Ресурсы, факторы и возможности производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы, факторы и возможности производства



Введение

 

ТЕМА1. ЭКОНОМИКА: ЕЕ ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

Главная функция экономики

Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.

Значение экономики для общества определяется тем, что она обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Отсюда главная функция (назначение) национального хозяйства - производить богатство, удовлетворяющее разнообразные потребности людей.

О степени развития страны судят по показателям производства продукции первого рода - по объему, разнообразию и качеству предметов потребления также по степени обеспеченности ими жителей.

Выполнять главную функцию национального хозяйства невозможно без изготовления натурального богатства второго рода - средств производства (хлопка, нефти, металла, древесины, станков и т.п.). Его основным показателем является объем выпуска средств производства в расчете на душу населения.

В начале развития товарного хозяйства (3-5 тыс. лет тому назад) появился третий род богатства - деньги. Деньги являются воплощением и знаком стоимости товаров, средством обращения (купли и продажи материальных благ). С их помощью облегчился и ускорился рыночный обмен, что благоприятно сказалось на расширении производства всех полезных вещей.

Современная экономика представляет собой единый процесс производства богатства в его двух естественных видах и в стоимостной, денежной форме. Поэтому судить о развитии народного хозяйства можно лишь при сопоставлении натуральных и стоимостных статистических показателей.

 

Экономический круговорот.

 

Общественное богатство совершает движение по кругу: производство - распределение - обмен - потребление.

Начальной фазой является непосредственное производство - созидательный процесс изготовления полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливается мебель).

Следующей фазой является распределение - такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по неодинаковым родам и видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется.

Следующей фазой является обмен - важная форма экономической связи между людьми. Разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться способностями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата.

Доставшиеся от распределения блага зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, если люди нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Следующей фазой является потребление составляет - заключительный - этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать. Последовательность кругового движения продукта потребления представлена на рис.1.1.

Рис. 1.1. Движение продуктов труда

 

Роль потребностей.

 

Потребности (needs) - недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности или раз вития (человека, фирмы и т.д.).

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению человеческих нужд, которые в свою очередь ведут к появлению новых запросов. Допустим, человек приобретает автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск, и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.

В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.

Во-первых, потребности являются причиной и конкретным ориентиром для создания новых благ.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу чего экономические потребности часто обгоняют производство.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Абрахам Маслоу[1], построивший пирамиду человеческих потребностей по степени их приоритетности. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

· физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

· потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

· потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

· потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

· потребность в самовыражении (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Пирамида потребностей современного человека

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7.  Самоактуализация

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Чтобы точнее изучить динамику потребностей, в статистике выделяют три основные группы:

а) продовольственные товары;

б) промышленные изделия, входящие в обычный набор потребителя (одежда, обувь и т.п.);

в) высококачественные блага длительного пользования (мебель, телевизоры, мотоциклы, автомобили и др.).

В экономике выделяют три основных варианта количественных пропорции (соотношении) между производством - с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой.

Первый вариант - регрессивный (от лат. regressus - движение назад). Он возникает в странах и регионах, где длительный спад экономики ведет к свертыванию потребления, а тем самым к количественному и качественному уменьшению потребностей.

Второй вариант - застойный. При нем выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно, потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.

Третий вариант - прогрессивный. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Из всех рассмотренных разновидностей соотношений между потребностями и производством нормальным можно признать, вероятно, только третий вариант.

Однако и в нем характерно противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которыми располагает созидательная деятельность общества.

§ 2. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА

 

Модель номинального дохода

Параллельно с эконометрическими исследованиями создавалась и теоретическая основа монетаризма — модель номинального дохода Фридмена[8].

Эта модель может быть представлена следующим образом:

(1)

 

 

(2)

 

(3)

 

(4)

(5)

(6)

 

(7)

 

 

(8)

         
         

 

где Y — номинальный доход, С — потребление в текущих ценах, I — инвестиции в текущих ценах, Р — индекс цен, q — реальный процент, т.е. процент при отсутствии инфляции, g — темп роста реального дохода (производства), знак * — относится к ожидаемым значениям соответствующей переменной.

