Семинар 2 . Тема: Социально-культурная деятельность в послереволюционный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2 . Тема: Социально-культурная деятельность в послереволюционный период



1. Основные направления культурной политики в послеоктябрьский период

2. Начало становления внешкольного образования и культурно-просветительной работы

3. Массовые формы организации пропагандистского досуга

4. Роль и место культуры в осуществлении социально-культурных преобразований в трактовке Ленина и его оппонентов. Культурная революция.

5. Партийно-государственная самодеятельность. Теория и практика Пролеткульта. Синяя блуза.

6. Выдающийся педагог тоталитарной системы А. С. Макаренко.

7. Теоретики социально-культурной деятельности – А. В. Луначарский, Н. К. Крупская.

Основная литература:

1. Литвинцева Г.Ю. Массовая культура в проекте модерна и постмодерна / Г. Ю. Литвинцева; СПбГУКИ. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2014. - 167 с.

Литература, рекомендованная к ознакомлению:

1. Кожинов, В.В. Россия. Век XX-й (1901-1939) / В.В.Кожинов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с.

2. Кожинов, В.В. Россия. Век XX-й (1939-1964) / В.В.Кожинов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с.

3. КПСС о культурно-просветительной работе. Сборник документов. – М.: Советская Россия, 1968. – 166 с.

4. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т. / Н.К.Крупская. – М.: АПН, 1960. – Т. 7, 8.

5. Ленин, В.И. О культуре. / В.И.Ленин. – М.: Политиздат, 1980. - 336 c.

6. Литвинцева Г.Ю. Российские "национальные метанарративы" в эпоху постмодерна // Universum: Общественные науки. – М., 2017. – С.24 - 28.

7. Муравьева, И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. / И.А.Муравьева. – СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2001. - 272 с.

8. Очерки русской культуры. Конец XIX –начало XX века. – Т. 3.- М., 2016. – 927 с.

9. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко / М.П.Павлова. – М.: Высшая школа, 1965. – 324 с.

10. Соколова В.И. Зарождение молодежного движения в мире. Вторая половина XIX начало XX веков // Вестник Чувашского университета, 2014, № 4. – С. 85 - 90.

11. Стернин Г. Ю. Два века. Очерки русской художественной культуры. – М.: Галарт, 2007. – 381 с.

12. Шефов, Н.А. Вторая мировая война 1939-1945. История великой войны / Н.А.Шефов. – М.: Вече, 2010. – 408 с.

 

Тестовые задания для текущего контроля успеваемости

Вопрос 1. Официальное крещение Руси приходится на правление

а) Княгини Ольги;

б) Князя Владимира;

в) Владимира Мономаха;

г) Князя Игоря;

Вопрос 2. Священное писание перевели на славянский язык

а) Синеус и Трувор;

б) Кирилл и Мефодий;

в) Рюрик;

г) Борис и Глеб;

Вопрос 3. Православие сложилось на территории

а) Византии;

б) Греции;

в) Руси;

г) Украины;

Вопрос 4. Общежитийный монастырский устав ввел

а) Дмитрий Донской;

б) Иоанн Кронштадтский;

в) Серафим Саровский;

г) Сергий Радонежский;

Вопрос 5. Глава православной церкви

а) Архиерей;

б) Диакон;

в) Митрополит;

г) Патриарх;

Вопрос 6. В 2019 году Россия отмечает 705-летие со дня рождения Святого:

а) Александра Невского;

б) Иоанна Кронштадтского;

в) Сергия Радонежского;

г) Ксении Петербургской;

Вопрос 7. Православие – это направление

а) Буддизма;

б) Иудаизма;

в) Ислама;

г) Христианства;

Вопрос 8. Новая форма проведения свободного времени в петровское время это:

а) Ассамблея;

б) Салон;

в) Английский клуб;

г) Дискотека;

Вопрос 9. Первым музей в России:

а) Военно-морской музей;

б) Зоологический музей;

в) Кунсткамера;

г) Эрмитаж;

