Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приговор о служилых холопах. 1 февраля 1597 г.
Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. Государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры о холопех, о польных, и о докладных, и о кабальных людех, которые люди, на Москве и по городом, служат в холопьстве у бояр, и у князей, и думных, и у приказных людей, и у детей боярьских, и у всяких служилых людей, и у гостей всяких торговых людей, по полным и по купчим и по докладным и по всяким крепостям, и по кабалам по старым, и по новым записным кабалам, и от кого которые холопи полные и кабальные люди побежали, и ныне, с лета 7105-го февраля с 1 числа, государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры. 1. От которых бояр полные холопи, и кабальные и приданые люди, и жены и дети побежали, и бояром имена своих холопей, и на них крепости, прислати в Холопей приказ, да тех холопей имяна, которые у государей своих служат и которые холопи от кого збежали, и на них крепости старые, полные и купчие и докладные и всякие крепости и кабалы старые в Холопье приказе записывати в книги. А тем всяким холопьим крепостным книгам были за дьячею рукою, болшого для укрепления. А пошлин с старых кабал и со всяких крепостей не имати. 2. А приговорил государь со всеми бояры: Московского государьства всяким людем холопьи имена и на них крепости всякие записывати с нынешняго нового уложения бессрочно. А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А князем и дворяном и приказным людем, которые на государевых на далных службах, в Астрахани, и на Тереке, и на Сушне, и в Сибирских городех, и на Таре с товарыщи, и тем князем, и дворяном, и детем боярским, и всяким служилым людем, в ыменах холопьих и в крепостях дати строку три года. И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим государем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику. 3. А у кова на холопа или на рабу была полная или докладная, или у ково по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили, а те будут у них полные и докладные, и рядные, и даные, и духовные и всякие старинные крепости в Московской пожар в прошлом 79-м году [1571 г.], и после того в ыные пожары погорели, или будет иным каким обычаем те у них крепости утерялись, и в том у них даваны явки, и явки сыщут, а крепостий на тех людей нет, и тем людем на тех своих крепостных и на всяких старинных людей по прежнему государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии приговору сто первого году с марта имати в службе новые крепости.
А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. 4. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертаго [1586] году июня до перваго числа, били челом в службу бояром и дворяном, и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя служилые давали, а в книги тогды, и Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 девяносто четвертаго году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево государева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число. И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу, и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и приказным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы будут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти.
5. А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их; и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в том кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег по тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женам и детем не указывати. 6. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, - и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. 7. А который государь, поймав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе [1] дати суд. 8. А которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабалных людей отсылати, с памятми и с кабалами, к постелничему и к намеснику Трети Московские, к Истоме Осиповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут. 9. А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их кабалам, по которым винятца, старым ик государем. 10. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичю и дьяку Пятому тех волных людей волети ставити перед собою, с теми людми, кто у кого служит добровольно, да тех волных людей роспрашивати: сколь давно хто у ково служит добровольно, и кабалу на себя даст ли? И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущали на волю. А кто, скажет, послужил у ково добровольно с полгода и болши, а кабалы на себя дати не похочет, а сыщут, что тот добровольный холоп у того человека служил с полгода, - и на тех волных холопей служивые кабалы давати, и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек того добровольного холопа кормил и одевал и обувал. А который государь тово добровольнова холопа одевал и обувал и кормил, и тово добровольного холопа однолично никому, мимо того государя, никак не принимати. А кто того добровольного холопа, мимо нынешнее новое государево царево и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенье, примет, и тех добровольных холопей, сыскав, отдавати со всем старым их государем, у ково хто служил добровольно, а в сносе давати суд и управа, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу.
4. Указы 1601-1602гг. о крестьянском выходе. Положение находящегося в это время у власти Бориса Годунова было весьма неустойчивым. Он находился в сложной ситуации. Боярское население было изначально против Бориса и, несмотря на мелкие уступки с его стороны, продолжала считать своим врагом. Угодить служилому люду значило ухудшить положение крестьянства, которое к тому времени показало, что оно далеко не бессловесно и не невесомо в общем ходе жизни Руси. Каждая уступка крестьянству влекла за собой недовольство боярства, но не делать этих уступок правительство Бориса не могло. Оно было вынуждено предпринять шаги к некоторому облегчению положения крестьян. Так появился указ от 1601 года, в котором Борис давал крестьянам выход "от налог и продаж". Существует мнение, согласно которому данный указ был принят в результате сиюминутного решения по "требованию момента". Известно, что выход, связанный с Юрьевым днем был дозволен в период с 19-20 ноября по 2-3 декабря (неделя до и неделя после), указ же был подписан только 28 ноября (правда, срок отказа был продлен, но это и было сделано, очевидно, потому, что издан он был не вовремя...). Отсюда напрашивается вывод, если бы разрешение выхода было мероприятием строго обдуманным и запланированным, правительство, очевидно, издало бы этот указ в более подходящее время, иными словами, вполне вероятно, что этот указ был не более чем защитной реакцией на возникшие обстоятельства. В 1602 году (опять- таки за два дня до 26 ноября) был издан новый указ, который по содержанию близок был к предыдущему, но, тем не менее, содержал новые положения, запрещающие бесчинства землевладельцев, которые, препятствуя уходу крестьян, удерживали их насильно, в результате чего возникали бои и грабежи. Между тем, половинчатые меры Годунова не привели к ослаблению социальной напряженности, озлобив как бояр, так и крестьян, желавших большего. И следующие крупные мероприятия в области крестьянской политики были проведены уже правительством Шуйского.
