Лу Шен, Тамара Чжу - Китайские методы восстановления здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лу Шен, Тамара Чжу - Китайские методы восстановления здоровья



Лу Шен, Тамара Чжу - Китайские методы восстановления здоровья

 

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Концепция Инь-Ян.. 4

Глава 2. Учение об энергии Ци.. 6

Глава 3. Составные части организма. 10

Глава 4. Концепция У-Син.. 11

Глава 5. Учение о внутренних органах Чжан-Фу. 13

Глава 6. Учение о меридианах Цзин-Ло.. 19

Глава 7. Физиологически активные зоны человеческого организма. 45

Глава 8. Причины возникновения болезней.. 47

Глава 9. Классификация синдромов заболеваний в китайской медицине. 50

Глава 10. Методы лечения китайской медицины... 51

Глава 11. Основы правильного питания.. 54

Глава 12. Очищение организма с помощью продукции "Тяньши". 56

Заключение. 58

 


Введение

В китайской медицине слились как естественнонаучные наблюдения, так и философские этические начала. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья как духовного, так и телесного, которые, кстати, в представлениях китайцев не имели такого резкого противопоставления, как у европейцев.

Существенным признаком китайского мышления является исключительное значение символов и символических действий не только в философии, науке, культуре, но и в обыденной жизни. Поэтому, познавая эти представления и понятия, надо учитывать их более всеобъемлющий характер по сравнению с представлениями и понятиями европейской цивилизации.

В первых философских трактатах ("И цзин" - "Книге перемен" и "Шу цзин" - "Книге истории") были сформулированы все основные положения о противоборствующих в единстве силах ИНЬ-ЯН, об энергии ЦИ, о "великом пределе" ТАЙЦЗИ, учение о пяти перво-стихиях и пяти движениях У СИН. Сформировавшиеся в середине первого тысячелетия до Рождества Христова, они стали основой китайской медицины.

По всей вероятности, философские положения китайских мыслителей сложились в результате наблюдений не только над окружающей природой, но и над функциями человеческого организма, его строением, что в результате привело к возникновению весьма цельной и стройной философской концепции, соединяющей макро- и микрокосм. Успешность применения методов лечения, основанных на этих идеях, подтверждает ее обоснованность.

Созерцание непрерывно меняющихся природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к установлению основного принципа бытия и движения в мире - постоянного действия двух противоборствующих и в то же время неразрывно связанных свойств, или начал - ИНЬ и ЯН. Исходное значение иероглифов, которыми обозначались эти понятия - темная и светлая стороны горы. Мрак, холод, влага, смерть, женское - это свойства ИНЬ. Свет, тепло, огонь, рождение - ЯН.

Они возникли как качества первоначально единой энергии ЦИ(шт ЧИ). Это произошло под действием первоматерии ТАЙЦЗИ (буквальное значение -"великий предел"). В результате сгущения ЦИ произошло разделение на светлые, легкие и чистые ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие небо, и мутные, тяжелые, грязные ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие землю. Равновесное взаимодействие ИНЬ и ЯН определяет порядок мироздания, природы, государства, семьи, человека и так далее.

Противоборство ИНЬ и ЯН рождает все движение в мире и пять первоначал (или первостихий, первоэлементов): ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ И МЕТАЛЛ. "Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно, и жизнь станет невозможна" (из трактата "Цзочжуань"). Эти пять первостихий являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Между всеми первоначалами существуют связи, взаимозависимости и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.

Первоэлементы одновременно и взаимопорождают, и взаимо-преодолевают (контролируют) друг друга. Взаимное созидание основано на природных свойствах первоначал: вода порождает и питает дерево (для роста дерева необходима вода); дерево, сгорая, порождает и питает огонь; огонь порождает и питает землю (пепел); земля порождает металл (так как металл получают из недр земных); металл порождает воду (при расплавлении превращается в жидкость) и так далее, - все взаимные порождения замкнуты в бесконечность, в кольцо (рис. 1).

