Тема: Синдром «воспаления» мягких тканей и костно-суставного аппарата. Острая гнойная анаэробная инфекция. Принципы лечения, меры профилактики. Организация сестринского процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Синдром «воспаления» мягких тканей и костно-суставного аппарата. Острая гнойная анаэробная инфекция. Принципы лечения, меры профилактики. Организация сестринского процесса.



Лекция №5

Тема: Синдром «воспаления» мягких тканей и костно-суставного аппарата. Острая гнойная анаэробная инфекция. Принципы лечения, меры профилактики. Организация сестринского процесса.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Цели занятия:

Обучающая:

1. Усвоить симптомы анаэробной инфекции.

2. Усвоить принципы организации сестринского процесса у пациентов с анаэробной инфекцией.

3. Усвоить принципы лечения и меры профилактики анаэробной инфекции.

Развивающая:

· Развивать у учащихся умение быстро принимать решение в сложной ситуации и быть психологически готовым к работе в условиях стационара.

Воспитательная:

· Формировать у учащихся бескорыстие, милосердие, доброту и сострадание к чужому горю, этику в общении с пациентами и врачом.

Место проведения: Витебский Государственный медицинский колледж.

Междисциплинарные связи:

1. Микробиология.

2. С/д и манипуляционная техника.

3. Фармакология.

Оснащение: таблицы, презентации.

Учащиеся должны знать:

· Клинические признаки анаэробной инфекции.

· Клинические признаки специфической хирургической инфекции.

· Принципы лечения.

Учащиеся должны уметь:

· Провести обработку инструментов после анаэробной инфекции.

· Провести обработку инструментов после работы с больными туберкулёзом.

Структура занятия

Организационный момент.

1.1.Оценка внешнего вида.

1.2. Наличие средств индивидуальной защиты.

1.3. Отметка отсутствующих.

1.4. Ознакомление учащихся с темой и планом занятия.

Мотивация учебной деятельности: В последние годы хирургической инфекции уделяется все большее внимание, что связано с постепенным ростом частоты и тяжести гнойно-воспалительных заболеваний. В связи с этим знание вопросов профилактики хирургической инфекции, ее раннего распознания и своевременного лечения является чрезвычайно важным. Это касается медицинских сестер, которые нередко первыми сталкиваются с такого рода пациентами. Кроме того, медицинская сестра принимает участие во всех этапах лечения, участвуя в диагностике, консервативном и оперативном лечении, организации послеоперационного ухода и ведения пациентов.

Контроль знаний предыдущей лекции, фронтальный опрос.

1. Фурункул. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

2. Карбункул. Клиническая картина. Принципы лечения и диагностики.

3. Рожа. Эризипелоид. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

4. Гидраденит. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

5. Лимфаденит. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

6. Лимфангит. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

7. Абсцесс. Флегмона. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

8. Остеомиелит. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

9. Панариций. Флегмона кисти. Возбудители. Клиническая картина. Принципы диагностики и лечения.

Актуализация знаний, формирование понятий:

Изложение теоретического материала преподавателем.

1. Анаэробная инфекция (газовая) гангрена. Возбудители. Факторы, способствующие развитию. Локализация. Формы. Общие симптомы.

2. Лечение. Профилактика. Особенности ухода за пациентами.

3. Гнилостная неклостридиальная анаэробная инфекция. Возбудители. Клиническая картина. Лечение.

4. Столбняк. Возбудители. Клиническая картина. Лечение. Уход за пациентами.

5. Активно-пассивная профилактика столбняка.

6. Сибирская язва. Клиническая картина. Лечение. Профилактика.

7. Хроническая специфическая инфекция. Хронический туберкулез. Формы. Клиническая картина. Лечение.

8. Актиномикоз.

9. Обработка инструментов после анаэробной инфекции, после работы с больными туберклезом.

5. Закрепление нового материала:

- решение задач и написание конспектов учащимися.

Подведение итогов занятия.

6.1. Анализ работы учащихся.

