Предмет, объекты и методы архивоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объекты и методы архивоведения



Семинарские занятия

по „ОСНОВАМ АРХИВОВЕДЕНИЯ”

для студентов 2 курса

Специальности

«ИСТОРИЯ»

„История. Обществознание”

Очной формы обучения

Семинарское занятие № 1

АРХИВОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ

СИСТЕМА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПЛАН

1. ПОНЯТИЕ „АРХИВ” И „АРХИВНОЕ ДЕЛО”.

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА АРХИВОВЕДЕНИЯ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРХИВОВЕДЕНИЯ

Ключевые слова: архивное дело, архивоведение, предмет, методы, объекты архивоведения.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями: архив, архивное дело, архивоведение, предмет, методы, объекты архивоведения; знать историю архивоведения.

Методические рекомендации: При изучении темы необходимо остановиться на основных понятиях, выделенных жирным шрифтом, обратить внимание на основные источники изучения предмета, проанализировать этапы развития архивоведения.

Инструкция к работе над семинарским занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение архивоведения как науки, его предмета и объектов.

2. Какова роль архивоведения как учебной дисциплины в подготовке специалистов вашей специальности?

3. Какие основные методы применяются в архивоведении?

4. Что означают принципы научности, историзма, объективности и всесторонности и принцип связи архивоведения как научной системы и учебной дисциплины с практикой архивного дела?

5. На каких группах источников основывается архивоведение?

6. Кто из ученых сделал весомый вклад в развитие архивоведения?

  • Составьте таблицу „Этапы развития архивоведения”.
Название этапа Границы Основные события
     

- Допишите основные события последнего этапа, пользуясь сайтом «Архивы России» http: //www.rusarchives.ru, Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Семинарское занятие № 2

ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА. АРХИВЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ

ПЛАН

  1. ЦЕНТР СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

ПЕРВЫЕ АКТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ.

  1. ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, МОНАСТЫРИ КАК ЦЕНТРЫ ХРАНЕНИЯ УНИКАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ПЕРВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И АРХИВОГО ДЕЛА.
  2. ПОПЫТКИ УНИФИКАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
  3. АРХИВЫ ФЕОДАЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
  4. АРХИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МОСКОВСКОМ КНЯЖЕСТВЕ XIV - начала XVI вв.
  5. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СЕТИ АРХИВОВ МОСКОВСКОЙ РУСИ. СТОЛБЦОВАЯ ФОРМА ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.
  6. НОВЫЕ ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С МАССОВОЙ ГИБЕЛЬЮ ИХ В МОСКОВСКОМ КНЯЖЕСТВЕ.

Ключевые слова: пергамент, «телятина», береста, палимпсест, грамота, жалованная грамота, уведомительная грамота, печатник, металник, писарь, посадник, жалованная грамота, торговые и мирные договора, гостиные дворы, берестяная грамота, верительная грамота, жития святых, летопись, сокровищница, ризница, докончальная или крестоцеловальная грамота, ряд, диак, приказы, договорная грамота, поручные записи, духовная грамота, формулярник, чернопись, редакция, беловик, скрепа, печать, мосты, булла, ларник, вече, московское боярство, Государева казна, Государственный архив, думный дьяк, приказная изба, архивы приказов, местничество, поместный приказ, разрядный приказ, посольский приказ, Палата родословных дел, писцовая или переписная книга, Вестовые письма, Государственный приказ посольской печати, Коллегия иностранных дел, Государев архив, разметная книга, боярская дума, земская изба, казенки, губная изба, Белый дворец, дворский, Казенный двор, скоропись, столп, список, столбец, тетрадь, книга, копийная книга, азбука, патриаршество.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях данного периода, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование первых архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:

1. Предложите собственную схему классификации первых документов в Древнерусском государстве.

2. Расскажите об особенностях работы первых архивов древнерусского государства.

3. Какие профессиональные специалисты работали в области создания и обработки документов Древнерусского государства?

4. Подготовьте сообщение на тему: Монастыри Древней Руси как центры сосредоточения уникальных документальных памятников.

5. Как проходила процедура отмены юридической силы документов?

6. Какие разновидности грамот вы знаете?

7. Покажите на конкретных примерах, как потребности общественного развития и делопроизводство первых государственных учреждений влияли на формирование архивов.

