Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 34.02.01 Сестринское дело↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №6 По теме: «Строение и соединения костей» Дисциплина: Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 Сестринское дело Курс 1 Саратов 2020 Методическая разработка лекционного занятия №6 «Строение и соединения костей». Дисциплина: Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Курс 1 Автор: Шевченко Наталия Васильевна, высшая квалификационная категория Саратов, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Дисциплина Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело Дисциплина Анатомия и физиология человека относится к профессиональному учебному циклу (общепрофессиональным дисциплинам). Дисциплины, на результаты обучения которых опирается данная дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Общая патология, Здоровый человек и его окружение, Психология, Генетика человека с основами медицинской генетики, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека. Дисциплины (профессиональные модули, МДК), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: основы профилактики, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации, основы реаниматологии. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
знать: строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Общее количество часов, отводимое на изучение данного раздела (с учетом лекционных и практических занятий) Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология – 27 часов. Лекции- 12 часов; Семинарско – практические занятия – 6 часов Общее количество часов, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу по данной теме – 9 часов (Работа с учебной и справочной литературой (учебниками, атласами, справочными материалами). Заполнение рабочей тетради, подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовать кости скелета). Составление сравнительной таблицы строения суставов. Составление таблицы по топографическому и функциональному признакам мышечной системы. Составление словаря терминов. ; План изложения теоретического материала 1.Определение процесса движения. Структуры организма, осуществляющие процесс движения. Принцип рычага в работе суставов. Объем движений в суставах. Возрастные особенности двигательной системы. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. 2.Виды костей. Строение кости как органа. Рост кости в длину и толщину. 3.Виды соединения костей. Строение и виды суставов, их классификация. Виды движений в суставах. Содержание теоретического материала Строение костей Кость (os) человека представляет собой сложный орган: она занимает соответствующее место, имеет соответствующие форму и строение, выполняет только ей присущие функции. Проникающие в кость сосуды и нервы способствуют взаимодействию ее с организмом, участию в общем обмене веществ, выполнению функций и необходимой перестройке при росте, развитии и изменяющимся условиям существования. В живом организме кость содержит около 50 % воды, 28 % органических веществ, в том числе 16 % жиров и 22 % неорганических веществ. Органический компонент кости представлен белковыми веществами, а неорганический — гидроксиапатитом. Кроме того, в кости содержатся также в разных количествах натрий, магний, калий, хлор, фтор, карбонаты и нитраты.
Преимущество в костях органических веществ (у детей) придает им упругость и эластичность. Изменение соотношения в сторону неорганических веществ ведет к хрупкости костей (у пожилых) и к более частым переломам. Кость образуется костной тканью, которая относится к соединительной ткани. Она состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. В костной ткани встречаются два типа клеток — остеобласты и остеокласты. Остеобласты — это молодые костные клетки, многоугольной формы, богатые элементами зернистой цитоплазматической сети, рибосомами и хорошо развитым комплексом Гольджи. В них содержится большое количество рибонуклеиновой кислоты, щелочной фосфатазы. Остеобласты постепенно дифференцируются в остеоциты, при этом в них уменьшается количество органелл. Межклеточное вещество, образованное остеобластами, окружает остеоциты со всех сторон и пропитывается солями кальция. Остеоциты — зрелые многоотростчатые клетки, которые залегают в костных лакунах, вырабатывающие межклеточное вещество и обычно замурованные в нем. Количество клеточных органелл в остеоцитах снижено, и они нередко запасают гликоген. Если появляется необходимость в структурных изменениях костей, остеобласты активизируются, быстро дифференцируются и превращаются в остеоциты. Система костных канальцев обеспечивает обмен веществ между остеоцитами и тканевой жидкостью. Кроме вышеназванных клеток, в костной ткани находятся также остеокласты — крупные многоядерные клетки, бедные хроматином. Цитоплазма таких клеток имеет множество выростов, покрытых плазматической мембраной. Клетки содержат митохондрии лизосомы, вакуоли, гидролитические ферменты и выраженные комплексы Гольджи. Плазматическая мембрана в этой области образует много складок и называется гофрированным бережком. Остеокласты способны резорбировать обызвествленный хрящ и межклеточное вещество костной ткани в процессе развития и перестройки кости.По современным сведениям, остеокласты имеют моноцитарное происхождение и относятся к системе макрофагов. Снаружи кость покрыта слоем плотной соединительной ткани — надкостницей (periosteum). Это тонкая плотная соединительная пластинка, богатая кровеносными и лимфатическими сосудами и нервами. Надкостница имеет наружный и внутренний слои. Наружный слой надкостницы волокнистый, внутренний — ростковый (костеобразующий). Внутренний слой присоединяется непосредственно к костной ткани и формирует молодые клетки (остеобласты), которые располагаются на поверхности кости. Таким образом, в результате костеобразующих свойств надкостницы кость растет в толщину. С костью надкостница плотно срастается при помощи проникающих волокон, которые глубоко входят внутрь кости. Наружный слой кости представлен пластинкой компактного вещества, которая в диафизах трубчатых костей более толстая, чем в эпифизах. В компактном веществе костные пластинки располагаются в определенном порядке, образуют сложные системы — остеоны — структурные единицы кости. Остеон состоит из 5—20 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В центре каждого остеона проходит центральный (гаверсов) канал. Через него в свою очередь проходят по одной артерия и вена, которые разветвляются на капилляры и по каналам подходят к лакунам гаверсовой системы. Они обеспечивают поступление и отток из клеток питательных веществ и продуктов метаболизма, СО2 и О2. Каждый гаверсов канал содержит также лимфатический сосуд и нервные волокна. На наружной и внутренней поверхностях кости костные пластинки не образуют концентрические цилиндры, а располагаются вокруг них. Эти области пронизаны каналами Фолькманна, через которые проходят кровеносные сосуды, соединяющиеся с сосудами гаверсовых каналов. Основное вещество компактной кости состоит из костного коллагена, вырабатываемого остеобластами, и гидроксиапатита; кроме того, в него входят магний, натрий, карбонаты и нитраты.