6.2. Выставление общей отметки.

7. Выдача домашнего задания.

Тема «Синдром «воспаления» мягких тканей и костно-суставного аппарата».

1. Л.И.Колб «Общая хирургия» стр.335-354.

2. Лекционный и методический материал.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка

Г. Витебск

ВАРИАНТ № 1

Уровень 1-ый.(1-3балла)

Ответь на поставленный вопрос

1. Считаете ли вы, что анаэробная инфекция относится к острой?

А)да

Б)нет

2.В лияет ли пониженный иммунитет на возникновение инфекции?

А)да

Б)нет

3. Различают хирургические инфекции:

А) первичные

Б)смешанные

В) вторичные

Уровень 2-ой.(4-6 баллов)

Выберите один или несколько правильных ответов:

4.По темпу распространения выделяют:

А)медленно распространяющиеся

Б)умеренно распространяющиеся

В)молниеносно распространяющиеся

5.Назовите микроорганизмы, вызывающие хирургические инфекции:

А)стафилококк

Б)стрептококк

В)грибы Candida

Г)протей

6.Ч то относят к местным симптомам?

А)краснота, припухлость, боль

Б)повышение температуры, тошнота, рвота

В)учащение пульса, увеличение кол-ва лейкоцитов

Г)головная боль, озноб, тремор

Уровень 3-ий.(7-8 баллов)

7.Дополните: хроническая форма хирургической инфекции- _______,к которым относятся ______, ________.

8.Установите соответствие:

1.стафилококк                          а)гной сине-зеленого цвета со сладковатым запахом

2.стрептококк                           б)гной желтоватого цвета, густой, без запаха

3.синегнойная палочка            в)гной коричневого цвета с запахом фекалий

4.кишечная палочка                 г) гной жидкий, слизистого вида, светлый

Уровень 4-ый(9-10 баллов)

9. В ЛПУ поступил мальчик 10 лет с жалобами (со слов матери) на резкое повышение температуры тела до 40о, болями в области кости распирающего характера, слабость, озноб, головная боль, разбитость.

Объективно: бред, гиперемия, припухлость в области тазобедренного сустава. Из анамнеза известно, что пациент накануне упал с велосипеда

1. Предполагаемый диагноз.

2. Методы диагностики и лечение.


ВАРИАНТ № 2

Уровень 1-ый.(1-3балла)

Ответь на поставленный вопрос

Столбняк

Столбняк  — зооантропонозное бактериальное острое инфекционное заболевание с контактным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся тоническим напряжением скелетной мускулатуры и генерализованными судорогами.

    Возбудитель столбняка — грамположительная палочка, являющаяся спорообразующим облигатным анаэробом, то есть живущая в бескислородной среде,  относится к категории убиквитарных (вездесущих), но вместе с тем условно-патогенных микроорганизмов. Является обычным обитателем кишечника человека и животных, где он живёт и размножается, не причиняя вреда носителю.

    Поэтому наибольшая обсеменённость столбнячной палочкой наблюдается в сельскохозяйственных районах с достаточной влажностью, где палочка обнаруживается в почвах садов, огородов, пастбищ и других местах, где присутствует загрязненность фекалиями человека и животных.

    В присутствии кислорода и температуре не ниже 4 °C образует споры. Споры устойчивы к внешнему воздействию: выдерживают нагревание до 90 °C в течение 2 часов, при кипячении погибают только через 1—3 часа, в сухом состоянии переносят нагревание до 150 °C, в соленой морской воде живут до 6 месяцев. В испражнениях, почве, на различных предметах сохраняются больше 10 лет.

    Возбудитель образует столбнячный экзотоксин — один из сильнейших бактериальных ядов, уступающий по силе лишь ботулиническому токсину. Токсин разрушается при нагревании, воздействии солнечного света, щелочной среды. Не всасывается через слизистую оболочку кишечника, в связи с чем безопасен при проглатывании.

