Системы управления предприятием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы управления предприятием



Системы управления предприятием

MRP

[Краткая концепция MRP – Material Resource Planning (Планирование потребностей в материальных ресурсах). Основная концепция MRP в том, чтобы минимизировать издержки, связанные со складскими запасами (в том числе и на различных участках в производстве). В основе этой концепции лежит следующее понятие - Bill Of Material (BOM - спецификация изделия, за которую отвечает конструкторский отдел), который показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и пр. в зависимости от плана выпуска (бюджета реализации) готовой продукции. При этом очень важную роль играет время. Для того, чтобы учитывать время, системе необходимо знать технологию выпуска продукции (или технологическую цепочку, т.е. последовательность операций и их продолжительность). На основании плана выпуска продукции, BOM и технологической цепочки осуществляется расчет потребностей в материалах, привязанный к конкретным срокам.]

В конце 60-х годов крупные компании с множеством автоматизированных рабочих мест стали искать способ упростить управление производственными процессами. Первым шагом на этом пути стало появление идеи единой модели данных в масштабе всей организации. Так появилась концепция систем MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства.

Главное достижение MRP-систем – минимизация издержек, связанных со складскими запасами.

Итак, суть концепции MRP состоит в том, чтобы минимизировать издержки, связанные со складскими запасами и на различных участках в производстве. В основе этой концепции лежит понятие спецификации изделия (bill of material — BOM), которое показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и др. от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени). На основе плана выпуска продукции, спецификации изделия и учета особенностей технологической цепочки и осуществляется расчет потребностей производства в материалах (обязательно привязанный к конкретным срокам).

Концепция MRP легла в основу построения так называемых MRP-систем. Главной задачей MRP-систем является обеспечение наличия на складе необходимого количества требуемых материалов/комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования. Программные системы, реализованные на базе MRP-методологии, позволили оптимально регулировать поставки комплектующих для производства продукции, контролировать складские запасы и саму технологию производства. Кроме того, использование MRP-систем позволило уменьшить объем постоянных складских запасов.

Сначала с помощью MRP-систем просто формировался на основе утвержденной производственной программы план заказов на определенный период. Это не вполне удовлетворяло возрастающие потребности предприятий. С целью повышения эффективности планирования в конце 70-х гг. в MRP-системах была реализована идея воспроизведения замкнутого цикла (Cloosed Loop Material Requirment Planning), подразумевающая составление производственной программы и ее контроль на цеховом уровне. К базовым функциям планирования производственных мощностей и планирования потребностей в материалах были добавлены дополнительные функции (например, контроля соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составления регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и др.). Cозданные в процессе работы модифицированной MRP-системы отчеты анализировались и учитывались на дальнейших этапах планирования, изменяя (при необходимости) программу производства и план заказов (обеспечивая, тем самым, гибкость планирования по отношению к таким внешним факторам, как уровень спроса, текущее состояние дел у поставщиков комплектующих и др.).

MRP II

[Краткая концепция MRP II - Manufacturing Resource Planing (Планирование производственных ресурсов) У MRP есть серьезный недостаток. Его суть в том, что, рассчитывая потребность в материалах, мы не учитываем (как минимум) производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы и т.д. Поэтому, возникла концепция MRP II (Manufacturing Resource Planing - планирование производственных ресурсов). MRP II позволял планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование, персонал и т.д.). Впоследствии концепция MRP II развивалась, и к ней постепенно добавлялись возможности по учету остальных затрат предприятия - появилась концепция ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия), называемая иногда также планированием ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning).]

Следующий этап развития корпоративных информационных систем связан с появлением концепции MRP II (Manufacturing Resource Planning – та же аббревиатура, но другое содержание).

Системы этого класса способны планировать все производственные ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование с его реальной производительностью, трудозатраты.

MRP II - это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый.

Стандарт MRP II

Развитием концепций автоматизированного управления занимается американская некоммерческая организация APICS (American Production and Inventory Control Society), www.apics.org. Она объединяет производителей (заказчиков), консультантов и разработчиков программного обеспечения.

