Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение российского арктического шельфа

Поиск

1.1. Освоение российского арктического шельфа необходимо ускорить

 

В начале августа 2012 года Правительство страны направило на доработку проект Программы разведки континентального шельфа Российской Федерации и разработки его минеральных ресурсов на перспективу до 2030 года. Однако в целом этот проект был одобрен. Его основными целевыми установками являются увеличение объемов добычи нефти на российском шельфе до 66 млн т в год и газа – до 230 млрд куб. м в год. Экономический эффект от выполнения программы, как ожидается, превысит 8 трлн рублей. Доработка проекта коснется тех его положений, которые должны сделать экономически привлекательными работы на шельфе для частных компаний. Как показала практика, силами только «Газпрома» и «Роснефти» разведать и освоить перспективные морские нефтегазовые структуры в приемлемые для страны сроки невозможно. Поэтому власти Российской Федерации в течение первых месяцев 2012 года предприняли ряд мер по стимулированию работ на шельфе и, прежде всего, на его самой перспективной части – в Арктике. Разработка упомянутой выше Программы может рассматриваться лишь как один из способов активизировать освоение морских запасов углеводородов.

Еще в середине апреля текущего года Правительство России поручило Минпромторгу, Минэнерго и Минэкономразвития до конца ноября 2012 года разработать стратегию локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для реализации шельфовых проектов. Уровень локализации при реализации шельфовых проектов должен составлять не менее 70-75%.

Минфину, Минэкономразвития и Минэнерго поручено представить до 1 октября 2012 года в Правительство страны предложения, включая проекты нормативных актов, по вопросам классификации конкретных шельфовых проектов. Разрабатываемая классификация должна учитывать сложность технологических решений, природно-климатические условия и ледовую обстановку, глубину моря, геологическую сложность открытых и перспективных месторождений, удаленность от берега и наличие объектов береговой инфраструктуры (см. «Предложения по классификации и налогам»). Налогообложение шельфовых проектов по новой схеме будет производиться в соответствии с их принадлежностью к определенному классу.

 

До утверждения упомянутой выше классификации и нового порядка налогообложения власти страны с июля 2012 года ввели налоговые льготы по выплате экспортной пошлины для Приразломного месторождения и рассматривали возможность введения льгот для Штокмановского месторождения.

Понимание того, что своими силами невозможно освоить российский шельф пришло и к руководству основных игроков – «Газпрома» и «Роснефти». Об этом свидетельствуют следующие факты.

В апреле 2012 года тогдашний глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил письмо руководству «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и ТНК-BP предложение о совместной работе на шельфе. В предложение вошли 12 участков шельфа, в том числе в «серой зоне» Баренцева моря рядом с норвежским шельфом, а также участки Магадан-1,2,3 на Дальнем Востоке. Правда, по данным на середину августа, это письмо не принесло конкретных результатов.

Та же «Роснефть» весной-летом 2012 года заключила соглашения о сотрудничестве с Eni и Statoil в сфере разведки континентального шельфа.

Нынешним летом «Газпром нефть» заявила о возможности привлечения западного партнера для совместного освоения Долгинского месторождения.

 

Прогнозы и риски

Однако, несмотря на все усилия властей и компаний, реальная ситуация с разведкой и разработкой месторождений изменяется гораздо медленнее, чем того хотелось бы. Особенно в Арктике. Общая картина, обрисованная в середине весны 2012 года во втором томе отчета RPI «Добыча нефти и газа на шельфе России и стран СНГ: перспективы развития отрасли до 2020 года», сохраняет актуальность до сих пор.

В этом отчете прогнозы объемов поисково-разведочного и эксплуатационного бурения, а также добычи на шельфе Балтийского и арктических морей основаны на двух сценариях – оптимистичный и пессимистичный.

Оба сценария учитывают наиболее значимые риски, которые могут возникнуть в процессе освоения месторождений и разведки лицензионных участков на арктическом шельфе и в Балтийском море. В работе приняты во внимание следующие риски:

·  неподтверждения прогнозов относительно запасов (ресурсов) на том или ином лицензионном участке;

· отсутствия денежных средств для продолжения работ.

К этим двум обстоятельствам добавлен риск отсутствия необходимого технологического оборудования для освоения месторождений или разведки лицензионных участков.

Все три перечисленных каждый по отдельности и в одинаковой степени полностью блокируют процесс освоения месторождений.

Как следствие, оптимистичный сценарий (сценарий 1) предполагает, что все три риска (неподтверждения прогнозов, отсутствия финансов и технологического оборудования) не имеют места, пессимистичный сценарий (сценарий 2) основан на предположении о реализации хотя бы одного из перечисленных рисков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.006 с.)