Тема 1. Социология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как наука



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Задания к семинарским занятиям

 

Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева

 

 

Липецк 2007

ББК С 5 я 7

    П 691

Практикум по социологии [Текст]: задания к семинарским занятиям / Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 42 с.

    В материалах практикума представлены задания к основным темам курса «социология».

Рецензент д. ф. н., проф. Л. П. Станкевич

© Липецкий государственный

технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Социология как наука………………………………………………………4

Тема 2. Основные этапы становления и развития западной социологии………..6

Тема 3. Становление и развитие социологии в России…………………………..14

Тема 4. Общество и культура……………………………………………………...15

Тема 5. Социальные процессы и социальные изменения ……………………….18

Тема 6. Социология личности ……………………………………………….……19

Тема 7. Девиантное поведение ……………………………………………………26

Тема 8. Социальное взаимодействие и социальная структура общества………28

Тема 9. Социальные институты…………………………………………………...33

Тема 10. Семья как социальный институт………………………………………..35

Тема 11. Социологическое исследование………………………………………...35

Альтернативный социологический словарь…………………………………...…38

Социологический гороскоп…………………………………………………….….40

Социологический кроссворд, чайнворды, ребусы…..…………..…………….…41

Библиографический список…………………………………………………….….43

 

 

 

Тема 3. Становление и развитие социологии в России

1. Какой исторический период считается исходным хронологическим рубежом российской социологии?


а) конец ХVIII в.;

б) конец ХIХ – начало ХХ в.;

в) первая половина ХIХ в.;

г) конец 60-х гг. ХIХ в.


2. Укажите, кому из русских социологов принадлежат такие определения предмета науки:

а) «Социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов»;

б) «Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими общностями»;

в) «Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова»;

г) «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия».


1) М. М. Ковалевский;

2) Е. В. де Роберти;

3) В. А. Ядов;

4) П. А. Сорокин.


3. Назовите русского социолога ХIХ в., автора книги «Герои и толпа»


а) Н. Кареев;

б) Н. Михайловский;

в) С. Южаков;

г) П. Лавров.


4. Первая кафедра социологии, возглавляемая Ковалевским М. М. и Е. В. де Роберти, была открыта:


а) в 1900 г;

б) в 1908 г;

в) в 1917 г;

г) в 1920 г.


 

Тема 4. Общество и культура

Занятие 1

1. Заполните таблицу, указав, к какому типу общества относятся следующие признаки:

а) главная статья экспорта – природные ресурсы;

б) распространение конвейерного производства;

в) механизация производственных процессов;

г) широкое распространение крупных производств;

д) самая главная проблема – обеспечение населения продовольствием;

е) распространение ресурсосберегающих технологий;

ж) главный способ передачи информации – устная речь;

з) автоматизация производства;

и) невысокий уровень жизни;

к) массовое распространение компьютерной техники;

л) господство сословной иерархии;

м) доминирование аграрного уклада;

н) сфера услуг – главная сфера экономической деятельности;

о) деньги – главная ценность;

п) ведущая роль науки, знаний, информации.

Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
     
     

2. Термин «постиндустриальное общество» предложил:


а) Аристотель;

б) К. Маркс;

в) Д. Белл;

г) Т. Парсонс;

д) М. Вебер;

е) О. Конт.


3. К появлению индустриального общества привели два глобальных процесса:

а) охота и собирательство;

б) урбанизация и индустриализация;

в) земледелие и скотоводство;

г) машинное производство и компьютеризация.

4. Понятие «модернизация» описывает:

а) переход от охоты и собирательства к земледелию;

б) распространение машинного производства;

в) зарождение частной собственности;

г) переход от доиндустриального к индустриального, а затем к постиндустриальному обществу.

5. К признакам простого общества относятся:

а) наличие социальной стратификации;

б) наличие государства;

в) отсутствие социального неравенства;

г) отсутствие деления на классы и страты;

д) отсутствие товарно-денежных отношений.

6. Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества:

а) простому и сложному;

б) аграрному и индустриальному;

в) индустриальному и постиндустриальному;

г) феодальному и капиталистическому.

7. Совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях это:


а) социальная структура;

б) социальная организация;

в) общество;

г) социальная система;

д) социальная группа.


Занятие 2

1. Какие из приведенных теорий относятся к концепциям «упадка культуры»?