По стандарту APICS, MRP II включает следующие функции:

· Sales and Operation Planning – Планирование продаж и производства

· Demand Management – Управление спросом

· Master Production Scheduling – Составление плана производства

· Material Requirement Planning – Планирование потребностей в сырье и материалах

· Bill of Materials – Спецификации продукции

· Inventory Transaction Subsystem – Складская подсистема

· Scheduled Receipts Subsystem – Отгрузка готовой продукции

· Shop Flow Control – Управление производством на цеховом уровне

· Capacity Requirement Planning – Планирование производственных мощностей

· Input/output control – Контроль входа/выхода

· Purchasing – Материально-техническое снабжение

· Distribution Resource Planning – Планирование запасов сбытовой сети

· Tooling Planning and Control – Планирование и управление инструментальными средствами

· Financial Planning – Финансовое планирование

· Simulation – Моделирование

· Performance Measurement – Оценка результатов деятельности

Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.

Стандарт MRP II делит сферы отдельных функций (процедур) на два уровня: необходимый и опциональный. Для того, чтобы программное обеспечение было отнесено к классу MRP II, оно должно выполнять определенный объем необходимых (основных) функций (процедур). Некоторые поставщики ПО приняли различный диапазон реализаций опциональной части процедур этого стандарта.

Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:

· получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;

· долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;

· решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;

· реальное сокращение материальных ресурсов на складах;

· планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;

· автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;

· финансовое отражение деятельности предприятия в целом;

· значительное сокращение непроизводственных затрат;

· защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;

· возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.

Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы высшего уровня должны быть пересмотрены. Таким образом можно проводить координацию спроса и предложения ресурсов на определенном уровне планирования и ресурсов на высших уровнях планирования.

ERP

Класс ERP, в отличие от MRP и MRP II, для которых имеются строгие определения и формализованные перечни требований, описан только на уровне концепции. Поэтому утверждения о том, что такая-то система относится к классу ERP, строго говоря, является рекламным утверждением, или, в лучшем случае, экспертным заключением.

[Краткая концепция ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование ресурсов предприятия) В основе ERP лежит принцип создания единого хранилища данных (repository), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Это устраняет необходимость в передаче данных от системы к системе. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями. Концепция ERP стала очень известной в производственном секторе, поскольку планирование ресурсов позволило сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить обратную связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата. Стандарт ERP позволил объединить все ресурсы предприятия, таким образом, добавляя управление заказами, финансами и т.д.]

Когда в список учитываемых при планировании ресурсов добавились другие, в частности, финансовые, появился термин ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов в масштабе предприятия.

Различие между концепциями MRP II и ERP заключается в том, что первая ориентирована на производство, а вторая – на бизнес. Например, такие вещи, как условия кредитования заказчика по отгрузке готовой продукции, попадают в поле зрения ERP, но не MRP II.

Инструментарий OLAP, средства поддержки принятия решений – принадлежности ERP, но не MRP/MRP II систем.

Основные понятия производственного менеджмента (в том числе и термин «ERP») можно считать вполне устоявшимися. В этой области признанным «стандартом де-факто» служит терминология Американской ассоциации по управлению запасами и производством (American Production and Inventory Control Society, APICS). Основные термины и определения приводятся в Словаре APICS, который регулярно обновляется по мере развития теории и практики управления. Именно в этом издании содержится наиболее полное и точное определение ERP-системы.

В соответствии со Словарем APICS, термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, это — информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в более общем контексте), это — методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Таким образом, термин ERP может означать не только информационную систему, но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой информационной системой.

CRM и SCM

ERP, однако, не является вершиной эволюции. Фундаментальное ограничение систем ERP: они автоматизируют внутреннюю деятельность предприятия (т.н. back-office).

Со второй половины середины 90-х годов признанные поставщики ERP-систем, такие как SAP, испытывали нарастающее давление со стороны молодых компаний, предлагающих средства автоматизации функций, обращенных вовне (front-office).

Широкое распространение получили концепции CRM (Customer Relations Management) и SCM (Supply Chain Management) – управление отношениями соответственно с заказчиками и с поставщиками.

