Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития научно-технологического
Потенциала предприятия
Основными направлениями государственной политики в области развития научно-технологического потенциала и активизации инновационной деятельности предприятий являются: - создание благоприятных условий (правовых, финансовых, материальных) для технологического обновления производства, использования передовых отечественных и зарубежных наукоемких технологий, создания инновационной продукции, конкурентоспособного товара на внутреннем и внешних рынках; - формирование рыночных отношений в инновационной сфере, способствующих рациональному использованию потенциала отечественной науки; - концентрация бюджетно-финансовых ресурсов и иных форм государственной экономической поддержки на приоритетных направлениях развития экономики; - создание условий для привлечения частных и иностранных инвесторов, создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства. Важным направлением развития научно-технологического потенциала является его планирование, которое на предприятиях осуществляется на основе соблюдения следующих принципов: - приоритетность — в план необходимо включать самые важные и перспективные направления развития научно-технологического потенциала, реализация которых обеспечивает предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу; - непрерывность - на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные планы развития научно-технологического потенциала, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа; - системность — планирование должно осуществляться по всем составляющим цикл «наука — производство», а не по отдельным его составляющим. Цикл «наука — производство» состоит из элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологическая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование. В полном объеме этот принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях, где есть возможность осуществления всего цикла «наука —производство»;
- комплексность — план развития научно-технологического потенциала должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия: производственной программой, планом инвестиций и капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом все разделы плана экономического и социального развития предприятия разрабатываются с учетом требований плана развития научно-технологического потенциала; - экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами —в план должны включаться только экономически обоснованные и выгодные для предприятия мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами. Для экономического обоснования внедрения новой техники и технологии, выпуска новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план, который является основой для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного инновационного проекта. Планы развития научно-технического потенциала предприятий включают: - выполнение НИР и ОКР; - меры по реализации научно-технических программ; - мероприятия по совершенствованию организации производства и труда; - развитие изобретательской и патентно-лицензионной деятельности; - продажу и закупку лицензий на запатентованные технологии и ноу-хау; - стандартизацию и сертификацию продукции; - мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности продукции; - экономическое (технико-экономическое) обоснование запланированных мероприятий; - мероприятия по переподготовке и повышению квалификации научных, инженерно-технических и экономических кадров для осуществления инновационной деятельности. Конкретная структура плана повышения научно-технологического потенциала и уровня предприятия включает следующие организационно-технические мероприятия: I раздел. Повышение технического уровня производства: - механизация производства; - автоматизация производства; - внедрение прогрессивной технологии; - модернизация производства и замена устаревшего оборудования.
II раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства. III раздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе: - совершенствование разделения и кооперации труда; - внедрение передовых проектов организации рабочих мест рабочих, научных, инженерно-технических работников и служащих; - совершенствование нормирования и организации оплаты труда, в том числе внедрение передовых норм и нормативов труда для рабочих и служащих; - улучшение условий труда. IV раздел. Улучшения качества продукции. V раздел. Планирование научно-исследовательских работ на предприятии, определение и уточнение тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. По всем разделам плана определяется экономический эффект. Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, рассчитываются необходимые объемы работ и источники их финансирования. Исходные данные для составления плана: - результаты изучения рынка; - прогнозы научно-технического и технологического развития отрасли; - результаты выполнения научно-исследовательских работ отраслевыми институтами, конструкторскими бюро; - результаты анализа технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции данного предприятия в сравнении с аналогичными показателями по отрасли и за рубежом; - материалы спецификации продукции; - лицензии, патенты, предложения изобретателей и рационализаторов производства, результаты законченных научно-исследовательских работ инженерных служб предприятия, объединения. Среди экономических мер повышения эффективности использования научно-технологического потенциала выделяют мотивацию и экономическое стимулирование интеллектуального труда. Система государственной поддержки развития научно-технологического потенциала, характеризуется: - наличием государственных фондов по финансированию поддержки научно-технического потенциала; - наличием негосударственных фондов поддержки, в том числе зарубежных; - коммерциализацией прикладной науки; - созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании; - совместными исследованиями с зарубежными фирмами. В целях более эффективного использования финансовых ресурсов на исследования и разработки и для решения ряда конкретных задач по активизации инновационной деятельности предприятий значительная часть их аккумулируется в следующих инновационных фондах: Белорусский инновационный фонд; Фонд информатизации и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, формируемых в основном за счет средств государственного бюджета. Инновационные фонды признаны концентрировать средства в интересах инновационно-технологического развития отраслей реального сектора экономики. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» инновационные фонды формируются органами государственного управления за счет отчислений в размере до 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг), находящихся в их ведении юридических лиц с отнесением начисленных средств на себестоимость. Отдельным министерствам установлены повышенные нормативы отчислений в инновационные фонды от объема доходов с учетом специфики их работы для выполнения установленных целевых и прогнозных показателей (от 19% — для Министерства энергетики и Министерства транспорта и коммуникаций, до 1,5% — для Министерства лесного хозяйства). Средства инновационных фондов в основном направляются на финансирование науки и освоение новых видов наукоемкой продукции.