Каждый первоэлемент одновременно является и "матерью", и "сыном", он и рождается и подпитывается, и сам рождает и питает. Так раскрываются прямые и косвенные связи мироздания. Однако для равновесия сущего мира должны быть и обратные связи. Таковыми являются взаимное угнетение, взаимный контроль или управление первоначал. Вода управляет (тушит) огнем, огонь управляет (расплавляет) металлом, металл управляет (разрушает) деревом; дерево управляет (разрушает корнями) землей; земля управляет (впитывает) водой.

Рис. 1. Принципы взаимодействия пяти первоэлементов Рис. 2. Принципы равновесия вкусов, запахов и органов


Такие отношения называются в китайских трактатах "дед" - "внук". Единство взаимопротивоположных начал инь-ян, строгая закономерность их чередования и смены составляют универсальный закон бытия. При этом важной категорией китайской философии является взаимодополнение. ИНЬ и ЯН не только противоборствуют, но и взаимодополняют друг друга. Именно взаимодополнение есть источник бытия.

Инь следует дополнять ян и наоборот - для поддержания существования. Если же к инь добавлять инь и к ян добавлять ян, то есть к подобному добавлять подобное же, нарушается их гармония, что ведет к гибели. Взаимодополнение является универсальной категорией и основой принципа лечения китайской медицины - правила БУ-СЕ (буквальный перевод "прибавить-отнять").

Инь-ян проявляются в любом субстрате, вещи, процессе, явлении: в мужском и женском началах, в свете и тьме, в дне и ночи, жаре и холоде, солнце и луне и так далее. Чередование инь и ян задает цикличность всех процессов в природе. Если последовательность ци в природе нарушается, то происходят катастрофы: извержения вулканов, землетрясения, наводнения или засухи. Если последовательность ци в организме человека не соблюдена, то возникают болезни.

Из таких философских представлений складывается понятие единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек рассматривается как мир в миниатюре, отражение макрокосмоса, Вселенной и состоит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Отражением этой органической целостности являются пять полых и пять плотных органов. Они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу (рис. 2). В этой единой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Пять первоначал стали основой для учения У СИН (буквальное значение - "пять элементов, пять движений"). Древневосточные врачи применяли учение у син к проявлениям жизнедеятельности человеческого организма и для упорядочения отношений человека и природы. В книге "Шаншу да-цюань" говорится: "Вода и огонь относятся к жизненно необходимому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево существуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека". Концепция У СИН является основой для диагностики и лечения, а также для рекомендаций по предупреждению болезней.

Главным практическим выводом из учения у син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов, их постоянного взаимопорождения и взаимопреодоления. Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Связи взаимного порождения и угнетения присущи всем объектам и явлениям. Динамическое равновесие постоянных физиологических процессов и реакций организма может быть нарушено внешним воздействием. К примеру, повреждение какого-либо органа или системы, относящейся к первоначалу земля, приводит к ослаблению контроля за органами, относящимися к воде, те усиливаются и угнетают органы огня. Так происходит распространение болезни.

Цель, которую ставила китайская медицина, изначально состояла в счастливом существовании человека, которое имело пять проявлений: "Первое проявление счастья - долголетие, второе - богатство, третье -здоровье тела и спокойствие духа, четвертое - любовь к целомудрию, пятое - спокойная кончина, завершающая жизнь" ("Шу цзин").

Китайские мыслители отвечали на вопрос "что?", а не "почему?" или "как?". Выявить связи и зависимости между явлениями природы, организмом, патогенными и целительными факторами - на это были направлены их усилия. Для них было важно, что дерево рождает и поддерживает огонь, а не то, почему оно горит, каков у него химический состав, какая при этом происходит реакция.

Только осознание этих различий восприятия окружающего мира, понимание особенностей индуктивного метода, то есть построение общих положений на основе частных конкретных явлений без разрыва связей между ними, поможет понять и успешно использовать восточную медицину.

 

Глава 1. Концепция Инь-Ян

Основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, которые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно воспринимаемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, приобрело широкий символический характер.

Таким образом, инь и ян стали проявлениями единой всеобщей "энергии" ци (см. следующую главу), которая была причиной и началом всякого движения и изменения во вселенной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной "энергии" - жизненной ци, проявления которой также имели характер или инь или ян. В китайской медицине модель инь и ян была применена как к структурам, так и функциям организма человека и стала основой физиологии, диагностики и лечения.

Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь. А все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное - к ян. Небо соответствует ян, а земля - инь, вода есть инь, а огонь - ян.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутренний, худой и т.д. Ян-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д.

Действие начал инь-ян заключается в следующем:
- каждое из них стремится подавить другое;
- оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала - в инь есть ян, в ян есть инь;
- борьба и взаимное превращение инь и ян являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;
- нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению всякого движения и развития;
- ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).
Рассмотрим эти положения подробнее.

Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инь и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой развития вещей и явлений.

Как противоположности, инь и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инь - низом (без верха не может быть низа, и наоборот). Левая сторона тела - это ян, правая - инь (без правой стороны нет левой, и наоборот). Жара соответствует ян, а холод - инь (без жары не может быть холода, и наоборот). Переполнение (избыток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) - инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произвести себя без ян, и наоборот.

При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности - дополнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян-ян и инь- ян, а каждое инь - на инь-инь и ян-инь. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инь и ян. Дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела оты носится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки - инь; все внутренние части тела относятся К инь, но желудок - к ян, а печень - к инь. В каждом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь и ян, и так далее.

В отношении структур и функций организма человека инь характеризует материальные составляющие тела, а ян - его функции. Таким образом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, "энергии", то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь - характер инь. Часть внутренних органов (см. ниже главу "Учение о внутренних органах - чжан- фу") относится к инь, другая часть -к ян. Всю сложную структуру человеческого организма и его функции китайская медицина классифицирует и объясняет на основе принципа инь-ян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодействий сил инь-ян. Разъединение этих сил ведет к прекращению активности организма и жизни.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь. Если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето - ян; весна, лето - это ян, зима, осень - инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инь и ян.

Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (ян). Тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инь-ян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или ян.

Согласно учению инь-ян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни:
- нарушение равновесия и гармонии взаимодействия инь-ян;
- преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода;
- преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;
- упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;
- упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдром холода;
- сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (инь) причиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).

Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность - к инь-состояниям. Жар - это ян-состояние, озноб - инь-состоя-,ние; полнота - ян-состояние, пустота - инь-состояние. Таким об-(.разом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы - ян-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный голос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс - это ян-состояние. Темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполненный пульс - это инь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении является восстановление нарушенного баланса инь-ян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановлению гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности. В книге "Хуан-ди нэй цзин" сказано: "Соответствие принципу инь-ян есть жизнь, противоречие есть смерть. Следовать ему - значит обеспечивать покой, противоречить -значит возбуждать нарушения. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось заболевание, и обеспечивать покой раньше, чем нарушения обнаружили себя".

В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимодополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевтическое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восстановление равновесия между ними. Цельность характера китайской медицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие растительных препаратов и других медикаментозных средств, на пишу (лечебным свойствам которой придается определяющее значение), на акупунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию ИНЬ и ЯН и излечить больного.

 

Глава 4. Концепция У-Син

Чаще всего термин "У-Син" переводится как "пять элементов (первоэлементов), пять движений". Древние китайские ученые приняли периодичность и цикличность изменений связанных между собой явлений природы - ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, а также бодрствование и сон, вдох и выдох и так далее - как всеобщий закон существования окружающего мира.

Связь между этими явлениями укладывалась в естественную цепь последовательных событий, в которой одно вытекает из другого: день рождает вечер, вечер - ночь, ночь - утро и так далее. Причиной этих изменений считалось противоборство инь и ян как проявлений энергии ци, всеобщей движущей силы мира. Циклы чередования инь и ян состоят из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро), максимальная активность (лето, поддень), упадок или угнетение (осень, вечер), минимальная активность (зима, ночь). Восток - это рождение (восход солнца), юг - максимальная активность, запад - упадок (заход солнца), север - минимальная активность.

Каждому из четырех состояний природы был дан символ - дерево, огонь, металл, вода, а пятый символ - земля был добавлен потому, что все явления и изменения происходят на земле.