Вопрос 10. Для борьбы с церковью Петр создал

а) Сумасбродный, всешутейший всепьянейший собор;

б) Славяно-греко-латинскую академию;

в) Святейший Синод;

г) Марсовы потехи;

Вопрос 11. Идеологом петровского времени был

а) А.Меншиков;

б) Б.Шереметев;

в) Ф.Прокопович;

г) Я. Брюс;

Вопрос 12. Первая книга, напечатанная гражданским шрифтом в петровское время

а). Азбука;

б) Геометрия;

в) Календарь;

г) Часослов;

Вопрос 13. Образовательные институты эпохи Екатерины Великой

а) Бестужевские курсы;

б) Салон И.И.Шувалова;

в) Смольный институт;

г) «Ученая дружина» Феофана Прокоповича;

Вопрос 14. Юридической основой для появления свободного дворянства стала:

а) Жалованная грамота городам;

б) Табель о рангах;

в) Жалованная грамота дворянству;

г) Уложенная комиссия;

Вопрос 15. Первыми издателями журналов в России были:

а).М.В.Ломоносов;

б) Н.И.Новиков;

в) А.Н.Радищев;

г).И.Карамзин;

Вопрос 16. Первый президент Российской академии наук:

а) Е.Р.Дашкова;

б) Г.Р.Державин;

в) Н.А.Львов;

г) К.Г.Разумовский;

Вопрос 17. Смольный институт основан по инициативе

а) И.И.Бецкого;

б) Г.Г.Орлова;

в) А.П.Румянцева;

г) Г.А.Потемкина;

Вопрос 18. Негосударственные институты культуры

а) Эрмитаж;

б) Императорская национальная библиотека;

в) Английский клуб;

г) Народные училища;

Вопрос 19. Движущей силой революции должен стать:

а) Просвещенный народ;

б) Армия;

в) Члены тайного общества;

г) Разночинцы;

Вопрос 20. Первое тайное общество декабристов называлось:

а) Союз благоденствия;

б) Союз спасения;

в) Северное общество;

г) Южное общество;

Вопрос 21. Восстание декабристов на Сенатской площади состоялось:

а) 8 августа 1812 года;

б) 5 ноября 1825 года;

в) 14 декабря 1825 года;

г) 13 июля 1826 года;

Вопрос 22. Для обучения солдат грамоте декабристы создали

а) Народные университеты;

б) Ланкастерские школы;

в) Воскресные школы;

г) Беседу любителей русского слова;

Вопрос 23. Поэму, посвященную женам декабристов, написал:

а) Н.А.Добролюбов;

б) Н.А.Некрасов;

в) И.С.Тургенев;

г) А.И.Герцен;

Вопрос 24. Реформаторская деятельность Александра II

а) Создание Святейшего Синода;

б). Жалованная грамота городам;

в) Манифест 19 февраля 1861 г.;

г) Учреждение Государственной Думы;

Вопрос 25. Земское самоуправление появилось при:

а) Александре I;

б) Александре II;

в) Александре III;

г) Николае II;

Вопрос 26. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» способствовал созданию:

а) Клубов;

б) Коммун;

в) Вольного экономического общества;

г) Салонов;

Вопрос 27. Первое объединение художников-демократов:

а) «Бубновый валет»;

б) «Мир искусства»;

в) Санкт-Петербургская Артель художников;

г) Товарищество передвижных художественных выставок;

28. В объединение музыкантов «Могучая кучка» входили:

а). А.А Алябьев;

б) М.П.Мусоргский;

в) А.С.Даргомыжский;

г). П.И.Чайковский;

Вопрос 29. Новые образовательные учреждения в шестидесятые годы XIX века:

а) Воскресные школы;

б) Университеты;

в) Гимназии;

г) Лицеи.

Вопрос 30. Пропагандистско-просветительская деятельность в 70-80-е годы XIX века:

а) Хождение в народ;

б) Марксистские кружки;

в) Кружок славянофилов;

г) Кружок западников.

Вопрос 31. Манифест Николая II об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г.:

а) Первая в России Конституция;

б) Программа свертывания демократических завоеваний;

в) Программа укрепления самодержавия;

г) Программа национализации промышленности.