Что характерно для этой модели?

В ней можно выделить две независимые части: реальная - уравнения (1) — (4) и денежная — уравнения (5) — (8). Именно вторая и представляет вклад Фридмена.

Уравнение (5) предполагает, что эластичность спроса на деньги по доходу равна 1.

Уравнение (6) получено в результате несложных преобразований из уравнения Фишера, устанавливающего связь между реальным процентом и темпом инфляции: при следующих условиях:

r = r*, q — g = k, k = const. Причем последнее условие означает неизменность распределения доходов, а также содержит предположение о полном использовании ресурсов, в том числе и рабочей силы.

Уравнение (8) задает адаптивный характер ожиданий[9].

В этой модели ожидания могут быть заданы и через переменную общего уровня цен. В этом случае вместо уравнения (8) получим следующее уравнение:

    (8- а)

 

Принципиальное значение в модели имеют два механизма: воздействия денег на процент, а через него на ожидаемое изменение номинального дохода (уравнения 5, 6), и адаптации, отражающий способность системы адаптироваться к отклонениям номинального дохода от ожидаемого его уровня (уравнение 8). Оба эти механизма во взаимодействии и определяют траекторию краткосрочного движения. Эта траектория описывается следующим уравнением, полученным путем несложных преобразований из модели:

(9)

где s — параметр, отражающий характеристики функции спроса на деньги.

От уравнения (9) легко перейти к уравнению стационарной траектории, описывающей движение в ситуации, когда ожидаемые и действительные значения темпов роста номинального дохода совпадают.

Очевидно, что в этом случае темпы роста номинального дохода и денег равны, а долгосрочная стабильность цен достигается в случае, когда темп роста денежной массы соответствует темпу роста реального производства.

Если вместо уравнения (8) использовалось уравнение (8- а), то итоговое уравнение будет иметь следующий вид:

 

  (9- а)  

 

Модель ничего не говорит о влиянии денег на цены и уровень производства в отдельности. Этот аспект был рассмотрен в рамках так называемой теоремы об ускорении, которая явилась обобщением модели номинального дохода.

Фридмен ввел функции, описывающие изменения цен и реального дохода. Переменными этих функций являлись: изменения номинального дохода, ожидаемых цен и ожидаемого реального дохода, а также реального дохода и его ожидаемого значения. Эти функции могут быть представлены следующим образом:

  (11)     (12)

 

Объединив эти уравнения с уравнением (9), Фридмен получил систему трехлинейных дифференциальных уравнений, которая описывает реакцию системы на возмущения, вызванные дополнительной эмиссией денег.

Если темп роста денежной массы увеличивается, возрастает расхождение между действительным и ожидаемым темпом роста номинального дохода. Уравнения (11) и (12) показывают, как это расхождение «распределяется» между ростом цен и реального дохода.

При некоторых упрощающих предположениях можно ожидать, что данная система будет описывать затухающий колебательный процесс, т.е. когда воздействие одноразового увеличения денежной массы прекращается, через некоторое время экономика возвращается на траекторию устойчивого роста. Колебания возобновляются, когда системе сообщается новый импульс в виде ускоренного роста денежной массы.

Иными словами, для того чтобы денежная политика влияла на реальное производство, необходимо увеличивать массу денег возрастающим темпом. В этом и состоит теорема об ускорении.

 

Именно монетаризм стал идеологическим знаменем многих либеральных реформ последней трети 20 в. – тэтчеризма в Великобритании, рейганомики в США, гайдароэкономики в России.

Кризис современной неоклассики. Высшей точкой популярности экономического либерализма стали 1980-е: неоклассика бесспорно признавалась основным течением экономической науки, ее рекомендации стремились брать на вооружение правительства едва ли не всех стран мира. Казалось, что крах социалистической командной экономики лишь подтвердит истинность неоклассических идей. Однако на самом деле уже в 1990-е обозначился кризис неоклассических идей.