Дерево - символ рождения, роста.
Огонь - символ максимальной активности.
Металл - символ начинающегося упадка.
Вода - символ минимальной активности.
Земля - центр и ось циклических изменений всего мировоззрения.

В представлении древних ученых дерево имело следующие свойства: рождение и рост в теплый период, зеленый цвет, податливость, упругость и так далее, поэтому все вещи и явления, которые обладали такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жара и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, а все вещи и явления, обладающие такими свойствами, отнесены к первоэлементу огонь.

Под первоэлементом земля объединены явления, сходные с плодородием, питанием и превращением. Свойства металла - твердость, пустота (чистый звук), чистота, хрупкость, стройность, легкость. Поэтому все вещи и явления, сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу метала. Вода обладает текучестью, холодом, способностью к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом вода.

Эта схема циклической взаимосвязи первоначал была применена также к физиологии и строению организма человека. Как первоначала связаны последовательностью рождений, так же связаны и все органы, явления, свойства и функциональные процессы, соответствующие этим первоначалам.

Неразрывная связь всех пяти первоначал является главным выводом из учения УСИН. Каждый из первоначал связан с другими посредством продуктивных и деструктивных процессов. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода помогает росту дерева, дерево может произвести огонь, огонь дает землю (пепел); земля производит, рождает металл; металл превращается в воду (жидкость). Разрушение проявляется в том, что вода может гасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Каждый элемент связан с другими, поэтому и процессы зависимы и связаны друг с другом.

Благодаря этой классификации можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее. Концепция у сын применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

В пять первоначал и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян. Поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной китайской медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу У-Син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на болезнетворное начало, поврежденные органы или функциональные системы.

Подводя итог, можно сказать, что представление об организме человека выведено из представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы материальны, то и организм материален; поскольку все части организма связаны между собой, то организм, естественно, представляет собой единое целое.

В трактате "Шу цзин" так говорится о свойствах человека, которых также пять: "О пяти способностях человека. Первая - внешний облик, вторая - речь, третья - зрение, четвертая - слух, пятая - мышление. Свойство внешнего облика - это достоинство, речи - следование истине, зрения - острота, слуха - тонкость, мышления - проницательность. Достоинство создает строгость поведения, следование истине создает аккуратность, острота зрения создает прозорливость, тонкость слуха создает осмотрительность, проницательность создает мудрость".

В книге "Су вэнь" сказано, что жизнь человека образована энергией ци Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года.

Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым, очищение. Ей свойственны умеренность и мягкость. Этому сезону соответствует ян.

Энергия лета, как и энергия конца лета, - это красота, сила, мощь. Нужно дать возможность проявиться этим качествам, так как они соответствуют энергии ян, которая должна нормально циркулировать в летний период, то есть стремиться к выходу наружу. Лето - это ян.

Энергия осени - это состояние внутренней наполненности, что является результатом покоя и уверенности. Необходимо стремиться к самоуглубленности. Осень - это инь.

Энергия зимы требует сохранения духовной энергии путем сбережения тепла. Все, что накоплено в предыдущие сезоны, необходимо использовать аккуратно и бережно, чтобы оставить силы для весны. Зима - это инь.

Каждая сезонная энергия соответствует одному из пяти первоэлементов. Они, в свою очередь, связаны с органами, поэтому сезонные энергии благоприятно воздействуют на органы. На печень - энергия весны, на сердце - энергия лета, на селезенку - энергия конца лета, на легкие - энергия осени, на почки - энергия зимы. Совокупность воздействий оказывает положительный эффект на духовную энергию, которую нужно поддерживать в гармонии.

Заключение

После краткой характеристики нескольких добавок Тяньши, хотим ещё раз отметить их особенности. Благодаря использованию древних императорских рецептов, которые регулировали энергию ЦИ и использовали лечебную силу трав, минералов, сырья животного происхождения, все эти добавки можно считать лекарственно-подобными соединениями, системно и резко улучшающими качество жизни. Действуют наши добавки быстро и эффективно. И обращаться с ними надо осторожно и с умом.

