Тема 6. Русская культура второй половины XIII-XVвв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Русская культура второй половины XIII-XVвв.



Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

 

 

                                                              

 

 

                                                               Тематический план

Тематические блоки Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
  Всеобщая история. История Средних веков (24 ч.)  
Введение (1 ч.) Живое Средневековье. Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья. Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков.
. Становление Средневековой Европы в VI – XI в. (5 ч.)  
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи. Показывают перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивают действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. империи. Рассказывают об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. племен. Выявляют различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Объясняют значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называют последовательно причины падения Западной Римской империи
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII в. Образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига. Образование государства пап римских – Папская область. Рассказывают о складывании государств у варваров. Объясняют своеобразие складывания государства у франков. Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Средневековья. Объясняют значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъясняют причины и распространение христианства в Европе. Поясняют значение христианской религии для укрепления власти. Хлодвига. Обобщают события истории франков и выделять её этапы.
Возникновение и рас-пад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Новый король и династия Каролингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев. Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху раннего Средневековья. Средневековья. Сравнивают политику Карла и Хлодвига. Составляют характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментируют последствия Верденского раздела.
Западная Европа в IX – XI в. Франция в IX-XI вв. слабость Каролингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен. Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов. Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Средневековья. Объясняют причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивают королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявляют последствия норманнского вторжения во владения государств. Европы. Проводят  аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Каролинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса. Анализируют причины Каролингского возрождения. Сравнивают развитие архитектуры раннего Средневековья и античности. Устанавливают аналогию между средневековой и римской школами. Оценивают новые жанры в литературе и особенности национального эпоса.
  Византийская империя и славяне в VI - XI в. (3 ч.)  
Борьба империи с внешними врагами Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами. Показывают на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивают управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объясняют неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивают поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализируют отношения Византии с соседними народами.
Культура Византии Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран. Доказывают, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывают об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливают аналогию между византийской и римской школами. Объясняют причины развития наук и их влияние на развитие культуры. 
Образование славянских государств Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.   Составляют логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.                                                                                          Высчитывают, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивают управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделяют общее в судьбах славянских государств. Объясняют причины развития письменности. различия судеб у славянских государств.
     