С одной стороны, именно в 1990-е появились сильные сомнения в практической ценности неоклассических рекомендаций. Многие постсоциалистические страны (в том числе Россия), которые осуществляли либеральные рыночные реформы, оказались в затяжном экономическом кризисе. Напротив, отказавшийся от либеральных рекомендаций Китай продемонстрировал удивительно быстрые темпы экономического роста. Правительства стран «третьего мира» также начали разочаровываться в том, что принципы экономического либерализма помогут им догнать развитые страны Запада.

С другой стороны, в 1990-е начала расти популярность новых направлений экономической теории, представители которых подвергали критическому теоретическому переосмыслению основополагающие принципы неоклассики.

Одной из групп критиков неоклассики стали сторонники психологической экономики во главе с Дэниелем Канеманом. Еще в 1970-е они стали проверять, действительно ли реальные люди мыслят и поступают строго рационально. Оказалось, что, несмотря на все удобства, которые дает принятая ноклассиками идеальная модель человеческого поведения, реальный человек зачастую мыслит отнюдь не рационально и имеет мало общего с «человеком экономическим».

Другое направление критики неоклассики связано с институционализмом. Если экономисты-психологи доказывают, что индивиды мыслят не так, как им предписывает неоклассическая теория, то экономисты-институционалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди действуют вообще не в качестве автономных индивидов, а как представители определенных социальных структур. Многочисленные институты (организации, формальные и неформальные нормы) сильно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого человека подчиняться неким общепринятым правилам.

В нашей стране пик популярности неоклассики пришелся на конец 1980-х – первую половину 1990-х, когда она воспринималась как новая «единственно верная» экономическая теория, призванная заменить «ошибочный» марксизм. Именно российские поклонники неоклассических идей (прежде всего, Егор Гайдар) возглавили в начале 1990-х либеральные экономические реформы. Однако уже к концу 1990-х обозначился заметный спад влияния неоклассических идей на российских экономистов. С одной стороны, стали очевидными не только успехи, но и провалы «гайдаровских» реформ. С другой стороны, преподаватели экономики осознали, что неоклассическая теория не менее абстрактна и не намного более практична, чем «старый» марксизм. В последние годы под влиянием критики отечественные экономисты-либералы (Ясин, Илларионов), как и зарубежные неоклассики, стали обращать все больше внимания на институциональные факторы экономического развития (национальная культура, политические свободы), которые ранее практически не учитывались.

 

Кейнсианская революция и институционализм.

 

Основные идеи знаменитой работы Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начали формироваться под влиянием новых тенденций, будораживших английскую экономическую мысль на рубеже 20 - 30-х годов 20 в. Эти тенденции отражали огромные трудности, которые переживал британский империализм после Первой мировой войны. Однако старое здание неоклассической теории, построенное на фундаменте былого экономического процветания Великобритании и служившее одним из оплотов английского консерватизма, рухнуло не сразу.

Мировой кризис (Великая депрессия) 1929-1933 гг. обнаружил глубокое несоответствие ортодоксальных неклассических представлений о функционировании капиталистического механизма реальной действительности. Он вызвал подлинный кризис всей неоклассической школы, на смену которой пришла новая система взглядов более соответствующая идеологическим и практическим задачам в условиях нарастающих государственно-монополистическийх тенденций.

Институционализм

 

В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя антитрестовской политике собственной страны, обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным, или просто институционализмом.

Виднейшими представителями институционализма выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл.

Методология институционалистов предусматривала:

1) широкое использование описательно-статистического метода;

2) историко-генетический метод;

3) как исходное — категорию института (совокупность правовых норм, обычаев, привычек).

В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институционально-статистическое (Митчелл) направления.

Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора. Коммонс основной упор делал на правовые категории, юридические учреждения, определяющие, по его мнению, развитие экономики. Разработка методов борьбы с экономическими кризисами проводилась Гарвардской школой конъюнктуроведения. Её ведущий теоретик Митчелл ставил задачу создания методов ослабления экономических кризисов. В его теории отсутствовала цикличность, а кризис был заменён рецессией — плавным снижением темпов роста. Митчелл создал теорию регулируемого капитализма.

Своё название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин "институционализм". Заметное влияние на формирование этого направления оказали труды английского экономиста Дж. Гобсона. Распространение институционализма было связано в первую очередь с эволюцией экономической теории в США, где в 20-х годах текущего столетия он занял лидирующее положение.

Современный институционализм, или неоинституционализм, во многом отличается от своего предшественника — раннего институционализма, хотя и сохраняет многие исходные понятия, сложившиеся в период становления и развития этого учения. Его идеи развивают такие влиятельные экономисты, как Дж. Гелбрейт, Г. Мюрдаль, Р. Хейлбронер, Д. Белл, О. Тоффлер, Я. Тинберген и др.

Своё название рассматриваемое направление получило в связи с тем, что его сторонники активно использовали социальный элемент и интерпретировали экономические процессы с помощью неэкономических факторов, включая социально-политический, технологический, правовой, социально-психологический, этический и др. Такое сочетание различных факторов объясняется тем, что в области методологии институционалисты ориентируются не только на материалистическое начало, но одновременно и на субъективный идеализм в толковании общественных процессов. Институционалисты широко используют социологию, соединяя её с политэкономией, дополняя экономическую науку социологическими категориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепций.

В последнее время имеют место попытки дополнения институционализма за счёт введения в его концепцию новых элементов, пересмотра устаревших положений. Наметилась очередная форма синтеза. На этот раз предпринимаются попытки соединить положения институционализма с неоклассической теорией.

 

Термин "институционализм" (англ. institutionalism от лат. institutio — образ действия, обычай, направление, указание) был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления. По определению У. Гамильтона, институт — это "словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев", "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал, что "институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань институтов". В основу системы взглядов институционалисты положили принцип естественного отбора институтов, представленный Т. Вебленом как содержание эволюции общественной структуры, основа общественного прогресса.

Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

Следует, однако, отметить, что историзм и учет факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и символизируют схожесть методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последней. И причин здесь несколько.

Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А.Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали свободу торговли и другие принципы экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей.

Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества.

И в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих свободное предпринимательство.

Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Дж. Коммонс — социально-правовой (юридический), У.К. Митчелл — конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Торстейн Веблен (1857-1929) — автор значительного числа крупных трудов в области экономики и социологии, в которых он исходил из теории эволюции природы Ч.Дарвина, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех общественных отношений, в том числе экономических и социально-психологических. Его теоретическое наследие получило наибольшую популярность и применение для ряда последующих творческих изысканий в русле социально-институционального направления экономической мысли во всех трех его течениях.

По определению Веблена, «институты — это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени». Отсюда, по его мысли, необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции, т.е. привычными способами мышления и общепринятым поведением.

Особое видение проблем социально-экономического развития общества Веблен подчеркивал даже в названиях изданных им работ, в числе которых «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923) и др.

Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч.Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности, пытался аргументировать положение об актуальности в человеческом обществе «борьбы за существование». При этом им используется историческая оценка развития «институтов» общества, в которой отрицаются марксистские положения о «классовой эксплуатации» и «исторической миссии» рабочего класса. На его взгляд, экономическими мотивами людей движут прежде всего родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы.

В теории «праздного класса» отношение этого «имущего непроизводственного» класса к экономическому процессу характеризуется как отношение «стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности». Этот класс предпочитает «обычаи мира бизнеса», сложившиеся «под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма». В частности, для представителей именно этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона спроса, что ныне принято называть «эффектом Веблена».