Обязательно надо помнить, что в основной своей массе это моно добавки с полисодержанием и принимать их надо раздельно. Особенно это важно в первый раз, когда мы потихоньку и методично очищаем организм. После первого курса очистки (двойная целлюлоза или хитозан, антилипидный чай), восполнения минерального комплекса (кальций, цинк), регуляции иммунитета (кордицепс, икан, холикан, хитозан) и стабилизации обмена (спирулина, кордицепс, икан, вэйкан) мы научимся слышать свой организм и доверять ему. Это всё касается профилактического воздействия и оздоровительной программы. Хотя очень часто во время оздоровительной программы решаются проблемы хронического характера.

Всё, что касается серьезных заболеваний, то их лечение должен направлять и контролировать врач. Все наши добавки надо запивать не менее чем стаканом чистой воды комнатной температуры. Желательно во время работы биологических часов. Продолжительность приема - 7, 14, 21, 28 дней.

Впоследствии, во время повторного курса, после очистки можно соединить некоторые препараты. Кальций может идти практически со всеми препаратами, кроме хитозана, двойной целлюлозы, железа и цинка. Цинк можно принимать с вэйканом и иканом и т.д. Но это всё потом, когда вы научитесь слышать свой организм. Помните, что при онкологических, аутоиммунных заболеваниях, в детской клинике дозы и схемы приема совершенно другие и назначать их должен врач!

И еще. Сегодня в России регулярное использование биодобавок просто необходимо. Катастрофическая экологическая обстановка во многих регионах, низкокачественные продукты питания, в том числе импортные, заставляют регулярно проводить очистку и дезинтоксикационные курсы. Постоянные стрессы, во время которых организм теряет микроэлементов и витаминов в 5 раз больше, чем в обычной жизни,, приводят к высокой потребности в биодобавках. А в сочетании с правилами здорового питания, восстановления энергии всех уровней в организме, фитотерапией - результат может быть очень хорошим.

Надо помочь организму защитить себя!
Будем терпеливы, а результаты превзойдут ожидания.

 

Лу Шен, Тамара Чжу - Китайские методы восстановления здоровья

 

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Концепция Инь-Ян.. 4

Глава 2. Учение об энергии Ци.. 6

Глава 3. Составные части организма. 10

Глава 4. Концепция У-Син.. 11

Глава 5. Учение о внутренних органах Чжан-Фу. 13

Глава 6. Учение о меридианах Цзин-Ло.. 19

Глава 7. Физиологически активные зоны человеческого организма. 45

Глава 8. Причины возникновения болезней.. 47

Глава 9. Классификация синдромов заболеваний в китайской медицине. 50

Глава 10. Методы лечения китайской медицины... 51

Глава 11. Основы правильного питания.. 54

Глава 12. Очищение организма с помощью продукции "Тяньши". 56

Заключение. 58

 


Введение

В китайской медицине слились как естественнонаучные наблюдения, так и философские этические начала. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья как духовного, так и телесного, которые, кстати, в представлениях китайцев не имели такого резкого противопоставления, как у европейцев.

Существенным признаком китайского мышления является исключительное значение символов и символических действий не только в философии, науке, культуре, но и в обыденной жизни. Поэтому, познавая эти представления и понятия, надо учитывать их более всеобъемлющий характер по сравнению с представлениями и понятиями европейской цивилизации.

В первых философских трактатах ("И цзин" - "Книге перемен" и "Шу цзин" - "Книге истории") были сформулированы все основные положения о противоборствующих в единстве силах ИНЬ-ЯН, об энергии ЦИ, о "великом пределе" ТАЙЦЗИ, учение о пяти перво-стихиях и пяти движениях У СИН. Сформировавшиеся в середине первого тысячелетия до Рождества Христова, они стали основой китайской медицины.

По всей вероятности, философские положения китайских мыслителей сложились в результате наблюдений не только над окружающей природой, но и над функциями человеческого организма, его строением, что в результате привело к возникновению весьма цельной и стройной философской концепции, соединяющей макро- и микрокосм. Успешность применения методов лечения, основанных на этих идеях, подтверждает ее обоснованность.

