Функционирование фирмы в условиях олигополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование фирмы в условиях олигополии



 

1. Олигополия.

2. Модели олигополии.

3. Картели.

 

Вопрос 1. Олигополия

Олигополия – это рыночная структура, в которой доминируют несколько продавцов, обладающих крупными долями рынка, а появление новых продавцов затруднено. Существуют гомогенные олигополии, в которых фирмы производят стандартизированные, идентичные продукты (например, алюминий), и дифференцированные олигополии, в которых фирмы производят подобные, но несколько отличающиеся продукты (например, автомобили, сигареты).

Доминирование на рынке нескольких крупных продавцов означает, что противники учитывают в своих планах не только реакцию покупателей, но и своих конкурентов. Это зримая конкуренция в отличие от совершенной и монополистической конкуренции, где отношения конкуренции относительно обезличены. Продавцы признают взаимную зависимость, поскольку при изменении цен и объемов выпуска одним из них это сразу скажется на прибылях остальных, которые предпримут ответные действия.

"Признаваемая взаимная зависимость" означает, что успех деловой стратегии каждой фирмы будет зависеть от стратегий, которым следуют остальные фирмы, и каждая фирма осознает это. Следовательно, каждая фирма принимает в расчет ожидаемые реакции ее соперников при формировании ее деловой стратегии. Взаимные реакции влияют на равновесие отрасли.

Появление новых продавцов на олигополистическом рынке затруднено. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок новых фирм, схожими с теми, которые обсуждались для чистой монополии. К таким барьерам относятся положительный эффект масштаба, необходимость больших первоначальных инвестиций, патенты и лицензии, совместные действия олигополии против проникновения новичков.

Естественная олигополия существует, когда несколько фирм способны обеспечить весь отраслевой рынок продуктами при более низких долгосрочных средних издержках LA С, чем множество мелких конкурирующих фирм. Такой положительный эффект масштаба существует, например, в нефтепереработке, при выплавке стали, производстве пива.

Поскольку фирмы признают взаимную зависимость и число фирм в отрасли ограничено, существует потенциальная возможность для сговора между участниками рынка. Когда фирмы кооперируются друг с другом, чтобы попытаться получить монопольную прибыль, они практически превращаются в коллективную монополию. Сговор может быть гласным и молчаливым, официально закрепленным и неофициальным.

 

Концентрацию рыночной власти при олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля H:

где S – доля фирмы в общем объеме продаж отрасли, %;

n – число фирм в отрасли.

 

Например: если n = 1, то H = 1002= 10 000.

Если n = 2, то H = 502 + 502 = 5 000 и т. д.

Вопрос 2. Модели олигополии

Поведение участников зависит от силы сторон и выбираемых ими стратегий, следовательно, от множества сочетаний. Поэтому нет единой модели олигополии. Определим несколько более-менее типичных ситуаций поведения участников: 1) "ценовая война"; 2) отказ от ценовых войн и стабильность цен; 3) "лидерство в ценах"; 4) совместная защита от проникновения в отрасль новичков.

Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на рынке олигополии. Условие: стандартный продукт, например, бензин. Фирма полагает, что конкуренты не отреагируют на ее снижение цены, и все покупатели перейдут к ней. Однако конкуренты в ответ снизят цены еще в большей степени. Война цен на понижение будет продолжаться, пока они не уменьшатся до уровня средних издержек А C, а экономическая прибыль не уменьшится до нуля. Дальнейшее снижение цен не выгодно участникам, поскольку приведет к убыткам.

Ситуацию отказа от ценовых войн и стабильности цен описывает ломаная кривая спроса (рис. 13.1). Эта модель предполагает, что фирмы верят, что соперники будут состязаться в любом снижении цен, но не повышении. При таких обстоятельствах кривая спроса D претерпевает излом при текущей цене Р. При повышении цены фирмой покупатели перейдут к конкурентам, т. е. ее часть выше излома будет более эластична. Фирма потеряет часть дохода от сокращения сбыта.

При снижении цен фирмой соперники тоже снизят цены, и распределение покупателей между конкурентами останется почти прежним, т. е. часть кривой спроса ниже излома будет неэластичной. Фирма потеряет часть дохода от снижения цен. Поэтому выгоднее придерживаться политики твердых цен. Подразумевается, что цены будут иметь тенденцию к неэластичности в течение всего делового цикла.