К настоящему времени ведущие поставщики ERP-систем так или иначе научились справляться с этими задачами. Особо преуспела в этом компания Oracle с системой Oracle Applications, чему способствовала более адекватная, чем у конкурентов, системная платформа. Благодаря использованию браузера с поддержкой java в качестве рабочего места эта система изначально ориентирована на доступ к приложениям не только из локальной сети предприятия, но и извне через Интернет.

CSRP

[Краткая концепция CSRP – Customer Synchronized Resource Planning (Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем) Cтандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа, техзадание, поддержка заказчика на местах и пр. Таким образом, если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP включил в себя полный цикл от проектирования будущего изделия, с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Основная суть концепции CSRP в том, чтобы интегрировать Заказчика (Клиента, Покупателя и пр.) в систему управления предприятием. То есть не отдел сбыта, а сам покупатель непосредственно размещает заказ на изготовление продукции - соответственно сам несет ответственность за его правильность, сам может отслеживать сроки поставки, производства и пр. При этом предприятие может очень четко отслеживать тенденции спроса и т.д. ]

На расширение функциональности на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками нацелена концепция CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning).

Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, гарантийное и сервисное обслуживание.

CSRP - это первая бизнес методология, которая интегрирует деятельность предприятия, ориентированную на покупателе, в центр системы управления бизнесом.

CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса, основанную на текущей информации о покупателе. CSRP сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей. Информация о покупателях и услуги вплавляются в основу организации. Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а удаляется и заменяется запросами покупателей, переданными из подразделений организации, ориентированных на работу с покупателями.

CSRP переопределяет практику бизнеса, фокусируя ее на рыночной активности, а не на производственной деятельности. Бизнес-процессы синхронизируются с деятельностью покупателей.

CSRP переопределяет обслуживание покупателей и расширяет его за пределы обычной телефонной поддержки и выдачи справки о счетах. При использовании модели CSRP покупательские услуги становятся спинным мозгом целого предприятия, командным пунктом для организации. Центр технической поддержки покупателей отвечает за доведение критической информации о покупателях к исполнительным центрам организации.

Выгоды успешного применения CSRP - это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого - снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис. Способность создавать покупательскую ценность приведет к росту доходов и устойчивому конкурентному преимуществу.

При использовании модели бизнеса CSRP, традиционные бизнес-процессы пересматриваются в направлении к обслуживанию покупателей и создании продуктов удовлетворяющих их потребности. Внедрение приложений CSRP подталкивает руководителей предприятия к изменению. Внутренняя сфокусированность традиционных производственных структур, сегментированная по отделам и функциональности, перефокусируется наружу. CSRP позволяет построить двунаправленный свободный поток информации между покупателем и производителем.

ERP II

[Краткая концепция ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing (Управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия)]

В мировом масштабе (но не в России!) ERP можно рассматривать как пройденный этап. В развитых странах большинство корпораций внедрило у себя систему такого класса. (Некоторые даже и не по одной – увы, риск неудачи внедрения в этой области велик даже на Западе.)

Авторитетная консалтинговая компания Gartner Group заявила о завершении эпохи ERP-систем в 1999 году. На смену была предложена концепция ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing, управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия.

По определению, данному Gartner Group ERP II, - это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире - в рамках сотрудничества с другими корпорациями.

Основная идея ERP II заключается в выходе за рамки задач по оптимизации внутренних процессов организации: кроме интеграции таких традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, системы класса ERP II позволяют управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

Электронная коммерция

Для продвижения своего бизнеса в Интернет необходимо, прежде всего, выстроить и отработать свои бизнес процессы до открытия Интернет представительства. Отсутствие "надежного тыла" становиться серьезной проблемой для компании.

Это обусловлено тем, что при обычной схеме работы задача часто решается следующим образом: создается каталог продукции с описанием товаров и интерактивной формой заказа, клиент заказывает товар и ждет его доставки. Однако зачастую, осуществляя заказ, клиент, да и сами менеджеры, не имеют понятия, есть ли товар на складе и в случае отсутствия, сколько времени понадобится, чтобы доставить товар на склад, а затем переправить его клиенту. Более того, если единожды компания осуществляла специальный заказ для клиента, данные об этом не сохраняются, и при вторичном заказе компания вновь обрабатывает его как новый.