  1. Как отразилась феодальная раздробленность на развитие государственности русских земель II половины XI—XV вв.?
  2. Назовите древнерусские хранилища периода феодальной раздробленности.
  3. Объясните значение актовых источников XII - XIV вв.
  4. Расскажите о Царском архиве как центре комплектования дел.
  5. Поясните особенности формирования дел приказного делопроизводства XVI-XVIIвв.
  6. Объясните систему организации делопроизводства в «казенках».
  7. Какие события XVII в. существенно изменили систему организации делопроизводства и архивного дела?
  8. Назовите принципы описания документов в Московском княжестве.

 

  • Составьте таблицу „Развитие архивного дела в Древней Руси”.
Название архива Месторасположение Виды документов Должность заведующего архивом
         

Семинарское занятие № 3

ПЛАН

  1. РЕФОРМЫ ПЕТРА I.
  2. АРХИВЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ XVIII В.
  3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ XVIII В.
  4. АРХИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО XVIII В.
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ АРХИВОВ В XVIII В.
  6. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА КОНЦА ХVIII - НАЧАЛА ХІХВВ.

Ключевые слова: Вотчинная канцелярия, коллегия, Вотчинная коллегия,Генеральный регламент, канцелярия, архивариус, секретарь, нотариус, актуариус, канцелярист, копиист, регистратор, толмач,рапорт, регламент, манифест, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия,Эконом-коллегия, Кабинет Петра I, дипломатические архивы, финансовый архив, судебный архив, хозяйственный архив, Московский архив Коллегии иностранных дел, сенатские архивы, Разрядно-Сенатский архив, Тайная экспедиция Сената, присутствие, Поместно-Вотчинный архив, Генеральное межевание, Архив межевой канцелярии, академический тип письма, канцелярский тип письма, Гражданский шрифт, филигрань, гербовое клеймо, штемпель.

Цели и задания: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Расскажите об особенностях реформирования в петровский период.
  2. Как изменилось делопроизводство после «Генерального регламента» 1720г. Оцените роль «Генерального регламента» в развитии архивного дела.
  3. Охарактеризуйте комплекс документов Кабинета Петра и главных архивов Москвы и Петербурга XVIII в.
  4. Объясните масштабы справочной работы в период проведения генерального межевания.
  5. Какие особенности подхода к организации хранения документов вы можете выделить в делопроизводстве XVIII в.?
  6. Расскажите об особенностях формирования родословных книг.
  7. Как архивное законодательство XVIII века влияло на организацию хранения документов?
  8. Подготовьте сообщение на тему: Роль Петра I в формировании источниковедческой базы по истории государства.
  9. Какие цели преследовали составители сборников архивных документов XVIII в.?
  10. Какие, на ваш взгляд, были недостатки собирательской деятельности архивных материалов.
  11. Какое научное значение имели фонды сенатских архивов?
  12. Расскажите о деятельности Московского архива Коллегии иностранных дел.
  13. Какие были последствия реорганизации Сената и местных учреждений в 60-70 годы XVIII в.
  14. Назовите источники комплектования Поместно-Вотчинного приказа.
  15. Расскажите об особенностях организации Межевого архива.
  16. Какие существенные изменения произошли в графике письма в результате стандартизации делопроизводства конца ХVIII - начала ХІХ вв.

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 4

ПЛАН

  1. МИНИСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.
  2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АРХИВЫ I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ АРХИВОВ XIX В.
  4. РЕФОРМИРОВАНИЕ АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ В XIX В.
  5. АРХИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО XIХ В.
  6. УПОРЯДОЧЕНИЕ АРХИВОВ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА.
  7. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА КОНЦА ХVIII-НАЧАЛА ХІХВВ.

