Концептуальные подходы к становлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные подходы к становлению



и развитию олимпийского образования

В Республике Беларусь

1.1 Понятие об олимпийском образовании.

1.2 Ценности и функции олимпийского образования.

1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные

основания олимпийского образования в Республике Беларусь.

 

1.1 Понятие об олимпийском образовании. Появление человечества на планете земля предопределило наличие огромного количества проблем, которые характерны для каждой эпохи. Не является исключением и ХХI столетие, где наряду с великими открытиями и культурным наследием (живопись, музыка, литература, освоение космоса, передовые технологии и повсеместная компьютеризация и др.) соседствуют глобальные катаклизм, разрушения и бездуховность (войны, межнациональные распри, ядерная и экологическая опасности, диктатуры, технико-технологические катастрофы, международный терроризм, наркомания, духовна деградация, автономизация стран, народов, сообществ, семей, отдельных людей и т.п.). Мировое человеческое сообщество постоянно ищет пути устранения, а точнее – снижения степени риска для земной цивилизации. Именно поэтому возникают всевозможные международные структуры (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ), общественные движения (Гринпис, Врачи за мир, Красный крест и др.), проводятся форумы, конгрессы, конференции. Все это, несомненно, оказывает свое положительное влияние на решение отмеченных выше проблем, но при этом выполняет функции косметолога, устраняющего лишь последствия более глубинных, сущностных и внутренних процессов, ставящих под угрозу сохранение цивилизации, флоры и фауны на Земле.

Гарантом снижение степени риска в масштабах планеты может выступать образование, которое в состоянии оказывать определяющее влияние на изменение хода событий в мире, устранить негативные последствия в духовной, экологической и технико-технологической деятельности человека – жителя планеты Земля. Именно поэтому образование несет ответственность как за прогресс, так и регресс человеческой цивилизации.

Образование является довольно сложной и многогранной системой. Есть, например математическое, естественно - научное, гуманитарное, технологическое образование. Середина ХХ века ознаменована появлением идеи олимпийского образования. Эта идея прошла стремительный путь приобретения своей формы и превратилась в особую отрасль мировой педагогики.

Олимпийское движение в настоящее время стало едва ли не самым, а может быть и самым массовым движением современности. Без преувеличения можно сказать, что сегодня оно объединяет в своих рядах лучшую часть человечества. Олимпийское движение не знает государственных, религиозных, рассовых границ и благодаря своей гуманистической сущности стремительно завоевывает умы и сердца все новых поколений жителей нашей планеты, создавая единую культуру и идеологию цивилизации.

Успех Олимпийского движения не только в возрождении и создании грандиозного всемирного праздника Олимпийских игр, он значительно глубже – в гуманистической философии олимпизма, которая является его акмеологической вершиной. В середине прошлого века к олимпийской идее обратили свой взор крупнейшие ученые и специалисты современности: философы, идеологи, педагоги, культурологи. Она стала объектом большого числа научных работ и исследований. Эти исследования и их результаты позволили не только укрепить теоретический базис олимпийского движения, заложить прочный фундамент современного олимпизма, но и накопить новые знания и опыт, которые в свою очередь легли в основу создания уникальной научно – педагогической деятельности – олимпийского образования («Olympic Edycation»).

Олимпийское образование возникло, прежде всего, как основной инструмент разрешения важнейшей проблемы, назревшей внутри самого олимпийского движения, заключающейся в следующем: высокий уровень развития спорта вступил в противоречие с низким уровнем усвоения и присвоения спортсменами и спортивными руководителями идеалов и принципов олимпизма. Изначально олимпийское образование несло в себе функцию своеобразного заслона на пути проникновения в олимпийское движение негативных явлений, таких, как использование допинга, нечестные методы спортивной борьбы, проникновение коррупции и др. Его основными методами стали пропаганда и распространение олимпийских идеалов и принципов во всем мире.

С целью преодоления возникшей проблемы МОК принял решение о создании специального научно – исследовательского и образовательного центра – Международной олимпийской академии (МОА), главными задачами которого стали:

- привлечение международного научного потенциала к изучению проблем олимпийского движения;

- всестороннее обсуждение этих проблем на ежегодных сессиях МОК с приглашением на них спортивных руководителей, специалистов, журналистов, молодых ученых из различных уголков планеты;

- распространение олимпийского образования во всем мире;

С другой стороны, национальные олимпийские комитеты получили рекомендации МОК о создании национальных олимпийских академийна местах. С начала 90-х годов в мире появилось более 70 национальных олимпийских академий, которые сегодня пропагандируют олимпийское образование в своих странах.

