Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы экономического анализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
11.1. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание В условиях развивающейся рыночной экономики проблемы комплексного анализа условий и факторов, а также выработки на их основе эффективных управленческих решений приобрели особо важное значение. Комплексный анализ и последующая разработка на его основе бизнес-плана в условиях конкурентной рыночной среды позволяет менеджерам предприятия решать следующие задачи: 1) получить доступ к новым источникам прибыли и тем самым укрепить и интернационализировать свой бизнес, несмотря на возрастающее давление и конкуренцию со стороны открытого мирового рынка, государства и организаций, выпускающих аналогичную продукцию; 2) в неблагоприятный период использовать комплексный анализ и бизнес-планирование как способы выживания в конкурентной борьбе. В противном случае предприятие потерпит банкротство, а его персонал пополнит отряд безработных. В условиях рынка любое предприятие стоит перед дилеммой: либо оно на основе комплексного экономического анализа сможет организовать такое управление хозяйственной деятельностью, которое позволит ему не только выжить в условиях конкуренции, но и организовать жизнеспособный и прибыльный бизнес, либо рано или поздно конкуренты захватят его рынки сбыта и предприятие прекратит свое существование. В настоящее время предприятие можно рассматривать как открытую рыночную социально-экономическую и организационно-технологическую систему, испытывающую воздействие множества самых разнообразных факторов, как внешних (воздействие рыночной среды), так и внутренних, обусловленных хозяйственной деятельностью самого предприятия. Следует отметить, что постановка анализа и управления на российских предприятиях с точки зрения рыночных принципов и критериев не соответствует требованиям современного этапа развития экономики. Основной причиной такого положения, как показывает практика работы российских предприятий, является отсутствие комплексного экономического анализа, основанного на рыночных критериях и принципах. Сила инерции в проведении анализа и планирования, базирующихся на старых командно-административных принципах, продолжает доминировать на большей части российских предприятий. На плановых совещаниях в основном решаются ежедневные, текущие или максимум месячной продолжительности локальные задачи, делаются попытки исправить проблемы, которые уже возникли. Переход к комплексному экономическому анализу и бизнес-планированию, основанных на рыночных принципах, диктуется необходимостью быстрейшего восстановления конкурентоспособности и признания российских промышленных предприятий странами Всемирной торговой организации (ВТО) и мировой рыночной системой в целом. Система комплексного анализа и управления, разработанная на основе рыночных принципов, является мощным, но одновременно и весьма дорогостоящим средством. Однако получаемая выгода от ее использования существенно перекрывает произведенные затраты. В условиях социалистического централизованного планирования все предприятия должны были выполнять плановые задания, «спущенные сверху» Госпланом СССР, плановыми органами министерств, ведомств и т.д. Таким образом, социалистическое предприятие могло строить свою экономическую стратегию и тактику в жестких рамках заданного планово-аналитического формата, установленного вышестоящими организациями. Всякое отклонение от утвержденных государственных плановых заданий рассматривалось как нарушение планов развития предприятия. В условиях рынка каждое предприятие должно анализировать свое экономическое поведение троить свои экономические стратегию и тактику исходя из модели поведения внешних рыночных субъектов: покупателей, поставщиков, налоговых органов и т.д. Таким образом, комплексный экономический анализ в рыночных условиях, на основе которого принимаются управленческие решения, превратился для предприятия в средство существования. Анализ и исследования в первую очередь проводятся по внешним направлениям и условиям. Основная цель при этом – выявить возможности для увеличения доходов и прибыли, а также устранить потенциальные угрозы и опасные тенденции со стороны рыночного пространства. В наборе и учете условий, факторов комплексного анализа произошло смещение центра тяжести в первую очередь на анализ внешних стратегических зон деятельности (СЗД), где сосредоточены покупатели, продавцы, фирмы-конкуренты и т.д., от поведения которых зависит судьба данного предприятия. Для эффективного проведения комплексного экономического анализа и управления отобранными стратегическими зонами деятельности на предприятии создаются центры комплексного анализа и управления (ЦКАУ). Борьба между предприятиями за лидерство на товарно-сырьевых и фондовых рынках вызывает непрерывное соперничество в сферах развития технологии производства, исследовательских работ, увеличения рынков сбыта, масштабов производства, интернационализации бизнеса. Эти обстоятельства, в свою очередь, требуют изучения и использования современных методов комплексного экономического анализа, основанных на рыночных принципах и критериях. В промышленно развитых странах мира с рыночной экономикой еще в 1970-х гг. стал превалировать новый подход, суть которого сводилась к тому, что обеспечение нового экономического роста возможно только на основе комплексного анализа и управления производством. Проведение комплексного анализа показывает, что на разных фазах жизненного цикла спроса и технологии действуют разные условия и факторы, поэтому классические формы и методы локального анализа и планирования, используемые на всех фазах жизненного цикла, не дают должного эффекта. Другим важным моментом при проведении анализа и менеджмента являются психологические установки, когда старые, набившие оскомину термины и характеристики порождают старые представления об управлении производством. Начальный этап комплексного анализа и управления связан с анализом рыночного пространства, его эффективной сегментацией (разбивкой) СЗД по видам покупателей, которым нужны определенные товары с конкретными функциональными характеристиками, и по конкретным ценам. Комплексный анализ предшествует и способствует разработке более эффективного бизнес-плана развития предприятия. Процесс проведения комплексного анализа должен быть логично развернут по этапам, иметь методическое обоснование, номенклатуру синтетических, аналитических формул абсолютных и относительных показателей, измеряющих в динамике экономическое развитие предприятия. Комплексному экономическому анализу должны быть подвергнуты все стороны экономической деятельности, а также уело Факторы и резервы экономического роста предприятия. Комплексный, системный подход к анализу деятельности предприятия как самостоятельного рыночного субъекта необходим и на стадии предплановой подготовки, когда проводится ретроспективный анализ работы предприятия за прошлый период с целью выявления его фактического экономического состояния и получения информации для разработки бизнес-планов на будущий срок. Он также необходим для осуществления систематического контроля за ходом выполнения плановых заданий, выявления «узких» мест, недостатков, положительных достижений, внесения необходимых корректировок в стратегические и оперативные рабочие планы. Комплексный экономический анализ нельзя рассматривать только как всесторонний анализ, т.е. как анализ всех сторон производственно-экономической деятельности предприятия. Это является необходимым, но недостаточным элементом проведения комплексного анализа и означает формальный подход к проведению комплексного анализа, который несовместим с работой предприятия, работающего в условиях рыночной конкуренции. В практике работы предприятий основным недостатком является то, что комплексный анализ представляется как простая сумма данных, полученных в результате анализа отдельных сторон экономической деятельности предприятия. Проведенный всесторонний анализ требует дальнейшего развития и дополнения, т.е. учета системных связей между условиями, факторами и показателями, их взаимообусловленности и направленности действия. Роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием приобретает все возрастающее значение в силу интернационализации бизнеса в мировом рыночном пространстве. Конкуренция в эпоху массового рыночного производства и массового потребления, когда НИОКР проводятся в промышленно развитых странах, а сборочные конвейеры открываются в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, обусловила то, что внимание в проведении комплексного экономического анализа с производственной стадии переместилось на маркетинговый анализ рыночного пространства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.006 с.) |