Ключевые слова: министерская система делопроизводства, «Общий контрольный архив», Московский архив министерства юстиции, архив Главного штаба Военного министерства, губернские правления, земства, судебная реформа, единые министерские архивы, Г. Розенкапмф, приказ общественного призрения, циркуляр, Святой Синод, консистория, консисторский архив, Н.В. Калачев, губернские ученые архивные комиссии, Д.Я. Самоквасов.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Расскажите об особенностях министерской системы делопроизводства XIХ в.
  2. Какие цели и задачи ставили перед собой первые реформаторы архивного дела?
  3. Какие государственные институты были созданы в результате реформ.
  4. Какие нововведения произошли в порядке хранения документов?
  5. Расскажите о деятельности приказов общественного призрения.
  6. Выделите основные положения ведомственных циркуляров и инструкций, регламентирующих деятельность архивов?
  7. Назовите требования епархиального руководства к организации упорядочивания документов.
  8. Оцените практическую деятельность Николая Калачева по реформированию архивной отрасли.
  9. Какие изменения в архивном деле произошли в результате реформаторской деятельности Дмитрия Самоквасова?

Составьте таблицу „Итоги архивных реформ XIX века”.

Инициаторы реформ Результаты реформ Последствия реформ
       

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 5

ПЛАН

  1. АРХИВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АРХИВЫ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ АРХИВНОГО ДЕЛА НАЧАЛА XX В.
  2. АРХИВЫ В ГОДЫ I МИРОВОЙ ВОЙНЫ XX В.
  3. АРХИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ПАРТИЙНЫХ АРХИВОВ. А
  4. РХИВНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА 30-Х ГГ. ХХ ВЕКА.
  5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ.

Ключевые слова: архив Государственной думы, архив Совета министров, архив Министерство торговли и промышленности, архив охранного отделения, Лефортовский архив, фонд, фонды органов политического сыска, «Центральное хранилище военно-исторических дел действующей армии», декреты, архивно-политические комиссии, Союз российских архивных деятелей, партийные архивы, Главное управление архивным делом. разборочно - проверочные комиссии, Государственный архив, Архив Октябрьской революции, Исторический архив, Военный архив, Главное архивное управление НКВД СССР, сеть государственных архивов, макулатурные кампании, коммунизация и рабочивание архивных кадров, Институт архивоведения, Московский государственный историко-архивный институт, Государственный архивный фонд, Центральный архив, Центральное архивное управление, Центральный архив революции, Центральный архив профдвижения, Центральный фотокиноархив СССР.

Сокращение: РСФСР, ВЦИК, Наркомпрос, Главархив, Центрархив, Госархив, истпарт, ЕГАФ, АУ, НКВД, МГИАИ, ЦАУ, ГАФ, ГАУ, Совнарком.

Цели и задания: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:

1. Какие изменения произошли в стране в результате реформы государственного устройства 1905-1907 гг.

2. Назовите исторические архивы I половины ХХ в.?

3. Подведите итоги архивной деятельности дореволюционного периода.

4. Охарактеризуйте деятельность архивов во время I мировой войны?

5. Назовите первые мероприятия советского правительства по охране и использованию архивов.

6. Назовите первые законодательные акты, на основании которых проходило формирование новых советских архивов?

7. Охарактеризуйте деятельность Истпарта.

8. Поясните значение нового понятия «ЕГАФ». Назовите законодательные документы, закрепившие это понятие.

9. В чем состояла двузначность понятия архивного фонда?

10. Как совершенствовалась законодательная база архивов в 30-е гг. ХХ века?

11. Расскажите о последствиях передачи управления архивами и сети архивных учреждений НКВД СССР.

12. Как вы понимаете «полное огосударствление архивов»?

13. Охарактеризуйте деятельность «макулатурных компаний».

14. Что понимали под «коммунизацией» и «рабочиванием» архивных кадров?

15. Каким образом было восстановлено научное значение архивов?

16. Охарактеризуйте деятельность архивов в годы Великой Отечественной войны.

17. Расскажите об итогах Всесоюзной конференции историков- архивистов 1943 г.

Составьте таблицу „Утраченные архивы в результате немецкой оккупации”.

Название архива Утраченные архивы Возвращенные архивы
       

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 6

АРХИВЫ И ПЕРЕСТРОЙКА В СССР

 

ПЛАН

  1. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ В РАЗВИТИИ АРХИВНОГО ДЕЛА ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА.
  2. НОВАЯ АРХИВНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРИОДА «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ».
  3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АРХИВНОГО ДЕЛА.
  4. РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА в 1970-1980-е гг.
  5. НОВЫЕ ЗАДАЧИ АРХИВОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.

Ключевые слова: Международный совет архивов, Государственный архивный фонд СССР, Государственная архивная служба СССР, структура ГАУ, рассекречивание.