а) теория классовой борьбы К. Маркса;

б) теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского;

в) теория социокультурных суперсистем П. А. Сорокина;

г) теория А. Тойнби;

д) теория Ф. Тённиса о противопоставлении общины и общества;

е) теория культурных смыслов О. Шпенглера.

2. Определите, к какой из трех форм культуры (элитарная, народная и массовая) относятся следующие элементы: песни В. Высоцкого, оперы, частушки, сериалы, сказки?

3. Охарактеризуйте субкультуру социальной группы по следующим параметрам: материальное положение, увлечения, личностные характеристики, особенности поведения. Пенсионеры. Студенты.

4. Кто из учёных впервые разграничил понятия «культура» и «цивилизация»?


а) Ф. Ницше;

б) О. Шпенглер;

в) Н. Данилевский;

г) К. Маркс.


5. Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур могут быть:


а) нейтральными;

б) альтернативными;

в) конкурентными.


Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:


1) Россией и Чечней

2) Россией и США

3) западным и мусульманским миром

4) театральной культурой и кинокультурой

5) ценностями советского поколения 60-х гг. и поколения 90-х гг.


Тема 6. Социология личности

1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?

а) «Я» – это мои представления о себе;

б) «Я» – это совокупность представлений о других;

в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;

г. «Я» – это зеркало для других.

2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:


а) девиация;

б) социальное поведение;

в) роль;

г) малая группа.


3. Ролевой идентификацией называется:

а) дистанцирование от роли;

б) промежуточное положение между статусом и ролью;

в) динамическая сторона статуса;

г. противоречие между статусами;

д. максимальное слияние с ролью.

4. Социальный статус – это


а) профессия или занятие человека;

б) материальный доход человека;

в) социальное положение человека;

г) гражданство.


5. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?


а) Э. Эриксон;

б) З. Фрейд;

в) Э. Шпрангер;

г) Ж. Пиаже.


6. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная система состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из предложенного эти два элемента.

а) Цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой;

б) Структура социального контроля;

в) Социально одобряемые способы достижения целей;

г) Методы социального контроля.

7. Выберите из предложенных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации.

а) процесс воспитания ребенка;

б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности;

в) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;

г) вхождение индивида в социальный мир.

8. Относятся ли к функциям социализации следующие:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов общества;

в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка?

9. Чем обусловлена необходимость социализации?

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) ни тем, ни другим;

г) и биологическими, и социальными причинами.

10.  Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек усваивает больше социальных ролей?

11. Являются ли агентами социализации следующие лица:


а) продавец;

б) диктор ТВ;

в) надзиратель тюрьмы;

г) сержант в армии.


12.  Кто в данный жизненный период является агентом вашей социализации?

13.  Социализируются ли такие литературные персонажи, как Робинзон Крузо и Эдмон Дантес?

14. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.


15. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Мида?


а) ближайшее окружение ребенка;

б) сверстники;

в) общество в целом;


г) церковь.


16. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе;

г) когда министр занимается коммерческой деятельностью;

д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства;

е) когда милиционер продает конфискованное оружие?

17. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы:


а) президент;

б) муж;

в) принц;

г) император;

д) тёща;

е) депутат Государственной Думы;

ж) герцог.


18. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил


а) Дж. Мид;

б) З. Фрейд;

в) Ч. Кули;

г) Ж. Пиаже.


19. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:


а) олимпийский чемпион;

б) академик;

в) студент;

г) дочь кинозвезды;

д) безработный;

е) инженер;

ж) женщина;

з) миллиардер.


20. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:


а) преподаватель и студент;

б) профессор и сосед;

в) врач и пациент.


21. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными.

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

б) один человек обладает множеством статусов;

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

д) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

е) социальный статус – положение индивида в малой группе;

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

з) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;

и) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.

22. Что является признаками предписанного статуса?


а) Национальность;

б) Социальное происхождение;

в) Образование;

г) Квалификация.


23. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.

а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;

б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;

в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;

г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;

д) личность формируется через игру.


1) Дж. Мид;

2) З. Фрейд;

3) Э. Эриксон;

4) Ж. Пиаже;

5) Л. Колберг;

6) Ч. Кули.


24.  Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;

б) социальные отношения связывают между собой статусы;

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.

25.  Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:


а) социальный контроль;

б) социальный порядок;

в) социальная справедливость;

г) социализация;

д) конформизм.


26.  В каком случае статус безработного будет приписываемым?

