Социально-педагогическая поддержка семей группы риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска



Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы

Направления деятельности / формы помощи Правовые основания деятельности Субъекты взаимодействия по проблеме

Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка

· Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей; · постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ; · консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77); · обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости). Если ситуация в семье не меняется: Подготовка ходатайств: 1. Ходатайство в Управление по социальным вопросам: · о занесении семьи в банк данных города или области; · об оказании помощи семье в решении экономических, материальных, психологических, юридических и других вопросов; · о привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей. 2. Ходатайство в УВД о привлечении родителей к административной ответственности (по необходимости). 3. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ) СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120) · Отдел охраны прав детей управления образования; органы опеки и попечительства; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; · судебные органы (иски ОУ, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет)

Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей)

· Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в семье; · обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости); · обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи; · ходатайство в управление образования о помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс"; · контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13) Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; участковые уполномоченные по месту жительства

Диагностический инструментарий социального педагога

Наименование методики Назначение методики Категория (с кем проводится) Форма проведения

Изучение социальной ситуации развития ребенка

Социальный паспорт класса (группы) Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ социальных паспортов классов (групп) ОУ Классы (группы), классные руководители Бланк-анкета заполняется воспитателем, классным руководителем
Социальная карта личности Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся (воспитанников), имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.) Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы

Изучение личности ребенка

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации. Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке Учащиеся подросткового и юношеского возраста Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

 

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

· определение причин семейного неблагополучия;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

· Конвенция о правах ребенка;

· Закон РФ "Об образовании";

· письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образовния";

· Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

· Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

· Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

· постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

· Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

· Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:

· непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;

· работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;

· работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:

· на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

· определение причин неблагополучия семьи;

· осуществление информационной помощи семье;

· реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.

Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в образовательном учреждении (далее – ОУ) на индивидуальном сопровождении.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

· классный руководитель, педагоги ребенка;

· социальные паспорта классов;

· беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;

· непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

· наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.013 с.)