Мировое хозяйство. Структура мирового хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое хозяйство. Структура мирового хозяйства.



  Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которых лежит международное географическое разделение труда, различные экономические отношения. Основу всемирных экономических отношений образует мировой рынок, который обеспечивает обмен товарами, результатами труда между всеми странами. Мировое хозяйство охватывает все страны и характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью.

  Выделим основные черты мирового хозяйства:

А) Формирование мирового хозяйства – процесс исторический, связанный с появлением мануфактуры (XVI-XVIII вв.), и закончившийся в результате развития крупной машинной индустрии в некоторых странах Европы (XIX-XX вв.) В ХХ веке мировое хозяйство развивалось преимущественно «вширь» (первая половина) и «вглубь» (вторая половина).

Б) Мировое хозяйство – политико-экономическая категория, поскольку связана с понятием об общественной жизни и международной экономической интеграции.

В) Мировое хозяйство – это и географическая категория, которая, по мнению ведущих ученых экономической и социальной географии включает изучение мирового хозяйства, по крайней мере, на трех уровнях:

1. Общей географии мирового хозяйства.

2. Географии его отраслей.

3. Географии крупных регионов и субрегионов.

  Структура мирового хозяйства очень сложна. Главная проблема заключается не только в неравном соотношении между производственной и непроизводственной сферы, но и разным уровнем экономического развития стран.

  Структуру мирового хозяйства.

                                     Мировое хозяйство

Производственная сфера – 1/3 ВВП Непроизводственная сфера – 2/3 ВВП
1. Промышленность. 2. Сельское хозяйство. 3. Транспорт, связь. 4. Строительство. 1. Наука, культура, образование, здравоохранение. 2. Услуги: А) потребительские, Б) деловые (рекламные, финансовые, информационные, консультативные, инженерно-строительные и другие).

  Но за последнее десятилетие темпы развития мирового хозяйства несколько замедлились. На этом фоне резко выделяются Китай и Юго-Восточная Азия, показывая одни из самых высоких темпов хозяйственного развития за всю историю человечества. Ежегодный прирост мирового производства в начале 90-х годов составил 2,8%, в Японии - 4,2%, в США - 2,5%, в Азии - 4,6%, в Китае – более 10% (в 1992 году – 12%). 

  Таким образом, на сегодняшний день мировое хозяйство включает хозяйства всех стран мира, различные по своим масштабам и уровню развития. Несмотря на то, что хозяйства каждой отдельно взятой страны развивается по своим законам, они не изолированы друг от друга и выступают как противоречивая, но целостная система.

 

Россия и МГРТ.

  В последние десятилетия усилилась роль международных кооперационных связей, процессов создания совместных предприятий, международных производственных, информационных и иных комплексов.

  Россия обязана в полном объеме учитывать эти реалии современного мирового хозяйства. Но до сих пор основными статьями российского экспорта остаются топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Крайне медленно развиваются международные кооперационные отношения с участием России, в том числе в рамках СНГ. Россия пока практически не принимает активных усилий по развертыванию интеграционных процессов в Европе и Азии.

Кроме того, в России не оценивают особенности нового этапа в развитии системы МГРТ, на котором прогрессирующая переориентация на внутриотраслевую международную специализацию производства предполагает расширение международной научно-производственной интеграции. Явно недостаточно внимания уделяют проблемы переориентации национальной экономики на современные мировые критерии эффективности производства, исследований, образования, на международные стандарты и мировые цены. Стратегические акценты при разработке внешней экономической политики до сих пор находятся не в сфере производственной и научно-технической деятельности, а в области внешней торговли (в сфере обращения).

  Первоочередная задача при определении стратегического внешнеэкономического курса – последовательное перенесение центра тяжести в соответствующих решениях на проблему интенсивного роста экспорториентированного производства. Это необходимо не только для увеличения валютных доходов, но и для подлинной ориентации российской экономики на мировые критерии производительности труда, качества продукции, услуг, всех видов хозяйственной деятельности.

