Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена

Поиск

 

Одно из главных требований гигиены - науки о сохранении и укреплении здоровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отды­ха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую деятельность, позволяя Максимально использовать все возможности организма человека. Примером положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспособность служит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую назвали уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и Слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.

Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип - система условных рефлексов. В результате длительного следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отри­цательно сказывается на состоянии организма.

Конечно, прежде всего, надо считаться с условиями, продиктованными профессиональной деятельностью. Работа, труд занимают большую часть времени бодрствования и должны быть организованы рационально, с учетом гигиенических требований.

Наилучшему восстановлению сил, полноценному отдыху способствует также регулярное выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно под­чёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления ак­тивной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их. следует плани­ровать в зависимости от занятости.

Человек проводит треть своей жизни в состоянии сна, а пятую часть этого времени у него занимают сны - приятные и (больше) неприятные. Исследования в области физиологии и нейрохимии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга, происходит смена а среднем 4-6 циклов с продолжительностью каждого 1-1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга - ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений). В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает его расстройство.

Большинство исследователей, работающих в данной области, полагают, что сновидения необходимы головному мозгу и что их отсутствие может вызвать раз личные психофизиологические расстройства. Считается, что сон со сновидениями - это разрядка мозга, особенно коры головного мозга - прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т е. во сне «проводится очистка» от всего лишнего и закрепление нужного и ценного,

Расстройства сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный сон неспокойный сон с ранним пробуждением. К расстройствам сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Исследования показали, что при расстройстве сна изменяется его структура - нарушается чередование циклов и уменьшается глубина парадоксального и ортодоксального сна. Какая должна быть минимальная продолжительность сна, ответить на этот вопрос трудно, потому что фундаментальных исследований в этом направлении нет. То, что сон нужен - отрицать нельзя, об этом свидетельствует не только краткий обзор, но и вся обширная литература по этой проблеме. Продолжительность сна у каждого индивидуума определяется наследственными факторами и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным. Например известно, что Наполеон спая в сутки 4 часа. Для некоторых лиц достаточно 4*5 часов; а для других - 9-10 часов сна. Пожилые люди спят меньше в связи с развитием у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических процессов уменьшением энергетических ресурсов. Студенты (учитывая высокие требования обучения я особенности развития их организма) должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни - 9-10 часов. Отход ко сну рекомендуется не позд­нее 23 часов, а подъем не ранее 7 часов.

Для того чтобы сохранить нормальный сон, необходимо спать при открытой форточке, всегда ложиться спать в определённое время, перед сном не следует кушать, пить кофе, вести волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или телевизионные передачи, вызывающие эмоциональные переживания, читать детективы. Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и креп­кому сну, поэтому напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом.

Существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных за­болеваний принадлежит систематическому закаливанию организма Повышение устойчивости организма к охлаждению - одно из наиболее доступных и эффективных средств, предупреждения инфекционных заболеваний. Вот почему такие доступные общеукрепляющие средства, как ежедневные обтирания тела прохладной водой или прием душа, обливание, купание с последующим растиранием воздушные ванны, солнечные ванны имеют исключительно большое значение. В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. При этом внешние раздражители рефлекторным путём вовлекают в терморегуляторные реакции сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма. Их деятельность постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека.

Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воды и воздуха.

Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как во да обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух.

Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень
Лучше проводить процедуры утром, после сна или утренней гимнастики. Первоначальная температура воды должна быть +33° - +34 «С, температура воздуха - +17, +20 °С. Температуру воды снижать через 3-4 дня на 1°С и постепенно за 1,5 - 2 месяца довести её до+20°-+18 °С ниже.

Закаливание водой подразделяется на следующие виды процедур: обтирание обливание, души, купания (методика проведения обсуждается на практических занятиях). Существуют ещё местные виды закаливания - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в повышении устойчивости к простудным заболеваниям, так как при этом закаляются самые уязвимые для охлаждения места организма. Обмывание стоп производится перед сном, первоначальная температура воды +2б6 * +28 ЬС, а затем доводят ее до +12в - +15 0С. полоскание горла - утром и вечером: начальная температура виды +23*  +25 0С, постепенно через неделю она снижается на 1-2 С и доводится до +5» - +10 С.

У многих молодых людей процесс обучения в вузе, техникуме совпадает с окончанием периода полового развития. Половое воспитание заключается не только в рассмотрении вопросов биологического и потребительского поведения Оно должно быть связано и с социально-этическими и психогигиеническими требованиями.

Период полового развития совпадает с периодом умственного и эмоциональ­ного развитая, когда молодой человек формируется как личность. «Бомбардировка» половыми гормонами мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление Эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического воспита­ния. Поэтому знания о половом поведении и его психогигиене имеют исключитель­но важное значение для молодёжи.

Известно, что в пубертатном периоде (12-18 лет) происходит поло­вое развитие, сопровождающееся экскрецией половых гормонов. Мужские половые гормоны - андрогены * обеспечивают андрогенизацию организма, т. е формирова­ние мужского фенотипа, а женские половые гормоны - эстрогены - способствуют проявлению женского фенотипа. Эти гормоны оказывают как морфогенетическое, так и поведенческое влияние, особенно на психоэмоциональную сферу,

В это время и возникает задача научиться управлять эмоциями. Это управле­ние необходимо ещё и потому, что эмоции любви, которые сопровождают половое поведение, становятся стимулятором умственной и творческой деятельности. При наступлении периода полового созревания отмечается отсутствие утомляемости, на­блюдается переход к отвлечённому мышлению, внимание укрепляется и становится более концентрированным, пробуждается интерес к книгам, музыке, искусству. С возникновением эмоций любви связаны мечты о великих подвигах, героических поступках. Когда говорят» что влюблённые талантливы, это означает, что эмоции люб­ви заставляют их быть более активными и целеустремлёнными. Такие люди работа­ют во много раз продуктивнее, их творческие способности принимают чрезвычай­ный размах

Сексуальные влечения управляемы, половая активность не потребительский феномен и с помощью волевых усилий можно переключить её на другой вид активности, в частности, на учебную деятельность. Очень важно выработать такую модель потребностей, чтобы молодые люди познали себя и могли управлять эмоциями.

 

Список литературы

 

4. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт " / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.

5.  Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 687 c.

6. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 695 c.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.008 с.)