Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночные и нерыночные деньгиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перечисленные три класса денег натуральные деньги, кредитные деньги и финансовые деньги объединяются одним понятием рыночные деньги. Классы рыночных денег характеризуются тем, что они возникают стихийно из потребностей рыночной экономики и развиваются в соответствии с ее объективными условиями. Каждая из разновидностей рыночных денег порождается требованиями соответствующего этапа развития товарных отношений и проходит вместе с этим этапом весь цикл жизни, пока не будет заменена новой формой денег, вырастающей из потребностей следующего более высокого и зрелого этапа товарных отношений. Помимо рыночных денег в истории известны еще нерыночные — государственные бумажные деньги, появление которых происходило не из хозяйственного оборота, а путем их эмиссии государством. Для понимания особой природы государственных бумажных денег важно отличать техническую сторону эмиссии от выпуска государством ничем не обеспеченных бумажных денег. В нормальных условиях действия рыночной экономики государство наделено исключительным правом эмиссии денег. При этих условиях в прошлом государство чеканило монету, или выпускало разменные на золото бумажные деньги, а в настоящее время осуществляет эмиссию бумажных денег в развитых странах в соответствии с объективной необходимостью для обеспечения потребностей денежного оборота. Во всех этих случаях государство просто выполняет общественную функцию, обеспечивая законный статус национальных рыночных денег и гарантируя их от подделки и других злоупотреблений. Однако, если государство начинает злоупотреблять предоставленными ему обществом полномочиями и фабриковать деньги без реального обеспечения, рыночные деньги могут превратиться в государственные эмиссионные деньги, которые через кредитную систему и наличность распространяются в экономике. Такая практика неизбежно ведет к инфляции. Для государственных бумажных денег характерно не только то, что их источником является эмиссия, но и то, что они выпускаются в обращение с принудительным курсом. В отличие от рыночных денег, которые обеспечены товарами, поскольку являются представителями их ценности, государственные бумажные деньги представляют собой долговые обязательства правительства, которые, как правило, обеспечены товарными ценностями в неполной мере или вообще не обеспечены какими-либо ценностями. Кратко обобщим основные положения, изложенные, выше. Деньги представляют собой органический составной элемент рыночной экономики, в которой все ресурсы, участвующие в хозяйственной жизни, являются товарами. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждому уровню развития товарных отношений соответствует определенный класс денег. Всякий товар обладает потребительной ценностью и ценностью, которые представляют собой единство противоположностей и источник противоречия как движущей силы экономического развития. Потребительная ценность это индивидуальное, физическое свойство товара, а ценность - его общественное свойство. Противоречие между ними разрешает обмен, в ходе которого рождаются и получают дальнейшее развитие деньги как средство выражения ценности товаров. В процессе эволюции поочередно возникает и развивается три класса денег. Первый класс денег натуральные, или вещественные деньги. Они рождаются из бартера и достигают зрелого развития в исторический период становления и развития торговли как главного способа экономических связей между людьми в обществе. В течение этого периода формируется металлическая денежная система, в основе которой лежит золото в качестве денежного товара. Второй класс денег кредитные деньги. Они появляются в период раннего капитализма, когда товаром становятся не только предметные блага и услуги, но и факторы производства, которые, объединенные в предпринимательское дело, действуют как капитал. Кредитные деньги предназначены для выражения ценности капитала, Они действуют как денежный капитал и в ходе своего развития приобретают три основные формы: коммерческие векселя, банкноты и депозитные деньги. Кредитные деньги развиваются как инструмент кредитной системы в составе банков и других кредитных учреждений. Кредитные деньги ¾ это символические деньги, и для успешного функционирования они нуждаются в общественной гарантии в виде государственного законодательства и регулирования денежной сферы. Однако в начальный период действия кредитных денег этого еще недостаточно, и на протяжении длительного времени кредитная денежная система действует совместно с металлической денежной системой, которая служит основанием и гарантом устойчивости всей денежной сферы. В ходе развития экономики и денежной системы кредитные деньги постепенно вытесняют металлические деньги (золото) и становятся преобладающим классом денег в хозяйственном обороте. Третий класс денег финансовые деньги. Это многочисленные разновидности ценных бумаг, которые являются продуктом развития капитализма и быстро прогрессируют в современном рыночном хозяйстве. Они рождаются, когда в товар превращаются источники дохода. В этом процессе ключевое значение принадлежит превращению в товар бизнеса благодаря появлению и развитию акционерной формы капитала. Акции как выражение ценности бизнеса в качестве товара занимают центральное место на рынке ценных бумаг. В XX в. экономика и денежная система достигают такого уровня развития, когда они более не нуждаются в применении натуральных денег в форме золота. Золото окончательно вытесняется вначале из внутреннего денежного хозяйства, а затем ¾ из международных расчетов, и его роль в качестве денег завершается. На протяжении XX в. происходит развитие и сближение кредитного рынка и рынка ценных бумаг, которые постепенно сращиваются в интегрированный финансовый рынок, обслуживающий денежные потребности современной развитой рыночной экономики. Функции денег Как и всякий общественный феномен, деньги проявляют себя в действии через свои функции. В ходе эволюции некоторые функции постепенно видоизменяются и принимают новые, более зрелые и совершенные формы. В течение многих веков сложились четыре функции денег: мера ценности, средство сохранения ценности, средство обращения и средство платежа. При этом функции меры ценности и средства сохранения ценности сформировались как базовые, конституирующие функции денег, а функции средства обращения и средства платежа как расчетные функции денег, вырастающие из предыдущих. Все разновидности денег обладают функцией меры ценности, поскольку все они служат средством выражения ценности товарных ресурсов, действующих в хозяйственной жизни. Быть средством выражения ценности общее свойство денег, которое можно определить как их интегральную функцию, которую начинают выполнять деньги со времени своего возникновения. С началом использования какого-либо товара в этой функции и происходит превращение данного товара в деньги, а затем деньги отбрасывают вещественную оболочку и выступают в символическом виде как общественное выражение ценности, представленное в виде числа, удостоверенного должным образом. Мера ценности Мера ценности представляет собой первую и универсальную функцию денег. Все разновидности денег, независимо от того, насколько полно или неполно они выполняют другие денежные функции, всегда и повсюду в полной мере выполняют функцию меры ценности. Это происходит потому, что все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения ценности применяемых в ней хозяйственных ресурсов. Различные виды денег являются составными частями общей денежной массы, которая с учетом скорости обращения служит выражением ценности совокупности всех присутствующих но рынке товаров. В экономике, то есть на рынке, в каждый данный момент на одной стороне присутствует товарная масса как воплощение потребительной ценности, о на другой стороне этой товарной массы в качестве воплощения ее ценности противостоит денежная масса с учетом скорости обращения денег. Выражение ценности товарных ресурсов составляет предназначение денег. Деньги выполняют его таким образом, что прежде всего дают ценности товаров количественную определенность, в которой оно предстает перед обществом. Действуя как средство выражения ценности товаров, деньги одновременно действуют и как мера их ценности. Механизм этого действия состоит в том, что в качестве меры ценности употребляется денежная единица, в которой выражена долевая величина совокупной ценности всех товаров, представленных на рынке. Ценность товара, выраженная в деньгах, является обществу в форме цены. Цена, следовательно, есть форма выражения ценности товаров в деньгах. Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их ценности, выраженной в деньгах. Сравнительный, относительный характер ценности товаров, означает, что и мера этой ценности является величиной относительной. Поскольку мера ценности является долевой величиной общей ценности всей совокупной товарной массы, она движется и изменяется в различные периоды времени вместе с изменениями ценности всей товарной массы, представленной на рынке. В этом состоит отличие меры ценности как общественной категории от физических, мер, которые относятся к классу природных явлений и являются абсолютными величинами. Мера ценности ¾ это долевая величина совокупной ценности всей товарной массы, представленной на рынке. Подобно тому как капля раствора выражает пропорции содержащихся в нем веществ, денежная единица выражает соответствую щие пропорции всех товаров, представленных в ней в качестве набора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.011 с.) |