Сокращения: МСА, ГАФ, ГАУ, ВНИИДАД.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Охарактеризуйте послевоенную политику в архивном деле за период 1945-1954 гг.
  2. Какие были приняты новые законодательные документы, регулирующие деятельность архивов в послевоенный период 1945-1956 гг.?
  3. Проанализируйте состояние ведомственных архивов послевоенного периода.
  4. Как отразились последствия «хрущевской оттепели» на деятельность архивов?
  5. Что понимали под десталинизацией архивов?
  6. Какое значение имело для архивистов участие в работе Международного совета архивов? Расскажите о деятельности МСА.
  7. Перечислите архивы, вошедшие в сеть центральных государственных архивов.
  8. Дайте определение Государственного архивного фонда согласно Положению о Государственном архивном фонде Союза ССР и сети центральных государственных архивов СССР 1958 г. Определите структуру ГАФ?
  9. Какие важные нормативные акты архивной отрасли были приняты в 1960-х гг.?
  10. Как изменилось в результате правовое положение ГАУ в 1960 г.?
  11. Расскажите о структуре Государственной архивной службы, ее целях и задачах.
  12. Определите ключевые идеи перестройки архивной отрасли в 1985-1991 гг.
  13. Какие насущные проблемы архивов были решены в эпоху перестройки?
  14. Объясните, каким образом была преодолена кадровая проблема архивной отрасли?
  15. Назовите итоги послевоенного периода развития архивного дела в СССР.

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 7

СТАНОВЛЕНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА

ПЛАН

  1. ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ.
  2. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛНР ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ И АРХИВАХ.

Ключевые слова: Архивный фонд ЛНР; Государственная архивная служба ЛНР; информация, составляющая государственную тайну; рассекречивание сведений и их носителей; информационная безопасность архива.

Сокращения: АФ ЛНР, ГАУ, Госархив.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать историю архивов и развития архивного дела в ЛНР, правовые основы архивного законодательства, уметь классифицировать архивы по назначению.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных событиях этапа, обратить внимание на исторические изменения процесса становления и развития архивного дела, проанализировать влияние административных и политических факторов на формирование архивов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Расскажите об истории становления и развитии архивного дела в Луганской области.
  2. Как распорядились культурным наследием СССР, хранящимся в госархивах бывшего СССР?
  3. Назовите основные принципы архивного дела в ЛНР.
  4. Объясните историческое значение законодательства ЛНР об Архивном Фонде и архивах?
  5. Расскажите о новых правилах хранения документов. Что понимают под «депозитарным» хранением?
  6. Назовите особо ценные объекты культурного наследия народов ЛНР.
  7. Какие функции исполняет Государственная архивная службе ЛНР?
  8. Дайте определения основным понятиям, применяемым в архивном законодательстве ЛНР.
  9. Какими полномочиями ЛНР обладают районные образования в области архивного дела согласно архивному законодательству?
  10. Какие документы входят в состав Архивного фонда ЛНР согласно архивному законодательству? Объясните процедуру включения документов в состав АФ ЛНР.
  11. Какие права и обязанности даны собственнику документов АФ ЛНР согласно архивному законодательству? Как защищены права собственников?
  12. Как осуществляется организация управления архивным делом в ЛНР согласно архивному законодательству?
  13. Расскажите об учете и хранении архивных документов согласно архивному законодательству?
  14. Каким образом осуществляется передача документов Архивного фонда ЛНР согласно архивному законодательству?
  15. Какие права гарантируются пользователям документами АФ ЛНР? Назовите ограничения, препятствующие этой деятельности согласно архивному законодательству?
  16. Можно ли вывозить архивные документы за пределы государства?
  17. Расскажите, каким образом осуществляется доступ к документам АФ ЛНР. Объясните принцип публичности архивов.
  18. Что означает «информационная безопасность архивов»?

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 8

АРХИВНАЯ СИСТЕМА И СЕТЬ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПЛАН

  1. ТЕРМИНЫ «АРХИВНАЯ СИСТЕМА» И «АРХИВНАЯ ОТРАСЛЬ».
  2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРХИВНЫХ СИСТЕМ.
  3. СИСТЕМА АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЕЕ СТРУКТУРА И СЕТЬ.
  4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ.
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГЛАВНОГО АРХИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
  6. ДЕПОЗИТАРНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ.
  7. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ.