5. Законодательство Лжедмитрия I по крестьянскому вопросу. Указ Лжедмитрия I от 1 февраля 1606 г. о беглых крестьянах, как и ранее объявленный им 7 января 1606 г. указ о кабальных холопах (а также некоторые другие его акты), отражают политику самозванца в крестьянском вопросе. Эта политика имела крепостническую направленность и проводилась в интересах феодалов. Содержащиеся в указах Лжедмитрия I отдельные положения, получившие благожелательный отклик у некоторой части крестьян и холопов, имели второстепенное значение. Для основной же массы крестьян и холопов они несли усиление крепостнического гнета, что вело к обострению социальной напряженности в стране, к вспышкам народного недовольства. Публикуемый указ в своих важнейших положениях закреплял пятилетний срок сыска беглых крестьян и в качестве обязательной нормы провозглашал права феодалов-душевладельцев на возврат крестьян, сбежавших в голодные годы. В то же время – в порядке исключения из этой нормы – указ объявлял, что не подлежат возврату беглые крестьяне к тем из прежних владельцев, которые не сумели или отказались прокормить их в голодные годы; лишались права возврата беглых и те владельцы, от которых крестьяне ушли в кабальное холопство к другим феодалам, “сторонним помещикам и вотчинникам, и кабалы служилыя на себя подавали”. Это законодательное установление, учитывающее интересы новых владельцев, ухудшало положение значительной массы беглых крестьян, превратившихся в кабальных холопов. Боярский приговор о беглых крестьянах и холопах, принятый и одобренный указанием (“словом”) Лжедмитрия I. Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили: Которые бояре, и дворяне, и дети боярские, и владычных и монастырских вотчин бьют челом государю о суде в беглых крестьянех до 110 году, до голодных годов за год, на посады, и в государевы и дворцовые села, и в черныя волости, и за помещиков, и за вотчинников во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавати старым помещиком. А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году, в голодные годы, с животы, а прожити, было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая, отдавати старым помещиком и вотчинником. А которые бегали с животы в дальные места из-за московских городов на украйны, а с украйны в московские городы, или из города в город, верст за двести, и за триста, и больши, а пошли от старых помещиков с животы и, ростеряв животы, пришли к иным помещиком в бедности, и про то сыскати тех поместий, откуда тот крестьянин пошел. Да будет в сыску окольничие люди скажут, что он был не беден, и сбежал от своего помещика или от вотчинника с животы, а прокормиться было ему мочно, а ныне за кем во крестьянех или у кого служит по кабале, и того по сыску отдати старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть.
А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные прокормил, а исцу отказати: не умел он крекстьянина своего кормити в те голодные лета, а ныне его не пытай. А которые крестьяне в голодные лета, во 110, и во 111 году, и во 112 году пришли в холопи к своим или к сторонним помещикам и вотчинником, и кабалы служылыя на себя подавали, а старые их помещики или вотчинники учнут их вытягивати из холопства по крестьянству, и того сыскавати накрепко: будет сшел от бедности и животов у него не было ничего, и тем исцам отказывати: в голодные лета тот помещик или вотчинник прокормить его не умел, а собою он прокормитись невмочь, и от бедности, не хотя голодною смертью умереть, бил челом в холопи, а тот его принял, в голодные годы прокормил и себя истощил, проча себе, и ныне того крестьянина из холопства во крестьяне не отдавати, а бытии ему у того, кто его голодные лета прокормил, а не от самые бы нужи в холопи он не пошел. А которые крестьяне из-за кого бежали до 110 году, голодных лет за год, и которыми после голодных лет за год, во 113 году и в нынешнем во 114 году, и про тех крестьян, сыскивая, отдавати прежним помещиком и вотчинником; а в чем будет спор, и в том давати суд. А которые крестьяне пошли в холопи до голодных лет, и тех, сыскивая по крестьянству, из холопей выдавати. А на беглых крестьян по старому приговору далее пяти лет суда не давати. 6. Уложение В. Шуйского о крестьянах и холопах 1607г. В период крестьянской войны под руководством И. Болотникова царь Василий Шуйский издал 9 марта 1607 г. Уложение, признававшее крестьян закрепленными за теми владельцами, за которыми они были записаны в писцовых книгах 1592 г. Это было сделано для консолидации сил господствующего класса и прекращения борьбы между феодалами из-за крепостных крестьян. Закон устанавливал: 1) на беглых крестьян и холопов 15 лет сыска; 2) вводил десятирублевый штраф за принятие беглого; 3) увеличивал «пожилое» до 3 рублей в год, вкладывая в это понятие новый смысл: теперь это не плата хозяину при выходе крестьянина, а штраф за держание у себя беглого; 4) разрешал нанимать чужих крестьян на временную работу только с ведома господина, которому принадлежал крестьянин; 5) утверждал обязательный сыск крестьян.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.017 с.) |