Модель лидерства в ценах еще называют частичной монополией (рис. 13.2). Обычно самая крупная фирма устанавливает цены, максимизи-рующие ее прибыль. Она оценивает емкость рынка отрасли q отр и то, сколько по каждой предполагаемой цене продадут остальные фирмы. Затем вычитает из емкости отраслевого рынка q отрих долю и получает свою. На следующем шаге, зная ряд предполагаемых цен и соответствующий ряд долей своего сбыта, она вычисляет свой предельный доход М RL и производит количество товара qL, максимизирующее ее прибыль, т. е. в точке, где МR L = МС L при цене Р L. Остальные, следуя за лидером, придерживаются цены PL. Они планируют собственный выпуск продукции q ост, который максимизирует их прибыли при этих ценах. В равновесии qL + q ост = q отр.

Лидерство в ценах можно также объяснить опасением меньших фирм насчет ответной реакции лидера в случае ценовой войны с ним.

Меньшие фирмы следуют пассивно за лидером иногда и потому, что предполагают наличие большей информации у лидера о динамике рыночного спроса. Если, например, крупный банк повышает ставки по кредитам, мелкие считают, что спрос на кредиты растет, и тоже повышают ставки.

Когда существует опасность проникновения в отрасль "чужака", действующие фирмы могут не воспользоваться своим олигопольным положением и снизить цены до уровня его и своих долгосрочных средних издержек LA С, как при монополистической конкуренции. Тем самым они лишают его экономической прибыли и стимула входа в отрасль.

Подход с позиции благосостояния является источником полемики. Некоторые экономисты верят, что структура отрасли, особенно малое число фирм, отражает существование экономии на масштабе. Это означает, что несколько фирм могут производить более эффективно, чем много фирм. Другие экономисты делают ударение на вероятность сговора как источника искажений в отрасли, подобных монополистическим.

 

Вопрос 3. Картели

Картель – это группа конкурирующих фирм, которые согласились вступить в сговор. Стимул к созданию картеля очевиден. Группа имеет потенциальную возможность получить и поделить монопольную прибыль за счет повышения цен, фактически превращаясь в коллективную монополию.

Картели функционируют лучше, когда спрос стабилен или растет, вход в отрасль труден и существует относительно небольшое число членов картеля. Примеры картелей: ОПЕК, " Dе Вееrs ".

Для создания картеля необходимо:

1. Убедиться в наличии барьера для входа в отрасль новых поставщиков, чтобы предотвратить их продажи после того, как цена повысится.

2. Определить общую емкость рынка отрасли.

3. Установить квоты продаж каждому члену картеля.

4. Установить контроль за соблюдением квот.

Картели внутренне нестабильны: каждый член картеля имеет стимул обмануть других участников соглашения. Любая фирма, которая назначает цену ниже, чем цена у картеля, будет наслаждаться огромным расширением продаж за счет остальных членов картеля. Часто соблазн столь велик, что кооперация разрушается. Любой участник картеля может превысить свою квоту, предполагая, что остальные этого не заметят. Но если все будут в обход картеля увеличивать продажи, сохраняя общую цену картеля, то возникнут излишки продукции, и цены упадут, делая картельное соглашение бесцельным.

 

Задания к лекции « Функционирование фирмы в условиях олигополии »

 

       1. Олигополистическая структура рынка наиболее характерна для…

а) производства одежды и обуви;
б) производства сельскохозяйственной продукции;
в) автомобилестроения;
г) бытовых услуг населению.

 

Решение

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3–5) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

 

2. Тайный сговор на рынке олигополии….

а) может быть прочным длительное время, поскольку обеспечивает максимальную прибыль;

б) не может быть прочным длительное время;

в) легче осуществить при малом количестве участников;

г) легче осуществить при большом количестве участников.

 

Решение

Тайный сговор на рынке олигополии – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и в других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Тайный сговор легче осуществить при малом количестве участников сговора. Однако этот сговор не может быть прочным длительное время.

 

3. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:

а) Эдвард Чемберлин;

б) Огюстен Курно;

в) Джоан Робинсон;

г) Джон Гэлбрейт;

д) Карл Маркс.

 

Решение

Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801–1877) еще в 1838 г. Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу "Принципы теории богатства", где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в    70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

 

4. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

а) нефть;

б) бананы;

в) сахар;

г) пшеница;

д) кофе.

 

Решение

 г) пшеница продается на рынке совершенной конкуренции.

 

 5. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль…

а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля;

б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля;

в) проводя активную неценовую конкуренцию;

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену;

д) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

 

Решение

Картели внутренне нестабильны: каждый член картеля имеет стимул обмануть других участников соглашения. Любая фирма, которая назначает цену ниже, чем цена у картеля, будет «наслаждаться» огромным расширением продаж за счет остальных членов картеля.

Лекция 14.

Рынки факторов производства

 

1. Спрос на факторы производства и его эластичность. Предельная доходность фактора и предельные издержки.

2. Рынок труда. Равновесная заработная плата и занятость.

3. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Принцип дисконтирования.

4. Рынок природных ресурсов. Земельная рента и цена земли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.022 с.)