Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий час физической культуры, как одна из форм организации ппфп с учётом возрастных особенностей развития учащихся среднего и старшего возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, за время которых функции организма претерпевают существенные изменения. Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием. Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. К этому возрасту у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков величина этого прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет. Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно - силовых упражнений, пробеганием коротких (50-60 м.) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега. Следует иметь ввиду, что применение скоростно - силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного периода - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков. К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений. В старшем подростковом и юношеском возрасте (9-10 классы) принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается лишь количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100 метров, растет объем скоростно-силовых упражнений. Школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Силовые, в особенности статистические, упражнения вызывают у них быстрое развитие охранительного торможения. Таким образом, возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на тренировках. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно- силовым упражнениям. Широкое применение в 7-11 летнем возрасте находят прыжковые, акробатические, динамические упражнения на гимнастических снарядах. К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, вследствие относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные возможности для развития силы. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12 летнем возрасте можно довести до 14 км. В неделю. Хорошим средством развития общей выносливости служит ходьба и бег, чередуемый с ходьбой, передвижением на лыжах на дистанции от 1 до 1,5 км. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдается ввозрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в формировании некоторых двигательных навыков. Совершенствование гибкости в подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта. Использование в школьном уроке игр прикладного характера, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей. В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя. У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки. Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечнососудистой системы. При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий с взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии. Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности. Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей — элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.
В связи с этим различны и решаемые ППФП задачи:
Для среднего школьного возраста: · содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию; · способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах; · закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах; · формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке; · обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол); · ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др. Роль учителя на занятиях ППФП в среднем школьном возрасте заключается в том, что он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.
Для старшего школьного возраста: · укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения; · обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств; · углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля; · формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования. Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки ППФП носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста. Одной из форм проведения ППФП в школе, наряду с описанными выше, может являться форма военизированной игры. (См. Приложение)
Заключение Исходя из целей и задач данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы. 1. Урок, как основная форма организационно-методической работы физического воспитания даёт наилучшую возможность проведения ППФП в школе, а также, даёт возможность решить следующие задачи: - обучение детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях, - расширение фонда спортивных и непосредственно прикладных двигательных навыков (туристских, военно-прикладных, спортивно-специализированных и других), - выработка умений применять их в усложнённых условиях, -доведение усвоенных ранее двигательных умений и навыков до степени совершенства, необходимых для учащихся, которые готовятся продолжать своё образование в системе средних профессиональных и высших учебных заведений. 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности. 3. Третий час физической культуры в школе даёт возможность для более глубокого ознакомления учащихся с теоретическими основами ППФП, обучения их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повышения уровня физических качеств, необходимых будущим специалистам, подготовки их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта и освоения будущей профессией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранов С.П. и др. "Педагогика" М. "Просвещение", 2007. 2. Былеева Л.В. Статья "Подвижные игры на уроках /Физическая культура в школе" № 8. 2005. 3. Власов В.В. Статья "Игре все возрасты покорны /Физическая культура в школе" №6, 2004. 4. Гордиенко В.Г., Бобкин А.И., Статья "Нестандартное оборудование: проблемы, выбор, использование /Физическая культура в школе" №12, 1983. 5. Загорский Б. И. "Теория и методика физического воспитания" Москва. "Физкультура и спорт" 2008 г. 6. Ильинич. В.И. "Физическая подготовка студентов вузов". Издат. «Высшая школа». 1978г. 7. Коджаспаров Ю.Г. Статья "Игровая рационализация уроков /Физическая культура в школе" №5, 2008. 8. Лекарев В.С. Статья "Используя народные игры /Физическая культура в школе" №1, 2007. 9. Лях В. И., Зданевич А. А. "Комплексная программа физического воспитания. Программы общеобразовательных учреждений" Москва. "Просвещение" 2009 г. 10. