Первая книга поэзии А. А. Блока «стихи о Прекрасной Даме» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая книга поэзии А. А. Блока «стихи о Прекрасной Даме»



В начале 1900х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока, - 1)любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба в 1903году и 2)  увлечение философскими трудами В.С. Соловьёва.

Появляется первая книга поэзии Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность, он общается с символистами старшего и младшего поколений- Мережковским, Гиппиус, Брюсовым, Бальмонтом, Белым, В. Ивановым Личное знакомство совпадает со знакомством творчества этих поэтов-символистов.

В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острым мистическим и романтическим переживаниями, всем существом моим овладела поэзия В. Соловьёва».

Учение русского философа В.Соловьева о Душе мира или Вечной Женственности

 

В учении В.Соловьева о Душе мира или Вечной Женственности Блока привлекла мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Смысл любви, по Соловьёву, состоит в обретении личностью идеальной цельности, которая приблизит человека к высшему благу, т.е. слиянию земного и небесного. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть её небесную природу. Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта - её служителя, жреца, были усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания - увлечение Л.Д. Менделеевой.

Особенности сборника «Стихи о Прекрасной Даме»

В этой книге ЛЮБОВЬ принимает характер возвышенного служения, молитв,

возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»:

 

...Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поёт. Его не знаешь Ты.

 

Младосимволисты, познакомившись со стихами Блока, восторженно объявили Блока продолжателем Соловьёва, а его книгу- программным произведением своего направления, его вершиной.

Стихи этого цикла - своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздаёт в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах...

Анализ стихотворений.

«Вхожу я в темные храмы»

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

 

Таинственная, волшебная,  загадочная атмосфера создается с помощью контрастной цветовой гаммы (темные, красные), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами: жду, дрожу.

Неподвижностью героя передается ожидание Прекрасной Дамы. Героиня лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя. «Только образ, лишь сон о ней»    Обстановка храма, цвета, величественные имена, эпитеты и эмоциональное состояние героя -все создает образ героини, возвышенный, божественный, неземной.

Мотивы тени и сна создают ощущение непроясненности, невидимости

Я, отрок, зажигаю свечи...

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

 

Атмосфера стихотворения вновь создается с помощью деталей храма: свечи, кадильный огонь, вечернее моленье, белая церковь, церковная ограда, алтарь. Белый цвет -символ святости -связан с образом невесты.

Герой-отрок, отдающий себя ожиданию, которое переживается, как служение

идеалу. Героиня невидима, неслышима.

Мотив сумрака, тумана, ощущение недосказанности.

В финале выражена вера поэта в возможность воссоединения небесного и земного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)