 Вопрос 32. Реформа П.А.Столыпина:

а) Заложили основы формирования мелкого собственника;

б) Закрепляли общинный способ ведения хозяйства;

в) Уничтожили созидательный потенциал народа;

г) Способствовали организации наемного труда.

Вопрос 33. Народный дом:

а) Ночлежка для бездомных;

б) Совокупность различных типов учреждений культуры;

в) Рабочий клуб;

г) Столовая с бесплатными обедами.

Вопрос 34. Тактика борьбы с революционным движением С.В.Зубатова:

а) Создание легальных рабочих организаций под патронажем полиции;

б) Физическое устранение лидеров рабочего движения;

в) Запрещение рабочих самоорганизаций;

г) Ликвидация монархического устройства общества;

Вопрос 35. Молодежные движения начала XX века:

а) Нигилисты;

б) Союз Русского Сокольства;

в) Славянофилы;

г) Западники.

Вопрос 36. Серебряный век это:

а) Литературно-художественное течение;

б) Религиозное течение;

в) Период в истории культуры;

г) Салон А.Ахматовой.

Вопрос 37. Наиболее известным салоном Серебряного века была:

а) «Башня» В.Иванова;

б) Журфиксы Ф.Сологуба;

в) Пятницы Полонского;

г) Салон Гиппиус и Мережковского.

Вопрос 38. Кружок А.Бенуа был преобразован в объединение

а) «Мир искусства»;

б) «Союз молодежи»;

в) Цех поэтов.

г) Клуб «Медный всадник»

Вопрос 39 Наиболее известный литературный ресторан Серебряного века

а) «Вена»;

б) «Капернаум»;

в) «Прадер»;

г) «Ярославль».

Вопрос 40. Организатором «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов» был

а)Н.Гумилев;

б) М.Кузмин;

в)Б.Пронин;

г)С.Судейкин.

Вопрос 41. С.П.Дягилеву принадлежит заслуга организации

а) Издательства «Журавль»;

б) Религиозно-философских собраний;

в) Русских сезонов в Париже 1909-1929 годов;

г) Таврической выставки 1903 года.

Вопрос 42. Ленинская концепция революции:

а) Политический переворот должен предшествовать культурному;

б) Культурный переворот должен предшествовать политическому;

в) Эволюция предпочтительнее революции;

г) Всякая революция губительна для страны.

Вопрос 43. Коммунистическая нравственность:

а) Нравственно то, что служит делу коммунизма;

б) Нравственно то, что выводится из Библии;

в) Нравственно то, что служит укреплению господствующего класса;

г) Нравственность – право сильного.

Вопрос 44. В1920-30-е годы социально-культурной деятельности предшествовала:

а) Внешкольная работа;

б) Культурно-просветительная работа;

в) Культурно-досуговая работа;

г) Политико-просветительная работа.

Вопрос 45. Самая массовая политико-просветительная организация 20-30-х годов:

а) Агитпроп;

б) Пролеткульт;

в) «Синяя блуза»;

г) Театры рабочей молодежи (ТРАМы).

Вопрос 46. Нарком просвещения РСФСР 20-х годов

а) А.М.Горький;

б) Г.М.Кржижановский;

в) Н.К.Крупская;

г) А.В.Луначарский.

Вопрос 47. Советская самодеятельность:

а) Свободная активность субъекта;

б) Огосударствленная самодеятельность;

в) Свободная активность субъекта в сфере искусства;

г) Свободная активность субъекта в сфере науки и техники.

Вопрос 48. Советский человек:

а) Безраздельно преданный партии и государству

б) Критически оценивающий советскую действительность

в) Носитель альтернативной программы построения социализма

г) Отрицающий руководящую роль партии

 49. Новые советские праздники 30-х годов:

а) Рождество;

б) Пасха;

в) Масленица;

г) День Коперника.

