Единого государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единого государственного экзамена



Рабочая тетрадь

для подготовки к  заданию 27

Единого государственного экзамена

По русскому языку

 

ученика (цы) _____ класса_______

__________________________________________

__________________________________________

                                                                              

                                                                            Составитель:

                                                                       учитель русского языка и              

                                                                       литературы

Тигиспаева Светлана Айсовна

                                          

                                                     

С. Ащебутак

Г

 

Рабочая тетрадь (доработанная в формате 2021 года) предназначена для подготовки к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Она содержит систематизированный теоретический и практический материал.

Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и может успешно подготовиться к ЕГЭ.

I. Составьте план сочинения.

План работы с исходным текстом Рабочие материалы
Вступление Проблема   (вопрос, над которым рассуждает автор) Формулировка проблемы… Над этим интересным (важным, сложным…) вопросом заставляет задуматься своих читателей (ФИО автора текста), …(короткая информация об авторе текста).
Комментарий (оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом) Первый пример (это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося)  + пояснения к примеру Второй пример + пояснения к примеру Связь между примерами и анализ её.   Обращаясь к одной из сложных проблем современности,…. Первый пример (№ предложений) + пояснения к примеру Действительно, ….. Второй пример + пояснения к примеру Далее автор особо подчёркивает, что… далее цитата записана прямой или косвенной речью. Этот пример показывает…. Связь между примерами и анализ её.   Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Приведённые примеры подводят к выводу:…. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что…
Позиция автора (это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы) Главная задача (ФИО автор текста) - убедить читателя в том, (ФИО автор текста) стремиться донести до читателя мысль о том, что … По мнению автора,.. Автор убежден: Позиция автора по затронутым вопросам очевидна:
Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора. Обоснование– это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования. Обоснование с опорой на литературу.  Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя.Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что… Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что… Мне близка точка зрения писателя.
Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?)  В заключение хочется отметить, что В заключение важно отметить: Таким образом,… Следовательно,…

II. Сформулируйте проблему текста.

  !!! При формулировании проблемы можете воспользоваться следую­щими материалами.

 Что такое проблема? Чем она отличается от темы?

 Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?

 Со всеми ли найденными проблемами нужно работать? 

Алгоритм.

 

Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

 

 


Тема – это то, о ком или о чём говориться в тексте.

 

 

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну.

                

 

 

Проблема оценочна (да - нет, важно - неважно, нужно - ненужно).

 

Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.

 

а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:

Автор затрагивает проблему …;

 В тексте поднимается проблема …;

Текст В.С.Токаревой заставил меня задуматься над сложной проблемой …;

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Как понять, что данная проблема основная?

                 

                  Алгоритм действий.

Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.

 

 


Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

 

Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

 

Решения этого вопроса (этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Виды проблем

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Структура комментария   


Первый пример         Связь между              Второй пример

                                        примерами

                                         и анализ её.


Пояснения к примеру                                    Пояснения к примеру

                          

                     ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

                 Типы информации Определения
Фактуальная информация Сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
Концептуальная информация Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
 Подтекстовая информация Не обозначенная словами, а только подразумевается.

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Способы Примеры
Ссылка на номер предложения   Рассуждая о поставленной проблеме, автор рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым (предложения 1-2).
Прямое цитирование Далее автор особо подчёркивает:«Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Её самый счастливый день был тот, когда её принимали в пионеры».
Косвенное цитирование.   Далее автор заостряет внимание читателя на том, что « самый счастливый день был тот, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый». 
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте. Это событие имело для Ленки огромное значение, поэтому девушка была очень увлечена и писала с невероятной скоростью и страстью. Ее вдохновляло воспоминание о том моменте, когда она была невероятно счастлива. Машка Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый.

                    

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

Художественный текст
В центре внимания автора случай… Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: «Цитата». Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который…

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

Художественный текст
Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Эти события автор описывает, чтобы…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

Смысловые отношения Типовые конструкции
Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает
Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причина Что стало причиной этих событий(поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе.