За истекшие тридцать лет активной деятельности МОА и национальных олимпийских академий, рамки олимпийского образования значительно расширились не только в географическом, но и понятийном планах. Например, российская педагогическая наука привнесла в эту сферу новые идеи и взгляды, наполнила сущность олимпийского образования более широким содержанием. С одной стороны, олимпийское образование представляется как самостоятельная научная дисциплина, раскрывающая закономерности возникновения, развития и взаимодействия олимпийского движения с другими областями жизнедеятельности общества. С другой стороны, оно несет в себе уникальную социально – педагогическую функцию, рассматриваемую с различных сторон:

- как средство спортивно – гуманистического образования, воспитания и обучения детей и молодежи;

- как идея всестороннего гуманитарного образования и человеческой самореализации;

- как условие формирования взаимопонимания между народами;

- как фактор гармонизации интересов олимпийского движения;

- как средство формирования здорового образа жизни;

- как основа профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту и др.

Такое многообразие научных подходов к теме олимпийского образования характеризует его как педагогический феномен современности.

Естественно, гуманистические принципы олимпийской идеи «завораживают» своей чистотой и возвышенностью. Они постоянно проникают во все новые умы мировой педагогической общественности и открывают новые горизонты. Но, в целом, в международном масштабе, в развитии олимпийского образования прослеживается стихийный характер. Это порождает противоречивые точки зрения ученых и специалистов, необоснованную критику, различное толкование терминов, приводит к принятию не всегда верных практических шагов. Такое положение дел, в первую очередь, вызвано отсутствием единой международной концепции развития олимпийского образования и соответствующего понятийного инструментария.

Однако новая отрасль педагогики не стоит на месте. Благодаря усилиям ученых различных стран формируются концептуальные подходы к олимпийскому образованию на национальном уровне, возникают разнообразные модели включения олимпийского образования в национальные системы образования, проводятся различные образовательные эксперименты, издаются олимпийские учебники и научно – методическая литература и т. п. В некоторых странах олимпийское образование начинает рассматриваться как составная часть общенациональных педагогических процессов.

Таким образом, олимпийское образование как универсальная педагогика не только вошла в современный мир, но и стоит на пороге активного включения в педагогические процессы формирования личности. Созданные олимпийские образовательные программы организуют молодежь и направлены на укрепление мотивов к занятию спортом, они создают условия для укрепления и совершенствования спортивной сферы, поиска и отбора новых спортивных талантов, способных добиваться олимпийских вершин. Посредством олимпийского образования человечество широко вовлекается в процессы оздоровления и самосовершенствования. Неся в себе мощный идеологический фактор, олимпийское образование объединяет и целеустремляет людей, создает условия для отбора и совершенствования молодых лидеров, оказывает серьезное воздействие на развитие общества в целом.

 

 

1.2 Ценности и функции олимпийского образования. Для Республики Беларусь олимпийское образование является новой, можно сказать, неизвестной сферой, так как многие годы наша страна в силу ряда объективных причин была практически оторвана от соответствующих международных процессов. В тоже время в нашей республике есть все условия для начала успешной и плодотворной работы в этом направлении. Главное – это высокий рейтинг белорусского спорта в мире, большое количество олимпийских чемпионов и призеров, достаточный научный и педагогический потенциал.

Распространение идеи олимпийского образования в нашей стране закономерно и плодотворно, поскольку сформировавшаяся в лоне олимпизма олимпийская культура во всех отношениях приобрела мировую ценность: во-первых, как органическая часть истории культуры человечества, и, во-вторых, как совокупность достижений, признаваемых и интегрируемых в национальные культурные фонды. Ни в одной другой сфере человеческой жизнедеятельности явления диалога культур не носят столь яркий и очевидный характер. Всемирные олимпиады были и остаются настоящим духовным праздником для каждого, кто так или иначе в качестве участника или болельщика, реально или виртуально – соприкасается с этим уникальным явлением.

