Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучная картина мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия.
В общем понимании наука это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Наука является важнейшей составной частью духовной культуры. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов, т.е. теоретическое отражение действительности. Соответственно целью естествознания, как части науки, является описание, объяснение и предсказание процессов и природных явлений на основе открываемых им законов, т.е. теоретическое отражение природных явлений и их общих закономерностей. Главной и непосредственной функцией науки, определяющей её структуру и организацию, было и остаётся раскрытие объективной истины. Объективная истина - истина, содержание которой не зависит от человека и человечества. Поэтому наука так необходима человеческому обществу. Наука познаёт объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, необходимое, устойчивое и закономерное в отдельных, изменчивых во многом случайных явлениях. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки проста: знать, чтобы предвидеть ход событий, чтобы действовать со знанием дела. Главной особенностью научного знания признаётся его системный характер, логическая доказательность путём выведения одних знаний из других. По содержанию научное знание характеризуется стремлением к истине, раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае - всего мира в целом. Для достижения своих целей наука вырабатывает специальные методы познания и специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания. 2.2. Научный метод. Научный метод – совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются спомощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Дляобъяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверятся экспериментом или сбором новых данных. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других ученых всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов по отношению к проверяемой теории. Таким образом, сущность научного метода можно представит очень просто – это такая процедура получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим. Если не соблюдено, хотя бы одно из перечисленных условий, то это знание скорее всего не научное, паранормальное или иррациональное.
2.3. Особенности современного этапа развития науки
1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории Современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое». О синергетике смотри ОТДЕЛЬНО. 2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости A) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т. п. Одно из Б) наблюдается тенденция к сближению двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса. B)) В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой 3. Укрепление и все более широкое применение идеи {принципа) коэволюции, т. е. 4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли Если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д. 5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. 6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности 7. Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» 8. В естествознании XX в. сформировался и получает все более широкое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так называемый «антропный принцип» — один из фундаментальных принципов. Согласно нему, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система и устанавливается связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной. 9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки, «конструктивная роль времени»). 10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся 11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. 12. Формирование нового видения-понимания природы как целостного живого организма. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика, которая включает не только взаимоотношения между людьми, но и взаимоотношения между человеком и природой. Справедливости ради надо сказать, что данный принцип достаточно четко сформулирован уже Шеллингом в его афоризме о том, что природа есть «всевеликий великий организм». Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинга общим принципом объяснения природы в целом. 13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как Таковы главные характеристики современной постнеклассической науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.137 (0.006 с.) |