Валидность психодиагностического инструментария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валидность психодиагностического инструментария



Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.

Следует отметить, что вопрос о валидности до сих пор представляется одним из самых сложных. Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает».

Валидность (с англ. действенный, пригодный, имеющий силу) — это комплексная характеристика методики, которая включает сведения об области исследования явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Валидность – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

В стандартных современных требованиях к психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том:

- относительно каких групп психических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью конкретной методики, т.е., «что мы изучаем»;

- о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания «насколько хорошо методика изучает психическое явление».

Валидность рассматривается как обязательная и включает в себя данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об обследуемой личности, но полученными из других достоверных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т.д.). Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, образовательному уровню, социально-культурной принадлежности и т.д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста.

С методологической точки зрения валидность является основной гносеологической проблемой психодиагностики. Надежность — это необходимое, но недостаточное условие валидности. Эти два понятия тесно связаны между собой, но они не пересекаются, т.к. надежность — это устойчивость процедуры относительно объекта исследования, а валидность — это устойчивость, но относительно измеренных свойств предмета. Между ними нет прямо пропорциональной зависимости и, следовательно, повышение надежности не свидетельствует о повышении валидности. Каждая методика имеет четко определенную валидность. Большинство методик позволяют определить валидность по отношению к нескольким психическим характеристикам.

Виды валидности

1. Конструктная валидность— это один из основных видов валидности, который отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Степень обоснованности теории, положенной в основу создания данного теста.

Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Обращение к концептуальной валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых измерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа выводов о том, в какой степени испытуемые обладают некоторой определенной психологической характеристикой. Причем измеряемая психологическая характеристика не может быть отождествлена с какой-либо наблюдаемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую концепцию.

Примерами таких концепций являются интеллект, черты личности, мотивы, установки и т.д.

Т.к. проявление таких конструктов в деятельности человека многообразны и неоднозначны с точки зрения их выделения, то установление конструктной валидности является сложным процессом.

Важнейшим аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (т.е. задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одного и того же явления.Одним из компонентов концептуальной валидности является валидность по возрастной дифференциации. Она связана с возрастной динамикой исследуемого качества.

Среди конкретных методов определения конструктной валидности выделяется: сопоставление исследуемого текста с другими методиками, конструктное содержание которых известно. Корреляции между результатами двух тестов должны показывать, что разработанный тест измеряет примерно ту же сферу или то же явление, что и эталонная методика, т.к. в данном случае не требуется высокой степени связи между этими двумя тестами. Смысл процедуры конструктной валидности состоит как в установлении одновременно сходства двух методик, так и их различия.

При анализе конструктной валидности осуществляется подтверждение совокупности теоретически ожидаемых связей, которые, в свою очередь, определяются следующими подходами:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.007 с.)