На начальном этапе развития капитализма классики и неоклассики не без оснований считали: стихийная рыночная экономика, состоящая из частнособственнических хозяйств, способна самостоятельно, без всякого вмешательства государства предотвращать глубокие спады производства и массовую безработицу, а предложение товаров на рынке как бы автоматически порождает равный ему по объему спрос покупателей, что обеспечивает устойчивый рост национального хозяйства.

 

 

 


 

Вопросы.

 

1. Функция экономики

2. Экономический круговорот.

3. Роль потребностей.

4. Иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

5. Ресурсы и факторы производства

6. Возможности производства

7. Стадии развития производства

8. Структура современного производства

9. Меркантилизм

10. Классическая политическая экономия (признаки и черты классической школы)

11. Первый этап развития классической политической экономии

12. Второй этап развития классической политической экономии

13. Третий этап развития классической политической экономии

14. Четвертый этап развития классической политической экономии.

15. Неоклассическое направление экономической теории.

16. Маржинализм

17. Основные школы неоклассической экономической теории

18. Периоды развития неоклассической экономической теории

19. «Старая» неоклассика.

20. «Оппозиционная» неоклассика.

21. Современная неоклассика. 

22. Монетаризм

23. Кейнсианство  

24. Институционализм

25. Т. Веблен социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований

26. Дж. Коммонс — социально-правовой (юридический),

27. У.К. Митчелл — конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический)

 


[1] Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) - американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине.

[2] Ульям Стаффорд был представителем раннего английского меркантилизма. Он является автором книги под названием "Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников", изданной в 1581 г. в Лондоне под инициалами W.S. Сочинение это написано в форме диалога между представителями различных слоев населения: рыцарем (землевладельцем), купцом, ремесленником, фермером (земледельцем) и богословом. Богослов выступает от имени автора. Такая форма произведения послужила причиной того, что долгое время авторство приписывали Шекспиру.

[3] То́мас Ман — английский экономист, меркантилист. Работал в Англии и Европе с 1620 до 1641 года. Сочинения «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».

[4] Антуа́н Монкретье́н де Ваттевиль (1576—1621) — французский драматург и экономист, впервые предложивший термин «политическая экономия».

[5] Жан Батист Кольбер (1619–1683) родился в богатой купеческой семье. После получения образования поступил на государственную службу и благодаря своим способностям очень быстро сделал блестящую карьеру. В 1661 г. он становится членом Высшего совета, затем, в 1669 г – морским министром и сосредоточивает в своих руках руководство всей внутренней политикой Франции.

[6] Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы.

[7] Давид Рикардо (1771—1823) — талантливый финансист и один из самых богатых людей лондонского финансового мира своего времени — является одновременно человеком, внесшим огромный вклад в развитие классической политической экономии. Д.Рикардо исследовал экономику как сложную систему, где действуют объективные экономические законы и существует механизм, обеспечивающий действие этих законов как преобладающих тенденций. Наиболее полно Рикардо изложил свои взгляды в работе “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817), в предисловии к которой он пишет, что главная задача политической экономии — определить законы, которые управляют распределением созданного продукта.

[8] Пьер Лепезан де Буагильбер (1646 - 1714) - основатель классической школы экономической мысли во Франции.

[9] Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

[10] К этим факторам он относил уровень разделения труда, технологию, накопление капитала, географию различных природных ресурсов (так называемые технико-экономические условия), а также инфраструктуру, определяющую особенности связи производителей и потребителей (транспорт, связь, развитие кредитной системы), изменениями характера потребностей. Данные факторы меняются относительно медленно, на протяжении десятилетий, и поэтому, как полагал Фишер, от их влияния можно абстрагироваться без больших погрешностей для анализа.

Введение

 

ТЕМА1. ЭКОНОМИКА: ЕЕ ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

Главная функция экономики

Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.

Значение экономики для общества определяется тем, что она обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Отсюда главная функция (назначение) национального хозяйства - производить богатство, удовлетворяющее разнообразные потребности людей.

О степени развития страны судят по показателям производства продукции первого рода - по объему, разнообразию и качеству предметов потребления также по степени обеспеченности ими жителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.107 с.)