Под компактным веществом располагается губчатое, которое представляет собой сеть из тонких анастомозированных костных элементов — трабекул. Трабекулы ориентированы в тех направлениях, в которых кости повышают свою устойчивость к нагрузкам и сжатию при минимальной массе. Губчатая кость находится и в эпифизах трубчатых длинных костей и коротких (позвонки, кости запястья и предплюсны). Она свойственна также зародышам и растущим организмам. Внутри кости, в костномозговой полости и ячейках губчатого вещества, находится костный мозг. Во внутриутробном периоде и у новорожденных все кости содержат красный костный мозг, который выполняет преимущественно кроветворную функцию. У взрослого человека красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских костей (грудина, кости черепа, подвздошные кости), в губчатых (коротких костях), эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится желтый костный мозг. Он состоит из жировых включений и перерожденной ретикулярной стромы. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основные источники: 1. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека: уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений /– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2019 – 480 с. 2. Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К., Анатомия и физиология человека: учебник/ - Изд. 21-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 573с. 3. Самусев Р.П., Сентябрев Н.Н., Анатомия и физиология человека: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Издательство «АСТ»,2018.- 576 с. 4. Самусев Р. П., Сентябрѐв. Н. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека: Учеб.пособие для студентов учреждений сред. профессион. образования / - М.: ООО "Издательство "Мир и образование", 2019. - 768 с.
Дополнительные источники: 1. Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии /– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2017– 174с. 2. Борисевич А. И., Ковешников В.Г., Роменский О. Ю..Словарь терминов и понятий по анатомии человека / – М.: Академия, 2017 – 432с. 3. Дегтярев, В.П. Нормальная физиология: учебник – М.: Медицина, 2018 – 736с. 4. Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2018 – 342с. Интернет – ресурсы: 1. http://www.medcollegelib.ru 2. https://medstudents.ru
Приложения Рис. 1. Виды соединения костей (схема): А — сустав; Б — фиброзное соединение; В — синхондроз (хрящевое соединение); Г— симфиз (гемиартроз); 1 — надкостница; 2— кость; 3— волокнистая соединительная ткань; 4 — хрящ; 5 — синовиальная мембрана; 6 — фиброзная мембрана; 7 — суставной хрящ; 8 — суставная полость; 9 — щель в межлобковом диске; 10— межлобковый диск Рис. 2. Формы суставов: 1 — блоковидный; 2 — эллипсовидный; 3 — седловидный; 4 — шаровидный
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №6 По теме: «Строение и соединения костей» Дисциплина: Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 Сестринское дело Курс 1 Саратов 2020 Методическая разработка лекционного занятия №6 «Строение и соединения костей». Дисциплина: Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Курс 1 Автор: Шевченко Наталия Васильевна, высшая квалификационная категория Саратов, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Дисциплина Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело Дисциплина Анатомия и физиология человека относится к профессиональному учебному циклу (общепрофессиональным дисциплинам). Дисциплины, на результаты обучения которых опирается данная дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Общая патология, Здоровый человек и его окружение, Психология, Генетика человека с основами медицинской генетики, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека. Дисциплины (профессиональные модули, МДК), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: основы профилактики, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации, основы реаниматологии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; знать: строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Общее количество часов, отводимое на изучение данного раздела (с учетом лекционных и практических занятий) Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология – 27 часов. Лекции- 12 часов; Семинарско – практические занятия – 6 часов Общее количество часов, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу по данной теме – 9 часов (Работа с учебной и справочной литературой (учебниками, атласами, справочными материалами). Заполнение рабочей тетради, подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовать кости скелета). Составление сравнительной таблицы строения суставов. Составление таблицы по топографическому и функциональному признакам мышечной системы. Составление словаря терминов. ;
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.011 с.) |