Вопрос 50. Содержание работы культурно-просветительных учреждений определяли:

а). Партийно-государственные постановления;

б) правления учреждений культуры;

в) Самодеятельные коллективы;

г) Культурно-просветительные работники.

Вопрос 51. Обучение взрослых рабочих до октябрьской революции (1917 г.) называлось:

а) Социально-культурное просвещение;

б) Внешкольное образование;

в) Свободное образование;

г) Частное образование.

Вопрос 52. Социально-культурной деятельности предшествовало понятие:

а) Культурно-просветительная работа;

б) Образовательно-воспитательная деятельность;

в) Агитационно-просветительная работа;

г) Информационно-воспитательная деятельность.

Вопрос 53. Главный признак социального явления:

а) Взаимодействие;

б) Воздействие субъекта на объект;

в) Самообучение;

г) Саморазвитие.

 54. Критерий эффективности социально-культурной деятельности:

а) Увеличение количества культурно-массовых мероприятий;

б) Увеличение штатного аппарата учреждений культуры;

в) Укрепление материальной базы учреждений культуры;

г) Изменения сознания и поведения людей.

Вопрос 55. Теоретики внешкольного образования:

а) А.С.Макаренко;

б) Е.Н.Медынский;

в) В.Н.Сорока-Росинский;

г) В.А.Сухомлинский.

Вопросы для итогового контроля успеваемости(экзамен)

1. Основные черты и ценности культуры русского Средневековья

2. Благотворительно-просветительская деятельность древнерусских подвижников

3. Художественная деятельность в период расцвета культуры Средневековой Руси

4. Смеховая культура русского Средневековья

5. Придворный театр царя Алексея Михайловича

6. Просветительская деятельность традиционалистов и первых русских западников второй половины XVII в.

7. Принятие христианства как государственной религии. Социально-культурная деятельность православной церкви

8. Становление государственно-просветительской и европеизированной модели культуры в петровскую эпоху

9. Преобразования Петра I в сфере образования и просвещения

10. Европеизация досуга русского дворянства в петровскую эпоху

11. Викториальные праздники Петровской эпохи

12. Первый публичный и любительские театры Петровской эпохи

13.  «Всешутейший собор» в системе европеизации русской культуры

14. Европеизированные россияне – новая историческая общность в эпоху Петра I

15. Досуг как составная часть государственной политики Петра I.

16. Просветительная деятельность в эпоху «дворцовых переворотов»

17. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Анны Иоанновны.

18. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Елизаветы Петровны

19. Инфраструктура учреждений культуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов» при правлении Екатерины 1

20. Любительские и первый профессиональный театр в эпоху «дворцовых переворотов»

21. Деятельность Екатерины II в сфере образования, воспитания и просвещения

22. Воспитательный Дом благородных девиц как синтез образования, воспитания и досуга

23. Основные формы досуга русского дворянства екатерининской эпохи

24. Зарождение в эпоху Екатерины II нового социального слоя – первых граждан России

25. Кодекс нравственности дворянина в эпоху Екатерины II.

26. Опыт выведения «новой породы людей» в эпоху Екатерины II.

27. Система учебных заведений в эпоху Екатерины II Воспитательные дома. Женское образование

28. Английский клуб

29. Салоны – школы светского воспитания

30. Воплощение идей декабристов в образовательной, журналистской, литературной и театральной деятельности 

31. Салоны, кружки и общества как формы досуга первой половины XIX в.

32. «Зеленая лампа» и «Арзамас» как художественные центры неформального общения и творчества

33. Социально-культурная ситуация в пореформенной России.

34. Частная жизнь как ценность. Дворянские усадьбы

35. Просветительская деятельность декабристов

36. Социально-культурная деятельность западников и славянофилов.

37. Хождение в народ как социально-культурное явление

38. Теория «разумного эгоизма» – программа формирования новых людей.

39. Светские развлечения в эпоху Александра II. Балы. Маскарады. Музыка вокзалов

40. Направления и формы культурно-досуговой и просветительской деятельности второй половины XIX в.