Ключевые слова: архивная система, архивная отрасль, централизованная архивная система, децентрализованная архивная система, система архивных учреждений, сеть архивных учреждений, государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы, центральные государственные архивы, Госархив ЛНР.

Сокращения: АФ, ЭК, Госархив ЛНР.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать организацию и структуру архивной системы в ЛНР, уметь определять тип архивной системы и архивных учреждений, знать основные направления деятельности государственных и негосударственных архивов.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на особенности формирования системы архивных учреждений в ЛНР.

Инструкция к работе над практическим занятием студента:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «архивная система» и «архивная отрасль» Какие типы архивных систем вы знаете?

2. Назовите виды и группы государственных архивов. Перечислите их функции.

3. Расскажите об истории формирования Госархива. Назовите его функции, права и обязанности.

4. Расскажите об особенностях работы негосударственных архивов. Поясните термин «депозитарное хранение»

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНОГО ФОНДА ЛНР,

ВИДЫ АРХИВНОГО ФОНДА

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 10

ПЛАН

Самостоятельная работа

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

ПЛАН

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ.
  2. ВЫЯВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СТЕПЕНИ ЦЕННОСТИ.
  3. УЧЕТ УНИКАЛЬНЫХ И ОСОБО ЦЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНОГО ФОНДА.
  4. СТРАХОВОЙ ФОНД И СТРАХОВЫЕ КОПИИ ОСОБО ЦЕННЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Ключевые слова: экспертная служба, Центральная экспертно-проверочная комиссия, экспертно- проверочные комиссии, Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, ценные документы, особо ценные документы, уникальные документы, ограничение доступа к подлинникам, график проведения плановых проверок, экспертно-проверочная комиссия государственного архива, критерии ценности, листы учета и описания уникальных документов; внутренняя опись,сейфовое хранение, специальная инвентарная книга учета дел, инвентаризация дел, номерник, страховой фонд, фонд пользователя, страховые копии, микрофильмирование.

Сокращения: ЦЭПК, УД, ОЦ.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать о деятельности экспертной комиссии в учреждениях, определять уникальность архивных документов.

Методические рекомендации: При изучении темы необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на особенности организации деятельности экспертных служб и методики выявления особо ценных и уникальных документов.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Назовите цели и задачи экспертной комиссии.
  2. Как организована деятельность экспертных служб?
  3. Дайте определения ценным, особо ценным (ОЦ) и уникальным документам (УД).

4. Как осуществляется проверка наличия и состояния дел в государственном архиве, музее, библиотеке?

  1. Каким образом происходит выявление УД и ОЦ?
  2. По каким критериям распределяются особо ценные и уникальные документы?
  3. Как происходит учет УД и ОЦ?
  4. Объясните значение страхового фонда и фонда пользования? Почему страхование документов является приоритетным для государства?
  5. Как осуществляется хранение УД и ОЦ?

· Составьте таблицу „Уникальные документы”.

№ п/п Название УД или фонда Год создания или крайние даты фонда Фондообразователь (автор)   Описание Место нахождения (сокращенное название архива)  
1          

· Составьте таблицу „Особо ценные документы Луганской Народной Республики”.

№ п/п Название ОЦ или фонда Год создания или крайние даты фонда Фондообразователь (автор)   Описание Место нахождения (сокращенное название архива)  
1          

Максимальное количество баллов занятия: 5 баллов

Рекомендованная литература:

1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник. /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева,                            Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие /                          А.Г. Голиков. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

3. Бурова Е.М. Архивоведение: (теория и методика): Учебник / Е.М. Бурова,                              Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. – 482 с.

Дополнительная литература:

1. Бардаев Э.А. Документоведение: Учебник / Э.А. Бардаев, В.Б. Кравченко. – М.: Академия, 2013. – 336 с.

2. Кабашов, С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях /                  С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 294 c.

3. Кузина И.Л. Архивное право: Учебник / И.Л. Кузина – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2011. – 136 с.

4. Кулик В. Хранители истории Луганщины. // Экспресс-Новости №10 от                         7 марта 2017, С. 3.