Это приводит к простоям, затягивает сроки доставки заказов, что, в конечном счете, влечет за собой полное разочарование клиентов. Функциональность систем ERP II, в свою очередь, позволяют контролировать склад, закупки и поставки и организовывать систему работы оптимальным образом. Помимо оптимизации рабочих процессов, решения ERP II позволяет создать клиентскую базу, хранить и анализировать данные по предпочтениям. Компания также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис, что служит выработке приверженности покупателей к сотрудничеству и установлению длительных отношений с клиентами. Таким образом, использование ERP-систем при ведении электронной торговли позволяет компаниям добиться преимущества по отношению к конкурентам.

Что касается рынка B2B, то этот сегмент в СНГ развит все еще довольно слабо. Это связано, с тем, что системы B2B весьма дорогостоящи, и внедрять их могут позволить только крупные предприятия сырьевой направленности или предприятия, выпускающие высоко ликвидные товары. Но с появлением на рынке систем ERP II, ориентированных на средние предприятия, компании получают возможность развивать торговые площадки в Интернет, которые оптимально будут отвечать их нуждам - обеспечивать электронный документооборот, контролировать движение заказов и т.д. Это позволит компаниям использовать свои Интернет - ресурсы для взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами.

Использование систем класса ERP II в данном случае позволяет оптимизировать процессы, как закупок, так и продаж. Информация о заказах, полученных через Интернет, интегрируется с данными склада, отделов доставки, продаж, сервисных центров, что позволяет создать единый профиль клиента, эффективно обрабатывать заказы и быстро отвечать на них, создавать и хранить данные обо всех его обращениях, анализировать их и прогнозировать новые обращения.

Клиент, в свою очередь, отправив заказ через Интернет - представительство, получает возможность контролировать процесс обработки заказа: автоматическое уведомление о его принятии и начале работы, данные о подготовке заказа, когда его заявка получена складом, сведения об отгрузке, когда заказ сформирован и отправлен, а также пакет необходимых документов.

Аналогично используется система при закупках. Менеджер по закупкам через систему получает доступ к каталогу товаров поставщика, выбирает необходимые товары и отправляет заказ. Возможны варианты, когда система автоматически формирует заказ на покупку, учитывая оптимальные объемы закупок, текущие потребности, необходимые сроки поставки и в стандартном формате пересылает поставщику. Система у поставщика обрабатывает полученный заказ, вычисляет срок поставки и посылает уведомление о ходе выполнения заказа.

B2C и B2B

B2C (Business to Customer) и B2B (Business to Business) – обозначения широких классов программных продуктов, обслуживающих взаимоотношения предприятий с покупателями (B2C) и между собой (B2B).

Пример B2C-системы – онлайновый интернет-магазин. К классу B2B относятся SCM и CSRP-решения.

Технологии B2B в настоящее время переживают настоящий бум. Аналитики соревнуются в предсказании астрономических сумм, которые будут потрачены на них в ближайшие годы.

Этот бум связан с вступлением развитых стран в постиндустриальный период. Во все больших масштабах крупные корпорации стремятся избавляться от производства, оставляя за собой исследования, проектирование, маркетинг и продажи. Производство же размещается на фабриках, расположенных в странах с дешевой рабочей силой, и являющихся независимыми предприятиями-подрядчиками. Понятно, что такая схема ведения бизнеса невозможна без совершенных B2B-систем.

Разработка КИУС

Разработка КИУС

Состав концепции:

• описание основных требований к системе со стороны функциональных подразделений;

• описание существующих решений, включая перспективные внедрения, а также общие принципы взаимодействия смежных систем;

• описание существующих проблем, связанных с эксплуатацией приложений и аппаратных средств;

• описание предлагаемых решений с их обоснованием;

• план развития системы на 2-3 года.

Цели разработки КИУС

• Руководители функциональных подразделений получат возможность сформулировать основные требования к КИУС.