41. Просветительская деятельность Товарищества передвижных художественных выставок

42. Народные традиции в деятельности музыкального объединения «Могучая кучка»

43. Культурно-просветительная деятельность Народных домов

44. Направления молодежного движения конца XIX –нач. XX вв.

45. Полиция и церковь как субъекты организации социально-культурной деятельности в начале XX в.

46. Общекультурное значение деятельности объединения «Мир искусства»

47. Деятельность творческих объединений («Бродячая собака», «Привал комедианта», «Бубновый валет»)

48. Становление и развитие внешкольного образования и культурно-просветительной работы в начале ХХ в.

49. Кабаре жизни Серебряного века. Культивирование богемного образа жизни

50. Топ-менеджер Серебряного века С.П.Дягилев

51. Салоны Серебряного века. «Башня» на Таврической В.И.Иванова

52. Массовая культурно-просветительская деятельность Пролеткульта

53. Массовые формы воспитания народа в первые годы советской власти. Синяя блуза

54. Развитие самодеятельного движения в 20-30-е гг..

55. Массовые формы организации пропагандистского досуга в 20-30-е гг.

56. Критический анализ ленинских взглядов на социально-культурное переустройство России.

57. Культурная революция как составная часть социалистической революции        

58. Социально-культурные взгляды А. В. Луначарского

59. «Основы политпросветработы» Н. К. Крупской

60. Народные дома. Просветительная деятельность С. В. Паниной

 

Примерные темы докладов

1. Социально-культурная деятельность православной церкви.

2. Новая историческая общность – Святая Русь.

3. Досуговые социально-культурные институты в эпоху Петра I.

4. Масонство и русская культура.

5. Кодекс нравственности дворянина в эпоху Екатерины великой.

6. Дворянская усадебная культура.

7. Вольное экономическое общество.

8. Английский клуб.

9. Императорская публичная библиотека.

10. Воспитательное общество благородных девиц.

11. Салонная культура.

12. Эрмитаж как просветительный институт.

13. Социально-культурная деятельность декабристов.

14. Социально-культурная деятельность западников и славянофилов.

15. Разночинцы на исторической арене.

16. Хождение в народ как социально-культурный феномен.

17. Грезы о коммунальном жизнеустройстве Н. Г. Чернышевского.

18. Отмена крепостного права и возникновение новой исторической общности – свободного народа.

19. Социально-культурная деятельность земств.

20. Рабочий класс как новый субъект социально-культурной деятельности.

21. Синтез христианских и языческих ценностей в праздничной культуре Средневековой Руси

22. Кунсткамера – первый музей России.

23. Петровский мир смеховой культуры.

24. Новые формы досуга русского дворянства в эпоху Петра 1

25. Просветители петровской эпохи

26. Развлечения по обязанностям в эпоху Петра I.

27. Просветительная деятельность в эпоху Екатерины II

28. Развитие культуры и просвещения в России первой половины XIX в.

29. Агитбригады "синеблузников" как новое революционное массовое искусство.

30. Понятие «Серебряный век».

31. Социально-психологический портрет общности, выражающей понятие «Серебряный век».

32. Мечта-утопия элиты Серебряного века о революции-избавлении. Ответственность художника за судьбу отечества.

33. Роль и место культуры в осуществлении социально-культурных преобразований в трактовке Ленина и его оппонентов.

34. Правовое оформление статуса русского дворянина и развитие принципов дворянской идеологии и ценностей в эпоху Екатерины II

35. Рабочий клуб мятежного священника Г.А.Гапона.

36. Партийно-государственная самодеятельность.

37. Художник жизнеустройства Б. К. Пронин и его ночные клубы.

38. Основные направления революционного народничества.

 

Примерные темы для рефератов

1. Становление и развитие внешкольного образования и культурно-просветительной работы после революции; 20-30 годы.

2. Массовая культурно-просветительская деятельность Пролеткульта

3. Развитие самодеятельного движения в 20-30-е годы.

4. Массовые формы организации пропагандистского досуга в 20-30-е годы.

5. Структура и содержание деятельности Домов народного творчества.