  Для выполнения такой задачи обязательны взвешенная оценка конкурентоспособности российского производства, интенсивное развитие отечественных маркетинговых исследований; определение профиля эффективной экспертной специализации производства в регионах Российской Федерации и другие.

  К актуальным задачам относятся также формирование региональных систем координации и информации в науке и образовании и обеспечение их взаимодействия с аналогичными центрами в Европе и Азии, в том числе с центрами информации в Японии, Китае, новых индустриальных странах. Не менее актуально создание региональных центров по изучению и распространению передового зарубежного опыта эколого-экономического регулирования, использования ресурсов энергии и сырья, организации науки, научно-исследовательских и конструкторских работ, образования и т.д.

  В целом научный подход к условиям включения России в новую систему международного разделения труда требует следующей отвечающей принципам стратегического управления последовательности действий:

- определение структуры целей и возможностей их достижения;

- стратегическое маркетинговое исследование внешней среды;

- сравнительная оценка вариантов стратегии и выбор оптимального с учетом степени риска;

- формирование стратегического курса с ранжированием задач стратегии по степени их приоритетности и срочности;

- определение этапов развития внешнеэкономических связей и планирование организационных мероприятий;

- разработка программ стратегических капитальных вложений.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: закрепление основных понятий, рассмотренных на уроке.

 

 

 

Человек в эпоху НТР.

ЦЕЛИ:

А) выявить роль человеческого фактора в эпоху НРТ,

Б) сформулировать новое понятие «индекс человеческого развития».

ЭПИГРАФ:

 «Страна не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике будет не способная развивать что-либо другое». (Фредерик Харбисон)

ХОД УРОКА:

-   Как вы понимаете смысл слов Ф. Харбисоном?

  Невозможно представить нашу жизнь без скоростных поездов и автомобилей, без авиалайнеров и телефонной, телеграфной связи, без радиоприемников, телевизионных экранов, без домашних холодильников и электрического освещения. Немыслим прогресс и человечества без совершенных станков, автоматических линий, ЭВМ, прокатных станков, синтетических материалов, новых технологий…Именно таким стал мир на границе рубежей ХХ и ХХI в. в.

  Это все вехи научно-технической революции, с которой связаны технические и технологические символы эпохи.

- Почему в наши дни человечество не может обойтись без всего этого?

- Как вы считаете, в 21 веке в каких областях научных знаний человек достиг наибольших результатов?

- На какой базе зародилась научно-техническая революция?

  Современная НТР родилась не на пустом месте. Она уходит корнями в те крупнейшие открытия конца XIX – начала XX в., которые совершили подлинный переворот в наших знаниях и природе.

- Почему качественный скачок в науке и технике произошел только во второй половине ХХ века?

  Да, человечество и в прошлом знало революции в науке, технические перевороты. Но они происходили обособленно, слабо влияя друг на друга. Современные же открытия, совершенные в течение лишь нескольких десятилетий, породили новые научные направления и новые науки, вызвали к жизни новые отрасли производства, о которых раньше люди и не мечтали. На такой почве и пошла в рост научно-техническая революция.

- На какие процессы НТР оказывает наибольшее воздействие?

- Какова роль человека в развитии научной мысли?

  Современная научно-техническая революция оказывает воздействие не только на технику, технологию. Она способствует бурному прогрессу производительных сил в целом, развитию главной производительной силы – человека, требует всестороннего и полного использования его способностей, чего невозможно добиться без совершенствования образования.

- Объясните смысл слов академика Р.В. Хохлова.

  «Если человек, - писал академик Р.В. Хохлов, - мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть, сложа руки, под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко Ньютона», а научиться самоотверженно и системно работать».

- Существует ли какая либо закономерность между образованностью населения и развитием современного общества? Приведите примеры.

  Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки качества жизни, который называется «индекс человеческого развития» (ИЧР). ИЧР зависит от трех составляющих:

А) средней ожидаемой продолжительности жизни;

Б) уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения с поправкой на стоимость жизни;

В) образованностью, определяемой грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения.

