Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Стратегии выходов из конфликтов: медиация. Медиаторство: официальное и неофициальное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Стратегии выходов из конфликтов: медиация. Медиаторство: официальное и неофициальное.



Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

                                                                                                                                        

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

· целей, интересов, позиций;

· мнений, взглядов, убеждений;

· личностных качеств;

· межличностных отношений;

· знаний, умений, способностей;

· функций управления;

· средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей, ценностных ориентациий;

· понимания: интерпретации информации;

· оценок и самооценок.

 

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:

· стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;

· быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

· излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

· критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;

· плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;

· консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;

· стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

· стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;

· излишняя настойчивость (навязчивость);

· несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;

· неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;

· инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно);

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

 

Для того, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию обратимся к формуле:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

Нужно уметь определять:

1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?

2. Имеется ли проблема (объект)?

3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения.

2. Здоровый нравственно-психологический климат.

3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела.

4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента.

5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.

6. Недопущение при деловом общении спора.

7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника).

8. Уважительная манера разговора.

  1. Медиация – оптимизация с помощью третьей стороны процесса поиска решения проблемы для прекращения конфликта.

 

    Медиация - вид деятельности, что заключается в оптимизации с помощью третьей стороны процесса поиска решения проблемы ради прекращения конфликгу.

 Чаще всего для этого устраивают переговоры с помощью медиатора (третьей стороны). Эффективность медиации обеспечивают добровольность, равноправие сторон, отсутствие у них процедурных преимуществ, независимость и нейтральность медиатора, конфиденциальность переговоров.

 Медиаторство может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным). Официальными медиаторами выступают межгосударственные организации (ООН), отдельные государства, государственные правовые институции, государственные комиссии, представители правоохранительных органов, общественные организации и тому подобное. Неофициальными медиаторами бывают известные лица, представители религиозных организаций, профессиональные психологи, неформальные лидеры, друзья, соседи и др.

Стороны по большей части обращаются к медиаторам, безуспешно потеряв все аргументы, силы и средства для решения конфликта, когда в позициях, какие они отстаивают, не удается найти общее, по-разному толкуют головни для разрешения конфликта критерии или считают очень необходимым внешний контроль за соблюдением промежуточных временных соглашений. Бывает, что стороны дорожат добрыми отношениями, но при определенных обстоятельствах не могут поладить и тогда прибегают к услугам медиатора.

Медиатор может и самостоятельно инициировать свое участие в решении конфликта. Это происходит за существование угрозы применения насилия сторонами или реального его применения, отсутствия понимания между ними и перспектив на то, что они его самостоятельно найдут. В зависимости от влияния медиатора на решение конфликтующих сторон социология конфликта определяет такие его роли:

 - третейский судья (авторитарная роль, имеет наибольшие возможности относительно определения вариантов решения проблемы);

 - арбитр (тоже имеет значительные полномочия, но стороны могут не согласиться с его решением и опротестовать его);

 - посредник (более нейтральная роль; имея определенные знания, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, принятие решения остается за конфликтантами);

 - помощник (не вмешивается в полемику относительно содержания проблемы и принятия решения, обеспечивает организацию переговоров и встреч);

 - наблюдатель (своим присутствием удерживает стороны от нарушений договоренностей, агрессии).

 Третья сторона может обеспечить волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбит р), разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр), блокировки борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель), применения санкций (третейский судья, арбитр), определения правомерности претензий (третейский судья, арбитр), предоставления помощи (помощник, посредник), содействия нормализации отношений (помощник, посредник), предоставления помощи в организации общения (помощник, посредник), контроль за выполнением договоренностей (арбитр, наблюдатель, посредник).

Как тактические приемы медиатор может применять поочередного выслушивания сторон в пределах общей встречи, челночную дипломатию (курсируя между конф-ликтантами), давление, акцентирование на слабых моментах в позициях оппонентов. Он должен владеть знаниями и профессиональными качествами для переговоров, иметь опыт регуляции конфликтов, знания ситуации и особенностей конфликта, необходимые личностные качества и тому подобное. Медиацию считают достаточно эффективной формой решения конфликтов.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний:

1. Предмет изучения конфликтологии.

2. Коротко расскажите про марксистскую теорию конфликтов.

3. Г.Зиммель и его теория конфликтов.

4. Р.Дарендорф и его теория «конфликтной модели общества».

5. Каки существуют методы разрешения конфликтов?

6. В чем суть идеи возникновения конфликта по мнению Болдинга?

7. Что такое медиаторство и какие его виды существуют?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.011 с.)