Приемы, направленные на расширение антонимии глаголов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, направленные на расширение антонимии глаголов



 

Игра «Скажи наоборот»

Инструкция: дефектолог называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Слова: одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать), поднять (опустить), спрятать (найти), дать (взять), налить (вылить).

 

Игра «Выбери картинку»

Инструкция: называются слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

 Речевой материал: слова входят – выходят, подметает – отметает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, поливает – выливает, залезает – слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действие. Дефектолог называет слова, обозначающие действия дети закрывают соответственную картинку фишкой.

 

Игра «Подберите антонимы к данным ниже словам»

Цель: выявить степень сформированности умения подбирать антонимы к данным словам.

Инструкция: дети подбирают антонимы к произнесенным глаголам.

Слова: молчать, притихнуть, греметь, смеяться, просыпаться, зайти, улететь, работать, мириться и др.

Игра «Что хорошо, а что плохо?»

Инструкция: к словам хорошоплохо подобрать антонимы, из приведенных ниже (образец: хорошо трудиться – плохо лениться):

Глаголы: ссориться, терять, чистить, плакать, грустить, любить, пачкать, веселиться, дружить, находить печалиться, радоваться, смеяться, ненавидеть враждовать, заболеть, мириться, выздороветь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Упражнения, направленные на формирование навыка словообразования

Упражнение № 1.

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Инструкция: предложить детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

Речевой материал: мыла – вымыла, одевается – оделся, гладит – погладила, рисует – нарисовала, поливает – полил, чинит – починил, рубил – срубил, убирает – убрал, стирает – постирала.

 

Упражнение № 2.

Цель: дифференциация глаголов с приставками в импрессивной и экспрессивной речи.

Инструкция: дефектолог называет слово, обозначающее действие, дети должны показать соответствующую картинку. Предлагается детям назвать действия по картинкам.

Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, наливает – выливает, переходит – перебегает, залезает – слезает.

 

Упражнение № 3.

 Цель: дифференциация глаголов с приставками.

Инструкция: добавь слово, обозначающее действие.

Речевой материал: в клетку…(влетает), из клетки…(вылетает), через дорогу… (переходит), от дерева…(отходит), к дому…(подъезжа-

ет), в стакан…(наливает), из стакана…(выливает).

 

Упражнение 4. «Чем отличаются слова?»

Цель: дифференцировать возвратных и невозвратных глаголов. Инструкция: покажи на картинках, кто…умывается, обувает – обу-вается, купает – купается, качает – качается, одевает – одевается.

Упражнение 5. «Машина едет по дороге»

Цель: закрепление предложных конструкций. Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги – гараж, с другой стороны – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, мостики.

Инструкция: дефектолог помещает машину в определенное место на макете. Дети определяют, где «едет машина».

Речевой материал: машина выехала из гаража, машина подъехала к дому, машина переехала через мост, машина отъехала от дома, машина въезжает на гору и т.д.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Конспекты  занятий по развитию глагольного словаря

Занятие № 1.

Тема «Понятие действие»

Цель:

1. Выделение слов - действий в речевом потоке.

2. Соотнесение предметов с вопросами кто? что? действий с вопросом что делает?

3. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым однафигурным сюжетным картинкам.

Оборудование:

Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки: мальчик умывается, лебедь плавает, девочка умывается, лодка плавает, мальчик вытирается, утка стоит, девочка вытирается, автомобиль стоит.

Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки).

Ход занятия:

Организационный момент:

Дефектолог предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть).

1. Дефектолог объясняет детям, что они выполняли действия.

Потом вызываются двое детей, называется им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой – хлопает. Дефектолог спрашивает остальных детей: – Кто был внимательный? Кто скажет, что делает Наташа? (Она прыгает) – Что делает Саша? (Он хлопает) и т.д.

2. Работа возле умывальника. Одному ребенку поручается помыть руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста).

а) показываются выделенные предметы и задается вопрос кто это? или что это?

б) после ответов детей объясняет, что полотенце, мыльница, зубная щетка... – это предметы. Они отвечают на вопрос что?

в) знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом кто? что делает?

Что делает Витя? – моет руки.

Что делает мыльница? – стоит.

    Что делает полотенце? – висит.

Что делает зубная щетка? – лежит.

3.Динамическая пауза.

Игра «Летает – не летает».

Дети встают в круг. Дефектолог называет названия предметов и объектов (стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают.

