроу, И.Уоллерстаун, М.Арчер, Р.Робертсон, М.Фезерстаун, Б.Тернер и др. В переводе с английского языка слово «глобализация» означает всемирное, общее, целостное, всеобъемлющее и т.д. Глобализация понимается и как интеграция во всемирное пространство и как интеграция полиэтнических сообществ в общемировые отношения. Такая масштабность данного феномена показывает его многогранность, сложность и многоаспектность. Итак, глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. В исследовании этого феномена встречаются различные мнения и толкования в сторону усиления и позитивных, и негативных его сторон. Многие исследователи рассматривают глобализацию как объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных культур или цивилизаций в целом. Причину распространения глобализационных процессов можно связать с тем, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне одной культуры, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения таких проблем в соотнесенности и сравнении с мировыми процессами. С течением времени глобализациионные процессы усиливают экономические, политические, идеологические, культурные связи между различными странами и группами стран. Большое разнообразие этих взаимодействий позволяет рассматривать такие основные аспекты глобализации как: - экономическая глобализация; - политическая глобализация; - культурная глобализация. Последний из этих аспектов является базовым для всех других, так как именно благодаря культуре международного сотрудничества становятся возможными формирование рыночных механизмов в экономике, осуществление политических связей между государствами. Сегодня трудно представить себе государства изолированного от глобализационных процессов, так как его развитие и процветание связано с уровнем духовного и культурного развития, экономики, науки и техники сотрудничающих с ними стран. И это означает, что глобализацию надо рассматривать как взаимопроникновение и единение различных национальных, религиозных, политических интересов, интеграцию различных культур и цивилизаций. В развитии глобализационных процессов важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях общечеловеческую значимость. В этом диалоге Казахстан является связующим мостом между Европой и Азией и синтезирует европейскую и восточную культуры. Наряду с позитивными сторонами процесса глобализации, по мнению социологов, наблюдаются и некоторые противоречивые точки зрения исследователей. Первой точки зрения придерживаются исследователи, которые утверждают, что глобализация создает конкуренцию между нациями, приводит к вытеснению одной нации другой. Отсюда, как опасаются представители этой группы исследователей, может произойти обесценивание национальной культуры, а вместо них появиться третья искусственно созданная культура. По мнению С.Л.Бурмистрова основной опасностью при этом может оказаться возможность потери разными культурами своей индивидуальности, своей специфики, что неизбежно приведет и к утрате носителями данной культуры своей самоидентичности, к размыванию культур и вследствие этого к потере исключительно важного для развития любой цивилизации фактора - фактора разнообразия. По мнению другой группы исследователей, национальное самосознание, национальное «Я» ведет к разногласию и раздору. Каждая нация будет стремиться в глобализационном процессе сохранить духовную, религиозную, языковую независимость своего народа. По мнению одного из представителей данной точки зрения, национальные идеи, национальные интересы всегда соприкасаются с конкуренцией и являются тормозящим механизмов для взаимосвязи, обмена опытом и стабильности. Э.Гидденс предполагает, что национальные сообщества это искусственные объединения, что язык, культура, традиции – это общие ценности, поэтому другие нации должны будут согласиться с преобладающим языком и культурой. В контексте глобализационных преобразований волнует и будущее независимого Казахстана, актуализируются проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью, с терроризмом и предупреждение межнациональной розни, сохранение межнационального согласия. Поэтому одной из важных задач в нынешних условиях Казахстана является воспитание молодежи на основе национальных духовно-культурных ценностей. Каждый народ имеет свою неповторимую культуру, отличающуюся особой ценностью и своеобразием. Каким образом соотносятся различные культуры, что может быть для них общим? В условиях глоболизации всех людей объединяет общечеловеческая культура, основанная на принципах гуманизма. Культура развивается на основе взаимодействия и взаимовлияния других культур. Диалог культур является необходимым условием для развития межэтнических, межнациональных отношений. Как отмечает Н.В.Кокшаров, диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряжение, создавать обстановку доверия, и взаимного уважения. Методологические основы взаимовлияния культур, диалога культур были разработаны в трудах М.Бахтина, которые были глубоко изучены и развиты В.С. Библером. Как утверждает М.Бахтин, диалог - это взаимопонимание, участвующих в этом процессе и в то же время сохранение своего мнения и сохранение дистанции. Диалогичность рассматривается как фактор развития и взаимодействия, объединения, как показатель общей культуры общества. По мнению М.Бахтина каждая культура живет только в вопрошании другой культуры, что великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. В диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания между разными и противоречивыми культурами. В настоящее время диалог культур рассматривается как объективная необходимость для освоения достижений другой культуры, для взаимообогащения и взаимодополнения, взаимопонимания, основанного на доверии и согласии. Культура одной страны сближаясь с культурой другой страны проникает в систему ценностей иной культуры, сопоставляя ее с общечеловеческими ценностями. Без уважительного и бережного отношения к духовно-культурным ценностям других народов невозможно мирное сосуществование. Стремясь к сохранению самобытности каждая национальная культура характеризуется своеобразностью, автономностью, локальностью, замкнутостью. И эта локальная замкнутость может
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.014 с.) |