Классификация

В зависимости от путей заражения:

1. Травматический столбняк (раневой, послеоперационный, послеродовой, новорожденных, постинъекционный, после ожогов, обморожений, электротравм и т. д.).

2. Столбняк, развившийся в результате воспалительных и деструктивных процессов (язвы, пролежни, распадающиеся опухоли и др.).

3. Криптогенный столбняк — при котором в анамнезе отсутствуют указания на повреждения кожи и слизистой (в основном это незамеченные ранее микротравмы).

По локализации в организме:

1. Общий, или генерализованный столбняк (разновидность — головной столбняк Бруннера, или бульбарный столбняк).

2. Местный столбняк (разновидность — головной столбняк Розе или лицевой столбняк).

По тяжести течения заболевания:

1. Легкая — наблюдается редко (в основном у ранее привитых людей). Симптомы выражены незначительно, температура нормальная или немного повышена.

2. Средней тяжести — Судороги и напряжение мышц нечастые и умеренные. Температура повышена.

3. Тяжелая — относительно частые и интенсивные судороги. Характерное выражение лица, температура повышена.

4. Особо тяжелая - энцефалитический столбняк (столбняк Бруннера) с поражением верхних отделов спинного и продолговатого мозга (дыхательный центр, ядра блуждающего нерва, сердечно-сосудистый центр), гинекологический столбняк и столбняк новорождённых.

Клиническая картина

Общий (генерализованный) столбняк

Тризм и «сардоническая улыбка» у пациента больного столбняком.

    Различают 4 периода болезни: инкубационный, начальный, разгара и выздоровления.

Инкубационный период

1. около 8 дней, но может длиться до нескольких месяцев. Чем короче инкубационный период, тем тяжелее протекает заболевание.

2. Заболеванию предшествовуют:  головная боль, раздражительность, потливость, напряжение и подергивание мышц в районе раны. Непосредственно перед началом болезни отмечаются озноб, бессонница, зевота, боли в горле при глотании, боли в спине, потеря аппетита. Однако инкубационный период может протекать бессимптомно.

Начальный период

1. до 2 дней.

2. тупые тянущие боли в области входных ворот инфекции, где к этому времени может наблюдаться полное заживление раны.

3. Практически одновременно или спустя 1 — 2 дня появляется тризм — напряжение и судорожное сокращение жевательных мышц, что затрудняет открывание рта. В тяжелых случаях зубы крепко стиснуты и открыть рот невозможно.

Период разгара болезни

1. 8 — 12 дней, в тяжелых случаях до 2 — 3 недель.

2. тоническое сокращение жевательных мышц (тризм) и судороги мимических мышц, вследствие чего у больного появляется сардоническая улыбка (брови подняты, рот растянут в ширину, углы его опущены, лицо выражает одновременно улыбку и плач). Далее развивается клиническая картина с вовлечением мускулатуры спины и конечностей («опистотонус»).

3. затруднение глотания из-за спазма мышц глотки и болезненная ригидность (напряжение) мышц затылка.

4. Ригидность распространяется в нисходящем порядке, захватывая мышцы шеи, спины, живота и конечностей. Появляется напряжение мышц конечностей, живота, который становится твердым как доска.

5. болезненные судороги, вначале ограниченные, а затем распространяющиеся на большие группы мышц, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут

Период выздоровления

1. Медленное, постепенное снижение силы и количества судорог и напряжения мышц. Может продолжаться до 2 месяцев. Этот период особенно опасен развитием различных осложнений.

Лечение

Больной подлежит немедленной госпитализации в специализированный стационар.

Лечение включает в себя:

1. Борьбу с возбудителем в первичном очаге инфекции (вскрытие, санация и аэрация раны)

2. Нейтрализацию столбнячного токсина путем введения противостолбнячной сыворотки.

3. Противосудорожное лечение (тотальная миорелаксация)

4. Поддержание жизненно важных функций организма (искусственная вентиляция легких, контроль сердечной деятельности).