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. "Теория и методика физического воспитания т. 2" учебник для ин-тов физ. культуры "Физкультура и спорт" 2001 г. 11. Нужный. А. А. "Физическая подготовка как важное средство становления специалиста гражданской авиации". 12. Полневский С.А. "Профессионально-прикладная подготовка в учебных заведениях". Издат. «ГЦОЛИФК» 13. Сушенок Л.А. Статья "ТСО на уроках физической культуры /Физическая культура в школе" №3, 2008. 14. Теленкова Г. Н. Статья "Урок-праздник /Физическая культура в школе" №5, 1995. 15. Матвеев А. П. "Физическая культура. Программы общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы" Москва. "Просвещение" 2008 г. 16. Матвеев. А. П. "Рабочие программы. Физическая культура. 1 - 4 классы" Москва. "Просвещение" 2011 г. 17. Харабуги Р.Д., "Теория и методика физического воспитания" Москва, «Ф. и С.», 2004. 18. Шиян Б. М. "Теория и методика физического воспитания", М., "Просвещение", 2008. 19. "Стандарты второго поколения. Программы по учебным предметам. Физическая культура. 5 - 9 класс" Москва. "Просвещение" 2010 г. 20. "Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре" Москва. "Владоспресс" 2004 г. П. К. Петров. 21. Реферат по дисциплине: Теория и методика физического воспитания. Тема: "Возрастные особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста". Открытый международный университет развития человека. 2008 г. 22. "Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры" № 889 от 30 августа 2010 г. 23. Письмо от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 "Основные направления развития физической культуры"
Приложение Примеры военизированных игр на 3-ем часе физической культуры, как одна из форм проведения ППФП в школе. 1. Цели военизированных игр Военизированная игра должна преследовать достижение определенной цели, иначе она быстро превратится в праздное развлечение, которое хотя и может на короткое время увлечь играющих, но не будет иметь воспитательного значения. Однако если в ходе игры слишком подчеркиваются ее воспитательные задачи, она приобретает характер официального занятия. Следовательно, чтобы игра оставалась игрой, ее надлежит проводить в соответствии с общественным смыслом всей воспитательной работы, избегая указанных крайностей — излишней развлекательности и чрезмерной дидактики. Важное место в военизированных играх принадлежит воспитанию детей, которое осуществляется, прежде всего, учителем физкультуры. Военизированные игры создают для этого неисчерпаемые возможности. Если военизированная игра интересна и оказывает на ее участников должное влияние, то она не обходится без дозы романтики и приключений. Ребята с азартом вживаются в роли действующих лиц отдельных игр. И вот здесь должно найти применение педагогическое мастерство учителя, его способность извлечь воспитательный смысл из поведения различных персонажей игры. Военизированные игры оказывают бесспорное воздействие на воспитание личности, на формирование характера молодежи, выражающего отношение человека к самому себе и к другим людям, отношение человека к работе, к ее результатам, к обществу, в котором он живет. Сам по себе правильный выбор тематики военизированных игр уже является действенным средством воспитания молодежи в духе любви к Родине, непримиримости к любым формам национального и расового неравноправия. Военизированные игры требуют не только известной степени физического развития, хороших физических данных, но также и определенного уровня психической подготовленности играющих. Поэтому возраст участников каждой игры можно указать лишь приблизительно. При правильном методическом подходе в игре могут с успехом участвовать ребята разных возрастных групп. Каждая военизированная игра имеет свою оптимальную продолжительность. Если игра затягивается, это притупляет интерес играющих, а при чрезмерном сокращении времени участники игры не успевают выполнить поставленные задачи. Тем не менее нужно заранее сообщить играющим время ее начала и конца. Военизированные игры укрепляют здоровье, воспитывают в учащихся навыки и умения, необходимые им для дальнейшей службы в армии, снижают возможные отрицательные факторы адаптации к военной службе. Содействуют гармоничному развитию личности.
2. Примеры военизированных игр. Переползание за платками Возраст: 11—13 лет. Играющие: две группы друг против друга. Пособия: шнуры и платок у каждого играющего. Играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга на расстоянии около 10 м, в шеренгах они расступаются на несколько шагов. Посередине между шеренгами укрепляется на колышках шнур, и каждый играющий навешивает перед собой на шнур свой платок. Затем в 2 м против каждой шеренги натягиваются на высоте около 30 см другие шнуры. По сигналу играющие падают на землю и ползут к платкам. Каждый стремится забрать наибольшее количество платков и возвратиться переползанием на свое место. Платки должны быть засунуты играющими сзади за пояс. Те, кому не удалось захватить платок со шнура, преследуют переползанием играющих с платками и стараются отобрать платки. Преследование прекращается, как только играющий прополз под шнуром перед местом, где стояла шеренга. Игра продолжается до тех пор, пока не удается доставить все платки за шнур. Побеждает та группа, которая захватила больше платков. Охотники против браконьеров Возраст: 10—13 лет. Играющие: две группы друг против друга. Местность: покрытая лесом или кустарником. Пособия: повязка (платок) на глаза. Играющие разделяются на равные по численности группы. Одна — браконьеры, другая — охотники. Задача охотников: вывести браконьеров за пределы охотничьих угодий. Они выделяют одного охотника, поручают ему выпроводить браконьеров, а сами располагаются вблизи на привал. Как только в поле зрения браконьеров оказывается этот охотник, они нападают на него, завязывают ему глаза и разными окликами заставляют его идти так, чтобы он сбился со своего пути. Затем развязывают ему глаза, и охотник может разыскивать своих товарищей, чтобы они помогли ему схватить браконьеров. Между тем браконьеры укрываются в 30 м вокруг того места, где отпустили охотника. Последний возвращается с подкреплением и начинается групповой поиск замаскированных браконьеров. Если в установленное время охотники найдут браконьеров, они побеждают, в противном случае — проигрывают. Время отсчитывается с момента, когда браконьеры сняли повязку с глаз охотника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.009 с.) |