Белорусский инновационный фонд образован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998г. № 1739 для усиления государственной поддержки инновационной деятельности в республике. Этот фонд реализует механизм возвратного беспроцентного долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования, осуществляющих научно-техническую деятельность и преследующих цель коммерциализации результатов исследований и разработок. Источниками средств фонда являются республиканский бюджет, выделяемый на финансовую поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям, добровольные отчисления министерств, предприятий и отдельных граждан, поступления от уставной деятельности хозяйствующих субъектов за предоставленные им кредиты, банковские проценты за использование временно свободных средств. Средства фонда выделяются заявителю инновационного проекта на принципах долевого (до 50% общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок; на промышленное освоение результатов исследований и разработок, изобретений; создание новых производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности. Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований создан в 1991г. с целью улучшения условий научного поиска, повышения эффективности финансовой поддержки фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук по приоритетным направлениям. С 2002г. фонд включен в состав Национальной Академии наук (НАН) Беларуси. Фонд финансирует не организации, а небольшие коллективы или отдельных ученых. Средства фонда формируются из бюджетных источников, их размер определяется Законом о государственном бюджете Республики Беларусь на соответствующий год. Фонд информатизации Республики Беларусь является государственной организацией в составе НАН Беларуси, осуществляющий финансирование работ в области информатизации из средств государственного бюджета. НАН Беларуси является заказчиком Государственных научно-технических программ «Передовые информационные и телекоммуникационные технологии», а также программы работ по развитию единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь.
Общую концепцию финансирования инновационной деятельности можно сформулировать так: «Чем более фундаментальный характер носят научные исследования, тем в большей степени они организуются и стимулируются государством; и чем более коммерчески перспективно новшество, тем более им должны заниматься частные предприятия и предприниматели». Возможности инновационного развития предприятий сегодня во многом определяются их участием в образовании крупных корпоративных структур. Интеграция отдельных предприятий все чаще выступает необходимым условием для приобретения новых технологий, реализации накопленных знаний и опыта в процессе производства новой продукции, организации новых приоритетных отраслей, освоения зарубежных рынков. Наиболее распространенной формой такой интеграции являются финансово-промышленные группы (ФПГ), банки которых участвуют в прибылях фирм-инноваторов и фирм-потребителей новой продукции. Они имеют выраженные конкурентные стратегические преимущества в инновационной сфере, которые формируются под воздействием следующих факторов: - необходимости побеждать в жесткой конкуренции, что требует высокой концентрации капитала и прежде всего таких ресурсов как информация и новые технологии; - снятия барьеров входа на рынки наукоемкой продукции; - создания структурной интеграции на основе углубления технической кооперации и разделения труда, что упрощает доступ к запатентованным в рамках ФПГ технологиям; - возрастания жизнеспособности каждого предприятия, входящего в ФПГ, так как ФПГ способна обеспечить устойчивый спрос на новую продукцию в критический период ее освоения, когда снижение издержек до приемлемого уровня зависит прежде всего от увеличения объемов производства и успешной реализации этой продукции на рынке; - ускоренного обновления продукции, чему способствует интеграция в крупные корпоративные структуры. Важным направлением развития научно-технологического потенциала на предприятиях является организация широкого международного сотрудничества в рамках мирового научно-технологического пространства, которое включает обеспечение оперативного доступа к мировым потокам научно-технической информации; создание условий для использования международных баз и банков научно-технических данных; организация глобального мониторинга в исследовательских целях; дистанционное использование зарубежных интеллектуальных ресурсов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.029 с.) |