  Индекс человеческого развития рассматривается как альтернатива показателю ВНП на душу населения при оценке социально-экономического развития стран и регионов. ИЧР является как бы мерой пройденного той или иной страной (регионом) пути социально-экономического развития.

- В каких странах образованию уделяется внимание больше, чем другим отраслям непроизводственной сферы? Характерно ли это явление для России?

  Особое внимание в промышленно развитых странах уделяется, как уже отмечалось, распространению компьютерной грамотности и компьютеризации всех сфер жизни. Умение пользоваться информационной сетью - один из важнейших показателей образованности в наши дни. По количеству компьютеров на душу населения Россия стоит на 34 месте в мире (7 компьютеров на 1000 человек), тогда как в США их 228 на 1000 жителей.

  В наши дни существует мировое информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет – всемирная компьютерная телекоммуникационная система. В связи с быстрым наращиванием информационного потока, названным «информационным взрывом», возникла особая наука об управлении и информации – кибернетика.

  Высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, но и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ. Во всех развитых странах проблема эффективности инновационной деятельности лежит в основе научно-технической деятельности, так как именно нововведения являются средством укрепления тенденций на внутренних и внешних рынках, обеспечивают повышенную конкурентоспособность продукции. Недофинансирование науки и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) замедляет обновление и совершенствование производства. Поскольку результаты НИОКР не поддаются единой оценке, общим критерием их значимости является доля инновационных технологичных изделий в экспорте страны и в общем производстве промышленной продукции в стране.

- Приведите примеры влияние науки на размещение различных отраслей производства?

  Масштабы научных исследований и размещение научно-конструкторских учреждений оказывают существенное влияние на территориальную структуру хозяйства стран и регионов мира. В наше время появилась целая сеть городов, для которых НИОКР являются ведущей функцией. Они могут называться по-разному, в зависимости от принятой в той или иной стране терминологии: научно-технические и научные исследовательские парки, инновационные центры, технологические парки, но наиболее часто – технополисы.

  Технопарки – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка – сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают значительной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.

В США технопарки появились в конце 40-х годов, в начале 70-х годов – в Западной Европе (в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Австрии, Бельгии, Финляндии, Италии).

  Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.

- Смогут ли технополисы качественно изменить социально-экономические условия жизни людей?

   Именно в них происходят территориальное соединение ранее разрозненных фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, а также образовательных функций. В ряде стран создание сети технополисов осуществляется по заранее разработанным государственным программам. Это касается, прежде всего, Японии, где был принят специальный «Закон о технополисах», США, ФРГ, Франции, Великобритании и ряде других промышленно развитых стран. С 1988 года начала осуществляться научно-техническая программа «Факел» в Китае, центральное место в ней отводится созданию новых территориальных структур, связанных с деятельностью в новейших отраслях высшей технологии. Технополисы стали во многих странах мира своеобразными «полюсами роста», с ними связан процесс концентрации инновационных видов деятельности и зачастую формируются целые региональные инновационные комплексы, как это произошло в долине Санта-Клара или районе Цукубы.

- Какие условия необходимы для образования технополисов и технопарков?

  Для образования технополиса или технопарка необходимо сочетание нескольких условий:

А) наличие престижного университета или другого крупного исследовательского центра,

Б) наличие высококвалифицированных кадров,

В) надежное финансирование, учитывающее возможный коммерческий риск,

Г) хорошо развитая инфраструктура,

Д) благоприятные природные условия жизни.

- В каких регионах России возможно размещение технопарков и технополисов?

- Сможет ли Россия с их появлением занять достойное место в мировом пространстве?

- Сможет ли наша страна использовать научный потенциал сегодняшних школьников через несколько лет?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Насколько ваше мнение о науке и научном потенциале изменились за этот урок?

- Повлияют ли данные выводов на выбор вашей профессии?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.033 с.)