Олимпийская культура обладает огромным воспитательным зарядом во всех отмеченных смыслах, но особую значимость в контексте олимпийского образования приобретают ценностные установки, подчеркивающие баланс свободы и ответственности, т.е. внутреннее самоограничение как необходимое условие достижения подлинной свободы, а также демонстрируемый олимпийцами опыт сохранения и укрепления человеческого достоинства вопреки внешним обстоятельствам.

Таким образом, ценности олимпийского образования как средства распространения и пропоганды олимпийской культуры, можно объединить в две группы в зависимости от значимости их для общества и индивидуума: демократические и гуманистические.

Первая группа представлена общечеловеческими ценностями: свобода, солидарность, справедливость. Применительно к олимпийскому образованию, названные ценности реализуются в том, что олимпийский дух партнерского сотрудничества, честного соревнования, уважения к чистой победе, общественной поддержки олимпийцев, совместная радость и участие в их победах, олимпийские принципы равенства условий спортивной борьбы, являясь содержанием образования, становятся условием присвоения этих нравственных норм учащимися.

Ценности второй группы: гармоничность развития индивидуума, благородство, самоотверженность, здоровье тела, духа и разума – возвеличивают человека, дают ему уверенность в себе, прививают стремление к постоянному самосовершенствованию и являются целевым ориентиром в процессе саморазвития.

Олимпийское образование через систему целенаправленных знаний усиливает мотивацию молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к укреплению здоровья, что повышает работоспособность людей и сосредотачивает их внимание на достижение поставленных целей.

Широкий диапазон интерпретации понятия олимпийской культуры актуализирует дву-единство воспитательной направленности олимпийского образования, которое состоит как в объективизации высот человеческого духа, воли в победе и преодоления границ физических возможностей человека, так и в утверждении основ достойной человека обыденной жизнедеятельности. С этих позиций, олимпийское образование может стать средством интеграции культуры, научных знаний и духовного опыта мирового сообщества, внести полноценный вклад в формирование таких характеристик образованного человека, как способность к сопереживанию, готовность к гуманистически ориентированному выбору, волевому усилию и культурному действию, личное достоинство и солидарность, открытость для равноправного диалога, уважение к представителям других культур, государств и национальностей.

В свете ведущих характеристик современной социокультурной и образовательной ситуации олимпийское образование в нашей стране сможет успешно выполнять целый ряд разномасштабных функций. Среди них:

- геополитическая, в рамках которой олимпийское образование способно выступать в качестве условия формирования взаимопонимания между народами, сближения целевых и ценностных ориентиров развития, объединения образовательного пространства;

- экологическая, направленная на сознание природного начала человека, укрепление его ответственности за чистоту и полноценность жизненной среды обитания для себя и своих потомков, развитие активной природоохранительной деятельности;

- культурно – историческая, предполагающая становление олимпийского образования как фактора укрепления межпоколенных связей, формирования чувств патриотизма сопричастности к высоким достижениям своих предшественников и современников, поддержания духовных основ величия Родины;

- конструктивно – регулирующая, подразумевающая рассмотрение олимпийского образования как средства духовно – нравственного сопротивления деструктивным воздействиям негативных социальных явлений, формирования опыта нравственного выбора в пользу милосердия, любви, разума и добра в противовес насилию, злу, ненависти и вражде;

- развивающая, составляющая основу для ценностно – смыслового самоопределения, саморазвития и самореализации личности, формирования культуры потребностей по вектору их развития от сферы физиологии к зонам информации, эмоций, интеллекта, нравственности и эстетика;

- инновационно – педагогическая, обуславливающая новые подходы к организации и осуществлению олимпийского образования, приоритет воспитания над обучением, мета – предметный характер образовательного процесса, т.е. введение культурологических элементов олимпизма в уже существующие учебные дисциплины в целях удержания целостности складывающейся у учащихся картины мира, усиления эмоциональной компоненты в восприятии мира растущим человеком через шкалу ценностей олимпийской культуры.

В духе отечественных просветительских традиций в качестве инофрмы олимпийского образования с полным правом может выступать олимпийское просвещение, раздвигающее пределы официального образовательного процесса, вовлекающее в свои ряды широкие массы населения, использующее богатейшие возможности средств массовой информации, общественных объединений и организаций.

Для Беларуси, находящейся в условиях резкого внешнего дезадаптационного воздействия, отрицания многих прежних нравственных идеалов и поиска новых, олимпийское образование способно в значительной степени заполнить создавшийся идеологический вакуум и расширить горизонты знаний современного человека в сложном, меняющемся мире, создать более благоприятные условия социальной адаптации молодежи.