4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым однафигурным сюжетным картинкам по образцу.

Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.

Дефектолог предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети, и предлагает составить предложение по своей картинке. Предлагается образец высказывания.

Образец: мальчик умывается.

После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают, показывают картинку и называют, то, что у них нарисовано.

Потом дефектолог предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу: кто это? что делает?

Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы.

5. Итог. Как различить слова - предметы и слова - действия? Придумывание слов - предметов и слов - действий.

Закрепление вне занятия

Игра «Дружные слова»:

а) выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка – плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина – едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает – утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет – синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

Игра «Летает, плавает, бегает».

Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:

а) «Топай – хлопай – прыгай!»

б) «Приседай – наклоняйся – поворачивайся!»

Игра «Подбери предмет к действию».

Игра «Подбери действие к предмету».

Рисование двумя руками одновременно «Светит солнышко».

Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

 

Занятие №2.

Тема «Образование глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени».

Цель: 1. Учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени. 2. Учить образовывать глаголы единственного числа настоящего и прошедшего времени.

Материал: небольшие стихотворения. Сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дефектолог называет действия, если ребенок услышит слово - действие, то садится.

1. Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному. Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем». А можно рассказать так, как будто все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали».

Дефектолог читает стишок в настоящем времени

«Лена по лесу гуляет и тихонько напевает»

Дети произносят стишок в прошедшем времени

«Лена по лесу гуляла и тихонько напевала»

Вова по лесу гуляет, громко песни напевает.

Вова по лесу гулял, громко песни напевал.

Котик по двору идет, маму Васька - кот нашел.

Котик по двору пошел, ищет маму Васька - кот.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова.

И дает нам к вечерку Молока парного.

И давала к вечерку Молока парного.

Мы ручки поднимаем. Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем и бегаем кругом.

Мы ручки поднимали. Мы ручки опускали,

Мы ручки подавали и бегали кругом.

Динамическая пауза. Дефектолог дает задание запомнить действия, которые он сейчас назовет и выполнить эти действия друг за другом.

Например: сесть – хлопнуть – топнуть.

2. Дефектолог показывает детям предметы, которые изображены в единственном и множественном числе, а дети подбирают к слову нужный глагол в настоящем времени.

Например:

Стол стоит – столы стоят.

Книга лежит – книги лежат.

Мальчик идет – мальчики идут.

Итог: Дефектолог называет слова - действия в настоящем времени и предлагает назвать это действие, если оно произошло, т.е. в прошедшем времени.

Закрепление вне занятий

Игра «Один-много» на образование глаголов ед. и мн. числа настоящего времени.

Игра «Выполни действие». На выполнение детьми сложной инструкции (топай – хлопай – прыгай).

 

Игра «Угадай действие, которое происходило давно». Дефектолог называет два действия в настоящее и прошедшем времени, а дети называют глагол в прошедшем времени (сидит – сидел, рисует – рисовал, поет – пел).

 

Занятие №3.

Тема «Глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода».

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов. 2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде (мужском и женском). 3. Развитие диалогической речи. 4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении.

Оборудование: парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки: самолет летит, утка летит, девочка идет, дождь идет, девочка стоит около стола, стакан стоит на столе, кошка лежит на диване, мяч лежит под диваном.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

Организационный момент. Дефектолог предлагает ребенку назвать слово - действие (топать, хлопать, прыгать) и сесть на стул.

Игра «Сейчас или раньше» – упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание): парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на

столах у детей (у каждого пара). Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.

Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов.

2. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» – упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол. Что делала Таня? и т.д.

Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня играл с машинкой. Что делал Ваня? и т.д.

Динамическая пауза: дети встают в круг. Дефектолог бросает мяч ребенку и называет глагол в настоящем времени, а ребенок должен его назвать в прошедшем и бросить мяч обратно дефектологу.

Например: Если говорит мальчик: умывается – умывался; если говорит девочка: спит – спала.

3. Игра «Исправим ошибки Гнома» – упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

4. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы (обычные прямоугольники).

Опорные картинки;

Таня (схема) конфеты. Таня купила конфеты.

Ваня (схема) конфеты. Ваня ел конфеты.

Итог

Закрепление вне занятия

Игра «Сейчас или вчера».

Игра «Эхо» – преобразование настоящего времени глагола в прошедшее по сюжетным картинкам.