• Служба автоматизации получит описание существующей информационной системы, а также согласованный как с высшим руководством, так и с внутренними потребителями план создания КИУС.

• Служба технической поддержки и внедрения получит поддержку при решении вопросов обучения и отвлечения специалистов функциональных подразделений при внедрении КИУС.

Основные этапы построения КИУС

• Определение целей проекта

• Подготовка к созданию КИУС

• Выбор поставщиков компонент КИУС

• Создание КИУС

Определение целей проекта

• анализ опыта похожих предприятий по созданию КИУС

• определение целей проекта в контексте системы управления

• формирование критериев успешности проекта

• формирование финансового плана

Подготовка к созданию КИУС

• организация тендера, выбор генерального подрядчика и поставщика консалтинговых услуг

• подготовка персонала к неизбежности изменений

• формирование плана-графика проведения работ на этапе

• анализ, выбор и утверждение проектных методологий и методик по этапу

• формирование и обучение рабочей группы аналитиков

• проведение обследования предприятия

• моделирование “как есть” и ”как должно быть” и, по необходимости, реорганизация бизнес-процессов

• утверждение бизнес-модели ”как должно быть”

• уточнение целей и критериев успешности проекта создания КИУС

• разработка требований к КИУС (системного проекта)

• разработка технических заданий (общего и частных по каждой из компонент)

• анализ рынка и выработка предложений по компонентам КИУС (включая и собственную разработку)

Реорганизация

Создание КИУС никогда не принесет предприятию должного эффекта без проведения комплекса работ по реорганизации его бизнес-процессов.

Внедрение КИУС без реорганизации автоматизируемых БП – не что иное, как возможность более эффективно делать неправильные вещи, в результате такого внедрения возникает среда, автоматизирующая устаревшие процессы и технологии.

 

Классификация КИС

В настоящее время существуют различные подходы к построению КИС, отличающиеся признаками, положенными в основу классификации. С практической точки зрения нам представляется целесообразным взять за основу классификации этих подходов признак использования тиражируемых программных средств. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению КИС приведена на рис. 1.

В соответствии с этой схемой при выборе подхода к построению КИС решается вопрос о возможности использования существующих на рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему, полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. После принятия соответствующего решения рассматриваются варианты реализации системы в рамках выбранного направления.

Рис. 1. Подходы к построению КИС

 

 Разумеется, эта схема, как впрочем и любая другая классификация, в определенной степени условна, поскольку реальная жизнь, как правило, не укладывается в формальные схемы. Можно представить себе некоторые промежуточные варианты подходов к построению КИС, не отраженные этой классификацией. Тем не менее приведенная схема позволяет, на наш взгляд, выделить основные особенности существующих на сегодня подходов к построению КИС. Рассмотрим выделенные на схеме варианты подробнее.

Самостоятельная разработка

Данный подход предполагает разработку КИС собственными силами, без привлечения сторонних организаций и приобретения тиражируемого прикладного программного обеспечения. Исторически это первый из сложившихся подходов к построению систем автоматизации учета и управления. Он, разумеется, имеет право на существование и сегодня; и на первый взгляд даже является достаточно заманчивым для руководства ряда предприятий, имеющих в штате программистов. Однако использование этого подхода для большинства предприятий в перспективе может привести к бесполезной трате времени и средств. Позволим себе привести следующий пример.

Государственное предприятие прошло этап акционирования и в той или иной степени перепрофилировало область деятельности. На смену наукоемким технологиям пришел выпуск несложной в техническом плане продукции, пользующейся спросом на рынке (например, вместо координатных устройств ввода для оцифровки картографической информации выпускаются кассовые окна и лотки для пунктов обмена валюты). Объемы производства и сбыта растут, однако постепенно возрастает и конкуренция, встает вопрос о повышении эффективности управления для снижения издержек и себестоимости продукции. В этом случае аргументом, выдвигаемым руководителем в пользу самостоятельной разработки КИС, часто может являться, например, следующее соображение: незачем тратить деньги на приобретение программ и услуги сторонних организаций, когда у нас есть свои программисты, которые и так получают зарплату (и которых иногда просто нечем занять!). Руководитель этих программистов часто поддерживает такое мнение руководства, поскольку заинтересован в получении длительного источника финансирования своего коллектива, и заявляет, что в состоянии построить КИС, полностью удовлетворяющую особенностям предприятия. В результате коллектив, который до этого вполне успешно занимался, например, разработкой программ для микропроцессорных систем управления прецизионным оборудованием, прочитав несколько книжек, принимается за создание КИС. Это один из самых ярких примеров неудачного подхода к созданию КИС, поскольку результаты подобной работы на 99% будут «выброшены в корзину» из-за отсутствия необходимого уровня квалификации и опыта разработки.