27.  В чем отличие между прирожденными и приписываемыми статусами? Какие из приведенных статусов являются приписываемыми:


а) падчерица;

б) сын;

в) русский;

г) отец;

д) девочка;

е) принц.


28. Какие условия необходимы для существования социальной роли?


а) социальные нормы;

б) социальные отношения;

в) социальные действия;

г) экспектации (ожидания).


29. Чем отличаются понятия – дистанцирование от роли и сокращение межстатусной дистанции? Приведите примеры.

30. Какие из перечисленных ниже норм относятся к:


а) нормам-правилам;

б) нормам-ожиданиям.


1) Уплата налогов;

2) Вежливость по отношению к другим;

3) Выполнение учебной программы;

4) Порядочность;

5) Соблюдение трудовой дисциплины;

6) Воспитание детей.

31. Удовлетворение каких потребностей (по А. Маслоу) было недоступно Робинзону Крузо?

32. Расположите перечисленные группы потребностей в восходящем порядке: экзистенциальные, духовные, физиологические, престижные, социальные.

33. Какие из перечисленных потребностей относятся к


а) экзистенциальным;

б) социальным;

в) духовным;

г) физиологическим;

д) престижным.


1) В воспроизводстве населения;

2) В гарантированной занятости;

3) В хорошем здоровье;

4) В успехе;

5) В самопожертвовании;

6) В отдыхе;

7) В страховании от несчастных случаев;

8) В продвижении по службе;

9) В жилье;

10) В заботе о других людях;

11) В безопасности на улицах;

12) В общении;

13) В любви и дружбе;

14) В посещении театра.


34.  В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.

Понятие Определение понятия
1) Социальный статус а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
2) Роль б) Социальное положение человека в обществе
3) Главный статус в) Совокупность всех статусов данного человека
4) Достигаемый статус г) Динамическая характеристика статуса
5) Личный статус д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
6) Статусный набор е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению
7) Приписываемый статус ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие

 

35.  Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:

Личный статус Социальный статус
   
   

Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.

36.  Дайте общее название группам статусов:


а) русский, принц, мужчина;

б) россиянин, безработный;

в) любимец женщин, красотка, лжец;

г) преподаватель, студент, врач.


37.  Приведите примеры художественных фильмов, произведений художественной литературы, содержащих в названии один или более статусов, охарактеризуйте статусы по видам. Напр., х/ф «Любимая женщина механика Гаврилова» – статусы – любимая женщина (личный), механик (достигнутый).

38.  Назовите права, обязанности и статусные символы следующих статусов: президент, жена, священник.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП

Козерог: Конт О. (19. 01. 1798), Сорокин П. (21. 01. 1889)

Водолей: Лазарсфельд П. (13. 02. 1901), Лассуэлл Г. (13. 02. 1902)

Рыбы: Зиммель Г. (01. 03. 1958)

Овен: Вебер М. (21. 04. 1864), Дюркгейм Э. (15. 04. 1858)

Телец: Белл Д. (10. 05. 1919)

Близнецы: Хабермас Ю. (18. 06. 1929)

Рак: Мертон Р. (5. 07. 1910)

Лев: Бурдье П. (10. 08. 1930)

Дева: Ковалевский М. М. (27. 08. 1851)

Весы: Тоффлер О. (04. 10. 1928), Сен-Симон К. (17. 10. 1760)

Скорпион: Кистяковский Б. А. (04 (16). 11. 1868)

Стрелец: Парсонс Т. (13. 12. 1902)

Задание: назовите основные научные труды вышеперечисленных ученых и их социальные теории

Кафедра социологии

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Задания к семинарским занятиям

 

Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева

 

Утверждаю к печати                                                             Первый проректор

Объём 2, 6 п. л.                                                                      П. И. Внуков

Тираж 200 экз.                                                                   «___»_________2007 г.

 

Липецк 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социологии

 

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Задания к семинарским занятиям

 

Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева

 

 

Липецк 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социологии

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Задания к семинарским занятиям

 

Составители:

Овчинникова Э. В. _____________________

Григорьева Н. В. _____________________

Маслова О. М.______________________

 Яковлева Е. В.______________________

 

Заведующий кафедрой социологии                                       проф.Саюров Н. Ф.