Мальчик умывается – вчера мальчик умывался.

Девочка умывается – вчера девочка умывалась.

3. Игра «Запомни, повтори».

летал – плавал – ехал – стоял

стояла – летала – плавала – ехала

4.Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.

 

Занятие №4.

Тема «Преобразование глаголов повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед. числа настоящего времени».

Цель: учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед. числа настоящего времени.

Материал: сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент. Дефектолог называет глаголы в настоящем и прошедшем времени. Дети садятся, когда услышат глагол в прошедшем времени.

Игра «Выполни приказ»

Дефектолог вызывает ребенка и называет действие, и ребенок показывает это загаданное действие. Другие дети отгадывают. Дефектолог спрашивает: «Что выполнял Коля?» Дети отвечают: «Коля прыгал». Сейчас я буду командиром и буду отдавать приказ, послушайте «Коля прыгай». А сейчас вы будете отдавать приказ, а кто–то из вас будет их выполнять.

Дети называют глагол в повелительном наклонении, а ребенок выполняет это действие. Другие же дети, называют это действие.

Например, ребенок говорит: «иди», а дети констатируют факт «Маша идет» и т.д.

Динамическая пауза.

Игра «Мама–дочка».

Дети делятся на пары, кто-то из них мама, а кто-то дочка. Мама говорит «ешь», а ребенок «дочка» отвечает «я ем».

2.У каждого ребенка сюжетная картинка. Они называют действие, которое выполняет предмет. А потом отдают приказ (спи, иди, прыгай)

Итог занятия. Дефектолог припоминает, что они сегодня выполняли.

Выполнение заданий вне занятий

Игра «Выполни приказ».

Игра «Эхо» образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Игра с мячом «Кто летает? Кто прыгает? Кто ходит? Кто бегает?» подбор к глаголу летает как можно больше слов (самолет, птица, парашют).

 

Занятие №5.

Тема «Изменение формы глаголов 3л.ед. числа в форму 1л.ед. и множ. числа».

Цель: 1. Учить изменению формы глаголов 3л.ед. числа в форму ед. ч. и мн. ч. 2. Образование предложений с местоимениями: я, он, мы, они, ты.

Материал: Сюжетные картинки с изображением действий.

Ход занятия:

Организационный момент. Дефектолог произносит предметы, если ребенок услышит предмет, который прыгает, то садиться.

Игра «Он, я, мы».

Все дети встают в круг. Дефектолог говорит, что мы будем играть в интересную игру. Дефектолог произносит слово-действие и показывает на ребенка, тот начинает это действие выполнять. Дети говорят. Что этот ребенок выполняет, если дети угадали, ребенок произносит свое выполняемое действие. Потом это действие начинают выполнять все дети и произносят, что они выполняют.

Дети: «Он идет»,  ребенок: «Я иду»,  дети: «Мы идем».

2. Игра «Скажи про себя». Дефектолог показывает сюжетные картинки, где предмет выполняет действие. Ребенок должен ответить какое действие выполняется на картинке.

Например: «Змея ползет».

А потом ребенок говорит про себя: «Я ползу».

Динамическая пауза.

Игра «Петя»

Дефектолог читает стихи, а дети выполняют движения.

Петя играет с одним молотком, с одним молотком (ударять кулаком по столу)

Петя играет с 2-мя молотками, с 2-мя молотками (ударять двумя кулаками)

Петя играет с 3-мя молотками, с 3-мя молотками (ударять двумя кулаками и топать одной ногой)

Петя играет с 4-мя молотками, с 4-мя молотками (ударять 2-мя кулаками и топать обеими ногами)

Петя играет 5-ю молотками (ударять 2-мя кулаками, топать двумя ногами, и кивать головой)

Ребенок говорит про себя «Я прыгаю». Дети говорят про всех «Мы прыгаем».

Выполнение заданий вне занятий

Игра «Скажи про себя».

Игра «Петя»

Игра «Он, я, мы».

Нарисовать действие, которое выполняет один и много предметов.

 

Занятие №6.

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: Учить детей образовывать глаголы настоящего прошедшего и будущего времени.

Ход занятия:

Организационный момент. Дефектолог произносит слово-действие. Дети называют предметы, которые могут выполнять это действие. После этого дети садятся.

Дефектолог выполняет действие и говорит, что сейчас он «приседает». Дефектолог объясняет, что действие происходит в настоящее время.

