Тема: Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения



Урок № 17

 

Тема: Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

Цели: изучить типы взаимодействий в природе, закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона, научиться решать задачи, используя данный закон.

Задачи: обеспечить усвоение основных понятий:Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения;

содействовать трудолюбию, самостоятельности;

развивать познавательный интерес

План

1. Изучение нового материала

2. Решение задач

 

Изучение нового материала

Как был открыт закон всемирного тяготения

Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т. д.), вызваны одной причиной.

Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной

Это интересно

В 1666 году в Кембридже началась какая-то эпидемия, которую тогда сочли чумой, и Ньютон удалился в свой Вульсторп. Здесь в деревенской тиши, не имея под рукой ни книг, ни приборов, живя почти отшельнической жизнью, двадцатитрехлетний Ньютон предался глубоким философским размышлениям. Плодом их было гениальнейшее из его открытий — учение о всемирном тяготении.

Был летний день. Исаак Ньютон любил размышлять, сидя в саду. Предание сообщает, что размышления Ньютона были прерваны падением налившегося яблока. Без обдумывания, без предварительных логических рассуждений в мозгу его блеснула мысль, что падение яблока и движение планет по своим орбитам должны подчиняться одному и тому же универсальному закону. Он тут же сформулировал гипотезу о законе всемирного тяготения.

В последующие недели мысли Ньютона все снова и снова возвращались к этой гипотезе.

Ему пришла в голову мысль, что сила тяжести не ограничена поверхностью Земли, а простирается гораздо дальше.

Почему бы и не до Луны?

Ньютон доказал, что Луна удерживается на своей орбите той же силой тяготения, под действием которой падают тела на поверхность Земли.

Знаменитая яблоня долго хранилась в назидание потомству. Она пережила Ньютона почти на сто лет. Позднее засохла, была срублена и превращена в исторический памятник в виде скамьи. Этот сорт яблони решили посадить во всех учебных заведениях

Всемирное тяготение – взаимное притяжение между всеми телами Вселенной

Гравитационные силы – силы всемирного тяготения.

Физический смысл

Гравитационной постоянной

 

Гравитационная постоянная численно равна силе притяжения двух тел, массой

1 кг каждое, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга.

Границы применимости закона

Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим, если:

1) взаимодействующие тела – материальные точки;

2) тела имеют форму шара;

3) одно из тел - шар большого радиуса, взаимодействующий

с телом, размер которого много меньше размеров шара.

Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара.

Сила тяготения становится заметной только тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).

Механизм гравитационного взаимодействия

В настоящее время механизм гравитационного взаимодействия представляется следующим образом.

Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным.

Если в некоторую точку этого поля поместить пробное тело массой т, то гравитационное поле действует на данное тело с силой F, зависящей от свойств поля в этой точке и от величины массы пробного тела.

Почему все тела падают на Землю?

На все тела действует сила тяжести

Урок № 1 8

 

Тема: Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузка.

Цели: сформировать понятия «первая космическая скорость», «вес тела», «сила тяжести», развивать практические умения при решении задач по теме.

Задачи: обеспечить усвоение основных понятий:первая космическая скорость, вес тела, невесомость и перегрузка;

формировать умения применять полученные знания при решении задач;

содействовать трудолюбию, самостоятельности;

развивать познавательный интерес

ПЛАН

1. Проработка теоретического материала

2. Решение задач

Просмотреть видео https://youtu.be/HBB6Gbk5cIw

Пример решения задачи.

1. Почему на рычажных весах нельзя обнаружить изменение веса при его переносе из одного места Земли в другое?

[При переносе тела и гирь из одного места Земли в другое вес тела и гирь увеличивается или уменьшается в одинаковое число раз. Поэтому изменение веса тела не может быть обнаружено]

2. Находясь на платформе уравновешенных десятичных весов, человек приседает. Как изменяется показания весов в начале и в конце приседания?

[Когда человек начинает приседать, вес человека на платформу весов меньше силы тяжести. В конце приседания человек увеличивает напряжение мышц ног и придаёт своему телу ускорение, направленное вверх. В это время показания весов будут больше силы тяжести тела]

3.  Кабина лифта при подъёме движется сначала ускоренно, затем равномерно, а перед остановкой замедленно. Какова сила натяжения троса во время движения?

[При ускоренном движении кабины вверх натяжение троса больше mg, при равномерном движении – равно mg, перед остановкой – меньше mg]

4. Почему тело, подброшенное на Луне, будет во время полёта находиться в состоянии полной невесомости, а на Земле такое тело можно считать невесомым лишь приближённо?

[На Луне нет атмосферы]

 

 Домашнее задание: Проработать§ 31-33, написать конспект.

 

Урок № 17

 

Тема: Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

Цели: изучить типы взаимодействий в природе, закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона, научиться решать задачи, используя данный закон.

Задачи: обеспечить усвоение основных понятий:Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения;

содействовать трудолюбию, самостоятельности;

развивать познавательный интерес

План

1. Изучение нового материала

2. Решение задач

 

Изучение нового материала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.007 с.)