Созерцание непрерывно меняющихся природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к установлению основного принципа бытия и движения в мире - постоянного действия двух противоборствующих и в то же время неразрывно связанных свойств, или начал - ИНЬ и ЯН. Исходное значение иероглифов, которыми обозначались эти понятия - темная и светлая стороны горы. Мрак, холод, влага, смерть, женское - это свойства ИНЬ. Свет, тепло, огонь, рождение - ЯН.

Они возникли как качества первоначально единой энергии ЦИ(шт ЧИ). Это произошло под действием первоматерии ТАЙЦЗИ (буквальное значение -"великий предел"). В результате сгущения ЦИ произошло разделение на светлые, легкие и чистые ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие небо, и мутные, тяжелые, грязные ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие землю. Равновесное взаимодействие ИНЬ и ЯН определяет порядок мироздания, природы, государства, семьи, человека и так далее.

Противоборство ИНЬ и ЯН рождает все движение в мире и пять первоначал (или первостихий, первоэлементов): ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ И МЕТАЛЛ. "Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно, и жизнь станет невозможна" (из трактата "Цзочжуань"). Эти пять первостихий являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Между всеми первоначалами существуют связи, взаимозависимости и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.

Первоэлементы одновременно и взаимопорождают, и взаимо-преодолевают (контролируют) друг друга. Взаимное созидание основано на природных свойствах первоначал: вода порождает и питает дерево (для роста дерева необходима вода); дерево, сгорая, порождает и питает огонь; огонь порождает и питает землю (пепел); земля порождает металл (так как металл получают из недр земных); металл порождает воду (при расплавлении превращается в жидкость) и так далее, - все взаимные порождения замкнуты в бесконечность, в кольцо (рис. 1).

Каждый первоэлемент одновременно является и "матерью", и "сыном", он и рождается и подпитывается, и сам рождает и питает. Так раскрываются прямые и косвенные связи мироздания. Однако для равновесия сущего мира должны быть и обратные связи. Таковыми являются взаимное угнетение, взаимный контроль или управление первоначал. Вода управляет (тушит) огнем, огонь управляет (расплавляет) металлом, металл управляет (разрушает) деревом; дерево управляет (разрушает корнями) землей; земля управляет (впитывает) водой.

Рис. 1. Принципы взаимодействия пяти первоэлементов Рис. 2. Принципы равновесия вкусов, запахов и органов


Такие отношения называются в китайских трактатах "дед" - "внук". Единство взаимопротивоположных начал инь-ян, строгая закономерность их чередования и смены составляют универсальный закон бытия. При этом важной категорией китайской философии является взаимодополнение. ИНЬ и ЯН не только противоборствуют, но и взаимодополняют друг друга. Именно взаимодополнение есть источник бытия.

Инь следует дополнять ян и наоборот - для поддержания существования. Если же к инь добавлять инь и к ян добавлять ян, то есть к подобному добавлять подобное же, нарушается их гармония, что ведет к гибели. Взаимодополнение является универсальной категорией и основой принципа лечения китайской медицины - правила БУ-СЕ (буквальный перевод "прибавить-отнять").

Инь-ян проявляются в любом субстрате, вещи, процессе, явлении: в мужском и женском началах, в свете и тьме, в дне и ночи, жаре и холоде, солнце и луне и так далее. Чередование инь и ян задает цикличность всех процессов в природе. Если последовательность ци в природе нарушается, то происходят катастрофы: извержения вулканов, землетрясения, наводнения или засухи. Если последовательность ци в организме человека не соблюдена, то возникают болезни.

Из таких философских представлений складывается понятие единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек рассматривается как мир в миниатюре, отражение макрокосмоса, Вселенной и состоит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Отражением этой органической целостности являются пять полых и пять плотных органов. Они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу (рис. 2). В этой единой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Пять первоначал стали основой для учения У СИН (буквальное значение - "пять элементов, пять движений"). Древневосточные врачи применяли учение у син к проявлениям жизнедеятельности человеческого организма и для упорядочения отношений человека и природы. В книге "Шаншу да-цюань" говорится: "Вода и огонь относятся к жизненно необходимому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево существуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека". Концепция У СИН является основой для диагностики и лечения, а также для рекомендаций по предупреждению болезней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.063 с.)