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

СВЯЗЬ Речевые клише
Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. В.С.Токарева рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни» (предложение№1). (Пояснение к первому примеру) Если хорошенько задуматься то  каждый из трех сотен шестидесяти пяти дней в году может быть интересным, уникальным и неповторимым, полон разных событий. Но среди них есть особенные даты, которые значимы для людей и надолго запоминаются.     
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: Развивая эту тему, автор обращает внимание читателя на то, что каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым.
Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что   самый счастливый день – это оказывается день, который остаётся в памяти и дает множество возможностей.Этот день несет в себе что-то новое: опыт, впечатления, ощущения, открытия. Порой они неожиданные, нередко запланированные. Оба примера иллюстрируют одну мысль: неважно, какой сегодня день, месяц, год, выходной день или рабочий. Важно, что он был и оставил самое лучшее, замечательное. Оказывается совсем  неважно: нравится – не нравится учительнице, а самое главное – он был этот счастливый день, и девочку «все любили и откровенно … восхищались» ею.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:

 

Детализация (Можно ли привести подробности? Какие?) ... так, например,...... укажем детали...
Указание на следствие (Как это может сказаться на...?  Из чего это следует? Что с этим связано?) ... вот почему...
Подтверждение (Как это подтверждается автором?) в подтверждение этих мыслей автора...
Объяснение (Почему? Чем это можно объяснить?) ... автор объясняет это тем, что... объясняется это тем, что...
Определение (Что обозначает это слово?) ... это слово автор понимает по-своему...значение этого слова определяет...
Аналогия (На что это похоже?) ... как и... здесь прослеживается (обнаруживается)...
Выделение (Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?) автор текста фиксирует внимание... автор текста обращает наше внимание на...
Сопоставление и противопоставление (С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?) .. сравним...... автор противопоставляет...... автор сравнивает...


ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы.Если вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается

6 баллами.

 

!!! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

АРГУМЕНТАЦИЯ

 

                               Аргументы к пафосу

  Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.
Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

 

Примеры обоснования

факты реальное событие, явление, то, что действительно произошло;
иллюстрации наглядно-описательная форма: можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
опыт личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования;
обращение к традициям, авторитетным мнениям мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов;
цитаты из авторитетных источников;
обращение к теоретическим знаниям, терминологии в науке, искусстве, культуре
обращение к логике индукция, дедукция

 

Виды обоснования

 


· Доказательство

· Опровержение

· Подтверждение

· Объяснение

· Интерпретация

· Определение

· Оправдание


Примеры обоснования

аргументы "за" аргументы "за" и "против" аргументы "за"

Можете использовать данные ниже обороты речи:

· Мне близка и понятна точка зрения автора. Я, так же, как и он, считаю,  что

· Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что …

· С мнением автора нельзя не согласиться…

· С авторской позицией нельзя не согласиться. Ведь все мы по-разному ответим на вопрос о том, какой он был твой счастливый день? Кто-то счастлив был тогда, когда совершал добрые дела, а кто-то в тот момент, когда находится рядом с родными людьми. Но каждый человек, который испытывал счастье, невольно становится мягче, добрее, его сердце наполнялось радостью и верой в лучшее.

· Мне близка и понятна позиция автора.

· Позволю себе высказать свою точку зрения на эту проблему.

· Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской.

· Я согласен (согласна)с позицией автора и тоже считаю, что

 

Рабочая тетрадь

для подготовки к  заданию 27

единого государственного экзамена

По русскому языку

 

ученика (цы) _____ класса_______

__________________________________________

__________________________________________

                                                                              

                                                                            Составитель:

                                                                       учитель русского языка и              

                                                                       литературы

Тигиспаева Светлана Айсовна

                                          

                                                     

С. Ащебутак

Г

 

Рабочая тетрадь (доработанная в формате 2021 года) предназначена для подготовки к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Она содержит систематизированный теоретический и практический материал.

Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и может успешно подготовиться к ЕГЭ.

I. Составьте план сочинения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.056 с.)