В приведенном примере отражен некий «вырожденный случай» и аргументами в пользу самостоятельной разработки могут служить, в частности, недостаточные качество и надежность тиражируемых средств. Однако в любом случае вы должны учитывать следующие недостатки этого подхода. Разрабатывающие систему сотрудники будут оторваны от своих прямых обязанностей по эксплуатации уже функционирующих программ, проект может сорваться из-за ухода одного-двух ведущих специалистов или нехватки сил для построения действительно мощной системы (практика показывает, что для создания КИС, отвечающей современным требованиям, необходимы десятки и сотни человеко-лет).

Здесь нельзя не отметить еще одно обстоятельство. При самостоятельной разработке системы часто (явно или неявно) имеется ввиду ее дальнейшее коммерческое распространение. Нужно сразу сказать, что в сегодняшних условиях подобные надежды вряд ли имеют основания. Слишком велика в настоящее время конкуренция и требования к качеству систем, чтобы рядовая «доморощенная» система имела реальные шансы на коммерческий успех.

Потенциально эффективным этот подход может быть для крупных предприятий, имеющих большой коллектив разработчиков, уже обладающих опытом разработки и внедрения комплексных систем автоматизации.

Заказные системы

При данном подходе вы заказываете разработку КИС, как, например, заказывают нестандартную мебель. Это второй исторически сложившийся подход к построению КИС. В «чистом виде» он предполагает разработку системы, полностью соответствующей особенностям конкретного предприятия, что и является его основным преимуществом. В потенциале этот подход характеризуется сравнительно меньшей стоимостью и меньшими сроками реализации, чем самостоятельная разработка.

В современных условиях при выборе этого подхода рекомендуется учитывать следующие его технологические и организационные особенности.

С технологической точки зрения наивно полагать, что разработчики будут создавать заказанную вами систему действительно «с нуля» (а если вдруг и будут, то это явный путь к провалу проекта). У них наверняка есть заранее наработанные решения, которые будут адаптироваться к вашим требованиям. Таким образом, во многих случаях сегодня «заказная» разработка фактически сводится к неявному использованию тиражируемых систем, которые имеются в распоряжении исполнителя. Результат разработки в этот случае во многом будет определяться качеством этих систем. Поэтому прежде чем остановиться на данном подходе имеет смысл внимательно познакомиться с возможностями построения КИС с явным применением тиражируемых средств, поскольку эти варианты могут быть дешевле при той же функциональности и надежнее в связи с применением широко апробированных решений.

С организационной точки зрения этот подход может быть реализован двумя способами: создание временного коллектива разработчиков на вашем предприятии путем привлечения специалистов со стороны и заключение договора со специализированной фирмой. Несмотря на то что первый способ может оказаться существенно дешевле (программистов, ищущих дополнительные заработки хватает), настоятельно не рекомендуется его использовать. После окончания разработки (даже при ее успешном завершении) вы скорее всего останетесь с системой «один на один», поскольку созданный временный коллектив может распасться или заняться другими (например, более выгодными для него материально) делами. Можно, конечно, иметь в виду создание этим коллективом на основе вашей системы тиражируемого продукта и последующее участие вашей фирмы в его продажах. Но это уже тема для совсем другого разговора.

В целом с учетом высказанных выше соображений использование подхода с разработкой заказных КИС можно рекомендовать предприятиям с действительно уникальными особенностями бизнеса.

Системы управления предприятием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.111 с.)