5. Профилактику и лечение осложнений (борьба с сопутствующими инфекциями, тромбозом, профилактика механических повреждений при судорогах).

6. Полноценное питание и уход.

Больной помещается в отдельную затемненную палату, где исключается возможность воздействия внешних раздражителей (шум, свет и т. д.). Устанавливается круглосуточное медицинское наблюдение (пост). Больному нельзя покидать постель.

Питание больных в период разгара болезни очень затруднено, так как сильное напряжение мышц препятствует введению пищи через зонд и внутривенно. Рекомендуется питание жидкими продуктами (молоко, бульон и т. д.) Больные охотно и с удовольствием пьют воду.

Период лечения в стационаре составляет от 1 до 3 месяцев.

Профилактика

Существует три вида профилактики:

1.   Пассивная профилактика или серопрофилактика.

Ее проводят с помощью противостолбнячной сыворотки (ПСС) или противостолбнячного человеческого иммуноглобулина (ПСЧИ) детям до пяти месяцев, ранее не привитым против столбняка. А поскольку травмы у грудных детей, к счастью, случаются редко, то этот вид иммунизации наименее распространен. Вводят подкожно 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки. Во избежание анафилактического шока сыворотку вводят по Безредке в два приема. С этой целью сначала вводят 0,1—0,3 мл сыворотки, а через 2 часа — остальное ее количество.

2. Активно-пассивная профилактика

одновременное введение столбнячного анатоксина и противостолбнячной сыворотки — проводится в случае травмы детям старше пяти месяцев и взрослым, никогда ранее не получавшим прививки против столбняка. Вводят 1 мл анатоксина и через 15 минут сыворотку; через 2 недели вводят вторую дозу 2 мл анатоксина.

3.   Срочная ревакцинация введением столбнячного анатоксина

для стимуляции иммунитета у людей, получивших полный курс иммунизации против столбняка, но только в том случае, если после последней прививки прошло более пяти лет. Столбнячный анатоксин вводится подкожно в виде двух инъекций: 1 и 2 мл с двух - или трехнедельным интервалом.

Сибирская язва

Сибирская язва — острая инфекционная болезнь, протекающая преимущес-твенно в виде кожной формы, значительно реже — в легочной и кишечной формах с явлениями сепсиса.

    Возбудитель сибирской язвы — бацилла антрацис. Бациллы сибирской язвы хорошо растут на мясопептонных средах, способны выделять экзотоксин. Вегетативные формы сибиреязвенной палочки быстро погибают при кипячении и воздействии обычных дезинфектантов. При автоклавировании споры при температуре 110 °C гибнут лишь через 40 мин. Сухой жар при температуре 140 °C убивает споры через 2,5—3 ч. Прямые солнечные лучи споры сибирской язвы выдерживают в течение 10—15 суток. Спороцидным действием обладают также активированные растворы хлорамина, горячего формальдегида, перекиси водорода.

Клиническая картина

Продолжительность инкубационного периода колеблется от нескольких часов до дней, чаще всего составляет 2—3 дня. Заболевание может протекать в локализованной (кожной и висцеральной) или генерализованной (септической) форме.

Кожная форма сибирской язвы

1. Встречается в 98—99 % всех случаев сибирской язвы. Наиболее часто карбункулёзная форма, реже эдематозная, буллёзная и эризипелоидная формы заболевания.

2. Поражаются преимущественно открытые части тела; особенно тяжело протекает болезнь при локализации карбункулов на голове, шее, слизистых оболочках рта и носа.

3. Клиника токсическо-инфекционного шока (тяжёлые нарушения свертывающей и антисвертывающей систем крови, ацидоз, острая почечная недостаточность, падение температуры тела ниже нормы, сильнейшая интоксикация).

4. На месте входных ворот инфекции последовательно развивается пятно, папула, везикула, язва.

5. Нарастают зуд и ощущение жжения.

6. В результате некроза центральная часть язвы через 1—2 недели превращается в чёрный безболезненный плотный струп, вокруг которого имеется выраженный воспалительный валик красного цвета.

