Начало реформации в германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало реформации в германии



Расправа над Яном Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Наиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена августинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) Мартина Лютера. Он выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Реформация - это религиозное движение, охватившее в XVI-XVII вв. Центральную и Западную Европу. До XVI века церковь в Европе владела крупными феодальными владениями, и ее мощь могла продолжаться только до того периода, пока существует феодальный строй. Богатства церкви основывались на владении землей, церковной десятине и плате за обряды. Великолепие и убранство храмов поражало. Церковь и феодальный строй идеально дополняли друг друга.

С появлением нового, постепенно набирающего силу класса общества — буржуазии, ситуация стала меняться. Многие уже давно высказывали недовольство излишней пышностью обрядов и храмов церкви. Большой протест у населения вызывала и дороговизна церковных обрядов. Особенно недовольна была таким положением дел буржуазия, которая хотела вкладывать деньги не в пышные и дорогие церковные обряды, а в производство. В некоторых странах, где была сильной власть короля, церковь была ограничена в своих аппетитах. Во многих других, где священники могли хозяйничать вволю, ее ненавидело все население. Здесь Реформация нашла благодатную почву.

В 1517 году Мартин Лютер, доктор богословия, прибил к дверям церкви в Виттенберге, написанные им «95 тезисов». Основная мысль его сочинения человеку не нужно посредничество церкви для обращения к Богу, ему достаточно веры. Этот поступок стал началом Реформации в Германии. Лютер подвергся преследованиям со стороны церковных властей, требовавших его отречения от своих слов. За него вступился правитель Саксонии Фридрих, спрятавший доктора богословия в своем замке. Последователи учения Лютера продолжали бороться за проведение изменения церкви. Выступления, которые жестоко подавлялись, привели к Крестьянской войне в Германии. Сторонников Реформации стали называть протестантами. Революция началась в других странах Европы - Дании, Англии, Норвегии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Прибалтике, Польше.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. Главной идеей восстания было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его духовных лидеров Т. Мюнцер, путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, реформа церкви. Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгромили плохо организованные крестьянские армии. Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Её поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии. Швейцарский реформатор, выходец из Франции Жан Кальвин (1509-1564 гг.) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509- 1547 гг.). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов. Основанный Игнатием Лойолой орден иезуитов — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в1540 году. Официальное название - Общество Иисуса. Орден строился на принципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками реформации.

Созванный в 1545г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Н. Коперника, доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно, который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.

АБСОЛЮТИЗМ

Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточена в руках монарха, наметился в XVI веке в большинстве стран Европы, включая и Россию. Однако конкретные причины установления абсолютизма, формы и методы осуществления власти различались.

 

Основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции состояли в следующем:

Во-первых, в условиях реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Религиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Во-вторых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении государством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

В-третьих, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого, и было по средствам только королевскому двору.

В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торговлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правление Генриха VII, во Франции - Франциска I. Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был тайный совет (в его состав входили чиновники высшего ранга, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период установления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократилось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет. Формально, органы сословного представительства не прекращали своего существования. Однако во Франции во время правления ФранцискаI генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на его состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозных войн (1562-1594 гг. между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гугенотами). Католики опирались на поддержку Испании, при короле Филиппе II (1556-1598 гг.) ставшей оплотом контрреформации в Европе. Кроме того, Испания опасалась усиления Франции, которая конкурировала с ней за влияние на итальянские государства и также начала создавать собственную колониальную империю.

Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеевская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. Варфоломёевская ночь - массовое избиение гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 30 тысяч человек. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов. Возникновение гугенотской конфедерации и атолической лиги едва не привело к расколу Франции на два государства. Лишь с воцарением Генриха Бурбона (Генрих IV, правил в 1594-1610 гг.) был принят Нантский эдикт (1598 г.), гарантирующий защиту королевской властью прав и католиков, и протестантов.

В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму. В царствование королевы Елизаветы (правила в 1558-1603 гг.) знаменем оппозиции абсолютизму стала королева Шотландии Мария Стюарт (правила в 1542-1567 гг.), католичка. В ее претензиях на английский престол ее поддерживали часть английской знати, римско-католическая церковь, провозгласившая Елизавету еретичкой, и король Испании. Тем не менее, заговор, целью которого было возведение Марии Стюарт на трон, провалился, она была казнена. В ответ на это Филипп II снарядил флот «Непобедимую армаду», который должен был высадить в Англии 20-тысячный десант. Английский флот надолго завоевал господство на морях.

В правление Елизаветы I Англия стала быстро расширять свою колониальную империю. Под эгидой двора и на его средства создавались новые торговые компании и мануфактурные производства. Англия установила торговые и дипломатические отношения даже с отдаленной Россией, куда добирались только после нелегких плаваний по северным морям. Для очищения церкви от сторонников католицизма и враждебною англиканству кальвинизма (в Англии он принял форму пуританизма) в 1583 г. была учреждена особая комиссия (англиканский вариант инквизиции).

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испании, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие ограничили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентийца Макиавелли. Он обосновывал необходимость в интересах государства и его народа правления сильной личности государя, который действует решительно, рационально.

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. стала первым общеевропейским конфликтом, втянувшим в свою орбиту большинство государств Европы. Она была вызвана ростом противоречий на европейском континенте, которые накапливались десятилетиями и не могли найти мирного решения.

Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение Священной Римской (Германской) империи в конгломерат независимых государств. Номинально просуществовавшая, Германская империя была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.

Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических, геополитических интересах. Иначе говоря, наступало Новое время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.011 с.)