6. Деятельность П.А.Столыпина по формированию российского фермерства

7. Социально-культурная деятельность и развитие самодеятельного движения в 1920-30 гг..

8. Театральная и просветительская деятельность Пролеткульта.

9. Литературная и просветительская деятельность Пролеткульта.

10. Агитбригады "синеблузников" как новое революционное массовое искусство.

11. Формирование рабочих клубов и Дворцов культуры в 1920-30 –е гг.

12. Информационно-просветительские и художественно-зрелищные формы пропагандистского досуга.

13. Основные направления и виды самодеятельного творчества.

14. Положительные и отрицательные аспекты социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в после революционный период.

15. Внешкольное образование в России на рубеже XIX- XX вв.

16. Деятельность большевиков по пропаганде марксизма в учреждениях культуры.

17. Культурно-просветительные организации большевиков как канал проведения марксизма.

18. Социально-культурные институты Серебряного века.

19. Новое религиозное сознание. Религиозно-философские собрания.

20. Собрание русских фабрично-заводских рабочих. Санкт-Петербургский рабочий клуб мятежного священника Г. А. Гапона.

21. Отражение в творчестве Н. К. Крупской противоречия между самодеятельной природой культурно-просветительной работы и административно-командными способами ее регулирования.

22. Роль и место социально-культурных институтов в социальных преобразованиях общества.

23. Партийно-государственная самодеятельность.

24. Теория и практика Пролеткульта.

25. Теоретики социально-культурной деятельности первых лет советской власти.

26. Формирование протестного потенциала общества во второй половине XIX в..

27. Просветительская и пропагандистская деятельность марксистских кружков.

28. Творческие искания, установки, религиозно-философские и художественные направления деятельности русской интеллигенции рубежа XIX - начала XX столетия.

29. Государственный характер культурно-просветительной работы.

30. Религиозно-философские собрания Серебряного века.

 

Методические рекомендации по написанию реферата, предусмотренного как часть самостоятельной работы студента при изучении учебного курса «История социально-культурной деятельности».

Подготовка реферата является одним из важных этапов обучения, предусмотренных в рамках дисциплины «История социально-культурной деятельности», а также одной из основных форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы.

Показателями высокой степени овладения студентом необходимыми знаниями, умениями и навыками являются способность творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Реферат относится к заданиям высокого уровня сложности, позволяя проверить качество овладения студентом содержанием учебного курса, а также умениями воспринимать, анализировать, обобщать информацию, самостоятельно анализировать научную, публицистическую, критическую литературу, применять специальную лексику и терминологию, логично и последовательно излагать свои мысли, делать аргументированные выводы, строить письменную речь.

Реферат представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема (10-15 страниц) и свободной композиции на выбранную тему. Реферат выражает индивидуальные впечатления и субъективное мнение автора по некоему поводу или предмету и потому не претендует на объективность и полноту. Реферат должен обладать внутренним смысловым единством и гармонией, непротиворечивостью суждений; его ключевые тезисы и утверждения должны быть аргументированы. Важно помнить, что реферат, выражающий личную позицию автора, не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на ее полный, законченный анализ. При написании реферата необходимо избегать как неясных, так и излишне «строгих» построений. Целью написания реферата является для студента – продемонстрировать, а для преподавателя – проверить способность самостоятельно анализировать и интерпретировать тексты по истории социально-культурной деятельности, формулировать и аргументировано излагать собственную оценку этих текстов. Структура реферата включает следующие компоненты: введение, в котором обосновывается тема, определяется исходная авторская позиция; основную часть, в которой приводятся размышления автора по теме реферата, а авторская позиция аргументируется; заключение, в котором суммируются сделанные выводы и приводится окончательная формулировка авторской позиции. Каждый из параграфов, составляющих основную часть реферата, содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, вывод, являющийся частью аргументации и ведущий к окончательной формулировке авторской позиции. Выделите ключевой тезис или тезисы автора, или авторов выбранных вами текстов. Прежде всего, подумайте о том, какова тема, раскрываемая автором или авторами выбранного вами текста или совокупности текстов. Как вы понимаете авторскую позицию, выраженную в этих текстах. Определите свою позицию по отношению к выделенным вами основным тезисам, выраженным авторами текстов. Сформулируйте аргументы вашей позиции по отношению к выбранному вами материалу, продумайте, какими доказательствами вы сможете воспользоваться. При оценке реферата наиболее существенными критериями являются новизна заявленной темы, глубина и оригинальность авторской позиции, логичность и непротиворечивость аргументации, широта демонстрируемой автором эрудиции. Реферат должен представлять собственную точку зрения, позицию, отношение автора к заявленной теме. Тема реферата должна быть раскрыта. В то же время реферат должен включать только ту информацию, которая необходима для высказывания и аргументации авторской позиции. Реферат должен восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Реферат должен иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац реферата должен содержать основную мысль. Изложение выводов должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация – убедительной, полной и непротиворечивой. Реферат должен показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи, корректно употребляя специальную терминологию. Язык, которым написан реферат, должен быть стилистически выдержанным, по возможности ярким и образным.

