Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, объекты и методы архивоведенияСтр 1 из 9Следующая ⇒
Семинарские занятия по „ОСНОВАМ АРХИВОВЕДЕНИЯ” для студентов 2 курса Специальности «ИСТОРИЯ» „История. Обществознание” Очной формы обучения Семинарское занятие № 1 АРХИВОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ СИСТЕМА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПЛАН 1. ПОНЯТИЕ „АРХИВ” И „АРХИВНОЕ ДЕЛО”. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА АРХИВОВЕДЕНИЯ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРХИВОВЕДЕНИЯ Ключевые слова: архивное дело, архивоведение, предмет, методы, объекты архивоведения. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями: архив, архивное дело, архивоведение, предмет, методы, объекты архивоведения; знать историю архивоведения. Методические рекомендации: При изучении темы необходимо остановиться на основных понятиях, выделенных жирным шрифтом, обратить внимание на основные источники изучения предмета, проанализировать этапы развития архивоведения. Инструкция к работе над семинарским занятием:
1. Дайте определение архивоведения как науки, его предмета и объектов. 2. Какова роль архивоведения как учебной дисциплины в подготовке специалистов вашей специальности? 3. Какие основные методы применяются в архивоведении? 4. Что означают принципы научности, историзма, объективности и всесторонности и принцип связи архивоведения как научной системы и учебной дисциплины с практикой архивного дела? 5. На каких группах источников основывается архивоведение? 6. Кто из ученых сделал весомый вклад в развитие архивоведения?
- Допишите основные события последнего этапа, пользуясь сайтом «Архивы России» http: //www.rusarchives.ru, Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Семинарское занятие № 2 ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА. АРХИВЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ ПЛАН
ПЕРВЫЕ АКТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Ключевые слова: пергамент, «телятина», береста, палимпсест, грамота, жалованная грамота, уведомительная грамота, печатник, металник, писарь, посадник, жалованная грамота, торговые и мирные договора, гостиные дворы, берестяная грамота, верительная грамота, жития святых, летопись, сокровищница, ризница, докончальная или крестоцеловальная грамота, ряд, диак, приказы, договорная грамота, поручные записи, духовная грамота, формулярник, чернопись, редакция, беловик, скрепа, печать, мосты, булла, ларник, вече, московское боярство, Государева казна, Государственный архив, думный дьяк, приказная изба, архивы приказов, местничество, поместный приказ, разрядный приказ, посольский приказ, Палата родословных дел, писцовая или переписная книга, Вестовые письма, Государственный приказ посольской печати, Коллегия иностранных дел, Государев архив, разметная книга, боярская дума, земская изба, казенки, губная изба, Белый дворец, дворский, Казенный двор, скоропись, столп, список, столбец, тетрадь, книга, копийная книга, азбука, патриаршество.
Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях данного периода, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование первых архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
1. Предложите собственную схему классификации первых документов в Древнерусском государстве.
2. Расскажите об особенностях работы первых архивов древнерусского государства. 3. Какие профессиональные специалисты работали в области создания и обработки документов Древнерусского государства? 4. Подготовьте сообщение на тему: Монастыри Древней Руси как центры сосредоточения уникальных документальных памятников. 5. Как проходила процедура отмены юридической силы документов? 6. Какие разновидности грамот вы знаете? 7. Покажите на конкретных примерах, как потребности общественного развития и делопроизводство первых государственных учреждений влияли на формирование архивов.
Семинарское занятие № 3 ПЛАН
Ключевые слова: Вотчинная канцелярия, коллегия, Вотчинная коллегия,Генеральный регламент, канцелярия, архивариус, секретарь, нотариус, актуариус, канцелярист, копиист, регистратор, толмач,рапорт, регламент, манифест, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия,Эконом-коллегия, Кабинет Петра I, дипломатические архивы, финансовый архив, судебный архив, хозяйственный архив, Московский архив Коллегии иностранных дел, сенатские архивы, Разрядно-Сенатский архив, Тайная экспедиция Сената, присутствие, Поместно-Вотчинный архив, Генеральное межевание, Архив межевой канцелярии, академический тип письма, канцелярский тип письма, Гражданский шрифт, филигрань, гербовое клеймо, штемпель. Цели и задания: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
Интернет- ресурсы:
1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 4 ПЛАН
Ключевые слова: министерская система делопроизводства, «Общий контрольный архив», Московский архив министерства юстиции, архив Главного штаба Военного министерства, губернские правления, земства, судебная реформа, единые министерские архивы, Г. Розенкапмф, приказ общественного призрения, циркуляр, Святой Синод, консистория, консисторский архив, Н.В. Калачев, губернские ученые архивные комиссии, Д.Я. Самоквасов. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.
Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
Составьте таблицу „Итоги архивных реформ XIX века”.
Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 5 ПЛАН
Ключевые слова: архив Государственной думы, архив Совета министров, архив Министерство торговли и промышленности, архив охранного отделения, Лефортовский архив, фонд, фонды органов политического сыска, «Центральное хранилище военно-исторических дел действующей армии», декреты, архивно-политические комиссии, Союз российских архивных деятелей, партийные архивы, Главное управление архивным делом. разборочно - проверочные комиссии, Государственный архив, Архив Октябрьской революции, Исторический архив, Военный архив, Главное архивное управление НКВД СССР, сеть государственных архивов, макулатурные кампании, коммунизация и рабочивание архивных кадров, Институт архивоведения, Московский государственный историко-архивный институт, Государственный архивный фонд, Центральный архив, Центральное архивное управление, Центральный архив революции, Центральный архив профдвижения, Центральный фотокиноархив СССР.
Сокращение: РСФСР, ВЦИК, Наркомпрос, Главархив, Центрархив, Госархив, истпарт, ЕГАФ, АУ, НКВД, МГИАИ, ЦАУ, ГАФ, ГАУ, Совнарком. Цели и задания: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
1. Какие изменения произошли в стране в результате реформы государственного устройства 1905-1907 гг. 2. Назовите исторические архивы I половины ХХ в.? 3. Подведите итоги архивной деятельности дореволюционного периода. 4. Охарактеризуйте деятельность архивов во время I мировой войны? 5. Назовите первые мероприятия советского правительства по охране и использованию архивов. 6. Назовите первые законодательные акты, на основании которых проходило формирование новых советских архивов? 7. Охарактеризуйте деятельность Истпарта. 8. Поясните значение нового понятия «ЕГАФ». Назовите законодательные документы, закрепившие это понятие. 9. В чем состояла двузначность понятия архивного фонда? 10. Как совершенствовалась законодательная база архивов в 30-е гг. ХХ века? 11. Расскажите о последствиях передачи управления архивами и сети архивных учреждений НКВД СССР. 12. Как вы понимаете «полное огосударствление архивов»? 13. Охарактеризуйте деятельность «макулатурных компаний». 14. Что понимали под «коммунизацией» и «рабочиванием» архивных кадров? 15. Каким образом было восстановлено научное значение архивов? 16. Охарактеризуйте деятельность архивов в годы Великой Отечественной войны. 17. Расскажите об итогах Всесоюзной конференции историков- архивистов 1943 г. Составьте таблицу „Утраченные архивы в результате немецкой оккупации”.
Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 6 АРХИВЫ И ПЕРЕСТРОЙКА В СССР
ПЛАН
Ключевые слова: Международный совет архивов, Государственный архивный фонд СССР, Государственная архивная служба СССР, структура ГАУ, рассекречивание. Сокращения: МСА, ГАФ, ГАУ, ВНИИДАД. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 7 СТАНОВЛЕНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА ПЛАН
Ключевые слова: Архивный фонд ЛНР; Государственная архивная служба ЛНР; информация, составляющая государственную тайну; рассекречивание сведений и их носителей; информационная безопасность архива. Сокращения: АФ ЛНР, ГАУ, Госархив. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела в ЛНР, правовые основы архивного законодательства, уметь классифицировать архивы по назначению. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов. Инструкция к работе над практическим занятием:
Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 8 АРХИВНАЯ СИСТЕМА И СЕТЬ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЛАН
Ключевые слова: архивная система, архивная отрасль, централизованная архивная система, децентрализованная архивная система, система архивных учреждений, сеть архивных учреждений, государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы, центральные государственные архивы, Госархив ЛНР. Сокращения: АФ, ЭК, Госархив ЛНР. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать организацию и структуру архивной системы в ЛНР, уметь определять тип архивной системы и архивных учреждений, знать основные направления деятельности государственных и негосударственных архивов. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на особенности формирования системы архивных учреждений в ЛНР. Инструкция к работе над практическим занятием студента:
1. Дайте определение понятиям «архивная система» и «архивная отрасль» Какие типы архивных систем вы знаете? 2. Назовите виды и группы государственных архивов. Перечислите их функции. 3. Расскажите об истории формирования Госархива. Назовите его функции, права и обязанности. 4. Расскажите об особенностях работы негосударственных архивов. Поясните термин «депозитарное хранение»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНОГО ФОНДА ЛНР, ВИДЫ АРХИВНОГО ФОНДА Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 10 ПЛАН Самостоятельная работа СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11 ПЛАН
Ключевые слова: экспертная служба, Центральная экспертно-проверочная комиссия, экспертно- проверочные комиссии, Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, ценные документы, особо ценные документы, уникальные документы, ограничение доступа к подлинникам, график проведения плановых проверок, экспертно-проверочная комиссия государственного архива, критерии ценности, листы учета и описания уникальных документов; внутренняя опись,сейфовое хранение, специальная инвентарная книга учета дел, инвентаризация дел, номерник, страховой фонд, фонд пользователя, страховые копии, микрофильмирование. Сокращения: ЦЭПК, УД, ОЦ. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать о деятельности экспертной комиссии в учреждениях, определять уникальность архивных документов. Методические рекомендации: При изучении темы необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на особенности организации деятельности экспертных служб и методики выявления особо ценных и уникальных документов. Инструкция к работе над практическим занятием:
4. Как осуществляется проверка наличия и состояния дел в государственном архиве, музее, библиотеке?