Олимпийское образование, основанное на вышеперечисленных ценностях и призванное реализовать стоящие перед ним функции, сможет обогатить познавательно – педагогическое и социокультурное поле образовательной системы страны, создать условия для раскрытия человеческого потенциала.

В тоже время, на пути становления и развития олимпийского образования в Беларуси возникают проблемы, которые требуют своего научного разрешения, а именно:

- отсутствует научное обоснование сущности, роли и места олимпийского образования в существующей образовательной системе;

- не определены целе-ценностные основания олимпийского образования;

- не сформированы его структура и содержание;

- не разработана научное, методическое, оргуправленческое, технологическое и кадровое сопровождение рассматриваемого процесса;

- не определены конкретные задачи и функции, стоящие перед каждым участником процесса развития олимпийского образования.

Разрешение данных проблем возможно только на основе создания такой инновации, как единая система олимпийского образования в Республике Беларусь.

 

1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные основания олимпийского образования в Республике Беларусь. Определяя цель олимпийского образования, его следует рассматривать в двух аспектах – как систему образовательных институтов и как процесс воздействия на личность. Таким образом, цель предлагаемой инновации – создание постоянно развивающей системы олимпийского образования Республики Беларусь, обеспечивающей тесное непрерывное взаимодействие всех ее инфраструктур и направленной на приобщение населения страны к идеалам и принципам олимпизма и воспитание его на основе гуманистической идеологии.

Достижение данной цели возможно на основе системного и культурно – исторического подходов.

Системный подход предполагает рассмотрение явлений действительности как сложного единства элементов, обладающих определенной структурой и организацией.

Институциональная система олимпийского образования, созданная на основе системного подхода, представляет собой соответствующую инфраструктуру, состоящую из существующих и вновь сформированных структур, с определенными механизмами функционирования и взаимодействия, четкими задачами, стоящими пред каждой из них. Деятельность созданной системы должна строится на принципа х:

- соответствия идеалам олимпизма;

- системности и последовательности, предполагающего системное отражение всех аспектов этого движения и его влияния на формирование всех сторон человеческого бытия, развития по периодам обучения и последовательного расширения от функций иноформирования до феномена, активно влияющего на формирование личности учащегося;

- демократичности.

В основу организации процесса олимпийского образования должен быть положен культурно – исторический подход. Обусловлено это следующими обстоятельствами:

- олимпийское движение не есть некий застывший феномен, оно вписано в исторический процесс по самой своей сути, является одним из наиболее адекватных отражений взглядов человечества на этику взаимоотношений в условиях жесткой борьбы за победу;

- олимпийское движение и олимпийские игры стали неотъемлемой частью мировой культуры, инструментом и ареной взаимодействия региональных и национальных культур.

Сущность культурно – исторического подхода в олимпийском образовании заключается в идее осознания истории олимпизма как цепи усложняющихся нравственных задач. Данный подход не требует коренного пересмотра содержания образования, но настаивает на его ценностном переосмыслении. Олимпийское образование фиксирует не только спортивные успехи и достижения, но и духовную реальность, рассматривая под этим углом зрения события и явления олимпийской истории и культуры.

Данный подход конкретизируется системой принципов, являющихся регулятивами построения процесса олимпийского образования:

- культуросообразность – способность образования выражать суть олимпийской культуры, ее динамику, содержание и компоненты в целом, способность создать условия для культурного самоопределения личности в ней;

- продуктивность – способность образования выразить творческую, продуктивную сущность олимпийской культуры и создать условия для творческой практической деятельности учащегося;

- мультикультурность – способность образования выразить разнообразие и многообразие олимпийской культуры, отразить ее как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, способность создать условия для формирования культурной толерантности;

- метапредметность – то есть надпредметность, включенность его не в один, а в целый ряд учебных предметов.

Олимпийское образование не может быть отдельным предметом или группой предметов, а должно являть собой метапредмет, с одной стороны, входящий своими отдельными элементами в содержание образования практически во все предметы учебного плана, а с другой – организующей все эти разрозненные предметные знания в единое представление об общечеловеческой культуре.

Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, олимпийское образование должно осознанно восстановить в правах мифоэпический способ постижения мира, распространяя его не только на все ступени непрерывного образования, но и на другие сферы (иноформы), затрагивающие общественное сознание. Чрезвычайную ценность в контексте культурно – исторического подхода приобретает трагический, но благотворный опыт стремления к спортивной победе, опыт сохранения и преображения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам. Подобный опыт, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе, должен стать основой содержания метапредмета «олимпийское образование».

Принимая во внимание новизну такого метапредмета для Беларуси, процесс его создания и внедрения должен охватывать широкий спектр системообразующих направлений, каждое из которых должно иметь ясно поставленные цели, соответствующие способы и методы их достижения, четкие взаимосвязи, обеспечивающие координацию подготовительной и организационной работы.

Цели главных системообразующих направлений концепции следующие:

- научное направление – создание национальной научной базы, формирующей сущность метапредмета «Олимпийское образование» на основе углубленного изучения идеалов и принципов олимпизма, международного теоретического наследия и опыта в сфере олимпийского образования, анализа общей картины распространения и развития олимпийского образования во всем мире;

- образовательное – создание системы «сквозного» образовательно – воспитательного процесса от школы до вуза, разработка и написание учебно – методического пособия «Олимпийская культура»;

- нормативно – правовое – обеспечение законодательных основ, регулирующих отношения между всеми элементами системы и участниками создаваемого процесса развития;

- кадровое – централизация научно – исследовательских работ, создание ВНК, организация системы подготовки и переподготовки кадров;

- финансово – экономическое – формирование прочного финансового базиса системы на основе привлечения как бюджетных источников, так и постоянной группы коммерческих (спонсорская поддержка, хозрасчетная деятельность и т.п.);

- международное сотрудничество – создание постоянных связей со структурами международного олимпийского движения, организация обмена опытом, проведение совместных научных исследований и мероприятий;

- управленческое (координационное) – формирование единого координационного центра системы и процесса развития олимпийского образования на базе Белорусской олимпийской академии.

Для достижения поставленных целей должна быть создана соответствующая инфраструктура, представляющая собой развитие существующих и формирование новых структур и механизмов их функционирование и взаимодействия.

Создаваемая инфраструктура включает в себя следующие блоки и стоящие перед ними задачи:

1 Национальный олимпийкой комитет:

- активная работа постоянной комиссии олимпийского образования и культуры, направленная на предоставление самых благоприятных условий для создания системы и процесса развития олимпийского образования;

- всесторонняя поддержка работы координационного центра – Белоруской олимпийской академии - как на республиканском, так и на международном уровнях.

2 Белорусская олимпийская академия:

- целенаправленная работа как координационного центра;

-  обеспечение взаимодействия между всеми элементами системы и участников процесса;

- разработка программы развития олимпийского образования;

- организация и выполнение целенаправленных мероприятий;

- организационно – финансовое обеспечение.

3 Международная олимпийская академия и другие структуры МОК:

- обеспечение образовательных программ на своей базе в г. Олимпии (Греция);

- организация научно – исследовательских проектов на базе Олимпийского музея в Лозанне;

- предоставление грантов для поддержки отдельных образовательных проектов белорусских ученых и специалистов по олимпийской проблематике.

4 Министерство образования:

- создание благоприятных условий для включения в республиканскую систему образования, подсистемы «Олимпийское образование»;

- участие в процессе развития на правах организационно – методологического центра;

- закрепление методологических функций за отдельным специалистом или подразделением.

5 Белорусский государственный университет физической культуры:

- создание кафедры «олимпийского образования»;

- организация научно – исследовательской работы по олимпийской проблематике;

- преподавание курса лекций под общим названием «Цивилизация и олимпизм».

6 Вузы:

- подготовка и привлечение специалистов по олимпийскому образованию для работы на факультетах физической культуры;

- организация научно – исследовательской деятельности по проблемам развития олимпизма;

- создание условий для приобщения студентов к теме олимпийского образования.

7 Ссузы:

- создание условий для приобщения учащихся к теме олимпийского образования;

- оформление стендов по олимпийской тематике.

8 Спортивные школы:

- организация преподавания углубленного тематического курса «Олимпизм сегодня».

9 Образовательные школы:

- преподавание «сквозного» курса занятий от 4 до 11 класса предмета «Олимпийская культура».

10 ременные научные коллективы:

- выполнение углубленных научно – исследовательских проектов, направленных на создание республиканской системы олимпийского образования, на развитие связанных с этим процессом, на разработку образовательных программ, учебно – методических комплексов, учебных планов и т.п.