После этого несколько детей выполняют действие и говорят, какое действие выполняется.

После того как действия будут выполнены дефектолог просит вспомнить, что делали дети (прыгали, хлопали, кивали, наклонялись) и объясняет, что действия уже совершились. То есть время, в которое выполнялись действия прошло, поэтому действия называются прошедшего времени.

Дефектолог так же рассказывает детям, что некоторые действия еще будут совершаться. Например, «Маша будет смеяться», «Паша будет прыгать», и просит эти действия детей выполнить.

Динамическая пауза.

Игра «Петя»

Дефектолог раздает детям картинки, они называют действие, которое они выполняют. После этого дефектолог дает образец выполнения задания.

Сейчас: Я иду

Что делал: Я шел

Что буду делать: Буду идти

Итог: Дефектолог напоминает, что дети образовывали слова настоящего времени. Дети называют глаголы настоящего времени. Потом глаголы прошедшего и будущего времени.

Закрепление заданий вне занятий

1. Игра «Сейчас, что было, что будет».

2. Игра «Один – много»

 

Занятие №7.

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: 1. Выделение приставочных глаголов в речевом потоке; 2. Практическое использование приставочных глаголов в речи; 3. запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочны-ми глаголами.

Оборудование: мяч, сачок, сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» (на столах у детей по 1 картинке), текст стихотворения СМ. Маршака «Мяч».

Ход занятия:

Организационный момент: Дефектолог называет глагол, а дети должны подобрать к нему как можно больше существительных. Ребенок, назвавший слово садиться. Например, ездит – машина, поезд, игрушка, велосипед

1. Выделение действий из отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».

Чтение дефектологом стихотворения.

Заучивание отрывка:

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – Вот и все!

3.Вопросы по содержанию:

О чем говорится в стихотворении?

Что сделал мяч?

Назовите действия мяча.

Какие три действия очень похожи?

Назовите их. (Покатился, докатился, подкатился).

2. Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Подойди к столу, обойди вокруг стола, отойди от стола к двери в раздевалку.

Выйди в спальню, подойди к кровати и иди в группу.

Войди в раздевалку, походи по ковру и приди в группу.

Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу, отнеси на окно.

Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы, отнеси в уголок природы.

Динамическая пауза.

Каждой паре детей дается мяч, первый ребенок выполняет любое действие с мячом, а второй должен назвать это действие. Потом мяч передается другому ребенку.

Игра «Наоборот» – преобразование приставочных глаголов–антонимов по образцу:

Дефектолог предлагает детям сказать наоборот произнесенную им фразу.

налить воду в стакан – вылить воду из стакана, войти в комнату – …, приехать в гости –…, открыть дверь –…, прилететь в порт –…, принести игрушку –…, подъехать к воротам –…, подойти к столу –…

5. Игра «Потерялись слова» – договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам.

1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.

2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.

3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.

Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.

Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами.

Итог. Припоминание 3 похожих слов-действий из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».

Закрепление вне занятия

Заучивание скороговорки «Ехали мы, ехали...».

Выделение приставочных глаголов из этой скороговорки.

3. Игра «Исправь ошибку» – закрепление понимания приставочных глаголов.

Дети наливают цветы на клумбе –

Мама поливает суп в тарелку –

Повар выливает запеканку подливой–

Ваня заливает воду из лейки –

Таня обливает воду в стакан –

4. Рисование или аппликация «Разноцветные мячи».

 

Занятие№7.

Тема: Глаголы-антонимы.

Цели: 1. Учить детей правильно подбирать глаголы–антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. 2. Развивать у детей чувство языка.

Ход занятия.

Организационный момент. Дефектолог говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совершаем каждый день».

1. Дефектолог рассказывает детям историю:

– Жил-был мальчик – упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать – он встает. Просит повернуться к ней – он отворачивается; убрать игрушки – он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял, как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа дефектолог уточняет действия с противоположным значением: ложиться – вставать, убирать – разбрасывать и т. п.

Динамическая пауза. Дефектолог предлагает детям встать, выйти из - за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик. Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки – поднять; встать из - за стола – сесть; открыть рот – закрыть; показать ладони – спрятать; согнуть руки – распрямить и т. п.

2. Игра «Картинки–перевертыши».

Дефектолог объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.

На первой картинке изображен мальчик, который чинит машинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Дефектолог продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение».

Когда дети составили предложение, дефектолог переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.

Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:

Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает). Малыш строит башню (ломает). Мальчик пачкает костюм (чистит). Бабушка выдергивает морковку (сажает). Мальчик ловит мяч (бросает). Девочка ловит бабочку (выпускает).

Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные действия.

3. Дефектолог объясняет, что каждый ребенок должен самостоятельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие – антоним (уже без наглядной опоры).

Итог занятия. Оцениваются ответы детей.

Закрепление вне занятия

Игра «Составь предложение».

У детей на столах разложены сюжетные картинки (этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки). Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть – отплыть, завязать – развязать, пододвинуть – отодвинуть, подлететь – отлететь, вбежать – выбежать, заходить – выходить и др.

2. Игра «Скажи наоборот». Из динамической паузы.

3. Игра «Испорченный телефон».

Дети делятся на пары, один ребенок называет глагол, а другой подбирает слово наоборот.

4. Закрепление глаголов антонимов на рисовании (веселый – грустный).

 

Занятие №8.

Тема: «Глаголы совершенного и несовершенного вида»

Цель: учить подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида при этом дети ориентируются на поставленные дефектологом вопросы что делает? что сделала?

Материал: Сюжетные картинки с изображением разных действий.

Раздаточный материал: парные сюжетные картинки с законченным и незаконченным действием.

Ход занятия:

Организационный момент. Дефектолог называет слово - действие, а дети, которые подобрали близкое по значению слово садятся.

1. Дефектолог вызывает двух детей мальчика и девочку. Каждому одинаковое задание (например, вырезать картинку). Когда из них кто - то закончит свою работу. Дефектолог спрашивает:

– Ребята, угадайте. Про кого я скажу: Про Катю или Мишу: «вырезал картинку»? (Про Мишу.) Значит, Миша совершил действие оно законченное или по - другому можно сказать совершенное.

– А как правильно сказать про Катю? Что она делает? (вырезает картинку) Действие Кати незаконченное, значит несовершенное.

Про те действия, которые совершены (сделаны), мы говорим совершенные. И наоборот несовершенные.

Динамическая пауза

Игра с мячом «Сделал, не сделал».

Дефектолог называет детям действие несовершенное и кидает мяч, ребенок придумывает и называет совершенное действие и кидает мяч обратно дефектологу.

2. Дефектолог вывешивает на панно сюжетные картинки. Детям необходимо сначала найти картинки с несовершенным действием, а затем с совершенным. Дети вызываются по одному и объясняют свой выбор.

Например, мальчик спит (действие не совершилось)

3. Дети выполняют задание индивидуально у себя на столах. Выкладывают картинки совершенного и несовершенного вида.

Итог занятия: дефектолог напоминает, что они сегодня называли слова - действия совершенные и несовершенные. После этого они по рядам называют сначала действия совершенные, а потом несовершенные.

Закрепление вне занятия.

1. Игра «Телефон»

Дети вспоминают и передают слова - действия. По заданию воспитателя сначала совершенные действия, а после несовершенные.

2. Игра «Угадай по действию предмет».

Дефектолог называет действия (летает, кружиться, порхает), а дети должны по словам действиям отгадать про кого говорит дефектолог.

3. Разложить правильно картинки. Картинки совершенного и несовершенного действия.

 

Занятие № 9.

Тема: «Залоговые отношения»

Цель: учить детей понимать залоговые отношения.

Материал. Парные сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети называют слово-действие. Выполняют это действие и садятся.

Дефектолог объясняет, что дети сейчас выполняли действие самостоятельно. Показывает детям картинки, на которых дети выполняют действие, дети называют эти действия. После этого дефектолог показывает картинки, где с детьми выполняет кто - то действие. Этой картинке дети подбирают соответствующую пару.

Например: девочка умывается – девочку умывает мама и т.д.

Динамическая пауза.

Игра «Кто лучший»

Дефектолог произносит действие, а дети выполняют его, кто лучше покажет действие – выигрывает.

2. Игра «Сам или не сам». Дефектолог показывает сюжетные картинки, на которых действия выполняют дети сами и им помогают выполнить действие взрослые. Кто даст больше правильных ответов, тот выигрывает. Ответ оценивается фишками.

Итог.

Дефектолог напоминает детям то, что они сегодня узнали

Закрепление материала вне занятий.

1. Игра «Сам или не сам».

2. Игра «Кто лучший»

3. Нарисовать действие, где дети выполняют его сами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.181 с.)