Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устойчивость движения автомобиля на повороте
Рассмотрим устойчивость автомобиля, стоящего на косогоре с углом b (рис. 3.2). Силу веса G разлагаем на G Z – нормальную и G Y – боковую – ее составляющие: GZ = G × cos (b) и GY = G × sin (b). Расстояние между колесами левого и правого борта называют колеей. Пусть H – среднее расстояние между колесами левого и правого борта. Обозначим RZ Л – сумму нормальных реакций колес левого борта, RZ П – правого. Составим сумму моментов сил относительно точки Д – центра контакта колес левого борта (см. рис. 3.2): S MD = RZ П × H – GZ × H /2 + GY × h = 0; RZ П × H – G × cos (b) × H /2 + G × sin (b) × h =0. Находим RZ П: RZ П = G × (H × cos (b)/2 – h × sin (b))/ H. (22) Рис. 3.2. Силы, действующие на неподвижный автомобиль на уклоне
Составляем сумму проекций сил на ось OZ: S P О Z = RZ П + RZ Л – G = 0. Получаем RZ П + RZ Л = G Z, и подставляем в это уравнение RZ П из (58): RZ Л = G × (cos (b)/2 + h × sin (b)/ H). По формуле (22) находим наибольший угол косогора bМАХ, при котором произойдет поперечное опрокидывание автомобиля (RZ П = 0): bМАХ = arctg (H /(2 h)). (23) Таким образом, анализируя распределение нагрузок на колеса автомобиля, мы нашли условия продольного или поперечного опрокидывания автомобиля. Пример. Возьмем снаряженный автомобиль ВАЗ-2101: Н = 1,3 м, h = 0,55 м. Найдем критический угол bМАХ: bМАХ = arctg (1,3/1,1) = arctg (1,18) = 50°. Рассмотрим устойчивость автомобиля, движущегося на повороте известного радиуса R п, по боковому заносу и опрокидыванию. К центру масс автомобиля приложена центробежная сила инерции P Ц = M × V 2/ R п, которая создается боковыми реакциями колес: P Ц = j× G. Отсюда легко найти критическую скорость V кр движения автомобиля на повороте по условию бокового заноса при известном сцеплении шин с дорогой: V кр = Ö(j× g × R п). (24) Составим сумму моментов сил относительно центра контакта колес правого борта, дальнего от центра поворота: S M = G × H /2 – RZ Л × H – P Ц× h = G × H /2 – RZ Л × H – h × M × V 2/ R п= 0. Найдем критическую скорость V кр по условию RZ Л = 0: V кр = Ö(R п× H × g /(2 h)). (25) Автомобили проектируют таким образом, чтобы критическая скорость на повороте по условию бокового заноса была меньше, чем по условию опрокидывания.
Пример. Вычислим критическую скорость для снаряженного автомобиля ВАЗ-2101 на повороте радиуса 100 м при j= 0,8: H = 1,3 м, h = 0,55 м: V кр = Ö(j× g × R п) = Ö(0,8 × 9,8 × 100) = 28 м/с =101 км/ч; V кр = Ö(R п× H п× g /(2 h)) = Ö(100× 1,3× 9,8/(2 × 0,55)) = 34 м/с =122 км/ч. Строители дорог изготавливают дорожное полотно с поперечным уклоном – углом b. Это позволяет повысить скорость и безопасность движения. При движении на такой дороге на автомобиль действует горизонтальная центробежная сила инерции. Углы b обычно малы по величине, что позволяет принять: cos (b) =1 и sin (b) = b. Найдем критическую скорость V кр движения автомобиля по условию бокового заноса. На автомобиль действует центробежная сила инерции P Ц = M × V 2/ R п. Она разлагается на две составляющие: P Ц × sin (b) = P Ц × b – сила, перпендикулярная покрытию; P Ц × cos (b) = P Ц – сила, параллельная покрытию. Первая составляющая увеличивает силу веса автомобиля: RZ = G × cos (b) + P Ц × sin (b) = G + P Ц × b. Вторая составляющая создается боковыми реакциями колес: P Ц = j× (G + P Ц × b); P Ц = j× G /(1 – b); P Ц = M × V 2/ R п. Получаем формулу для скорости V кр: V кр = Ö(j× g × R п/(1 – b)). (26) Из формулы следует: при движении на косогоре (b > 0) повышается критическая скорость по условию бокового заноса. Найдем критическую скорость V кр по условию опрокидывания на косогоре. Для этого составим сумму моментов сил относительно центра контакта колес правого борта, дальнего от центра поворота: S M = G Z × H /2 – RZ Л × H – P Ц× h + G Y × h = = G /(1 – b)× H /2 – RZ Л × H – M × h × V 2/ R п + G × b × h = 0. Отсюда находим критическую скорость V кр по условию RZ Л = 0: V кр = Ö(R п× g × (H /(2 h × (1 – b)) + b)). (27) Из формулы следует: при движении на косогоре (b > 0) повышается критическая скорость по опрокидыванию. Пример. Вычислим снова критическую скорость для снаряженного автомобиля ВАЗ-2101 на повороте радиуса 100 м при j= 0,8, на косогоре 10°: H = 1,3 м, h = 0,55 м. Имеем b = 0,17, находим по условию бокового заноса: V кр = Ö(0,8× 9,8× 100/(1 – 0,17)) = = Ö(784/0,83) = 31 м/с =112 км/ч (увеличилась на 11%). Находим по условию опрокидывания: V кр = Ö(100 × 9,8 × (1,3/(2 × 0,55 × (1 – 0,17)) + 0,17)) = 39,5 м/с = 142 км/ч (увеличилась на 16%).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.009 с.) |