Правила оформления реферата. Реферат должен иметь титульный лист, на котором указываются: название министерства, вуза, факультета, выпускающей кафедры; тема реферата; ФИО студента, выполнившего реферат; ФИО, ученая степень, ученое звание преподавателя, проверяющего реферат; город, год. Содержание реферата предусматривает введение; основную часть, логически раскрытую совокупностью параграфов; заключение. В конце реферата приводится список литературы, оформленный по правилам ГОСТ 7.1.-2003. Используется шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5. Объем эссе должен составлять от 15 до 20 тысяч знаков с пробелами.  Сноски и список использованных источников, если они есть, должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.1. - 2003.

Подготовка и защита реферата. Реферат выполняется по определенной дисциплине. Выходить за рамки указанного норматива не рекомендуется. В процессе написания реферата студент приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Написание реферата условно складывается из следующих этапов: выбор темы; подбор и изучение литературы (нормативных актов, пособий, статей и практических материалов); составление плана работы; написание и оформление работы; сдача (защита) работы. Студент выбирает тему сам или с помощью преподавателя, ведущего занятия по соответствующей дисциплине. Студент самостоятельно подбирает необходимые информационные источники, позволяющие изучить и раскрыть тему работы наиболее полно, дополнив ими примерный перечень литературы и интернет-ресурсов. К ним относятся законодательные акты, учебники, учебные пособия, авторские работы, научные и исследовательские статьи. Общее количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований.  К защите реферата допускаются студенты, своевременно представившие преподавателю реферат, соответствующую требованиям. Оценка по результатам защиты работы выставляется по четырехбалльной шкале: 5 – «отлично»; 4 – «хорошо»; 3 – «удовлетворительно»; 2 – «неудовлетворительно». Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по итогам выполнения работы:

Критерии оценивания Традиционная шкала БРС
Работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, возможно содержание элементов научной новизны; собран, обобщен и проанализирован достаточный объем литературных источников; при написании и защите работы студентом продемонстрирован высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, теоретические знания и наличие практических навыков; работа хорошо оформлена и своевременно представлена на кафедру, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ; на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента на вопросы профессионально грамотны, исчерпывающие, результаты исследования подкреплены статистическими критериями. Оценка «5» 86-100 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке
Тема работы раскрыта, однако выводы и рекомендации не всегда оригинальны и / или не имеют практической значимости, есть неточности при освещении отдельных вопросов темы; собран, обобщен и проанализирован необходимый объем психологической литературы, но не по всем аспектам исследуемой темы сделаны выводы и обоснованы практические рекомендации; при написании и защите работы студентом продемонстрирован средний уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, наличие теоретических знаний и достаточных практических навыков; работа своевременно представлена на кафедру, есть отдельные недостатки в ее оформлении; в процессе защиты работы были неполные ответы на вопросы. Оценка «4» 73-85 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке
Тема работы раскрыта частично, но в основном правильно, допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы; в работе недостаточно полно была использована психологическая литература, выводы и практические рекомендации не отражали в достаточной степени содержание работы; при написании и защите работы студентом продемонстрирован удовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, поверхностный уровень теоретических знаний и практических навыков; работа своевременно представлена на кафедру, однако не в полном объеме по содержанию и / или оформлению соответствует предъявляемым требованиям; в процессе защиты студент недостаточно полно изложил основные положения работы, испытывал затруднения при ответах на вопросы. Оценка «3» 60-72 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке
Содержание работы не раскрывает тему, вопросы изложены бессистемно и поверхностно, нет анализа практического материала, основные положения и рекомендации не имеют обоснования; работа не оригинальна, основана на компиляции публикаций по теме; при написании и защите работы студентом продемонстрирован неудовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций; работа несвоевременно представлена на кафедру, не в полном объеме по содержанию и оформлению соответствует предъявляемым требованиям; на защите студент показал поверхностные знания по исследуемой теме, отсутствие представлений об актуальных проблемах по теме работы, плохо отвечал на вопросы. Оценка «2» 0-59 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке

Словарь основных терминов

Внешкольное образование – образовательно-воспитательные занятия, проводимые с различными слоями и группами населения на добровольной основе во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга.

Внешкольные учреждения – учреждения культуры и досуга, ведущие образовательно-воспитательную деятельность вне школы. К внешкольным учреждениям относят библиотеки, музеи, клубы, Дома, Дворцы культуры, лектории, Дворцы молодежи, детские и юношеские спортивные школы, художественные и музыкальные школы и студии и т.д.

Зрелище – представление, концерт, спектакль, инсценировка, массовое зрелище; предмет наблюдения. Хлеба и зрелищ! (лат. panern et circenses).

Карнавал – (лат. carnem levāre - «убрать мясо»; ср. с русским «мясопуст», начало поста): ряд событий, по времени предшествует Великому посту, аналогичен Масленице; распространенный в католических странах праздник, во время которого переодевались, организовывали яркие шествия, уличные гуляния, театрализованные представления, игры, ряженье, сохраняя ритуальные, обрядовые обычаи языческой культуры, олицетворяющие переход от зимнего к весеннему периоду, начало нового календарного цикла.

Культурно-досуговые учреждения – учреждения культуры и досуга, ведущие образовательно-воспитательную деятельность вне школы. К внешкольным учреждениям относят библиотеки, музеи, клубы, Дома, Дворцы культуры, лектории, Дворцы молодежи, детские и юношеские спортивные школы, художественные и музыкальные школы и студии и т.д.

Культурно-просветительные учреждения - учреждения культуры и досуга, ведущие образовательно-воспитательную деятельность вне школы. К внешкольным учреждениям относят библиотеки, музеи, клубы, Дома, Дворцы культуры, лектории, Дворцы молодежи, детские и юношеские спортивные школы, художественные и музыкальные школы и студии и т.д.

Культурно-просветительная работа – система профессиональной и общественной деятельности, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, других форм досуга.

Массовое театрализованное действо – масштабное зрелище, организуемое на открытых площадках, парках, стадионах, посвященное знаменательным датам. В период античного и средневекового театра, в годы Великой Французской революции сформировались традиции массовых действ. Появились массовые агитационные представления, возродились традиции площадного театра во Франции во второй половине 18 века, в 70-е годы 19 века в Дни Парижской Коммуны. В рамках календарных обрядов в отечественной практике сохранялись народные игры, разыгрывались массовые театральные действа до начала 20 века. Деятели советского театра после 1917 года ставили монументальные массовые представления.

Обряд – действия, строго определенные обычаем, церемония, чаще культового характера для выражения и закрепления определенных социальных отношений. Обряд сопровождает изменение социального статуса человека: свадьба, инаугурация, похороны, т.д.

Ритуал – порядок в традиционном смысле проведения определенной церемонии. Обрядовой церемоний становится религиозный ритуал, с приписываемым ей мистическим смыслом.

Самодеятельность – активность личности, направленная на реализацию своих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.188 с.)