 

 

Липецк 2006

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42                      

 

 


[1] Головаха, Е. Альтернативный социологический словарь/ //www.socd.univ.kiev.ua/STUDENT/HUMOR/alterr.htm

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Задания к семинарским занятиям

 

Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева

 

 

Липецк 2007

ББК С 5 я 7

    П 691

Практикум по социологии [Текст]: задания к семинарским занятиям / Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 42 с.

    В материалах практикума представлены задания к основным темам курса «социология».

Рецензент д. ф. н., проф. Л. П. Станкевич

© Липецкий государственный

технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Социология как наука………………………………………………………4

Тема 2. Основные этапы становления и развития западной социологии………..6

Тема 3. Становление и развитие социологии в России…………………………..14

Тема 4. Общество и культура……………………………………………………...15

Тема 5. Социальные процессы и социальные изменения ……………………….18

Тема 6. Социология личности ……………………………………………….……19

Тема 7. Девиантное поведение ……………………………………………………26

Тема 8. Социальное взаимодействие и социальная структура общества………28

Тема 9. Социальные институты…………………………………………………...33

Тема 10. Семья как социальный институт………………………………………..35

Тема 11. Социологическое исследование………………………………………...35

Альтернативный социологический словарь…………………………………...…38

Социологический гороскоп…………………………………………………….….40

Социологический кроссворд, чайнворды, ребусы…..…………..…………….…41

Библиографический список…………………………………………………….….43

 

 

 

Тема 1. Социология как наука

1. Используя междисциплинарную матрицу социологии, рассмотрите с позиции психологии, экономики и социологии следующий социальный факт: проведение избирательной кампании кандидатом; образ жизни жителя мегаполиса; безработица).

2. Составьте социальный портрет женщины-предпринимателя (рабочего) с позиции социологии, психологии, экономики.

3. Назовите объект и предмет изучения в предложенной теме: Здоровье как социальная ценность. СМИ как инструмент формирования ценностной структуры российского населения.

4. Известно, что любое социальное явление имеет как позитивные, так и негативные стороны. Выявите положительные и отрицательные стороны следующих социальных фактов: страхование автогражданской ответственности, проведение пенсионной реформы (а именно рассылка «писем счастья»), отмена льгот некоторым категориям населения, «утечка мозгов» на Запад, сталинские репрессии, переселение из деревни в город во второй половине ХХ в., коллективизация 30-х гг., клонирование человека и др. (Социальные явления предлагаются преподавателем или выбираются студентами самостоятельно. Приоритет отдается актуальным современным проблемам).

5. Социология как наука возникла:


а) после второй мировой войны;

б) в первой половине ХIХ в.;

в) в ХVIII в.;

г) в IV-V в. до н. э.


6. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

а) общество;

б) микросоциология;

в) междисциплинарная матрица социологии;

г) структурный подход;

д) макросоциология;

е) функциональное направление в социологии;

ж) конфликтный подход.

1) теоретическое направление, сторонники которого полагают, что поведение индивида и группы – продукт и производное социальной системы;

2) уровень социологического анализа, ориентированный на изучение непосредственного взаимодействия между людьми в повседневных социальных обстоятельствах;

3) теоретическое направление, сторонники которого полагают, что общество складывается в устойчивую целостность благодаря процессу саморегуляции, когда различные его части выполняют взаимодополняющие функции;

4) система социальных взаимодействий;

5) уровень социологического анализа, ориентированный на изучение устойчивых социальных структур и длительных временных процессов;

6) теоретическое направление, согласно которому естественным состоянием общества является острое противоречие между людьми, группами и организациями, стремящимися к власти;

7) совокупность научных дисциплин, имеющих с социологией общий объект изучения.

7. Объектом изучения социологии является:


а) политическая система;

б) отношения между людьми;

в) общество;

г) производственные отношения.


8. Укажите соответствие между понятиями и их определениями


а) социальное действие;

б) социальный факт;

в) социология;

г) научный метод;

д) социальная проблема;

е) социологическая проблема.


1) научное исследование общества, социальных институтов и социальных групп, взаимодействия внутри них и между ними;

2) способ получения знаний, предполагающий тщательный отбор данных и выстраивание определенных теоретических систем на основе доказательств и логических аргументов, проверка которых доступна исследователям;

3) всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений;

4) действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других;

5) нерешенность со стороны властных групп вопросов, касающихся различных сторон социальной жизни людей;

6) выявление того, как действует социальная система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования, предопределяющие характер социальных взаимодействий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.213 с.)