Основные функции эмоций и чувств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции эмоций и чувств.



Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 3

«Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права»

 

Москва, 2012

Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права

Лекции – 4 часа

                                                             Семинары – 2 часа

Практические занятия – 6 часов

Методические указания. Эмоции и чувства являются механизмом непосредственной, импульсивной регуляции поведения. Непосредственно отражая положительную или отрицательную оценку различных явлений, они активизируют или тормозят действия человека.

Эмоции возникают в результате чувственного отражения значимости явлений. В отличие от мышления эмоции являются не понятийным отражением действительности, а отражением непосредственной связи различных сторон действительности с нашими потребностями, интересами, установками.

Характеризуются направленностью, уровнем напряженности; выполняют сигнальную, регулятивную функции и функцию энергетической мобилизации.

Критерии классификации могут быть различными: по направленности, по воздействию на человека, по силе и продолжительности. Нам важно выделить эмоциональные реакции - аффект, фрустрацию, стресс и эмоциональные состояния - эмоции, чувства, настроение - уяснить различия и сущность этих явлений. А также, не менее важно обратить внимание на особенности деятельности и поведения человека в состоянии аффекта, при стрессе, фрустрации.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств личности и сопровождаемое двигательными проявлениями, нарушением сознательного контроля, изменениями в функциях внутренних органов. Одним из основных признаков аффекта является сужением сознания на раздражителях, вызывающих аффект. Как видно из определения, основное внимания в процессе изучения темы необходимо сосредоточить на выяснении признаков и причин аффекта. А также важно уяснить, что аффекты по присущим им признакам бывают нескольких видов: физиологический, кумулятивный, патологический, аффект на фоне алкогольного опьянения.

Стресс – особая форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стресс имеет как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (деструктивное) значение. Динамика стресса представляет собой три основные стадии: реакция тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Интересным представляется и уяснение различных видов стресса и их основных характеристик: физиологический, психологический (информационный и эмоциональный). В правовом отношении особый интерес представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека затруднена оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки. В рамках профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов важным становится изучение способов управления стрессом, а также методы его профилактики в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В частности, существенное место отдается методам саморегуляции психического состояния (аутотренинг, метод психофизиологической релаксации и др.)

Фрустрация – это вид психического состояния, которое характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Необходимым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели. В этой связи основными причинами возникновения фрустрации называют разнообразные помехи на пути к достижению цели, унижение, разочарование и др. Особо важными в правовом значении представляются виды поведения в состоянии фрустрации: генерализованная агрессивность, двигательное возбуждение, отступление, стереотипия, регрессия, апатия, поскольку все они вызывают существенную дезорганизацию психической деятельности.

Воля - это регуляционный процесс, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей при достижении цели. Это составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения. Она способствует сознательной регуляции деятельности на основе выработанных понятий, норм, оценок. Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствуют об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера – об умышленной вине содеянного. Особенностями воли являются:

¾ Сознательная целеустремленность.

¾ Связь с мышлением.

¾ Связь с движениями.

Выделяют три вида волевых действий. В структуре простых волевых действий выделяют побуждение и исполнение. В структуре сложных и особо сложных - побуждение, планирование и исполнение. Кроме того, в сложных действиях следует вычленить выбор цели, борьбу мотивов, принятие и выполнение решений, итоговую оценку результата. Необходимо также четко уяснить различие между сложными и особо сложными волевыми действиями.

С правовой точки зрения особо важным становится понятие «порок воли». Это условное понятие, которое означает неполноценность волевой регуляции субъектом принимаемых им решений, своего поведения при отстаивании собственных интересов. Определяется «порок воли» по двум группам критериев: психологические и объективные.

Вопросы к семинару:

1) Сущность и классификации эмоций и чувств.

2) Внешние выражения основных эмоциональных состояний.

3)  Посттравматические стрессовые состояния и расстройства.

4) Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5) Характеристика волевых компонентов правонарушения.

6) Судебно-психологическая экспертиза потерпевшей по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление виновному.

7) Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

 

Вопросы лекции:

Понятие стресса.

Понятие фрустрации.

Понятие аффекта.

Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека: определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими, человек другого пола и т.п. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсти удовлетворяются и на основе которой она развивается.

Большую роль в оценке страсти играет общественное мнение. Так, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом.

Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем-нибудь. Увлечение отличается от страсти тем, что оно менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и также быстро гаснуть, т.е. импульсивным, склонным к аффектам. Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия. Представитель правоохранительных органов не должен и не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития сотрудника органов внутренних дел. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации.

В то же время сотрудник ОВД должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

 

Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 3

«Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права»

 

Москва, 2012

Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права

Лекции – 4 часа

                                                             Семинары – 2 часа

Практические занятия – 6 часов

Методические указания. Эмоции и чувства являются механизмом непосредственной, импульсивной регуляции поведения. Непосредственно отражая положительную или отрицательную оценку различных явлений, они активизируют или тормозят действия человека.

Эмоции возникают в результате чувственного отражения значимости явлений. В отличие от мышления эмоции являются не понятийным отражением действительности, а отражением непосредственной связи различных сторон действительности с нашими потребностями, интересами, установками.

Характеризуются направленностью, уровнем напряженности; выполняют сигнальную, регулятивную функции и функцию энергетической мобилизации.

Критерии классификации могут быть различными: по направленности, по воздействию на человека, по силе и продолжительности. Нам важно выделить эмоциональные реакции - аффект, фрустрацию, стресс и эмоциональные состояния - эмоции, чувства, настроение - уяснить различия и сущность этих явлений. А также, не менее важно обратить внимание на особенности деятельности и поведения человека в состоянии аффекта, при стрессе, фрустрации.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств личности и сопровождаемое двигательными проявлениями, нарушением сознательного контроля, изменениями в функциях внутренних органов. Одним из основных признаков аффекта является сужением сознания на раздражителях, вызывающих аффект. Как видно из определения, основное внимания в процессе изучения темы необходимо сосредоточить на выяснении признаков и причин аффекта. А также важно уяснить, что аффекты по присущим им признакам бывают нескольких видов: физиологический, кумулятивный, патологический, аффект на фоне алкогольного опьянения.

Стресс – особая форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стресс имеет как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (деструктивное) значение. Динамика стресса представляет собой три основные стадии: реакция тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Интересным представляется и уяснение различных видов стресса и их основных характеристик: физиологический, психологический (информационный и эмоциональный). В правовом отношении особый интерес представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека затруднена оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки. В рамках профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов важным становится изучение способов управления стрессом, а также методы его профилактики в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В частности, существенное место отдается методам саморегуляции психического состояния (аутотренинг, метод психофизиологической релаксации и др.)

Фрустрация – это вид психического состояния, которое характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Необходимым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели. В этой связи основными причинами возникновения фрустрации называют разнообразные помехи на пути к достижению цели, унижение, разочарование и др. Особо важными в правовом значении представляются виды поведения в состоянии фрустрации: генерализованная агрессивность, двигательное возбуждение, отступление, стереотипия, регрессия, апатия, поскольку все они вызывают существенную дезорганизацию психической деятельности.

Воля - это регуляционный процесс, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей при достижении цели. Это составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения. Она способствует сознательной регуляции деятельности на основе выработанных понятий, норм, оценок. Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствуют об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера – об умышленной вине содеянного. Особенностями воли являются:

¾ Сознательная целеустремленность.

¾ Связь с мышлением.

¾ Связь с движениями.

Выделяют три вида волевых действий. В структуре простых волевых действий выделяют побуждение и исполнение. В структуре сложных и особо сложных - побуждение, планирование и исполнение. Кроме того, в сложных действиях следует вычленить выбор цели, борьбу мотивов, принятие и выполнение решений, итоговую оценку результата. Необходимо также четко уяснить различие между сложными и особо сложными волевыми действиями.

С правовой точки зрения особо важным становится понятие «порок воли». Это условное понятие, которое означает неполноценность волевой регуляции субъектом принимаемых им решений, своего поведения при отстаивании собственных интересов. Определяется «порок воли» по двум группам критериев: психологические и объективные.

Вопросы к семинару:

1) Сущность и классификации эмоций и чувств.

2) Внешние выражения основных эмоциональных состояний.

3)  Посттравматические стрессовые состояния и расстройства.

4) Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5) Характеристика волевых компонентов правонарушения.

6) Судебно-психологическая экспертиза потерпевшей по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление виновному.

7) Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

 

Вопросы лекции:

Основные функции эмоций и чувств.

Понятие стресса.

Понятие фрустрации.

Понятие аффекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.03 с.)