Главными организационными документами, обеспечивающими интегративность и целостность работы всех задействованных и заинтересованных структур, всей системы в целом, является Концепция и Программа развития олимпийского образования.

Литература

 

1 Беларусь Олимпийская [Текст]: альбом / Под общ. ред. В.Н. Рыженкова и Я.Р. Вилькина. – Мн.: Четыре четверти, 1996.

2 Борисов, В.В. Мифы и реальность Олимпийских игр [Текст] / В.В. Борисов. – Минск: РУМЦ ФВН, 2004.

3 Вилькин, Я.Р. Откуда пошли Олимпиады [Текст] / Я.Р. Вилькин. – Мн.: Полымя, 1986.

4 Высоцки, Ц. Анализ содержания компонента программ олимпийского образования в Польше и странах зарубежья [Текст] // Мир спорта. – 2005. - № 1. – С. 86 – 88.

5 Гескин, В.М. Кто посягает на олимпийский огонь [Текст] / В.М. Гескин. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

6 Голубаев, А.Д. Ветер с Олимпа [Текст]: очерки и рассказы / А.Д. Голубаев. – М.: Советский писатель, 1986.

7 Гуслистова, И.И. Международный опыт олимпийского образования и его роль в формировании ценностных ориентиров системы образования Беларуси [Текст] // Мир спорта. – 2005. - № 1. – С. 82 – 85.

8 Гуськов, С.И. Олимпиада – 80 глазами американцев [Текст] / С.И. Гуськов. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

9 Ефременков, К., Пирожников, Р., Сергеев, В. Методические основы применения олимпийских знаний в практике образования студентов физкультурных вузов [Текст] // Олимпийское образование в России (1998 – 2001). Материалы IV, V и VI всероссийских совещаний «Практика олимпийского образования» в рамках VIII, IХ и Х всероссийских научно – практических конференций «Олимпийское движение и социальные процессы». – Москва: Советский спорт, 2001. – С. 20 – 23.

10  Иванов, А., Заговора, К. Олимпийская Академия: новый век – новые задачи [Текст] // Мир спорта. – 2001. - № 1. – С. 44.

11 Кобринский, М.Е., Высоцки, Ц. Концептуальные основания олимпийского образования в физкультурном вузе [Текст] // Мир спорта. – 2005. - № 2. – С. 82 – 85.

12 Кобринский, М.Е., Кокашинский, А.А. О программе развития Белорусской Олимпийской Академии на 2003-2005 годы [Текст] // Мир спорта. – 2000. - № 3 - 4. – С. 82 – 84.

13  Кобринский, М.Е., Кокашинский, А.А. Олимпийское образование в Республике Беларусь [Текст] // Мир спорта. – 2003. - № 3. – С. 36 – 40.

14 Кобринский, М.Е., Пальчевский, Б.В. и др. Концептуальные подходы к становлению и развитию олимпийского образования в Беларуси [Текст] // Мир спорта. – 2002. – № 1. – С. 3 – 9.

15 Кокашинский, А.А. Международные связи Белорусской Олимпийской Академии расширяются [Текст] // Мир спорта. – 2002. - № 3 - 4. – С. 80 – 81.

16 Кокашинский, А.А. На пути к олимпийскому образованию [Текст] // Мир спорта. – 2001. - № 1. – С. 46.

17 Кокашинский, А.А. На пути к олимпийскому образованию [Текст] // Мир спорта. – 2001. - № 1. – С. 45 - 47.

18 Коминский, В., Дворяков, М. Олимпийское движение и общество [Текст] // Мир спорта. – 2003. - №3. – С. 26.

19 Контанистов, А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образовании в России [Текст] // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 3. – С. 44 – 47.

20 Кореневский, С.А. Олимпийское образование и профессиональное становление выпускника физкультурного вуза [Текст] // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. – Смоленск, 1998. – С. 218 – 286.

21 Крайко, Б.Н. Формирование содержания олимпийского образования в Республике Беларусь [Текст] // Мир спорта. – 2003. - №3. – С. 53 – 54.

22 Кубертен, П. Олимпийские мемуары [Текст] / П. Кубертен. – Киев: Олимпийская литература, 1977.

23 Кулинкович, Е.К. Олимпизм и международное спортивное движение [Текст] / Е.К. Кулинкович. – Мн.: ВГЭУ, 1997.