Септическая форма сибирской язвы

1. встречается довольно редко

2. начинается остро с потрясающего озноба и ↑ температуры до 39—40 °C

3. тахикардия, одышка, тахипноэ, боль в груди и кашель с выделением пенистой кровянистой мокроты.

4. признаки пневмонии и выпотного плеврита

5. появляются боли в животе, присоединяются тошнота, кровавая рвота, жидкий кровянистый стул.

6. развивается парез кишечника, возможен перитонит.

Инфекционно-токсический шок, отёк и набухание головного мозга, желудочно-кишечное кровотечение и перитонит могут явиться причиной летального исхода уже в первые дни заболевания.

Лечение

1. Лечение проводится только в условиях инфекционного отделения.

2. Антибиотики (пенициллин) а также специфический иммуноглобулин.

3. Активная дезинтоксикация (внутривенные инфузии с добавлением преднизолона).

Пациентов госпитализируют в отдельную палату, в которой ежедневно проводят дезинфекцию. Выписывают после полного выздоровления и заживления язв.

У перенесших сибирскую язву развивается стойкий иммунитет, хотя описаны случаи повторного заражения через 10-20 лет после первой инфекции.

Профилактика

1. Выявление и ликвидация очагов инфекции проводится по линии ветеринарной службы.

2. Лицам, подвергающимся опасности заражения сибирской язвой (работникам предприятий по переработке кожевенного сырья и шерсти, мясокомбинатов, ветеринарным работникам, работникам лабораторий, работающим с возбудителем сибирской язвы), проводят профилактические прививки сибиреязвенной живой сухой вакциной.

3. За лицами, контактировавшими с больными животными, устанавливается медицинское наблюдение в течение 2 недель.

4. Для исключения заражения необходимо быть очень осторожными при приобретении мяса у частных лиц на импровизированных рынках.

Лекция №5

Тема: Синдром «воспаления» мягких тканей и костно-суставного аппарата. Острая гнойная анаэробная инфекция. Принципы лечения, меры профилактики. Организация сестринского процесса.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Цели занятия:

Обучающая:

1. Усвоить симптомы анаэробной инфекции.

2. Усвоить принципы организации сестринского процесса у пациентов с анаэробной инфекцией.

3. Усвоить принципы лечения и меры профилактики анаэробной инфекции.

Развивающая:

· Развивать у учащихся умение быстро принимать решение в сложной ситуации и быть психологически готовым к работе в условиях стационара.

Воспитательная:

· Формировать у учащихся бескорыстие, милосердие, доброту и сострадание к чужому горю, этику в общении с пациентами и врачом.

Место проведения: Витебский Государственный медицинский колледж.

Междисциплинарные связи:

1. Микробиология.

2. С/д и манипуляционная техника.

3. Фармакология.

Оснащение: таблицы, презентации.

Учащиеся должны знать:

· Клинические признаки анаэробной инфекции.

· Клинические признаки специфической хирургической инфекции.

· Принципы лечения.

Учащиеся должны уметь:

· Провести обработку инструментов после анаэробной инфекции.

· Провести обработку инструментов после работы с больными туберкулёзом.

Структура занятия

Организационный момент.

1.1.Оценка внешнего вида.

1.2. Наличие средств индивидуальной защиты.

1.3. Отметка отсутствующих.

1.4. Ознакомление учащихся с темой и планом занятия.

Мотивация учебной деятельности: В последние годы хирургической инфекции уделяется все большее внимание, что связано с постепенным ростом частоты и тяжести гнойно-воспалительных заболеваний. В связи с этим знание вопросов профилактики хирургической инфекции, ее раннего распознания и своевременного лечения является чрезвычайно важным. Это касается медицинских сестер, которые нередко первыми сталкиваются с такого рода пациентами. Кроме того, медицинская сестра принимает участие во всех этапах лечения, участвуя в диагностике, консервативном и оперативном лечении, организации послеоперационного ухода и ведения пациентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.07 с.)