· Составьте таблицу „Уникальные документы”.
· Составьте таблицу „Особо ценные документы Луганской Народной Республики”.
Максимальное количество баллов занятия: 5 баллов Рекомендованная литература: 1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник. /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – М.: Академия, 2005. – 272 с. 2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие / А.Г. Голиков. – М.: Академия, 2008. – 176 с. 3. Бурова Е.М. Архивоведение: (теория и методика): Учебник / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. – 482 с. Дополнительная литература: 1. Бардаев Э.А. Документоведение: Учебник / Э.А. Бардаев, В.Б. Кравченко. – М.: Академия, 2013. – 336 с. 2. Кабашов, С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях / С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 294 c. 3. Кузина И.Л. Архивное право: Учебник / И.Л. Кузина – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2011. – 136 с. 4. Кулик В. Хранители истории Луганщины. // Экспресс-Новости №10 от 7 марта 2017, С. 3. 5. Кулик В. Что хранит Госархив ЛНР. // Экспресс-Новости №34 от 26 июня 2015, С. 3. 6. Леонтьев О.Г. Архивы в современном мире: Учебное пособие. / О.Г. Леонтьева. – Тверь: Лилия Принт, 2004. – 180 с. 7. Молева Н. Архивное дело №...: Учебное пособие / Н. Молева. – М.: Советский писатель, 2018. –304 c. 8. Сичкарева М.М. Правовой статус архивного документа: Научная статья / М.М. Сичкарева. – М.: Хороший секретарь, 2014. – выпуск № 3. Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 12 ПЛАН
Ключевые слова: архивное описание, элементы описания, описательная статья, архивное описание, архивный шифр, виды и методы описания, предмет анализа описания, учет, формы учета, научно справочный аппарат, группы и типы архивных справочников, архивная опись, архивный каталог, путеводитель по фондам архива (архивов), указатель, обзор документов. Сокращения: НСА. Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать принципы описания архивных документов; основные элементы описания и зоны международного стандарта, иметь навыки составления описательной статьи, уметь пользоваться архивными справочниками. Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на последовательность создания описательной статьи, определить элементы описания, выделить формы учета и их структуру, группы и типы архивных справочников. Инструкция к работе над практическим занятием:
Максимальное количество баллов занятия: 5 баллов Рекомендованная литература: 1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник. /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – М.: Академия, 2005. – 272 с. 2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие / А.Г. Голиков. – М.: Академия, 2008. – 176 с. 3. Бурова Е.М. Архивоведение: (теория и методика): Учебник / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. – 482 с. Дополнительная литература: 1. Бардаев Э.А. Документоведение: Учебник / Э.А. Бардаев, В.Б. Кравченко. – М.: Академия, 2013. – 336 с. 2. Кабашов, С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях / С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 294 c. 3. Кузина И.Л. Архивное право: Учебник / И.Л. Кузина – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2011. – 136 с. 4. Кулик В. Хранители истории Луганщины. // Экспресс-Новости №10 от 7 марта 2017, С. 3. 5. Кулик В. Что хранит Госархив ЛНР. // Экспресс-Новости №34 от 26 июня 2015, С. 3. 6. Леонтьев О.Г. Архивы в современном мире: Учебное пособие. / О.Г. Леонтьева. – Тверь: Лилия Принт, 2004. – 180 с. 7. Молева Н. Архивное дело №...: Учебное пособие / Н. Молева. – М.: Советский писатель, 2018. –304 c. 8. Сичкарева М.М. Правовой статус архивного документа: Научная статья / М.М. Сичкарева. – М.: Хороший секретарь, 2014. – выпуск № 3. Интернет- ресурсы: 1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru 2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su Электронные учебники 1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/ Семинарское занятие № 13 АРХИВНАЯ ЭВРИСТИКА ПЛАН
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.253 с.) |