24 Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

25 МОК и международные спортивные объединения [Текст]: справочник. 2-е, перераб. изд. / Сост.: Романов А.О. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

26 Новиков, И.Т. Олимпиада – меридиан Москвы [Текст] / И.Т. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

27 Олимпийская страна Беларусь [Текст] / Автор - сост. П.П. Рябухин. – Мн.: Общественный пресс – центр Дома прессы, 2004.

28 О некоторых итогах деятельности общественной организации «Белорусская олимпийская академия» в 2001 – 2005 гг. (по материалам отчетно – выборочной конференции) [Текст] // Мир спорта. – 2005. - № 2. – С. 86 – 88.

29 Платонов, В.Н., Гуськов, С.И. Олимпийский спорт [Текст]. – Киев: Олимпийская литература, 1997.

30 Родиченко, В.С. Фэйр Плэй в спорте и повседневной жизни: императив или утопия [Текст] // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 11. – С. 2 – 5.

31 Суник, А. Российский спорт и олимпийские игры на рубеже ХIХ-ХХ веков [Текст] / А. Суник. – М.: Советский спорт, 2001.

32 Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие для учреждений образования России. Олимпийский комитет России. 3-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко [и др.]; под общ. ред. В.С. Родиченко. – М.: Советский спорт, 1999.

33 Хавин, Б.Н. Все об Олимпийских играх [Текст] / Б.Н. Хавин. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

34 Цынкевич, Н. Легенды и мифы Древних Олимпиад [Текст] // Прессбол. - 2004. - № 93-94. - С. 3.

35 Штенбах, В.Л. Герои олимпийских баталий [Текст] / В.Л. Штенбах. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

36  Штенбах, В.Л. От Афин до Москвы [Текст] / В.Л. Штенбах. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

Приложение А

 

Хронология Олимпийских игр

Таблица 1 - Игры Олимпиад

Олимпиады

Город

Год

Количество

Виды спорта Участв. страны Участники
I Афины 1896 9 14 245
II Париж 1900 17 19 1078
III Сент-Луис 1904 14 13 687
IV Лондон 1908 20 22 2035
V Стокгольм 1912 13 28 2437
VI   1916

не проводились

VII Антверпен 1920 19 29 2607
VIII Париж 1924 17 44 3072
Амстердам 1928 14 46 2884
Х Лос-Анджелес 1932 14 37 1833
ХI Берлин 1936 19 49 3936
ХII   1940

не проводились

ХIII   1944

не проводились

ХIV Лондон 1948 17 59 4092
ХV Хельсинки 1952 17 69 5429
ХVI Мельбурн 1956 16 67 3178
ХVII Рим 1960 17 83 5313
ХVIII Токио 1964 19 93 5133
ХIХ Мехико 1968 18 112 5498
ХХ Мюнхен 1972 21 121 7121
ХХI Монреаль 1976 21 92 6043
ХХII Москва 1980 21 80 5283
ХХIII Лос-Анджелес 1984 21 140 6802
ХХIV Сеул 1988 23 159 8473
ХХV Барселона 1992 23 169 9368

Продолжение таблицы 1

 

Олимпиады

Город

Год

Количество

Виды спорта Участв. страны Участники
ХХVI Атланта 1996 26 197 10305
ХХVII Сидней 2000 28 199 10651
ХХVIII Афины 2004 28 202 11099
ХIХ Пекин 2008      
ХХХ Лондон 2012      

 

 

Таблица 2 - Олимпийские зимние игры

 

Игр

Город

Год

Количество

Виды программы Участв. страны Участники I Шамони 1924 6 16 258 II Сен-Мориц 1928 5 25 464 III Лейк-Плэсид 1932 4 17 252 IV Гармиш-Партенкирхен 1936 4 28 668 V Сен-Мориц 1948 5 28 669 VI Осло 1952 4 30 694 VII Кортино д, Ампеццо 1956 4 32 820 VIII Скво-Вэлли 1960 4 30 665 IХ Инсбрук 1964 4 36 1091 Х Гренобль 1968 6 37 1158 ХI Саппоро 1972 6 35 1006 ХII Инсбрук 1976 6 37 1123 ХIII Лейк-Плэсид 1980 6 37 1072 ХIV Сараево 1984 6 49 1274 ХV Калгари 1988 6 57 1423

Продолжение таблицы 2

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.133 с.)