     
  Арабы в VI – XI в. (2 ч.)  
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами. Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата. Рассказывают об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивают образ жизни арабов и европейцев. Называют различия между исламом и христианством.    
  Культура стран Халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата. Выделяют особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объясняют связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывают о развитии научных областей, об учёных. Составляют сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы главы учебника.    
  Феодалы и крестьяне (1 ч.)  
В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архите-ктура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря. Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.   Группируют информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объясняют, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализируют положение земледельца, его быт и образ жизни. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.  
  Средневековой город в Западной и Центра-льной Европе (1 ч.)  
Формирование Средневековых городов. Горожане и их образ жизни Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.   Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливают связи между развитием орудий труда, различных приспособлений. соблений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделяют условия возникновения и развития городов. Анализируют, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объясняют, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивают жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составляют загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывают, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщают сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определяют роль университетов в развитии городов. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.  
  Католическая церковь в XI – XIII в. Крестовые походы (1 ч.)  
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.  Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов. Рассказывают о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. пап. Называют причины появления движения еретиков. Устанавливают связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом.  Определяют по карте путь Крестовых походов, комментируют их основные события. Устанавливают связь между Крестовыми походами и стремлением церкви завоевать новые земли. повысить авторитет в обществе. Объясняют цели различных участников Крестовых походов. Сравнивают итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темой. главы учебника.     и церковью.    
  Образование централизованных государств в Западной Европе в XI – XV в. (6 ч.)  
Как происходило объединение Франции Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международно-го престижа Франции. Франция – централизо-ванное государство. Оформление сословной монархии во Франции. Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объясняю причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирают материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составляют вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей работы по теме.  
Что англичане считают началом своих свобод Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание. Рассказывают о причинах утверждения нормандской династии на престоле. английском троне. Группируют материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявляют новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объясняют причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризуют парламент с позиции сословного представительства.  
Столетняя война Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны. Находят и показывают на карте основные места военных сражений. Логично рассказывают о причинах войны, готовности сторон, основных событиях.  
Крестьянские восстания во Франции и Англии «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания. Анализируют причины крестьянских восстаний во Франции и Англии. Сравнивают крестьянское восстание во Франции и крестьянс-ким восстанием в Англии. Дают оценку итогам крестьянских восстаний. Делают выводы о значении крестьянских восстаний.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля. Анализировать процесс объединения Франции и его последствия. Характеризовать итоги и последствия междоусобной войны Алой и Белой розы в Англии. Дают оценку королевской власти в условиях объединения страны.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд. Находят на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. ства. Объясняют причины и особенности Реконкисты. Характеризуют сословно-монархические централизованные государства. Пиренейского полуострова. Сравнивают кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.  
Германия и Италия в XII – XV в. (1 ч.) Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии. Находят на карте и комментируют местоположение страны, отдельных её княжеств. частей. Объясняют особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализируют состояние страны с появлением Золотой буллы. Определяют причины ослабления императорской власти. Показывают на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывают о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Характеризуют политику династии Медичи.    
Славянские государства и Византия в XIV – XV в. (1 ч.) Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия. Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Характеризуют Чехию в XIV в. Рассказывают об отношении общества к католической церкви. Выделяют главное в информации о Яне Гусе. Оценивают поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называют итоги и последствия гуситского движения. Находят и показывают на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объясняют, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывают причины усиления османов. Называют последствия падения Византии. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.  
Культура Западной Европы в XI – XV в. (2 ч.) Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полло. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Средневековая литература. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о развитии общества и жизни. мире. Находят аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. ры. Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивают образование и его роль в средневековых городах. Составляют рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризуют и сравнивают творчество трубадуров. и вагантов. Рассказывают о скульптуре как «Библии для неграмотных. Составляют рассказ-описание по картине художника. Объясняют значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывают мнения об образе средневекового человека. Доказывают, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объясняют связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывают о значении изобретения книгопечатания. Сопоставляют представление о мире человека раннего Средневековья и в Древнем мире. поздний его период. Анализируют последствия развития мореплавания.
Народы Азии,  Америки, Африки в Средние века (1 ч.)  Китай. Внешняя политика. Образование круп-ных поместий. Развитие феодальных отноше-ний. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководст-вом Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоева-ние Китая монголами. Приобретение независи-мости. Хозяйственный подъем. Индия. Географическая и этническая разобщен-ность Индии.  Установлении феодальных отношений. Междоусобные войны. Ослабление страны. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись. Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки.  Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества.  Уникальность культуры доколумбо-вой Америки. Африка. Неравномерность развития народов Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государс-тва Африки, их устройство и культура.  Освоение Африки европейцами.   Характеризуют и сравнивают социально-экономическое разви-тие стран Азии и Африки. Высказывают мнение о научных достижениях. Объясняют причины колониальных захватов в Азии и Африке. Высказывают свое мнение об уникальности культуры доколум-бовой Америки. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.  
  История России (46 ч.)  
Введение (1 ч.) История России — часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование и объяснение факторов самобытности истории России. Оценка роли России в мировой истории. Характеристика источников по отечественной истории.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.) Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распростра-нение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Актуализация знаний о первобытной эпохе. Выявление общего и особенного в жизни людей первобытной эпохи на территории России и в регионах, изученных в курсе «История Древнего мира». Работа с исторической картой. Описание образа жизни скотоводческих и земледельческих племён, проживавших на территории России. Систематизация информации об языковых семьях в форме таблицы. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значения основных понятий темы урока. Актуализация знаний о греческой колонизации. Работа и исторической картой. Составление схемы торгового оборота между метрополией и колониями. Характеристика образа жизни, культуры народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам.
Древнерусское государство в IX - XII в. (12 ч.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Склады­вание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского го­сударства. Объяснение значения основных понятий темы. Восприятие и анализ информации, данной учителем, и текста учебника. Выявление причин и особенностей складывания государства Русь. Определение с помощью исторической карты природных и исторических условий возникновения русских городов — центров княжеств, а также торгового пути «из варяг в греки». Оценка значения торговых путей для развития государства. Составление рассказа об основных исторических событиях начального этапа складывания русской государственности. Высказывать суждения о теориях образования государства Русь. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Составление развёрнутой характеристики внутренней и внешней политики первых русских князей на основе текста учебника, исторической карты, исторических источников и дополнительных материалов.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII в.) (6 ч.) Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы земле­владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географиче­ское положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Вели­кий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенно­сти развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне мон­гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамо­ты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Выявление и объяснение причин наступления нового этапа в развитии Руси, поиск аналогий в истории Западной Европы. Характеристика особенностей удельной системы. Выявление факторов единства русских земель. Объяснение значения основных понятий темы. Составление схемы/таблицы «Последствия раздробленности Руси». Работа с генеалогической таблицей. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление характеристики географического положения данной земли на основе текста учебника и исторической карты. Выявление причин ослабления центрального княжества. Составление рассказа о деятельности избранных князей Южной Руси. Характеристика отношений Руси с половцами. Анализ исторической карты, текстов исторического источника и учебника, составление на их основе рассказа о походе 1185 г. Оценка культуры Южной Руси.
Борьба с внешней агрессией в XIII в. (7 ч.) Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запа­да. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - се­редина XV в.). Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление хронологии монгольских завоеваний на основе текста учебника и исторической карты. Объяснение причин побед монголов в Азии и на Руси. Оценка действий русских князей во время нашествия. Характеристика последствий нашествия. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин и целей походов крестоносцев на Русь и земли Восточной Прибалтики. Составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище на основе текстов учебника, исторических источников, картосхем и дополнительных материалов. Оценка значения отпора европейским завоевателям. Составление исторического портрета Александра Невского по самостоятельно составленному плану.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в (6 ч.) Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональ-ный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление особенностей и сравнение политического и социально-экономического развития северозападных и северо-восточных земель Руси после монгольского нашествия. Объяснение значения основных понятий темы урока. Определение причин быстрого восстановления Северо-Восточной Руси после нашествия, предпосылок политического роста Московского и Тверского княжеств. Составление развёрнутого плана рассказа о борьбе московских и тверских князей за великокняжеский ярлык. Характеристика деятельности Ивана Калиты. Анализ текста исторического источника по предложенным вопросам. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Оценка деятельности действующих лиц событий борьбы за великокняжеский ярлык в 1360— 1370-е гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы. Составление развёрнутого плана рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения на основе текста учебника, картосхемы, дополнительных материалов. Оценка значения Куликовской битвы и роли Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Характеристика нашествия Тохтамыша по примерному плану. Составление плана, подбор материалов для сообщения об историко-культурных памятниках, связанных с Куликовской битвой.
Русская культура второй половины XIII – XV в. (2 ч.) Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика развития письменности и распространения грамотности в данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XIII — XV в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы второй половины XIII — XV в. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации / сообщения. Подбор критериев и источников для характеристики памятников русского искусства второй половины ХIII — начала XV в. Выступление перед классом с презентацией / сообщением. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.
Всероссийская прове-рочная работа    
Итоговая контрольная работа (1 ч.)    
Повторение (3 ч.)   Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.

                        

 

                                   

 

 

                                      Календарно – тематический план по истории 6 класс   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.016 с.)