5. Кулик В. Что хранит Госархив ЛНР. // Экспресс-Новости №34 от 26 июня 2015,            С. 3.

6. Леонтьев О.Г. Архивы в современном мире: Учебное пособие. / О.Г. Леонтьева. – Тверь: Лилия Принт, 2004. – 180 с.

7. Молева Н. Архивное дело №...: Учебное пособие / Н. Молева. – М.: Советский писатель, 2018. –304 c.

8. Сичкарева М.М. Правовой статус архивного документа: Научная статья /                              М.М. Сичкарева. – М.: Хороший секретарь, 2014. – выпуск № 3.

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 12

ПЛАН

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИВНОГО ОПИСАНИЯ.
  2. ОБЪЕКТЫ ОПИСАНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЯ. ВИДЫ ОПИСАНИЯ.
  3. ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА АРХИВНОГО ОПИСАНИЯ. ПРИНЦИПЫ МНОГОУРОВНЕГО ОПИСАНИЯ.
  4. ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА.
  6. АРХИВНЫЙ ШИФР. НУМЕРАЦИЯ ЛИСТОВ. ЗАВЕРИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ ДЕЛА.
  7. СИСТЕМА НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА АРХИВОВ.

Ключевые слова: архивное описание, элементы описания, описательная статья, архивное описание, архивный шифр, виды и методы описания, предмет анализа описания, учет, формы учета, научно справочный аппарат, группы и типы архивных справочников, архивная опись, архивный каталог, путеводитель по фондам архива (архивов), указатель, обзор документов.

Сокращения: НСА.

Цели и задачи: студенты должны владеть ключевыми понятиями, оперировать новой терминологией, знать принципы описания архивных документов; основные элементы описания и зоны международного стандарта, иметь навыки составления описательной статьи, уметь пользоваться архивными справочниками.

Методические рекомендации: При изучении необходимо остановиться на основных понятиях, обратить внимание на последовательность создания описательной статьи, определить элементы описания, выделить формы учета и их структуру, группы и типы архивных справочников.

Инструкция к работе над практическим занятием:

  • Определите основные понятия.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Как архивное описание помогает организовать ретроспективный материал и подготовить его для использования?
  2. Что такое информационная документальная модель? Какая ее роль в создании доступа к ретроспективной информации?
  3. Какую роль играет учет в организации архивной информации, сохранении документов АФ ЛНР и организации пользования ими?
  4. Что такое ЦФК? Какие сведения он содержит о составе АФ?
  5. Что понимают под системой НСА архива? Что Вы знаете об основном справочнике для учета и поиска архивных документов, о видах и назначениях архивных справочников и организации информации в них?

Максимальное количество баллов занятия: 5 баллов

Рекомендованная литература:

1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник. /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева,                            Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие /                          А.Г. Голиков. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

3. Бурова Е.М. Архивоведение: (теория и методика): Учебник / Е.М. Бурова,                              Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. – 482 с.

Дополнительная литература:

1. Бардаев Э.А. Документоведение: Учебник / Э.А. Бардаев, В.Б. Кравченко. – М.: Академия, 2013. – 336 с.

2. Кабашов, С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях /                  С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 294 c.

3. Кузина И.Л. Архивное право: Учебник / И.Л. Кузина – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2011. – 136 с.

4. Кулик В. Хранители истории Луганщины. // Экспресс-Новости №10 от                         7 марта 2017, С. 3.

5. Кулик В. Что хранит Госархив ЛНР. // Экспресс-Новости №34 от 26 июня 2015,            С. 3.

6. Леонтьев О.Г. Архивы в современном мире: Учебное пособие. / О.Г. Леонтьева. – Тверь: Лилия Принт, 2004. – 180 с.

7. Молева Н. Архивное дело №...: Учебное пособие / Н. Молева. – М.: Советский писатель, 2018. –304 c.

8. Сичкарева М.М. Правовой статус архивного документа: Научная статья /                              М.М. Сичкарева. – М.: Хороший секретарь, 2014. – выпуск № 3.

Интернет- ресурсы:

1. Архивы России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://archives.ru

2. Государственная архивная служба Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://garhivelg.su

Электронные учебники

1. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1278634/

Семинарское занятие № 13

АРХИВНАЯ ЭВРИСТИКА

ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.253 с.)